Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «инновации»


Влияния мер государственной поддержки на инновационную активность компаний в Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-2.115.2024.5-22

В современных экономических условиях важное значение для компаний имеет их инновационное развитие. Инновационное развитие предпринимательства является актуальной темой для многих государств и прежде всего на новых рынках, связанных с производством материалов на основе углерода. В статье исследуются состояние инновационной активности компаний и меры государственной поддержки инновационной активности компаний, которые работают на рынке материалов на основе углерода. Проведена оценка современного состояния, проблем национальной инновационной системы и влияние государственной поддержки на инновационную активность компаний, которые занимаются созданием и производством материалов на основе углерода.

Источники:

1. Письмо Президента РФ от 30.03.2002 № Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». URL: www.consultant.ru

2. «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (утв. Правительством РФ 05.08.2005 № 2473п-П7). URL: www.consultant.ru

3. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1). URL: www.consultant.ru

4. Распоряжение Правительств РФ от 4 июля 2023 года №1789-р «Об утверждении комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла “Новые композиционные материалы: технологии конструирования и производства”». URL: www.consultant.ru

5. Калинов В.В. Становление концептуальных основ инновационной политики Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 4/16. С. 16-43.

Анализ зарубежного опыта активизации инновационной деятельности на различных уровнях управления экономикой

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.87-93

В научной статье представлен передовой опыт ведущих зарубежных стран по активизации инновационной деятельности. Установлено, что преимущественно организации для развития инноваций используют меры прямой и косвенной поддержки. Показаны принципы активизации и поддержки инновационной деятельности в зарубежных странах, выявлены основные инструменты государственного стимулирования и активизации инновационной деятельности в зарубежных странах.

Analysis of foreign experience of activating innovative activities at various levels of economic management

Национальное финансово-экономическое развитие. Анализ стратегических документов Российской Федерации

DOI: 10.33917/es-6.192.2023.78-83

Обосновывается необходимость реформирования системы стратегического планирования на современном этапе развития России, что позволит вывести нашу страну на ведущие позиции в мире. Анализируются документы в сфере стратегического планирования Российской Федерации, даются рекомендации по внесению изменений в российское законодательство по вопросам национального социально-экономического развития.

Источники:

1. Заседание Совета безопасности, в ходе которого обсуждались меры по совершенствованию системы стратегического планирования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Официальный сайт Президента Российской Федерации. 2021. 27 сентября. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/copy/66777

2. База рекомендаций Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. Официальный сайт Счетной палаты РФ. URL: https://rec.ach.gov.ru

3. Официальный сайт Счетной палаты РФ [Сайт]. URL: https://rec.ach.gov.ru/analitika?j&paramCard=1

4. Документы стратегического планирования [Электронный ресурс]. Официальный сайт государственной автоматизированной информационной системы «Управление». URL: https://gasu.gov.ru/stratdocuments

5. Гайнулин Д.Г., Воронин В.В., Панчихина О.В., Пальчиков Е.А., Тюпышев Д.А. Система стратегического планирования Российской Федерации: риски и перспективы // Инновации. 2018. № 4(234). С. 29–35.

Технология формирования цифрового двойника как драйвер развития цифровой экономики

DOI: 10.33917/mic-6.113.2023.71-75

В научной статье обобщены теоретические понятия цифрового двойника, классифицированы основные его виды в цифровой экономике. Изложены принципы работы цифровых двойников на примере производственного процесса и современного маркетплейса.

Источники:

 1. Губанова А.В. Цифровая трансформация как инструмент развития конкурентоспособности промышленных предприятий. Креативная экономика. 2020. 6. С. 17-18.

2. Жуковская И.В., Акаева В.Р., Кузьмин М.С. Актуальные проблемы цифровизации компаний на примере промышленного сектора. Микроэкономика. 2023. №4. С. 51-55.

3. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Организация стратегического управления научно-технологическим развитием

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.72-77

В условиях нарастания технологического отставания Российской Федерации от развитых стран, ограничения развития научных исследований и разработок из-за сужения возможностей научной кооперации, снижения доступа к мировым научно-техническим достижениям и научному оборудованию, а также низкого спроса государственного и предпринимательского сектора экономики на научную, научно-техническую и инновационную продукцию существенно возрастает роль стратегического управления научно-технологическим развитием, нацеленного на повышение роли науки в воспроизводственных процессах, обеспечение оптимального выбора приоритетных направлений науки, технологий и техники, концентрации имеющегося научно-технического и инновационного потенциала для их реализации в сжатые сроки.

В статье проанализирована действующая система государственного стратегического управления научно-технологическим развитием, даны рекомендации по ее совершенствованию с ориентацией на конечный результат научной, научно-технической и инновационной деятельности путем обеспечения целостности и непрерывности инновационных процессов.

 
Источники:
 
1. Наука. Технологии. Инновации: 2023: Краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 102 с.

2. Миндели Л.Э., Остапюк С.Ф., Фетисов В.П. Государственное управление научно-технической деятельностью в России: состояние и перспективы. М.: Институт проблем развития науки РАН, 2018. 108 с.

3. Остапюк С.Ф., Фетисов В.П. О совершенствовании модели стратегического управления в сфере науки и технологий // Микроэкономика. 2022. № 6. С. 5–18.

4. Черешнев В.А., Тодосийчук А.В. Наука в России: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник Российской академии наук. 2022. Т. 92. № 3. С. 201–212.

5. Тодосийчук А.В. Условия и факторы научно-технологического и инновационного развития экономики // Вестник Российской академии наук. 2023. Т. 93. № 3. С. 237–245.

Формирование инновационных механизмов экономического развития России

DOI: 10.33917/mic-5.112.2023.5-15

В современных условиях экономическое развитие страны должно базироваться на инновационной основе, обеспечивающей переход на новый технико-технологический уровень и импортозамещение высокотехнологичной продукции. В статье рассмотрен организационно-экономических механизм совершенствования технико-технологического уровня производства высококачественной продукции и предложен алгоритм его реализации, предусматривающий анализ и оперативное принятие решений при отклонении или не достижении, требуемых на данный момент времени решений, мероприятий по созданию и выпуску инновационной продукции. На базе предложенного механизма возможно учесть направления организационно-институционального и технико-технологического плана, что позволит увеличить темпы роста промышленного производства и ВВП Российской Федерации.

Источники:

 1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/
2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/
3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». URL: // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/
4. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34237/
5. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Правительством РФ 3 января 2014 г.). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157978/
6. Шепелев Г.В. О приоритетах научно-технологического развития // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т.2 № 3. С 16 -36.
7. Остапюк С.Ф., Фетисов В.П., Остапюк И.С. Подходы к выбору приоритетов в научно-технической сфере // Микроэкономика. 2023. № 1. С. 5 -22. https:doi.org/10.33917/mic-1.108.2023.5-22.
8. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». RL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22630/
9. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/
10. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69932/
11. Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре Сколково». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105168/
12. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221172/
13. Стратегия инновационного развития Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/
14. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/
15. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 1172 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137901/
17. Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2019 г. №773 «О критериях отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции» (вместе с «Требованиями к критериям отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, а также порядок их установления»). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326971/
18. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020 г. № 2204 «О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372290/
19. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358738/
20. Указ Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47651
21. Указ Президента РФ от 18 марта 2022 г. № 126 (ред. от 23.11.2022) «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411944/
22. Федеральный закон от 04 марта 2022 г. № 30-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139994/
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 337 «Об утверждении перечня отраслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в части 1 статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202203110015?index=2
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 06 марта 2022 г. № 296 «О внесении изменений в Правила отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики». URL: http://publication.pravo.gov.ru›Document…0001202203070003
25. Федеральный закон от 08 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru›Document…0001202203080001
26. Указ Президента РФ от 31 марта 2022 г. № 172 (ред. от 30.12.2022) «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413296/
27. Указ Президента РФ от 04 мая 2022 г. № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416361/
28. Распоряжение Правительства РФ от 05 марта 2022 г. № 430-р (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411064/
29. Указ Президента Российской Федерации от 05 мая 2022 г. № 95. «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012022030500 6
30. Ромашова Ю.А. Пути снижения себестоимости на предприятиях в нефтегазовой отрасли / Ю. А. Ромашова, Ю. Е. Ахметшина, П. Ю. Компанеец; науч. рук. О. В. Пожарницкая // Проблемы геологии и освоения недр: труды XX Международного симпозиума имени академика М.А. Усова студентов и молодых ученых, посвященного 120-летию со дня основания Томского политехнического университета, Томск, 4-8 апреля 2016 г.: в 2 т. Томск: Изд-во ТПУ, 2016. Т. 2. С. 1080-1081. URL: https://earchive.tpu.ru/handle/11683/32218
31. Пельменёва А.А. Оценка влияния качества нефтегазового оборудования на экономическую эффективность деятельности компании //Управление качеством в нефтегазовом комплексе (УКАНГ). 2013. № 3. С.23-26.
32. Пельменёва А.А., Федоров С.А. Совершенствование подходов к оценке научно-технических решений в нефтегазовом комплексе Российской Федерации //Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. ВНИИОЭНГ. 2017. №12. С. 45-53.
33. Шабанова Д.Н., Нелина В.В. Современные тенденции управления качеством проектов в нефтегазовой отрасли // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2022. №6 (210). С. 18-24. DOI:10.33285/1999-6942-2022-6(210)-18-24.
34. Макарова Е.Д. Инновационные проекты глобальной трансформации энергопространства // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2022. №6 (210). С.12-17. DOI:10.33285/1999-6942-2022-6(210)-12-17.

Аналитическая технология «экономического креста» — инструментарий моделирования эффективности замыкания ядерного топливного цикла

DOI: 10.33917/es-4.190.2023.92-101

Изменение приоритетов экономического развития при переходе к постиндустриальному обществу неизбежно заставляет пересматривать подходы к роли инноваций в современной экономике, в том числе и в атомной энергетике. Жизненные циклы ядерных энергоресурсов и атомных энергоблоков пересекаются, и на этом пересечении генерируется энергия, возникает выручка и пр. Остальные части этих жизненных

циклов — в основном затраты. Метод анализа этого пересечения жизненных циклов получил наименование «экономический крест». Цель исследования, представленного в статье, — определить условия, при которых итоговая выручка с учетом дисконтирования превысит суммарные затраты, и атомная энерготехнология будет прибыльной.

Источники:

1. Клейнер Г.Б., Рыбачук М.А., Карпинская В.А. Стратегическое планирование и системная оптимизация национальной экономики // Проблемы прогнозирования. 2022. № 3(192). С. 6–15.

2. Клейнер Г.Б. Инклюзивный рост в экономике замкнутого цикла // Экономическое возрождение России. 2022. № 3(73). С. 37–44.

3. Kleiner G.B., Rybachuk M.A., Karpinskaya V.A. Systemic factors and prerequisites for the inclusive growth of the russian economy // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2022. Vol. 287. P. 3–14.

4. Steblyanskaya A.N., Ai M., Efimova O.V., Kleiner G.B., Rybachuk M.A. Multi-capital approach for sustainable growth: experience from the oil & gas companies // Finance: Theory and Practice. 2022. Vol. 26. No. 4. P. 29–43.

5. Веретехина С.В., Клейнер Г.Б. Концептуальные положения управления социально-экономическими системами применительно к поддержке экспорта отечественной наукоемкой продукции в условиях новой экономической реальности // Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5. № 4. С. 244–251.

6. Адамов Е.О. «Прорыв» в ядерной энергетике // Энергетическая политика. 2019. № 4. С. 78–85.

7. Клейнер Г.Б. Новая теория экономических систем и ее приложения // Вестник РАН. 2011. № 9. С. 794–808.

Актуальные проблемы цифровизации компаний на примере промышленного сектора

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.51-55

Обобщено понятие «цифрового двойника» как инструмента построения стратегического планирования для промышленного сектора. Обосновано применение лидерских «моделей» в стратегическом планировании, отражены этапы эволюции и этапы построения «цифрового двойника» в производстве.

Источники:

1. Андреев Ю.С., Царев М.В. Цифровые двойники в промышленности: история развития, классификация, сценарии развития. Экономика и управление. Санкт-Петербург, 2019. С. 45-46.

2. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения. Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

3. Минева О.К., Губанова А.В. Цифровая трансформация как инструмент развития конкурентоспособности промышленных предприятий. Креативная экономика. 2020. № 6. С. 17-18.

4. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Исследование инновационного потенциала организаций сферы услуг на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.93-100

В научной статье проведено исследование инновационного потенциала организаций на примере крупнейших туроператоров Республики Татарстан. На основе элементов, составляющих мезо фрактал построена модель EVA, позволяющая оценить степень готовности к инновационным изменениям и к инновационному развитию туристских компаний региона.

Источники:

1. Портнов В.В. Контроллинг как механизм эффективного управления инвестиционной привлекательностью промышленного предприятия: диссертация … кандидата экономических наук: 08.00.05 / Портнов Виктор Валентинович. – Нижний Новгород, 2011.

2. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

3. Рагимханов А.В. Эффект синергии в исследовании конкурентоспособности предприятий на примере субъектов туристской дестинации Республики Татарстан / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 4. С. 80-85.

4. Святохо Н.В. Концептуальные основы исследования туристского потенциала региона // Экономика и управление. 2007. № 2. С. 30-36.

Цифровая платформа управления научно-технологическим развитием в пространстве экономического сотрудничества

DOI: 10.33917/es-1.187.2023.56-69

В условиях санкционной экономической и научно-технической блокады резко актуализировалась потребность в построении цифровых механизмов управления процессами импортозамещения на основе планово-координирующих компетенций, аналогичных компетенциям, которые были у Государственного комитета СССР по науке и технике.

Предлагается использование интеллектуальных цифровых платформ для управления развитием науки и техники на принципах советских информационных сетевых проектов ОГАС и ЕГСВЦ. Обосновывается необходимость использования цифровых информационно-коммуникационных технологий и вычислительных сервисов на различных уровнях управления инновационными агентами любых форм собственности через создание и конфигурирование многослойных информационно-управляющих полей.

 
Источники: 
1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Мировое сообщество в условиях сверхкритической бифуркации // Управление сложными организационными и техническими системами в условиях сверхкритических ситуаций: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, МНИИПУ, 21–22 апреля 2022 г. М.: ИНЭС, 2022. С. 9–12.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: Институт экономических стратегий, Ассоциация «Аналитика», 2016. 460 с.

3. Грабчак Е.П. Импортозамещение в энергетике России в условиях санкций // Управление сложными организационными и техническими системами в условиях сверхкритических ситуаций: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, МНИИПУ, 21–22 апреля 2022 г. М.: МНИИПУ, 2022. С. 16–18.

4. Грабчак Е.П., Логинов Е.Л., Чиналиев В.У., Епишкин И.И. Управление развитием сложных научно-технических комплексов на основе интеллектуальных цифровых платформ (реализация компетенций Госкомитета СССР по науке и технике в условиях цифровой экономики). М.: ИНЭС, 2023. 504 с.

5. Чиналиев В.У. Развитие политики импортозамещения в промышленности России // Управление сложными организационными и техническими системами в условиях сверхкритических ситуаций: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, МНИИПУ, 21–22 апреля 2022 г. М.: МНИИПУ, 2022.С. 50–53.