Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «ресурсы»


Влияние возобновляемой энергетики на экономический рост страны

DOI: 10.33917/mic-6.113.2023.89-94

Эффективное использование энергии является предпосылкой экономического развития. В статье выявляются взаимосвязи экономического роста и использования возобновляемых источников энергии. Исследование показывает, что возобновляемые источники энергии способствуют экономическому росту как развивающихся, так и для развитых стран.

Источники:

1. Armeanu D.S., Joldes C.C., Gherghina S.C., Andrei J.V. (2021). Understanding the Multidimensional Linkages Among Renewable Energy, Pollution, Economic Growth and Urbanization in Contemporary Economies: Quantitative Assessments across Different Income Countries’ Groups. Renew. Sustain. Energ. Rev. 142. doi:10.1016/j.rser.2021.110818

2. Baniya B., Giurco D., Kelly S. (2021). Green Growth in Nepal and Bangladesh: Empirical Analysis and Future Prospects. Energy Policy 149. doi:10.1016/j.enpol.2020.112049

3. Come Zebra E. I., van der Windt H. J., Nhumaio G., Faaij A.P. (2021). A Review of Hybrid Renewable Energy Systems in Mini-Grids for Off-Grid Electrification in Developing Countries. Renew. Sustain. Energ. Rev. 144. doi:10.1016/j.rser.2021.111036

4. Doytch N., Narayan S. (2021). Does Transitioning towards Renewable Energy Accelerate Economic Growth? an Analysis of Sectoral Growth for a Dynamic Panel of Countries. Energy 235. doi:10.1016/j.energy.2021.121290

5. Jenniches S. (2018). Assessing the Regional Economic Impacts of Renewable Energy Sources — A Literature Review. Renew. Sustain. Energ. Rev. 93 (October), pp. 35–51. doi:10.1016/j.rser.2018.05.008

6. Ogonowski P. (2021). Application of VMCM, to Assess of Renewable Energy Impact in European Union Countries. Proced. Comput. Sci. 192, pp. 4762–4769. doi:10.1016/j.procs.2021.09.254

7. Shrinkhal R. (2019). «Economics, Technology, and Environmental Protection», in Phytomanagement of Polluted Sites (Amsterdam: Elsevier), pp. 569–580. doi:10.1016/B978-0-12-813912-7.00022-3

Состояние геологоразведочных работ в России на современном этапе

DOI: 10.33917/mic-3.110.2023.80-85

В статье рассмотрено экономическое и ресурсное состояние геологоразведочных работ в России. Отмечены проблемы, с которыми сталкивается геологоразведочная отрасль. Предложены пути решения проблем в инвестировании геологоразведочных работ за счет поддержки государства и урегулирования налогового законодательства.

Источники:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года» от 22 декабря 2018 г. № 2914-р. – Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

2. Будущее российской геологоразведки в условиях санкций. URL: https://sectormedia.ru/news/neftegazodobycha/budushchee-rossiyskoy-geologorazvedki-v-usloviyakh-sanktsiy/

3. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. URL: https://www.mnr.gov.ru

4. Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № 515).

5. Геологоразведка: тренды и перспективы. URL: http://eage.ru/upload/File/Обзор_трендов_и_перспектив_геологоразведки_WEB.pdf

6. Росгеология: в 2022 году объемы геологоразведки существенно не снизились. URL: https://rg.ru/2022/12/27/rosgeologiia-v-2022-godu-obemy-geologorazvedkisushchestvenno-ne-snizilis.html

7. Роснедра: Сведения о выполнении геологоразведочных работ за январь-июнь 2022 года – форма №2-гр. URL: https://nangs.org/analytics/rosnedra-svedeniya-ovypolnenii-geologorazvedochnykh-rabot-za-yanvar-dekabr-2018-goda-forma-2-gr-rar-xls

8. Агафонова А.С., Мелехин Е.С. Эффективность результатов выполнения подпрограммы «воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр» // Сборник тезисов студентов «Вопросы экономики и управления нефтегазовым комплексом». М.: ГРУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2022. С. 35-36.

Исследование инновационного потенциала организаций сферы услуг на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.93-100

В научной статье проведено исследование инновационного потенциала организаций на примере крупнейших туроператоров Республики Татарстан. На основе элементов, составляющих мезо фрактал построена модель EVA, позволяющая оценить степень готовности к инновационным изменениям и к инновационному развитию туристских компаний региона.

Источники:

1. Портнов В.В. Контроллинг как механизм эффективного управления инвестиционной привлекательностью промышленного предприятия: диссертация … кандидата экономических наук: 08.00.05 / Портнов Виктор Валентинович. – Нижний Новгород, 2011.

2. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

3. Рагимханов А.В. Эффект синергии в исследовании конкурентоспособности предприятий на примере субъектов туристской дестинации Республики Татарстан / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 4. С. 80-85.

4. Святохо Н.В. Концептуальные основы исследования туристского потенциала региона // Экономика и управление. 2007. № 2. С. 30-36.

