Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «конкуренция»


Актуальные проблемы цифровизации компаний на примере промышленного сектора

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.51-55

Обобщено понятие «цифрового двойника» как инструмента построения стратегического планирования для промышленного сектора. Обосновано применение лидерских «моделей» в стратегическом планировании, отражены этапы эволюции и этапы построения «цифрового двойника» в производстве.

Источники:

1. Андреев Ю.С., Царев М.В. Цифровые двойники в промышленности: история развития, классификация, сценарии развития. Экономика и управление. Санкт-Петербург, 2019. С. 45-46.

2. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения. Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

3. Минева О.К., Губанова А.В. Цифровая трансформация как инструмент развития конкурентоспособности промышленных предприятий. Креативная экономика. 2020. № 6. С. 17-18.

4. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Состояние и перспективы развития сферы услуг на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-3.110.2023.72-79

В научной статье предложен алгоритм определения совокупного туристского потенциала наиболее перспективных направлений развития внутреннего туризма на примере Республики Татарстан, таких как: молодежный туризм; культурно-познавательный туризм; спортивный туризм; круизный туризм; экологический туризм; деловой туризм.

Источники:

1. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения // Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

2. Регионы России. Социально – экономические показатели. 2021. Росстат. URL: http:// rosstat.gov.ru

3. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

4. Статистический сборник. Информационно-аналитические материалы. Методология. Росстат. URL: http:// rosstat.gov.ru

Исследование инновационного потенциала организаций сферы услуг на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.93-100

В научной статье проведено исследование инновационного потенциала организаций на примере крупнейших туроператоров Республики Татарстан. На основе элементов, составляющих мезо фрактал построена модель EVA, позволяющая оценить степень готовности к инновационным изменениям и к инновационному развитию туристских компаний региона.

Источники:

1. Портнов В.В. Контроллинг как механизм эффективного управления инвестиционной привлекательностью промышленного предприятия: диссертация … кандидата экономических наук: 08.00.05 / Портнов Виктор Валентинович. – Нижний Новгород, 2011.

2. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

3. Рагимханов А.В. Эффект синергии в исследовании конкурентоспособности предприятий на примере субъектов туристской дестинации Республики Татарстан / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 4. С. 80-85.

4. Святохо Н.В. Концептуальные основы исследования туристского потенциала региона // Экономика и управление. 2007. № 2. С. 30-36.

Направления развития российского туристического рынка на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.85-92

В научной статье представлены направления развития конкурентного рынка сферы услуг на примере туристских услуг Республики Татарстан. Отражена специфика рынка, обозначены ключевые задачи, представлен рейтинг наиболее востребованных бизнес-идей (стартапов) в регионе.

 
Источники:

1. Заруцкая В.С. Развитие туристического рынка России: проблемы и потенциал // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. №1. С.21-38.

2. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

3. Рагимханов А.В. Эффект синергии в исследовании конкурентоспособности предприятий на примере субъектов туристской дестинации Республики Татарстан / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 4. С. 80-85.

Исторические особенности развития и становления картельных сговоров в России и за рубежом

DOI: 10.33917/mic-6.107.2022.81-90

В научной статье проведен анализ определений понятия «картельный сговор» и рассмотрены исторические особенности развития картелей в России.  Учтен международный опыт применительно к вопросу исследования на примере США и Германии. Авторами сформулировано собственное определение картельного сговора как формы объединения хозяйствующих субъектов на основе ряда устных или письменных договоренностей, участники которой без отказа от финансовой, производственной и коммерческой самостоятельности достигают общих целей (влияние на цены, определение хода и результатов торгов, разделение территорий или потребителей) при взаимодействии с различными экономическими субъектами (картельные и некартельные компании, поставщики и заказчики товаров и услуг, прямые конкуренты, производители заменителей, государственные органы и др.).

Источники:

1.    Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2021 год. Москва, 2022. 471 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/688431

2.     Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год. Москва, 2021. 534 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/b-n-3609af5f-7476-4122-bb77-d04c49d96ca7

3.     Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2018 год. Москва, 2019. 632 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/685806

4.     Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2017 год. Москва, 2018. 806 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/658027

5.     Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год. Москва, 2017. 739 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/596439

6.     Клименков И.Н. Картель: сравнительный анализ подходов зарубежных стран и Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 7. С. 204-207.

7.     Лисицын-Светланов А.Г., Башлаков-Николаев И.В., Заварухин В.П. [и др.]. Картелизация Российской экономики: основные причины, последствия и пути их устранения // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 10. С. 903-913.

К вопросу проявления сговора на продовольственном рынке

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.110-115

В данной статье проведен подробный анализ определений понятия сговор и выявлены его характерные признаки. Авторами определено, что сговор является тайным незаконным соглашением, которое направлено на ограничение конкуренции с целью максимизации собственных доходов. Также рассмотрены такие формы проявления сговора между заказчиком, поставщиками и конкурентами как «таран», пассивное участие или отказ от участия в конкурсе, подача неконкурентоспособного предложения, вертикальный и горизонтальный сговор. Раскрыты современные проявления сговора с использованием аукционных роботов и меры противодействия им. Выявлены и представлены характерные признаки сговора между заказчиком и поставщиком товаров и услуг, которые способствуют его выявлению. А также определена роль Федеральной антимонопольной службы РФ в противодействии сговору на продовольственном рынке.

Источники:

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1989-1991. Т. 4.

2.  Есипов В.Е. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Издательство «Питер», 1999. 161 с.

3.Иванова Е.С. Эволюция развития ценовых сговоров: юридический и экономический аспекты // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2019. № 2. С. 5-21.

