Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «экономический рост»


Влияние возобновляемой энергетики на экономический рост страны

DOI: 10.33917/mic-6.113.2023.89-94

Эффективное использование энергии является предпосылкой экономического развития. В статье выявляются взаимосвязи экономического роста и использования возобновляемых источников энергии. Исследование показывает, что возобновляемые источники энергии способствуют экономическому росту как развивающихся, так и для развитых стран.

Источники:

1. Armeanu D.S., Joldes C.C., Gherghina S.C., Andrei J.V. (2021). Understanding the Multidimensional Linkages Among Renewable Energy, Pollution, Economic Growth and Urbanization in Contemporary Economies: Quantitative Assessments across Different Income Countries’ Groups. Renew. Sustain. Energ. Rev. 142. doi:10.1016/j.rser.2021.110818

2. Baniya B., Giurco D., Kelly S. (2021). Green Growth in Nepal and Bangladesh: Empirical Analysis and Future Prospects. Energy Policy 149. doi:10.1016/j.enpol.2020.112049

3. Come Zebra E. I., van der Windt H. J., Nhumaio G., Faaij A.P. (2021). A Review of Hybrid Renewable Energy Systems in Mini-Grids for Off-Grid Electrification in Developing Countries. Renew. Sustain. Energ. Rev. 144. doi:10.1016/j.rser.2021.111036

4. Doytch N., Narayan S. (2021). Does Transitioning towards Renewable Energy Accelerate Economic Growth? an Analysis of Sectoral Growth for a Dynamic Panel of Countries. Energy 235. doi:10.1016/j.energy.2021.121290

5. Jenniches S. (2018). Assessing the Regional Economic Impacts of Renewable Energy Sources — A Literature Review. Renew. Sustain. Energ. Rev. 93 (October), pp. 35–51. doi:10.1016/j.rser.2018.05.008

6. Ogonowski P. (2021). Application of VMCM, to Assess of Renewable Energy Impact in European Union Countries. Proced. Comput. Sci. 192, pp. 4762–4769. doi:10.1016/j.procs.2021.09.254

7. Shrinkhal R. (2019). «Economics, Technology, and Environmental Protection», in Phytomanagement of Polluted Sites (Amsterdam: Elsevier), pp. 569–580. doi:10.1016/B978-0-12-813912-7.00022-3

Бедность, неравенство, национальное богатство: эмпирический анализ и следствия для политики

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.184.2022.70-81

Статья посвящена изучению бедности и неравенства при экономическом росте в наиболее развитых странах с общей направленностью на формирование социальной политики, согласованной с политикой роста. Целью исследования выступает проведение макроэкономического анализа бедности, неравенства и богатства в странах Большой семерки, Китае и России и обоснование по его результатам стратегии социального развития российской экономики. Методологию составляют эмпирический анализ и регрессионное моделирование, позволяющие выявить в сопоставительном ключе связность динамики релевантных показателей социального развития — уровня национальной бедности и богатства, коэффициента Джини и общего неравенства, темпа роста, индекса человеческого развития. Результатом исследования выступает точно подтвержденная эмпирическая связь между уровнем бедности и неравенства для рассмотренных стран — высокому значению одного параметра соответствует высокое значение другого. Следовательно, снижение бедности может предполагать снижение неравенства, причем не только относительного, но и абсолютного. Кроме того, установлено, что для развитых стран высокий уровень бедности и неравенства означает низкие значения индекса человеческого развития. Социальная политика, направленная на развитие человеческого потенциала, невозможна без согласования ее инструментов, в том числе обязательного согласования с проводимой макроэкономической политикой стимулирования роста. Размер национального богатства не гарантирует высокого темпа роста, как и низкой величины неравенства и бедности. Высокий уровень неравенства может сопровождать экономический рост, положительно влияя на темп роста, как это происходит в российской экономике. В связи с этим проводимая политика нуждается в обоснованном подборе мер стимулирования роста и одновременно мер снижения неравенства, которые не только могут и должны не ограничиваться налоговыми изменениями, требующими специального подтверждения влияния, но и предусматривают институциональные изменения, регулирующие создание и присвоение дохода.

Монетарная политика России: негативный накопительный эффект в рамках неоклассической модели и его преодоление

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.5-38

Денежно-кредитная политика является важнейшим инструментом политики экономического роста, но влияние любого инструмента с течением времени может ослабляться или усиливаться. Это состояние обозначим как накопительный эффект денежно-кредитной политики. Целью исследования выступает определение накопительного эффекта денежно-кредитной политики, с выявлением результативности ее мер в обеспечении роста российской экономики. Методологию исследования составляет монетарная теория, структурный анализ денежной массы, принцип «цели-инструменты» экономической политики и корреляционно-регрессионный анализ, позволяющие выявить наличие накопительного эффекта денежно-кредитной политики, определить ее влияние на релевантные макроэкономические цели: рост ВВП и инфляцию.