Россия в сверхкритической ситуации: управление восстановлением функций жизнеобеспечения для преодоления последствий природной макрокатастрофы

DOI: https://doi.org/10.33917/es-5.179.2021.28-35

Сверхкритическая жидкость — это такое состояние вещества, когда его температура и давление выше критической точки. Сверхкритическая ситуация — это такое состояние экономики в ее совокупных проявлениях и взаимовлиянии, при котором состояние ключевых профилей жизнеобеспечения ниже критической точки управляемости. Различные прогнозы все более актуализируют вероятность природной (и техногенной) макрокатастрофы (падение крупного метеорита, землетрясение силой в 10–12 баллов и иные, а также пандемия, аналогичная COVID-19, но с более тяжелыми последствиями). Как показала коронавирусная пандемия, к такого рода катастрофам  современная цивилизация становится все более уязвимой. Для преодоления дестабилизационных трендов природной (и техногенной) макрокатастрофы необходимо упреждающее принятие в России комплекса мер, резко повышающих эффективность госуправления в отношении перечня регулируемых ресурсных, экономических, технических, социальных и иных параметров с вписыванием механизмов и процедур госуправления в рыночные механизмы и структуру формирования бюджета с учетом внешних и внутренних факторов жизнедеятельности суперсистемы

Russia in Supercritical Situation: Managing Restoration of Life-Support Functions to Overcome the Consequences of a Natural Macro Catastrophe

Источники:

1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Coronavirus superstrategy: мировая проекция финансовой модели catastrophe just-in-time для выхода из кризиса на новую геоэкономическую нормальность [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2020. № 4. С. 6–19. DOI: 10.33917/es-4.170.2020.6-19.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: Институт экономических стратегий, Ассоциация «Аналитика», 2016. 460 с.

3. Грабчак Е.П., Логинов Е.Л. Актуализация элементов централизованного государственного управления в рыночной среде ТЭК России в условиях многофакторной нестабильности с расширенной компонентой неопределенности // Искусственные общества. 2020. № 2. С. 7.

Конкурентное преимущество и модель управления предприятием

DOI: 10.33917/mic-2.91.2020.38-41

В статье рассматриваются вопросы современной ресурсной теории конкурентного преимущества и выбора соответствующей модели управления предприятием в условиях возрастающей рыночной неопределенности. 

Источники:

1. Пастор С., Пятанова В.И. Стратегии транснациональных корпораций для меняющихся моделей международной торговли //Международная торговля и торговая политика. № 2 (10). С.136-146.

2. Lis T. Competitive factors of enterprises in dynamic environment. Effectiveness and Competitiveness of Modern Business. Concepts – Models – Instruments. Crakow University of Economics, 2016. pp. 25-32.

3. Quinn R.E., Faerman S.R., Thompson M.P, McGrath M.R., Becoming a Master Manager. A Competency Framework. 3rd Edition, Wiley, 2002.

4. Quinn R.E., Faerman S.R., Thompson M.P, McGrath M.R., Becoming a Master Manager. A Competing Values Approach. 6th Edition, Wiley, 2015.

5. Quinn R.E., Faerman S.R., Thompson M.P, McGrath M.R., Professional management. Key managerial competence. Polish Economic Publishing House, Warsaw, 2007.    

Стратегический анализ использования земельно-имущественных ресурсов города Москвы

DOI: 10.33917/mic-1.90.2020.94-106

Научная статья посвящена стратегическому анализу особенностей использования земельно-имущественных ресурсов города Москвы. Акцентируется внимание на действующих и разрабатываемых сегодня в столице России документах стратегического планирования. С учетом анализа стратегических целей и приоритетов земельно-имущественной политики города Москвы выявлена среднесрочная динамика показателей эффективности использования земли и нежилых помещений. На этой основе сделаны выводы о необходимости системного подхода к повышению социально-экономической эффективности использования земельно-имущественных ресурсов города Москвы.

Источники:

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (с изменениями и дополнениями). – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
2. Голубков Е.П. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 292 с.
3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 376 с.
4. Казакова Н.А. Современный стратегический анализ: Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 500 с.
5. Кочинов Ю.А. К выбору методов стратегического анализа // Экономика и социум. 2017. № 1(32). С. 21 – 37.
6. Отварухина Н.С., Веснин В.Р. Современный стратегический анализ. – М.: Юрайт, 2017. – 428 с.
7. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 448 с.
8. Шайдуллин И.У. Современные методы применения моделей стратегического анализа в процессе стратегического управления предприятием // Экономика и социум. 2017. №3 (34). С. 31 – 39.
9. Мосев К.В. Методы и методики стратегического анализа // Студенческий электронный научный журнал. 2018. № 23 (43) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/ 43/122672 (дата обращения: 18.11.2019 г.).
10. Смирнова О.О., Богданова Ю.Н. Последовательность разработки и требования к базовым документам для реализации закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Современные научные исследования и инновации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58287 (дата обращения: 03.01.2019 г.).
11. Закон города Москвы от 5 мая 2010 г. № 17 «О Генеральном плане города Москвы на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.mos.ru/files/pdf/2010/06 (дата обращения: 16.11.2019 г.).
12. Проект «Стратегия развития образования города Москвы до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sch439uv.mskobr.ru/ files/proekt_strategii _2025.pdf (дата обращения: 16.11.2019 г.).
13. Смирнова О.О. Основы стратегического планирования Российской Федерации: монография. – М.: «Наука», 2013. – 302 с.
14. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в редакции от 02.08.2019 г.) [Электронный ресурс]. – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
15. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.grazkodeks.ru/ (дата обращения: 20.11. 2019 г.).
16. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (редакция от 02.08.2019 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grkodeksrf.ru/ (дата обращения: 21.11.2019 г.).
17. Конституция Российской Федерации. – М.: «Ось-89», 1999. – 48 с. (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
18. Устав города Москвы. – М.: «Ось-89», 1999. – 64 с. (Закон города Москвы от 28 июня 1995 г.).
19. Большой экономический словарь / М.Ю. Агафонова, А. Н. Азрилиян, С.И. Дегтярев и др. – М.: Фонд «Правовая культура», 1994. – 528 с.
20. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 576 с.
21. Закон города Москвы от 15 марта 2017 г. № 10. – О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года № 17 «О Генеральном плане города Москвы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www.mos.ru/upload/documents/docs/Zakon__10(5).pdf (дата обращения: 21.11.2019 г.).
22. Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. № 430-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012 – 2016 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 537907219 (дата обращения: 05.01.2019 г.).
23. Постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. № 477-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы “Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы” на 2012-2018 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/537907565 (дата обращения: 28.01.2019 г.).
24. Постановление Правительства города Москвы от 2 сентября 2003 г. № 747-ПП «Об утверждении баланса использования земель города Москвы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ 380439/ (дата обращения: 05.02.2019 г.).
25. Структура Правительства Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/authority/(дата обращения: 23.11.2019 г.).
26. Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/depr/documents/view/159205220/ (дата обращения: 19.01.2019 г.).
27. Закон города Москвы от 29 ноября 2017 г. № 47 «О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/49516890/ (дата обращения: 17.02.2019 г.).
28. Российский статистический ежегодник. – М.: 2018. С. 52-53 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/ year18.pdf (дата обращения: 26.11.2019 г.).

Формирование организационных и информационных механизмов управления построением в России цифровой экономики

Номер 3. Без пользы, или Невидимая угроза
Формирование организационных и информационных механизмов управления построением в России цифровой экономики

Успешное развитие нашей страны тесно связано с построением в России цифровой экономики. При этом одной из наиболее важных составляющих этого процесса является создание опорной инфраструктуры для цифровой экономики как конвергентной совокупности цифровых экосистем на основе технологий «больших данных», квантовых компьютеров, новых производственных методов и искусственного интеллекта. Развитие российской экономики требует эффективного государственного регулирования, повышения управляемости на базе внедрения цифровых платформ для основных отраслей экономики. В статье рассматриваются проблемы формирования стратегических механизмов мониторинга, планирования и рыночного регулирования экономики России на основе выстраивания комплексной системы электронных рынков товарных ресурсов с использованием электронных торговых площадок (ЭТП). Интеграция ЭТП для создания комплексной системы электронных рынков товарных ресурсов, сопряженных с цифровыми платформами управления для основных отраслей экономики, создает новые возможности оптимизации динамического взаимодействия и адаптивного совершенствования цепочек товарных управленческих трансакций для выстраивания единой логики процессов управления в различных товарно-рыночных пространствах и на всех уровнях управления России (и ЕАЭС), формирующих спрос на эмиссионную поддержку экономической активности и объемы финансовых ресурсов (активов), номинированных в определенной валюте одного из государств — членов ЕАЭС.

Снижение мировых цен на нефть: выдержит ли Россия транслированную из-за рубежа макроорганизованную нестабильность?

Номер 10. Россия сосредотачивается?
Снижение мировых цен на нефть: выдержит ли Россия транслированную из-за рубежа макроорганизованную нестабильность?

Макростратегическая игра мировых акторов вокруг цен на нефть — это не вопрос бизнеса, это вопрос глобального доминирования. Если Россия выдержит транслированный из-за рубежа стратегический тренд макроорганизованной нестабильности в формате геоманипулятивного снижения цен на нефть, значит российская модель не уступает американской и модели ЕС как основным моделям формирования базовых сегментов социума, что окончательно подтверждает наш статус: возвращение в число великих держав. Констатация нового расклада сил в мировой экономике: правопреемство современной России (Третий Рим) от Византийской, затем Российской империи и СССР как одному из ключевых мировых политико-экономических и цивилизационных центров состоялась.

Регионы России – сообщество с единой судьбой

Номер 6-7. Пружины неожиданностей

Рейтинг развития регионов России по версии Центра рейтингов и сертификации Института экономических стратегий.