Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Инфраструктура»


Актуальные проблемы цифровизации компаний на примере промышленного сектора

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.51-55

Обобщено понятие «цифрового двойника» как инструмента построения стратегического планирования для промышленного сектора. Обосновано применение лидерских «моделей» в стратегическом планировании, отражены этапы эволюции и этапы построения «цифрового двойника» в производстве.

Источники:

1. Андреев Ю.С., Царев М.В. Цифровые двойники в промышленности: история развития, классификация, сценарии развития. Экономика и управление. Санкт-Петербург, 2019. С. 45-46.

2. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения. Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

3. Минева О.К., Губанова А.В. Цифровая трансформация как инструмент развития конкурентоспособности промышленных предприятий. Креативная экономика. 2020. № 6. С. 17-18.

4. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Развитие и экологическая безопасность территорий Арктической зоны

DOI: 10.33917/mic-3.110.2023.59-71

В статье рассмотрены основные направления создания новой и совершенствования существующей инфраструктуры на территориях Арктической зоны Российской Федерации, обеспечивающих круглогодичное функционирование Северного морского пути как перспективной международной морской магистрали. Проанализированы строящиеся на побережье морей Северного ледовитого океана заводы по производству сжиженного природного газа, порты, железные дороги, позволяющие увеличить объемы морских перевозок, суда ледокольного флота, обеспечивающие повышение скорости доставки грузов в страны Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна.   Кроме того, приведены факторы, позволяющие улучшить условия и качество жизни населения регионов исследуемой территории, к которым относятся объекты, улучшающие энергоснабжение. Проводится анализ основополагающих документов развития Арктической зоны, утвержденных Президентом и Правительством Российской Федерации. Представлена динамика основных показателей из ежегодной государственной статистической отчетности, которые характеризуют изменение уровня загрязнения атмосферы и поверхностных водных объектов и определяют уровень экологической безопасности исследуемых территорий Арктической зоны РФ.

Источники:

1. Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года: Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73606526/?ysclid=leipxu0360530940135

2. О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 года: Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645. URL:  https://base.garant.ru/74810556/?ysclid=leiptmnf9732603907

Динамика накопления капитала

DOI: 10.33917/es-2.188.2023.24–35

В статье рассматривается схема расширенного воспроизводства по Марксу через призму анализа накопления капитала Розой Люксембург в преломлении влияния инфраструктуры на развитие капитализма. Даны примеры инфраструктуры XXI в., в том числе рассмотрены многосторонние платформы — платежные системы для трансграничных платежей, сопряженные с широкополосным спутниковым доступом в Интернет и средой искусственного интеллекта.

Источники:

1. Кузнецова А.И. Инфраструктура: вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. М.: КомКнига, 2006. 456 с.

2. Новоселов А.С. Региональные рынки. М.: ТЕРРА, 1999. 476 c.

3. Самуэльсон П., Нордхаус В.М. Экономика. М.: Вильямс,2001. 688 с.

4. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Глобальный капитал. М: Едиториал УРСС, 2004. 512 с.

5. Вазюлин В.А. Логика «Капитала» К. Маркса. 2-е изд. М: Современный гуманитарный университет, 2002. 392 с.

6. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 2005. 799 с.

7. Маркс К. Капитал. Т.I–III. М.: Политиздат, 1978. 629 с.

8. Люксембург Р. Накопление капитала. 5-е изд. М. — Л.: Гос. социально-экономическое издательство, 1934. 478 с.

9. Организация экономического сотрудничества и развития, M3 для США [Электронный ресурс] // FRED, Федеральный резервный банк Сент-Луиса. URL: https://fred.stlouisfed.org/series/MABMM301USM189S.

10. Зайденварг В.Е., Подоляк В.И., Сараев В.Н. Основы управления кризисами на рынках угля, газа и электроэнергии. М.: Институт экономических стратегий, 2003. 192 с.

11. Малков С.Ю. Социальная самоорганизация и исторический процесс: Возможности математического моделирования. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 240 с.

12. Interlinking payment systems and the role of application programming interfaces: a framework for cross-border payments. Basel, Switzerland, Bank for International Settlements, Committee on Payments and Market Infrastructures (CPMI). Report to the G20, 2022, July. 53 p.

