Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Оптимизация»


Метод прогнозных сценариев в оценке конкурентоспособности туристских услуг

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.68-74

В научной статье графически отображена экономическая сущность метода прогнозных сценариев в оценке развития конкурентоспособности туристских услуг. Определены целевые (тактические) блоки развития и целевые сценарии развития, основанные на теории четных подмножеств. Разработана матрица альтернативных стратегий и соответствующие сценарии роста туризма мезо экономического уровня: оптимистичный; пессимистичный (оценка рисков) и оптимальный сценарий. 

Источники:

1. Галиуллин И.Р. Инновационные конкурентные преимущества предприятий сферы услуг: макро, мезоуровень исследования.  / И.Р. Галиуллин И.Р., И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2017. № 6. С. 68-73.

2. Жуковская И.В. Систематизация научных подходов к управлению конкурентоспособностью в сфере услуг: экономическая сущность, критерии // Микроэкономика. 2020. № 2. С. 29-37.

3. Леонов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий сферы услуг на основе формирования институционального пространства: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Леонов Егор Федорович. Санкт-Петербург, 2017.  206 с.

4. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: ЭКСМО, 2005. С. 542-543.

5. Khusaenov R.R. Development of Innovative Infrastructure Services in The Conditions of Discreteness of Its Components. International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology. 2020. Vol. 11, №3 (2020). pp. 276-291.

Сетевое планирование как метод оптимизации процессов переналадки

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.132-137

Производственные потери при переналадке наиболее объемны и критичны для производств с непрерывным циклом.

В статье рассматриваются вопросы оптимизации технологических процессов на примере процесса смены выпускаемого ассортимента на одной производственной линии непрерывного производства. Предлагается вариант оптимизации временного цикла технологической карты операций с применением методов сетевого планирования. Показана эффективность оптимизации как отдельного процесса переналадки на участке, так и всего комплекса работ по смене ассортимента. Процесс оптимизации временных затрат на смену ассортимента является предшественником внедрения техник бережливого производства, но не противоречит их параллельному внедрению. Не неся в себе финансовых затрат, оптимизация технологических карт методами сетевого планирования имеет значительное преимущество для внедрения.

Источники:
 
1. Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» [Электронный ресурс]. URL: https://xn—b1aedfedwqbdfbnzkf0oe.xn—p1ai/

2. Елагина В.Б., Царева Г.Р. Применение картирования потока создания ценности как инструмента бережливого производства // Электронный научный журнал «Век качества». 2021. № 3. С. 94–107.

3. Паршин И.А. Основные понятия и принципы бережливого производства // Инновации и инвестиции. 2020. № 6. С. 130–132.

4. Сафронова К.О., Цвиркунов Д.И. Исследование уровня зрелости применения бережливого производства на российских предприятиях // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2020. № 2.

5. Буснюк Н.Н. Разновидности задачи сетевого планирования, некоторые методы их решения и алгоритмические оценки // Труды БГТУ. Серия 3. 2019. № 2. С. 101–104.

6. Щеклеин В.С., Чоракаев О.Э. Подход к математическому моделированию производства на авиастроительном предприятии на основе развития метода сетевого планирования управления // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 4(3). С. 874–877.

Особенности исследования конкурентоспособности сферы услуг на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.105-109

В научной статье предложены направления поддержки конкурентоспособности сферы услуг на примере туристической отрасли Республики Татарстан. Обосновано формирование Приволжского туристско-волонтерского центра, позволяющего расширить дополнительные виды регионального внутреннего туризма и аккумулировать центр управления в точке, наиболее востребованной и посещаемой географически, которая объединяет информационное и цифровое сопровождение с помощью волонтеров.

Источники:

1. Сафина Г.М., Гаджиев З.Г., Доминова Л.Р. Рискоустойчивость организаций сферы услуг России в условиях пандемии COVID-19 // в сборнике: Комплексное развитие территориальных систем и повышение эффективности регионального управления в условиях цифровизации экономики. Материалы III Национальной (всероссийской) научно-практической конференции. Орел, 2021. С. 194-200.

2. Рзаитдинов Р.Р. Пути повышения конкурентоспособности в сфере услуг (на примере сети сервисных центров по ремонту техники) // Исследования молодых ученых: материалы XX Междунар. науч. конф. Казань: Молодой ученый, 2021. С. 33-36. URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16533/

3. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения // Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

4. Жуковская И.В. Дифференциация методов управления конкурентоспособностью на примере сервисного рынка услуг // Микроэкономика. 2021. № 3. С. 32-38.

5. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Максимизация маржинальной прибыли при известных кривых спроса

DOI: 10.33917/mic-6.101.2021.34-39

В статье рассматривается проблематика оптимизации управления ценообразованием предприятия. Разработана экономико-математическая модель, позволяющая исследовать зависимость маржинальной прибыли от цены на товар при известной зависимости объемов спроса на него от установленной цены. На основе исследования модели получена теоретическая оценка оптимального уровня цены товара, обеспечивающего предприятию максимум маржинальной прибыли от его продаж. Предложено обобщение модели на случай одновременных продаж нескольких товаров. Представлена формализованная постановка задачи совместной оптимизации цен и объемов поставок нескольких видов продукции при наличии ограничений на возможности поставок и финансирование переменных затрат предприятия.

Источники:

1. Аллен Р. Математическая экономия. М.: Издательство иностранной литературы, 1963. 

2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: Финансы и статистика, 1997. 412 с.

3. Вагнер Г. Основы исследования операций. М.: Мир, 1972. Т. 1. 332 c.

4. Вентцель Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. М.: Высшая школа, 2001. 208 с.

5. Гермейер Ю.Б. Введение в теорию исследования операций. М.: Наука, 1971. 384 с.

6. Демихова И.В. Основные аспекты ценообразования на предприятии //ЭКОНОМИНФО. 2012. №17.

7. Заложнев А.Ю. Внутрифирменное управление. Оптимизация процедур функционирования. М.: ПМСОФТ, 2005. 290 с.

8. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Айрис-пресс, 2002. 566 с.

9. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000. 424 с.

10. Козлов С.В., Мицель А.А. Максимизация маржинальной прибыли //Известия Томского политехнического университета. 2007. Т.311. №6. С. 8-10.

Проект создания новой мировой логистики. Часть I. История и экономика проекта

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.178.2021.36-47

В статье представлен один из самых перспективных и амбициозных в социально-экономическом, политическом, гуманитарном аспектах проект российских ученых: «Единая Евразия: Транс-Евразийский пояс РАЗВИТИЕ — Интегральная евразийская транспортная система (Единая Евразия: ТЕПР-ИЕТС)». Его основное предназначение — обеспечить связанность территорий РФ и их активное развитие, в первую  очередь — глубокое комплексное освоение Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Велика роль проекта в партнерском единении прогрессивного мирового сообщества; кардинально модернизированная Транссибирская магистраль — становой хребет проекта — призвана соединить Дальний Восток, включая Японию, с Западной Европой и в перспективе — с Северной и Южной Америкой. Это позволит осуществлять на территории РФ и стран, вошедших в проект, системную координацию всех видов транспорта, включая речной и морской, создать по сути единый всемирный логистический комплекс опережающего технико-управленческого развития. Создание ИЕТС укрепит геополитическое положение России как транспортного моста между мировыми экономическими и цивилизационными зонами, вызовет интерес со стороны КНР к интеграции схожего китайского проекта «Шелковый путь» с российским мегапроектом.

Реализовав мегапроект, Россия сможет предложить миру новый эффективный вариант неконфронтационного пути решения международных проблем, стать геоэкономическим и геополитическим интегратором на евро-азиатском континенте. Этот проект позволит заложить основы солидарного развития всех цивилизационных центров вокруг России как государства-цивилизации, сделает бессмысленным и невозможным санкционное давление на нашу страну, поднимет на качественно новый уровень авторитет и роль РФ в современном мире.

ГОСПЛАН — основные подходы к планированию социально-экономического развития России

Номер 8. Репертуар властвования
ГОСПЛАН — основные подходы к планированию  социально-экономического развития России

В статье рассматриваются организационные подходы к формированию в России ГОСПЛАНА как системы качественно новых инструментов мониторинга и планирования рыночного социально-экономического развития с опорой на инфраструктуру упорядоченной комплексной системы формализованных электронных рынков товарных ресурсов в рамках развития системы электронных торговых площадок. Объем данных, собранных со взаимосвязанных электронных торговых площадок, является информационной базой ГОСПЛАНА для выдачи результатов анализа тенденций рынка и оптимизационных рекомендаций («плановых заданий») госведомствам и органам управления соответствующих товарных рынков.

Системные основы решения управленческих задач взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с производственным сектором как основной фактор новой индустриализации России

Номер 2. Ледниковый период

Достижение высокой международной конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации требует преодоления хаотичности рыночного эволюционирования российских промышленных предприятий и научных структур. Авторы считают, что это должно опираться на соответствующие изменения в организационных структурах и управленческих технологиях функционирования и развития научных и производственных структур как базы для формирования научно-производственной суперсистемы России.

18 простых шагов модернизации бизнеса

Номер 6-7. Пружины неожиданностей

Бизнес независимо от его размеров, специфики и сферы интересов – важная составляющая российской экономики. Увеличение эффективности и конкурентоспособности бизнеса напрямую влияет на ее развитие. Сегодня на разных уровнях много говорят о необходимости модернизации экономики, что в первую очередь означает модернизацию бизнеса.