Результат исследования состоит в применении введенных показателей чувствительности целей макрополитики к инструментам денежно-кредитной политики, представляющих картину ослабления влияния денежно-кредитной политики на рост российской экономики. Увеличивающаяся монетизация сопровождалась, в частности, снижением темпа роста российской экономики, развертыванием рецессии, последствия которой сказываются на динамике экономического развития, сохраняя жесткий вариант денежно-кредитной политики – при повышении ключевой процентной ставки. Структурный анализ денежной массы по агрегату М2 позволил выявить те компоненты, которые при увеличении тормозят рост и снижают инфляцию, а также определить тесноту связи процентной ставки с изменяющимися компонентами денежной массы. Оценка накопительного эффекта денежно-кредитной политики по двум целям макроэкономического развития – росту и инфляции, и двум инструментам монетарной политики – денежной массе М2 и ключевой процентной ставке, подтвердила наличие отрицательного накопительного эффекта политики для цели роста и положительный накопительный эффект – по уровню инфляции. Для двух целей сразу положительный накопительный эффект монетарной политики подтверждается только для периода 2016-2018 гг. на интервале 2001-2020 гг. Тем самым денежно-кредитная политика, во-первых, обеспечивала сдерживание инфляции вне связи с ростом, во-вторых, обеспечивала по разным целям различные накопительные эффекты – за счет разной чувствительности цели к инструментам. Перспектива исследования видится в создании некоего агрегированного показателя, который бы позволял учесть общее влияние на динамику всего набора мер денежно-кредитной политики, а не раздельно по целям и инструментам, как представлено в настоящем исследовании.

Влияние таможенных платежей как института развития на стимулирование экономического роста

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.22-28

В статье кратко проанализировано влияние таможенных платежей на отдельные параметры финансирования расходов федерального бюджета, направленного на реализацию ключевых приоритетов и национальных целей, что будет способствовать ускорению экономического роста. Показано, что таможенные поступления в федеральный бюджет выступают важной характеристикой, позволяют своей частью удовлетворять общественные потребности, оставаясь одним из стабильных источников формирования его доходов.

Сделан вывод о необходимости внесения в контрольные показатели реализации Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 г.     показателей таможенных платежей, способствующих финансированию программ расходной части бюджета, влияющих на стимулирование экономического роста.

Источники:

 

1. Шумпетер Й.  Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

2. Стратегия развития федеральной таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р. – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

3. Клинова М.В., Сидорова Е.А. Россия – Евросоюз: продолжение санкционного противостояния // Вопросы экономики. 2017. № 6. С. 114-127.

4. Сенчагов В.К. (ред.). Модернизация финансовой сферы России: монография. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. 304 с.

5. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. М.: Министерство финансов Российской Федерации, 2019. С.30-40. 

6. Немирова Г.И. Администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России //Экономическая безопасность. 2019. Том 2. № 3. С. 245-253. 

7. Романов С.В., Беленчук А.А. (сост.). Бюджет для граждан к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов // Министерство финансов Российской Федерации. М., 2019.

Стратегический фактор энергетики в изменении тренда догоняющего технологического развития

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.178.2021.48-53

В статье рассматриваются проблемы структурной модернизации экономики России во взаимосвязи с использованием потенциала топливно-энергетического комплекса. Выявлены  закономерности структурной модернизации и определена роль топливно-энергетического комплекса как важнейшей  составляющей развития производительных сил страны. Формирование траектории устойчивого экономического роста требует повышения эффективности использования потенциала энергетического комплекса. Обосновано, что низкий технико-технологический уровень добывающих и перерабатывающих отраслей топливно-энергетического комплекса, дисбалансы ценообразования, девальвация рубля не отвечают стратегическим целям развития промышленности и достижения экономической безопасности

 

Источники:

 

1. Ленчук Е.Б., Филатов В.И. Российская экономика: поиск эффективной стратегии // Мир новой экономики. 2018. С. 18.

2. Калабеков И.Г. Россия, Китай и США в цифрах [Сайт]. URL: http://chius.ru.

3. Дубровский А.В. Размышления о структурно-технологических преобразованиях и либеральных альтернативах экономического развития России // Экономика устойчивого развития. 2020. № 2. С. 85.