Качественно новая инфраструктурная матрица России как территории безопасного солидарного развития. Новая внешнеполитическая парадигма

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.186.2022.52-65

«Мир больше никогда не станет прежним», — утверждает подавляющее большинство социально активных россиян, имея в виду под «прежним миром» планетарное сообщество до 24 февраля 2022 г. При этом судьбоносными задачами для России объявляются максимально быстрые, кардинальные, безошибочно на перспективу спроектированные трансформации всех российских систем жизнеобеспечения и ускоренной модернизации. Важнейшей из них, по мнению авторов статьи, является логистический проект, предложенный в 2006 г. академиками РАН В.А. Садовничим и Г.В. Осиповым, который в новой редакции представлен в статье как «Единая Евразия — Транссиб 2.0». Базируется он на концепции пространственной экономики, которую составляют транснациональные мегапроекты, успешно реализованные за последние 70 лет. «Единая Евразия — Транссиб 2.0» на начальной стадии предназначен для преодоления попыток Европы и США осуществить транспортную блокаду Российской Федерации. Такая блокада могла бы помешать развитию нашей страны, что привело бы к снижению жизненного уровня населения и, как предполагают недруги России, коррозии народного единства и консолидации масс с властными структурами после начала военной операции по освобождению Донбасса. В дальнейшем, после успешного решения собственно российских транспортных проблем, предлагаемый логистический проект может успешно развиваться как трансконтинентальный, связывающий разные регионы мира по новым перспективным в экономическом и политическом плане векторам и направлениям. В частности, речь может идти о сопряжении с китайским логистическим коридором «Шелковый путь», для противоборства которому на июньском саммите G7 в Южной Баварии странами «золотого миллиарда» было предложено выделить беспрецедентные инвестиции в 600 млрд долл.

Теоретико-методические основы исследования туристской дестинации на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.85-90

В научной статье обобщены виды, этапы жизненного цикла и составляющие элементы туристской дестинации по методу Р. Проссера; дано авторское определение туристской дестинации. Произведена рейтинговая оценка показателя туристской дестинации Республики Татарстан на основе точек дислокации центров туристской дестинации.

Источники:

1. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

2. Вдовкина В.Н., Холодилина Ю.Е. Зарубежный опыт становления и развития туристско-рекреационных систем //Электронный сборник статей по материалам XLIII студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». 2018. №8 (43). С.25-31. URL://www.sibac.info/archive/science/8(43).pdf

3. Хусаенов Р.Р. Методика ранговой корреляции как способ оценки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере услуг: от теории к практике //Микроэкономика. 2019. № 2. С.50-56.

4. Максаковский Н.В. Предварительный список всемирного наследия России: история развития, современный состав, пути оптимизации //Наследие и современность. 2018. Том 1, №2. С. 39-71.

5. Официальная информация Федерального агентства по туризму. URL: https: tourism.gov.ru

Проблемы развития Северного морского пути и его инфраструктуры в условиях спада экономической активности

DOI: 10.33917/mic-6.101.2021.69-77

В статье отмечается, что развитие Северного морского пути и прилегающих к нему территорий Арктической зоны Российской Федерации является необходимым условием повышения конкурентоспосбности национальной экономики в долгосрочной перспективе, позволяя использовать природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот. Выявляются негативные экономические тренды, ставшие следствием спада экономической активности, вследствие эпидемии коронавирусной инфекции, которые существенным образом влияют на результативность реализуемых инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых в Арктической зоне. Предлагается уточнить и скорректировать существующие прогнозы перевозки грузов по Северному морскому пути, обеспечить максимально эффективное использование ресурсов федерального бюджета на развитие его инфраструктуры. Используя методы сравнительного анализа и системного подхода, авторы делают выводы о том, что в условиях спада экономической активности объем перевозки грузов частными компаниями по Северному морскому пути к 2024 г. будет находиться в диапазоне 47-50 млн тонн, а ряд намеченных проектов в сфере добычи полезных ископаемых реализованы не будут. Даются рекомендации по корректировке существующих планов по развитию инфраструктуры Северного морского пути (включая строительство атомных ледоколов) с целью более эффективного использования средств федерального бюджета.

Источники:

1. Abramov A., Zagorodnikov M., Smirnov A. Management of Innovative Projects In The Arctic Zone. Modern Tools for Sustainable Development of Territories. Special Topic. Project Management in the Regions of Russia Retrieved from. 2019. URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.05.125

2. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 519 с.

Проект создания новой мировой логистики. Часть I. История и экономика проекта

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.178.2021.36-47

В статье представлен один из самых перспективных и амбициозных в социально-экономическом, политическом, гуманитарном аспектах проект российских ученых: «Единая Евразия: Транс-Евразийский пояс РАЗВИТИЕ — Интегральная евразийская транспортная система (Единая Евразия: ТЕПР-ИЕТС)». Его основное предназначение — обеспечить связанность территорий РФ и их активное развитие, в первую  очередь — глубокое комплексное освоение Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Велика роль проекта в партнерском единении прогрессивного мирового сообщества; кардинально модернизированная Транссибирская магистраль — становой хребет проекта — призвана соединить Дальний Восток, включая Японию, с Западной Европой и в перспективе — с Северной и Южной Америкой. Это позволит осуществлять на территории РФ и стран, вошедших в проект, системную координацию всех видов транспорта, включая речной и морской, создать по сути единый всемирный логистический комплекс опережающего технико-управленческого развития. Создание ИЕТС укрепит геополитическое положение России как транспортного моста между мировыми экономическими и цивилизационными зонами, вызовет интерес со стороны КНР к интеграции схожего китайского проекта «Шелковый путь» с российским мегапроектом.

Реализовав мегапроект, Россия сможет предложить миру новый эффективный вариант неконфронтационного пути решения международных проблем, стать геоэкономическим и геополитическим интегратором на евро-азиатском континенте. Этот проект позволит заложить основы солидарного развития всех цивилизационных центров вокруг России как государства-цивилизации, сделает бессмысленным и невозможным санкционное давление на нашу страну, поднимет на качественно новый уровень авторитет и роль РФ в современном мире.

Организация научно-технологического развития периода командной экономики: достижения и недостатки

DOI: 10.33917/mic-2.97.2021.5-13

В статье дан краткий анализ состояния научно-технологического комплекса СССР в наиболее благоприятный период развития его экономики (конец 1970-х – начало 1980-х годов). Показана структура организации научных исследований и освоения их результатов в промышленности. Обращено внимание как на преимущества централизованного планирования научно-технологических разработок, так и на его недостатки, в частности, отсутствие использования методов экономического стимулирования, что приводило к падению инновационной активности участников научно-технологического процесса от разработки идеи до ее внедрения.

Источники:

1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bse.slovaronline.com (дата обращения: 26.08.2020)

2. Ларин С. Научные учреждения: Ежегодник БСЭ. М.: Советская энциклопедия. 1976. Вып. 20. 622 с.

3. Муравьева Т.Н. и др. Характеристика научно-исследовательских работ и научных учреждений СССР // Стат. обз. ВНТИЦентраза 1975 г. М.: ВНТИЦентр, 1976.

4. Муравьева Т.Н. и др. Характеристика научно-исследовательских работ и научных учреждений СССР // Стат. обз. ВНТИЦентраза 1975 г. М.: ВНТИЦентр, 1976.

5. Калугин В.В. Из истории организации, планирования и координации научных исследований в СССР (1946-1950 годы) // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. С. 3-7.

6. Попов Г.Г. Кризис инновационного развития советской экономики периода «застоя» в понимании руководства СССР и ученых-современников того периода // Вопросы теоретической экономики. 2019. № 2. С. 136-146.

7. Об утверждении Положения о научно-производственном объединении. – Постановление Совета Министров СССР от 30.12.1975 № 1062 (с изм., внесенными постановление Совета Министров СССР от 4.12.1981 № 1145).

Теоретико-методологические аспекты исследования инновационной инфраструктуры региона на примере Республики Татарстан

В научной статье усовершенствован методический инструментарий исследования инновационной инфраструктуры на примере Республики Татарстан, базовой составляющей которого является индекс регионального развития инновационной инфраструктуры предпринимательства на основе дополненного параметра предпринимательской концентрации. По результатам расчетных значений предложены практико-ориентированные мероприятия мезоуровня.

Источники:

1. Хусаенов Р.Р., Жуковская И.В.  Методика ранговой корреляции как способ оценки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере услуг: от теории к практике //Микроэкономика. 2019. №2. С.50-56.

2.  Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса. Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.

3. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций //Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

4. Zhukovskaya I.V., Shinkevich A.I., Ostanin L.M., Yalunina E.N., Lushchik I.V., Zhukova M.A., Mokhova G.V. Features of economic zones’ regulation interms of economic instability // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 18. С. 12787-12801.

5. Хусаенов Р.Р., Жуковская И.В. Теоретические аспекты формирования инновационной инфраструктуры сферы услуг с учетом инжиниринга и реинжиниринга на мезоуровне //Микроэкономика. 2017. №5. С. 12-17.

6. Kapitonov I.A., Zhukovskaya I.V., Khusaenov R.R., Monakhov V.A. Competitiveness and competitive advantages of enterprises in the energy sector// International Journal of Energy Economics and Policy 2018. Т. 8. № 5.  pp. 300-305.

В ожидании перемен

Номер 7. Связанное пространство
В ожидании перемен

Данные расчета методологии многофакторной модели «Стратегическая матрица» показали стабильность сравнительно низкого значения интегрального индекса России. Однако именно такая статичность расчетного индикатора означает нарастание проблем в российском обществе, о чем со всей откровенностью свидетельствует жесткое падение социальной поддержки деятельности власти. Очередное переизбрание В.В. Путина на президентский пост не привело к появлению перспектив выхода из кризиса в сознании граждан России.