4. Кинев А.Ю. Борьба со сговорами на торгах – путь к снижению расходов государства // Юрист. 2016. № 1. С. 14-19.

5. Кононов С. Тендерные сговоры. Как понять, что торги честные и не потратить время зря. URL: https://vc.ru/u/889970-cornerstone/306564-tendernye-sgovory-kak-ponyat-chto-torgi-chestnye-i-ne-potratit-vremya-zrya

6. Куценко В.Е. Ценовой сговор // Инновационная наука. 2017. №1-1.  С. 128-130.

7. Лозовский Л.Ш. Универсальный бизнес-словарь / Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг, А.А. Ратновский. М.: ИНФРА-М, 1999. 640 с.

Особенности исследования конкурентоспособности сферы услуг на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.105-109

В научной статье предложены направления поддержки конкурентоспособности сферы услуг на примере туристической отрасли Республики Татарстан. Обосновано формирование Приволжского туристско-волонтерского центра, позволяющего расширить дополнительные виды регионального внутреннего туризма и аккумулировать центр управления в точке, наиболее востребованной и посещаемой географически, которая объединяет информационное и цифровое сопровождение с помощью волонтеров.

Источники:

1. Сафина Г.М., Гаджиев З.Г., Доминова Л.Р. Рискоустойчивость организаций сферы услуг России в условиях пандемии COVID-19 // в сборнике: Комплексное развитие территориальных систем и повышение эффективности регионального управления в условиях цифровизации экономики. Материалы III Национальной (всероссийской) научно-практической конференции. Орел, 2021. С. 194-200.

2. Рзаитдинов Р.Р. Пути повышения конкурентоспособности в сфере услуг (на примере сети сервисных центров по ремонту техники) // Исследования молодых ученых: материалы XX Междунар. науч. конф. Казань: Молодой ученый, 2021. С. 33-36. URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16533/

3. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения // Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

4. Жуковская И.В. Дифференциация методов управления конкурентоспособностью на примере сервисного рынка услуг // Микроэкономика. 2021. № 3. С. 32-38.

5. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Эффект синергии в исследовании конкурентоспособности предприятий на примере субъектов туристской дестинации Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.80-86

В научной статье произведен расчет синергетического эффекта от слияния мелких игроков туристического рынка по типу «моноформат». Представлена вариативная модель слияния региональных туроператоров в «мультиформат» в разрезе их «узкопрофилированного предложения» на примере Республики Татарстан.

Источники:

1. Афанасьев А.А. Слияния и поглощения как фактор реструктуризации корпоративных структур / И.В. Жуковская, А.А. Афанасьев // Экономика и управление. 2009. № 12 (50). С. 79-81.

2. Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY –сектора / И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

3. Беликова Е.В., Чернявская Е.Ю. Региональные особенности развития сервисной деятельности //Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. № 2. С. 94-101.

4. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения // Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

5. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике. / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Конкурентоспособность российского рынка туристических услуг: от теории к практике

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.39-44

В научной статье представлен анализ российского конкурентного рынка туристических услуг, классифицированы перспективные направления внутренних видов туризма, а также определена стратегия развития российского выездного (въездного) туризма.

Источники:

1. Официальные данные Федерального агентства по туризму. URL: https://tourism.gov.ru

2. Жуковская И.В. Современные методы исследования понятий «туризм» и «туристическая услуга»: от теории к практике // Микроэкономика. 2022. № 3. С. 38-45.

3. Шаматов И.К. Исследование рынка платных слуг мезо экономического уровня в контексте экономической нестабильности / И.К. Шаматов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2021. № 6. С. 78-82.

4. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Кто хочет быть первым? От конкуренции к служению верой во Христа

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.184.2022.128-133

В статье рассмотрены духовные предпосылки и слабые места современного понимания конкуренции, а также возможности ее преображения с точки зрения Истины — православной веры в Иисуса Христа, Сына Божьего.

1. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. С. 30.

2. Хазин М.Л. Мир на пороге новых времен [Электронный ресурс] // World Crisis. 2012. 22 июля. URL: http://worldcrisis.ru/crisis/1000041.

3. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // Социологические исследования. 1991. № 8. С. 124.

4. Иустин (Попович), преподобный. Философские пропасти. М., 2005. С. 263.

5. Brandenburger А.М., Nalebuff В.J. Co-Opetition: A Revolution Mindset That Combines Competition and Cooperation. N. Y., 1996.

6. Деминг У.Э. Новая экономика. М., 2006.

7. Полтерович В.М. Позитивное сотрудничество: факторы и механизмы эволюции // Вопросы экономики. 2016. № 11. С. 5–23.

8. Важенина И.С., Важенин С.Г. Конкурентное сотрудничество территорий в современном экономическом пространстве // Экономика региона. 2020. № 2. С. 406–419.

9. Лалу Ф. Открывая организации будущего. М., 2017. С. 242.

10. Семенчук В.В. Бизнес-хакинг. Ищи уязвимости конкурентов — взрывай рынок. М., 2019. С. 5.

11. Шляхов А.Л. Топ-менеджер мафии. Полный курс по ликвидации конкурентов. М., 2012. С. 27.

12. Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. М., 2018.

13. Глазьев С.Ю. Нравственные начала в экономическом поведении и развитии — важнейший ресурс возрождения России // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008. С. 420, 421.

14. Оберт Т.Б. Теория конкуренции: Учеб. пособие. Саратов, 2014. С. 11.

15. Катасонов В.Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». 4-е изд. М., 2015. С. 832.

16. Львов Д.С. Какая экономика нужна России? // Экономические и социальные перемены в регионе. 2003. № 20. С. 15.

17. Чан Ким В., Моборн Р. Стратегия голубого океана. М., 2016. С. 14.