Страница автора: Солдатов Ростислав Владимирович

Нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования России Часть 1

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.94-100

Предложен новый для России нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования РФ, направленный на совершенствование управления реализацией государственной программы «Развитие образования» на период 2018-2025 гг. и национального проекта «Образование» на период 2024-2030 гг. На основе использования методов ранговой корреляции и с учетом действующих сегодня законодательных актов и документов стратегического планирования рассматриваются различные варианты текущей, краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной нормативно-динамической оценки развития образования РФ. Делается вывод о слабой научной обоснованности и низкой результативности государственного стратегического планирования развития образования РФ.

Источники:

1. Афонина И.А., Солдатов Р.В. Стратегический анализ развития образовательной сферы города Москвы в ХХI веке // Микроэкономика. 2021. № 1 (96). С. 88–102.

2. Гуськов Ю.В., Солдатов Р.В. Государственная образовательная политика России в ХХI веке и стратегические перспективы ее дальнейшей реализации // ВЕСТНИК Московского городского педагогического университета. СЕРИЯ «Экономика». 2020. № 4 (26). С. 83–99.

3. Кендалл Морис Дж. Ранговые корреляции

/ пер. с англ., науч. ред. и предисл. Е. М. Четыркина и Р. М. Энтова. М.: Статистика, 1975. 214 с.

4. Ломовцева О.А., Солдатов Р. В. О нормативно-динамическом анализе стратегических целей и задач национального проекта «Образование» // Экономико-управленческий конгресс: сборник статей по материалам Международного научно-практического комплексного мероприятия НИУ «БелГУ», 10–11 ноября 2022 г. / Отв. ред. В. М. Захаров. Белгород. ИД «БелГУ». НИУ «БелГУ», 2022. С. 63–69.

Государственное стратегическое планирование образования России в условиях цифровой трансформации экономики

DOI: 10.33917/mic-6.113.2023.14-28

В контексте важнейших для развития системы образования и цифровой экономики в России законодательных актов и документов стратегического планирования в статье рассматриваются современные проблемы реализации национального проекта «Образование» и национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Выявлены основные противоречия и рассогласования стратегических целей, приоритетов, задач и результатов, связанные с доминированием технократических и либерально-рыночных подходов к управлению образованием. Обозначены стратегические ориентиры и перспективы цифровой трансформации системы образования России.

Источники:

 1. Бороненко Т. А., Федотова В. С. Предпосылки цифровой трансформации российской системы образования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26. № 2. С. 70–78.

2. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. № 1(6). С. 7.

3. Воинова О. И., Плешаков В. А. Киберонтологический подход в образовании. Монография / Под ред. В. А. Плешакова. Норильск: Норильский индустриальный институт, 2012. 244 с.

4. Днепровская Н. В. Формирование инновационной среды цифровой экономики / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук: 08.00.05. Место защиты:

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова. М.: 2020. 356 с.

5. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России / Собрание сочинений. Т. 2, Кн. II. М.: 1993. С. 178–191.

6. Молчанова Е. В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64–4. С. 133–135.

7. Остапенко А. А., Хагуров Т. А. Антропологические модели образования: от Образа Божия к… неогностицизму? // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Выпуск 1 (24). С. 80–104.

Стратегический анализ развития образовательной сферы города Москвы в XXI веке

DOI: 10.33917/mic-1.96.2021.88-102

В контексте важнейших законодательных актов и документов стратегического планирования в России, национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации до 2030 года, анализируются состояние и перспективы развития образовательной сферы Москвы в ХХI в. Выявлены внешние и внутренние противоречия и вызовы развитию сферы образования в столице РФ, связанные с доминированием технократических и либерально – рыночных подходов к стратегическому планированию и управлению образованием в городе Москве. Обозначены в этой связи стратегические ориентиры и перспективы развития образования в московском мегаполисе в среднесрочной перспективе до 2024 г.

Источники:

1. Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ common/upload/library/2019/04/main/Budzhetnyy_prognoz_2036.pdf (дата обращения: 14.03.2020).

2. Вершинин С.И. Управление проектами в образовании. М.: Центр новых технологий, 2017. 39 с.

3. Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» – в редакции постановления Правительства Москвы от 27 марта 2018 г. № 233-ПП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/donm/documents/stateprogrammetropolitaneducation/view/214011220/ (дата обращения: 19.11.2020).

4. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/upload/photobank/ common/upload/programma_obrazovanie.pdf (дата обращения: 19.11.2020).

5. Гуськов Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие/Ю.В. Гуськов.  М.: Альфа-М, 2019. 448 с.

6. Зуева А.Н., Рябков О.А. Анализ системы общего, среднего и высшего професси­онального образования города Москвы // Вестник Московского государствен­ного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 3. С. 76-86.

Стратегический анализ использования земельно-имущественных ресурсов города Москвы

DOI: 10.33917/mic-1.90.2020.94-106

Научная статья посвящена стратегическому анализу особенностей использования земельно-имущественных ресурсов города Москвы. Акцентируется внимание на действующих и разрабатываемых сегодня в столице России документах стратегического планирования. С учетом анализа стратегических целей и приоритетов земельно-имущественной политики города Москвы выявлена среднесрочная динамика показателей эффективности использования земли и нежилых помещений. На этой основе сделаны выводы о необходимости системного подхода к повышению социально-экономической эффективности использования земельно-имущественных ресурсов города Москвы.

Источники:

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (с изменениями и дополнениями). – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
2. Голубков Е.П. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 292 с.
3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 376 с.
4. Казакова Н.А. Современный стратегический анализ: Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 500 с.
5. Кочинов Ю.А. К выбору методов стратегического анализа // Экономика и социум. 2017. № 1(32). С. 21 – 37.
6. Отварухина Н.С., Веснин В.Р. Современный стратегический анализ. – М.: Юрайт, 2017. – 428 с.
7. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 448 с.
8. Шайдуллин И.У. Современные методы применения моделей стратегического анализа в процессе стратегического управления предприятием // Экономика и социум. 2017. №3 (34). С. 31 – 39.
9. Мосев К.В. Методы и методики стратегического анализа // Студенческий электронный научный журнал. 2018. № 23 (43) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/ 43/122672 (дата обращения: 18.11.2019 г.).
10. Смирнова О.О., Богданова Ю.Н. Последовательность разработки и требования к базовым документам для реализации закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Современные научные исследования и инновации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58287 (дата обращения: 03.01.2019 г.).
11. Закон города Москвы от 5 мая 2010 г. № 17 «О Генеральном плане города Москвы на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.mos.ru/files/pdf/2010/06 (дата обращения: 16.11.2019 г.).
12. Проект «Стратегия развития образования города Москвы до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sch439uv.mskobr.ru/ files/proekt_strategii _2025.pdf (дата обращения: 16.11.2019 г.).
13. Смирнова О.О. Основы стратегического планирования Российской Федерации: монография. – М.: «Наука», 2013. – 302 с.
14. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в редакции от 02.08.2019 г.) [Электронный ресурс]. – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
15. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.grazkodeks.ru/ (дата обращения: 20.11. 2019 г.).
16. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (редакция от 02.08.2019 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grkodeksrf.ru/ (дата обращения: 21.11.2019 г.).
17. Конституция Российской Федерации. – М.: «Ось-89», 1999. – 48 с. (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
18. Устав города Москвы. – М.: «Ось-89», 1999. – 64 с. (Закон города Москвы от 28 июня 1995 г.).
19. Большой экономический словарь / М.Ю. Агафонова, А. Н. Азрилиян, С.И. Дегтярев и др. – М.: Фонд «Правовая культура», 1994. – 528 с.
20. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 576 с.
21. Закон города Москвы от 15 марта 2017 г. № 10. – О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года № 17 «О Генеральном плане города Москвы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www.mos.ru/upload/documents/docs/Zakon__10(5).pdf (дата обращения: 21.11.2019 г.).
22. Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. № 430-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012 – 2016 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 537907219 (дата обращения: 05.01.2019 г.).
23. Постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. № 477-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы “Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы” на 2012-2018 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/537907565 (дата обращения: 28.01.2019 г.).
24. Постановление Правительства города Москвы от 2 сентября 2003 г. № 747-ПП «Об утверждении баланса использования земель города Москвы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ 380439/ (дата обращения: 05.02.2019 г.).
25. Структура Правительства Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/authority/(дата обращения: 23.11.2019 г.).
26. Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/depr/documents/view/159205220/ (дата обращения: 19.01.2019 г.).
27. Закон города Москвы от 29 ноября 2017 г. № 47 «О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/49516890/ (дата обращения: 17.02.2019 г.).
28. Российский статистический ежегодник. – М.: 2018. С. 52-53 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/ year18.pdf (дата обращения: 26.11.2019 г.).