4. Сорокин Д.Е. О способности России к социально-экономическим трансформациям // Экономическое возрождение России. 2019. № 1. С. 26.

5. Щербаков В.Н., Дубровский А.В. Модернизация экономики и проблемы эффективности // Самоуправление. 2020. Т. 2. № 2. С. 644.

6. Пасикун В.Н., Дубровский А.В. Методологические проблемы оценки эффективности инвестиционных проектов в промышленности // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-3. С. 910.

7. Макарова И.В. Система приоритетов развития России // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2014. № 1. С. 58.

Экономический рост и неравенство: пересмотр экономической политики

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.176.2021.76-87

Исследование посвящено изменению российской экономической политики в условиях «ковидного» кризиса и после него на базе учета предшествующей динамики. Основной задачей выступает запуск экономического роста в России при решении острых социальных проблем, которые присутствовали и до «ковидного» кризиса, — отсутствие роста реальных располагаемых доходов, высокий уровень бедности, сжатое потребление. Кризис значительно обострил указанные проблемы, способствовал увеличению безработицы, создал особый социальный режим дистанционной работы, породил диспропорции в распределении спроса и доходов. Уровень бедности и неравенства возрос, реальные располагаемые доходы и валовой внутренний продукт понизились, что актуализирует задачу определения связи экономического роста и неравенства в докризисный период, решение которой позволит выявить инструменты экономической политики, способные стимулировать рост при снижении уровня неравенства и бедности в стране. Методологию исследования составляет регрессионный анализ, проводимый на базе программного модуля Gretl 2020b, применение которого дает возможность отобрать наилучшие модели связи величины ВВП с неравенством и бедностью, а также выявить влияние набора параметров проводимой макроэкономической политики на темп роста дохода 20% беднейших и самых богатых граждан страны. В качестве таких параметров приняты ключевая процентная ставка, цена на нефть, уровень монетизации экономики, величина инфляции и величина бюджетных расходов. Тем самым удается установить, как изменение одних и тех же инструментов экономической политики влияет на динамику различающихся по уровню доходов слоев населения. Это позволит наметить на будущее возможности экономической политики, необходимые социальные меры поддержки населения в кризисной ситуации, пути обеспечения экономического роста одновременно с решением задачи опережающего темпа роста доходов наименее обеспеченных слоев населения. Перспективу предпринятых изысканий составляет исследование влияния различных институциональных, включая налоговые, изменений на динамику доходов различных групп населения страны

Национальное богатство недр как основа экономического развития страны

DOI: 10.33917/mic-1.96.2021.72-80

В статье рассмотрено отражение национального богатства недр в системе национальных счетов, приведена обеспеченность запасами некоторых видов минерального сырья, учитываемых в действующей системе оценки. Выявлены основные проблемы и даны предложения по методологической увязке показателей оценки   минерально-сырьевого богатства недр с системой национальных счетов и оценкой ВВП страны. Приведен пример оценки ценности многокомпонентной апатит-нефелиновой руды. Предложены меры по увязке оценки   национального богатства недр с оценкой ВВП страны в системе национальных счетов, обеспечения повышения уровня рационального недропользования, комплексности использования многокомпонентных руд.

Источники:

 

1. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевой базы Российской Федерации в 2018 году». М. МПР России, 2019. 370 с.

2. Структура и состав национального богатства России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rosinfostat.ru›natsionalnoe-bogatstvo/ (дата обращения: 17.11.2020).

3. Хоменко Т.А. Национальное богатство в системе национальных счетов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: inecon.org^Docs^ -paper_20141218.pdf. (дата обращения: 17.11.2020).

4. Национальные счета России в 2014 – 2018 годах. Статистический сборник//Росстат. М., 2019. 245 с.

5. Богатство недр России. Минерально-сырьевой и стоимостной анализ / науч. ред Б.К. Михайлов, О.В. Петров, С.А. Кимельман. – изд. 2-е доп. и перераб. Спб.: изд-во ВСЕГЕИ, 2008. 484 с.

6. Приказ МПР России от 04.09. 2018 г. N 413 «Об утверждении официальной статистической Методологии оценки запасов полезных ископаемых в натуральном и стоимостном измерениях и их изменений за год». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

О некоторых факторах экономического роста и развития регионов

DOI: 10.33917/es-6.172.2020.78-85

На протяжении нескольких лет отмечается значительный интерес к развитию регионов и их вкладу в национальную экономику как в России, так и в зарубежных странах. Регионы отличаются неравномерностью экономического развития, объемами налогов и сборов, поступающих в федеральный бюджет. Причем в России такая неравномерность в региональном развитии особенно сильна, чему способствует налоговая политика, влияющая на уменьшение налоговой самостоятельности регионов и не стимулирующая их к развитию доходной базы. Задача достигнуть равновесия между регионами-донорами и регионами-реципиентами, сократить количество дотационных регионов, создать стимулы для повышения их доходов и экономического роста — одна из актуальных для российской экономической политики.

