Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «стратегия»


Стратегия развития компании жилищно-коммунального хозяйства

DOI: 10.33917/es-1.193.2024.138-143

Рассмотрено состояние жилищно-коммунального хозяйства региона и его отдельных предприятий, определена роль разработки стратегических моделей (конкурентной, адаптированной, ситуационной) их развития. Обращается внимание на необходимость согласования стратегий развития ЖКХ в регионе в целом и конкретных предприятий ЖКХ. Предлагается модель последовательного стратегического развития компаний ЖКХ, выделяются положительные и отрицательные стороны стратегии предприятий ЖКХ, а также внутренние и внешние факторы.

Источники: 

1. Проваленова Н.В. Организационно-экономическое развитие сферы жилищно-коммунальных услуг в малых муниципальных образованиях: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05. [Место защиты: Рос. эконом. ун-т им. Г.В. Плеханова]. М., 2018. 293 с.

2. Козлова С.В., Грибанова О.М. Повышение качества государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 4. С. 134–143.

3. Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Управленческие аспекты развития социально-экономических систем ЖКХ // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. № 1(11). С. 51–55.

4. Макарова В.И., Богдашкин Ю.Н., Елисеева И.В. Процесс разработки и реализации стратегии жилищно-коммунального хозяйства страны // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2016. № 2(3). С. 148–154.

5. Стаханов Д.В. Стратегическое управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) как социально-экономической системой // Вестник Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова. 2014. № 1. С. 108–112.

6. Кемайкин Н.К., Павленков М.Н. Направления развития ЖКХ России [Электронный ресурс]. Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 51. С. 21–34. DOI: 10.17223/19988648/51/2

Развитие и перспективы рынков Европейско-Азиатского экономического союза

DOI: 10.33917/mic-6.113.2023.5-13

Основными исследуемыми рынками, которые продолжают активно развиваться на взаимовыгодных условиях, являются рынки стран Европейско-Азиатского экономического союза (ЕАЭС). Поэтому, в условиях отказа стран Европейского союза (ЕС) от работы европейских хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации, закупок природных ресурсов, необходимых для нужд энергетических компаний, актуальность формирования стратегических целей, критериев их достижения, реализация намеченных планов и конкретных текущих мероприятий в полном объеме, является важной задачей правительств в государственных системах управления всех пяти стран союза.

Для достижения главной стратегической цели деятельности ЕАЭС – повысить уровень жизни населения стран. Необходимо обеспечить совместное развитие трех единых рынков: рабочей силы, товаров и финансов. Дальнейшему успешному решению этой проблемы способствует деятельность Единого таможенного союза, направленная на практически беспрепятственное перемещение рабочей силы и товаров в границах стран союза. Такая интеграция торгово-экономической деятельности стран позволяет значительно увеличить товарооборот между странами, привлечь трудовые ресурсы, прежде всего, в Российскую Федерацию.

Однако есть еще и нерешенные проблемы. Например, с целью – усилить производственную и продовольственную интеграцию стран, необходимо внести дополнительные положения в механизмы регулирования экспортного передвижения товаров.  Для того, чтобы осуществлять взаимное привлечение финансов в виде инвестиций на территорию этих стран, создается единое нормативное пространство, в состав которого должна быть включена нормативная база для оценочной деятельности стоимости активов хозяйствующих субъектов экспертами из разных стран.

Управление брендом как составляющая стратегии развития товара

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.138-143

Рассмотрены вопросы формирования и реализации стратегии управления брендом, раскрываются основные этапы ее формирования, а также определены критерии эффективных рекламных коммуникаций.

 
Источники:
 
1. Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR. М.: Гранд-Фаир, 2004. 624 с.

2. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. СПб.: Бизнес-пресса, 2001. 380 с.

3. Домнин В.Н. Брендинг. М.: ЮРАЙТ, 2020. 494 с.

4. Дэй Д. Стратегический маркетинг. М.: Эксмо-Пресс, 2003. 640 с.

5. Чернатони Л., Макдональд М. Брендинг. Как создать мощный бренд. М.: Юнити-Дана, 2006. 560 с.

Организация стратегического управления научно-технологическим развитием

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.72-77

В условиях нарастания технологического отставания Российской Федерации от развитых стран, ограничения развития научных исследований и разработок из-за сужения возможностей научной кооперации, снижения доступа к мировым научно-техническим достижениям и научному оборудованию, а также низкого спроса государственного и предпринимательского сектора экономики на научную, научно-техническую и инновационную продукцию существенно возрастает роль стратегического управления научно-технологическим развитием, нацеленного на повышение роли науки в воспроизводственных процессах, обеспечение оптимального выбора приоритетных направлений науки, технологий и техники, концентрации имеющегося научно-технического и инновационного потенциала для их реализации в сжатые сроки.

В статье проанализирована действующая система государственного стратегического управления научно-технологическим развитием, даны рекомендации по ее совершенствованию с ориентацией на конечный результат научной, научно-технической и инновационной деятельности путем обеспечения целостности и непрерывности инновационных процессов.

 
Источники:
 
1. Наука. Технологии. Инновации: 2023: Краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 102 с.

2. Миндели Л.Э., Остапюк С.Ф., Фетисов В.П. Государственное управление научно-технической деятельностью в России: состояние и перспективы. М.: Институт проблем развития науки РАН, 2018. 108 с.

3. Остапюк С.Ф., Фетисов В.П. О совершенствовании модели стратегического управления в сфере науки и технологий // Микроэкономика. 2022. № 6. С. 5–18.

4. Черешнев В.А., Тодосийчук А.В. Наука в России: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник Российской академии наук. 2022. Т. 92. № 3. С. 201–212.

5. Тодосийчук А.В. Условия и факторы научно-технологического и инновационного развития экономики // Вестник Российской академии наук. 2023. Т. 93. № 3. С. 237–245.

Актуальные проблемы цифровизации компаний на примере промышленного сектора

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.51-55

Обобщено понятие «цифрового двойника» как инструмента построения стратегического планирования для промышленного сектора. Обосновано применение лидерских «моделей» в стратегическом планировании, отражены этапы эволюции и этапы построения «цифрового двойника» в производстве.

Источники:

1. Андреев Ю.С., Царев М.В. Цифровые двойники в промышленности: история развития, классификация, сценарии развития. Экономика и управление. Санкт-Петербург, 2019. С. 45-46.

2. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения. Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

3. Минева О.К., Губанова А.В. Цифровая трансформация как инструмент развития конкурентоспособности промышленных предприятий. Креативная экономика. 2020. № 6. С. 17-18.

4. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Экономические стратегии в сфере добывающего сектора экономики: подходы, методы и результаты

DOI: 10.33917/es-3.189.2023.16-23

Исследованы экономико-правовые отношения при организации добычи и оборота полезных ископаемых, определены типовые экономические стратегии в организациях добывающего сектора экономики, показана эффективность внедрения портфельных стратегий в крупнейших угледобывающих компаниях России, предложена оценка инвестиций в стратегический инновационный портфель организации добывающего сектора экономики РФ.

Источники:

1. Артов А. М., Лапердина Т. Г., Стрижова Т. А., Хотулева М. В., Чечеткин В. А., Перфильева Е. В. Инструменты стратегической экологической оценки для планирования развития горнодобыва-ющей промышленности в России: Методич. пособие. М., Новокузнецк, 2020. 132 с.

2. IM-EX.INFO. Информационно-аналитическая компания [Сайт]. URL: http://imex.info/?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs2NTQ2OTY2MzsxMjQ3MDA2ODQxNzt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=6963604192633815039/

3. Петренко И.Е. Итоги работы угольной промышленности России за 2021 // Уголь. 2022. № 3. С. 9–23.

4. ООО «Эльгауголь» [Электронный ресурс] // Интегрум. Проверка контрагента. URL: https://contragent.integrum.ru/ul/accounting/7550562.

5. Столбова Н.Ф., Исаева Е.Р. Петрология углей: Учеб. пособие / Томский политехнический университет. Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2013. 77 с.

6. Холодов В.Н. Типы катагенетических трансформаций в стратисфере и осадочные полезные ископаемые // Ученые записки Казанского университета. Т. 153. Кн. 4. Казань, 2011. С. 16–53.

7. Перечень инвестиционных проектов, направленных на реализацию Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года. Приложение 8 [Электронный ресурс] // Нормативные и судебные акты РФ. URL: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-13062020-n-1582-r/programmarazvitiia-ugolnoi-promyshlennosti-rossii/prilozhenie-n-8/

8. Ермакова Н.М. Привлечение иностранных инвестиций в нефтегазодобывающую промышленность Российской Федерации // Проблемы рыночной экономики. 2019. № 1. С. 37–43.

Российское преодоление глобальной укладно-ценностной сегрегации

DOI: 10.33917/es-1.187.2023.39-45

В статье дается современный ответ на классический вопрос Адама Смита о том, как именно создаются жизненные достояния народов в государствах. Показывается, что жизненные достояния в государствах исконно создаются посредством извлечения (для человека), произведения (для человека) и вменения (в человека), являющимися тремя качественно разными основными видами жизненной созидательности. Это приводит к выделению трех основных жизненных укладов: извлекательного, производительного и вменительного. Утверждается, что при любом основном виде жизненной созидательности создание изменяющегося многообразия жизненных достояний в государствах осуществляется в основном за счет вмещения большей мысленной составляющей части во все созидательные цепочки.

Однако создание большего мысленного вмещения может происходить только посредством сопутствующего и неизбежного затрачивания и прежней энергии, и прежней информации. Неизбежная необходимость указанного затрачивания (изведения) является созидательским ≪проклятием≫ человечества.

Описываются стратегии выхода России из современной межгосударственной эксплуатации. Доказывается, что стратегически и эпохально наилучшим способом выхода России из этой системы эксплуатации является воссоздание суверенной полноценной трехукладной жизненности, в которой сочетание основных жизненных укладов удовлетворяет жизненному коду, исторически свойственному России.

Показывается, что из-за наличия указанного ≪проклятия≫ у современной России имеется энергетический ≪рычаг≫, достаточный (при его правильном использовании) для создания собственных антисегрегационных макрорегиональных кооперантов без укладной сегрегации.

Концептуальный подход к формированию стратегии управления энергопотреблением природного газа на промышленном предприятии

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.23-28

В настоящее время весьма актуальным является направление формирования стратегии управления потреблением природного газа на промышленном предприятии, так как природный газ играет важную роль в топливно-энергетическом балансе и является универсальным и экологически чистым энергетическим ресурсом.

Проведение исследований авторов базировалось на системном анализе и синтезе показателей потребления природного газа промышленным предприятием на современном этапе развития. Предложен концептуальный подход к формированию стратегии управления потреблением природного газа промышленным предприятием, который позволяет оценивать эффективность формирования стратегии потребления природного газа, и дает возможность рассматривать не только достигнутые технико-экономические показатели и отклонения от запланированных, но и способы устранения этих отклонений.

Источники:

1. Aaker D. Strategic market management / Per. from English. ed. S.G. Bozhuk. St. Petersburg: Piter, 2011. 496 p.

2. Abdul Leyla. How Denmark Paved the Way to Energy Security. The Wall Street Journal. 2007. April 18. International Energy Agency Energy Data, Energy Balance Database.

3. Raju Navi. Lean Innovation: Smart Cost Technologies: [translated from English]. Moscow: Olimp – Business, 2018. 416 p.

4. Kirshina I.A. Formation of the mechanism of strategic management of natural gas consumption by industrial enterprises. Microeconomics. 2022;3:12-20. (In Russ.).

5. Koksharov V.A., Kirshina I.A. Conceptual approach to the formation of a strategy for the effective use of natural gas by an industrial enterprise. Bulletin of the Perm University. Ser. «Economy». 2020;15(4):587-606. (In Russ.).

6. Maksimov V. Each production has the potential to improve efficiency. Energorynok. 2010; 04(76):77-78. (In Russ.).

7. Nikiforov G.V., Zaslavets B.I. Energy saving at metallurgical enterprises. MSTU, 2000. 126 p.

8. Anufriev V.P. Ecological and economic assessment of the rational use of energy resources in the Kyoto Protocol system: diss. … Dr. Econ. Sciences / Anufriev Valery Pavlovich. Novosibirsk, 2006. 314 p.

9. Anufriev V.P. Energy efficiency is a complex problem. Academy of Energy. 2009;5 (31):36-40. (In Russ.).

10. Belyaev L.S. World energy: state, problems, prospects. M.: ID «Energy», 2007. 664 p.

Инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга как его конкурентное преимущество

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.94-101

Цель статьи определена необходимостью выявить виды деятельности, инвестирование в которые обеспечит интенсивный путь развития Санкт-Петербурга. Выполнен анализ конкурентных преимуществ инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга на основе положений Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года и оценок национальных рейтингов регионов. Дано авторское определение инвестиционной привлекательности региона, представляющее конкурентные преимущества региона как возможность инвестирования в виды деятельности, обеспечивающие интенсивный путь развития региона. Предложены направления инвестирования средств в формирование конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга.

Investment attractiveness of Saint Petersburg as its competitive advantage

 

Источники:

1. Идрисов Г.И., Мау В.А., Божечкова А.В. В поисках новой модели роста. Вопросы экономики. 2017. № 12. С. 5-23. 

2.   Юденко М.Н., Воронина Е.В., Михайлова М.В. Модели и сценарии развития социально-экономических систем. Микроэкономика. 2021.  №4. С. 5-11. doi: 10.33917/mic-4.99.2021.5-11.

3.   Агаева Л.К. Инвестиционная привлекательность региона: учебное пособие / Л.К. Агаева, В.Ю. Анисимова. Самара: Издательство Самарского университета, 2018. 72 с.

4.   Закирова Э.Р. Экономическое содержание категории «инвестиционная привлекательность. Вестник Воронежского гос. ун-та инженерных технологий.  2016.  № 2.  С. 327-333.  

5.   Гришина И.В., Шахназаров А.Г., Ройзман И.И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей. Инвестиции в России.   2001.  4(75).   С. 5-16.

6.   Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.10.2019 г. №740. Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

Состояние и возможности социального развития регионов Арктической зоны Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.63-74

В статье представлены результаты сравнительного анализа позиций регионов Арктической Зоны по состоянию социальной (демографической) среды. Такой анализ проводится с целью выявить достигнутые ранее количественные характеристики социальных (демографических) процессов и ранжирования позиций регионов в базисном году начала реализации на территории Российской Федерации национального проекта «Демография» и соответствующих пяти федеральных проектов. Изучение утвержденных критериев реализации национального проекта «Демография» как перечня показателей ежегодной государственной статистической отчетности, подлежащих мониторингу, позволило выявить проблему, суть которой заключается в том, что: утвержденный перечень показателей является   недостаточным; количественные результаты реализации федеральных проектов,  планируемые на 2022 г. и прогнозируемые на 2024 г.,  существуют лишь по некоторым  показателям из утвержденного  перечня; в федеральных проектах в качестве критериев предлагаются показатели, которые не содержатся в ежегодной государственной статистической отчетности, что не позволяет провести анализ состояния социальной (демографической) среды; содержащиеся в федеральных проектах критерии, которые являются показателями ежегодной государственной статистической отчетности,  официально не утверждены.

Источники:

1. Babkin N., Bespalova S., Senetskaya L., Skotarenko O. Tools for digitalization of economic processes for supporting management decision-making in the Arctic region. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science Volume 302 Issue 1. 6 August. No 012147 4th International Scientific Conference on Arctic: History and Modernity; Saint Petersburg; Russian Federation 17-18 April 2019. 151045

2. Бабкина Л., Скотаренко О. Особенности квалиметрического подхода в региональных исследованиях. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. №5. С. 161-165.