Источники:

 

1. Ohmae K. New model China [Электронный ресурс] // Project Syndicate, 2002, July 31. URL: https://www.projectsyndicate.org/commentary/new-model-china?barrier=accessreg.

2. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. М.: АСТ, 2008.

3. Куценко Е.С., Абашкин В.Л., Исланкина Е.А. Фокусировка региональной промышленной политики через отраслевую специализацию // Вопросы экономики. 2019. № 5. С. 65–89.

4. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2016 г. № 445 (ред. от 26 декабря 2019 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами“» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минфина России. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/govprog/regfin/

5. Климанов В.В., Лавров А.М. Межбюджетные отношения в России на современном этапе // Вопросы экономики. 2004. № 11. С. 111–125.

6. Zhuravskaya E. Federalism in Russia // Russia after the global economic crisis. Washington, D.C.: Peterson Institute for International Economics. 2010. P. 59–77.

Трудовой потенциал предприятия: новые формы активизации

DOI: 10.33917/es-6.172.2020.130-137

В статье рассматриваются мотивационные интересы, обеспечивающие экономический рост в условиях трансформационного процесса. Доказывается, что главную роль играют интегрированные интересы технологически связанных отношений по результатному показателю. Обосновывается, что материальное стимулирование, хотя и выступает одним из важнейших факторов активизации трудового потенциала, однако не раскрывает глубину мотивационной сущности трудовых отношений и ведет к снижению результативности деятельности. Целью настоящего исследования является разработка механизма активизации трудовых процессов, от которого зависят эффективность использования ресурсного потенциала и рост экономики.

Источники:

1. Макарова И.В., Фомичева Л.М. К вопросу о роли культуры в развитии экономики // Самоуправление. 2019. № 1. С. 91–94.

2. Федеральная служба государственной статистики [Сайт]. URL: http://www.gks.ru.

3. Щербаков В.Н., Дубровский А.В., Макарова И.В. Макроэкономические аспекты коммерциализации инноваций: Монография. 2-е изд. М.: ИТК «Дашков и К», 2019. 492 с.

4. Сорокин Д.Е. О способности России к социально-экономическим трансформациям // Экономическое возрождение России. 2019. № 1. С. 23–28.

5. Щербаков В.Н., Дубровский А.В., Мишин М.Ю. Макроэкономические проблемы венчурного инвестирования реиндустриализации промышленного производства // Бизнес в законе. Международный экономико-юридический журнал. 2013. № 5. С. 263–265.

6. Сопилко Н.Ю., Щербакова Н.С. Основы управления производственными и материальными потоками. М.: РУДН, 2019. 105 с.

7. Пасикун В.Н., Дубровский А.В. Ключевые проблемы активизации инновационно-инвестиционных процессов в российской экономике // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. 2015. № 74.

Структура экономического роста стран Евразийского союза

DOI: 10.33917/es-2.168.2020.112-123

Цель исследования сводится к определению сложившихся моделей роста стран Евразийского союза по расходам ВВП и секторам (обрабатывающий, сырьевой трансакционный). Методологию исследования составляет макроэкономический анализ динамики основного индикатора экономического развития — валового внутреннего продукта. Методом исследования является структурный анализ, позволяющий получить структурную формулу для расчета вклада каждого компонента ВВП в темп роста, а также сравнительный анализ моделей динамики рассматриваемых стран — Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России. Результатом исследования являются полученные структурные соотношения, позволяющие измерить влияние структуры инвестиций на темп роста, критерии, описывающие экономический рост при соответствующем изменении национального богатства страны, а также идентификация моделей экономической динамики по странам Евразийского союза. Показательно, что в Казахстане и России доминирует трансакционный сектор, в то время как в других странах обнаруживается смешанная модель или индустриальный рост, как в Белоруссии. По компонентам ВВП по расходам страны обнаруживают либо смешанную, либо потребительскую модель (Киргизия, Россия), однако наибольший вклад правительственных расходов в темп роста обеспечивается только в Казахстане. Выявлено также, что в странах Евразийского союза реакция на кризис 2009 и 2015 гг. была принципиально разной. Поиск факторных условий такой сложившейся динамики, а также влияния союзных экономических отношений на формирование модели роста в каждой стране составляют аналитическую перспективу

Источники: