Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «регион»


Направления развития российского туристического рынка на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.85-92

В научной статье представлены направления развития конкурентного рынка сферы услуг на примере туристских услуг Республики Татарстан. Отражена специфика рынка, обозначены ключевые задачи, представлен рейтинг наиболее востребованных бизнес-идей (стартапов) в регионе.

 
Источники:

1. Заруцкая В.С. Развитие туристического рынка России: проблемы и потенциал // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. №1. С.21-38.

2. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

3. Рагимханов А.В. Эффект синергии в исследовании конкурентоспособности предприятий на примере субъектов туристской дестинации Республики Татарстан / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 4. С. 80-85.

Особенности исследования конкурентоспособности сферы услуг на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.105-109

В научной статье предложены направления поддержки конкурентоспособности сферы услуг на примере туристической отрасли Республики Татарстан. Обосновано формирование Приволжского туристско-волонтерского центра, позволяющего расширить дополнительные виды регионального внутреннего туризма и аккумулировать центр управления в точке, наиболее востребованной и посещаемой географически, которая объединяет информационное и цифровое сопровождение с помощью волонтеров.

Источники:

1. Сафина Г.М., Гаджиев З.Г., Доминова Л.Р. Рискоустойчивость организаций сферы услуг России в условиях пандемии COVID-19 // в сборнике: Комплексное развитие территориальных систем и повышение эффективности регионального управления в условиях цифровизации экономики. Материалы III Национальной (всероссийской) научно-практической конференции. Орел, 2021. С. 194-200.

2. Рзаитдинов Р.Р. Пути повышения конкурентоспособности в сфере услуг (на примере сети сервисных центров по ремонту техники) // Исследования молодых ученых: материалы XX Междунар. науч. конф. Казань: Молодой ученый, 2021. С. 33-36. URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16533/

3. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения // Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

4. Жуковская И.В. Дифференциация методов управления конкурентоспособностью на примере сервисного рынка услуг // Микроэкономика. 2021. № 3. С. 32-38.

5. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Метод андеррайтинга как инструмент анализа спроса на сервисные услуги (на примере Республики Татарстан)

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.100-104

В научной статье представлены тенденции развития сервисных услуг на основе приложений популярных поисковых запросов потенциальных потребителей, позволяющих анализировать спрос на тренды товаров (услуг) на примере Республики Татарстан.

Источники:

1. Новиков А.В., Слабская Д.Н. Андеррайтинг: международная практика // Вопросы российского международного права. 2021. Т. 11. №2А. С. 40-46.

2. Шинкевич М.В. Специфика исследования конкурентных преимуществ рынка сферы услуг на мезо экономическом уровне: теория и практика. / М.В. Шинкевич, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. №2. С. 38-43.

3. Клишина Ю.Е., Углицких О.Н., Володина А.В. Использование технологии андеррайтинга в страховании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 5(55). С. 74-78.

4. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения / И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

5. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике. / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

6. Сайт Ростуризма // https://tourism.gov.ru/

Инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга как его конкурентное преимущество

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.94-101

Цель статьи определена необходимостью выявить виды деятельности, инвестирование в которые обеспечит интенсивный путь развития Санкт-Петербурга. Выполнен анализ конкурентных преимуществ инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга на основе положений Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года и оценок национальных рейтингов регионов. Дано авторское определение инвестиционной привлекательности региона, представляющее конкурентные преимущества региона как возможность инвестирования в виды деятельности, обеспечивающие интенсивный путь развития региона. Предложены направления инвестирования средств в формирование конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга.

Investment attractiveness of Saint Petersburg as its competitive advantage

 

Источники:

1. Идрисов Г.И., Мау В.А., Божечкова А.В. В поисках новой модели роста. Вопросы экономики. 2017. № 12. С. 5-23. 

2.   Юденко М.Н., Воронина Е.В., Михайлова М.В. Модели и сценарии развития социально-экономических систем. Микроэкономика. 2021.  №4. С. 5-11. doi: 10.33917/mic-4.99.2021.5-11.

3.   Агаева Л.К. Инвестиционная привлекательность региона: учебное пособие / Л.К. Агаева, В.Ю. Анисимова. Самара: Издательство Самарского университета, 2018. 72 с.

4.   Закирова Э.Р. Экономическое содержание категории «инвестиционная привлекательность. Вестник Воронежского гос. ун-та инженерных технологий.  2016.  № 2.  С. 327-333.  

5.   Гришина И.В., Шахназаров А.Г., Ройзман И.И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей. Инвестиции в России.   2001.  4(75).   С. 5-16.

6.   Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.10.2019 г. №740. Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

Состояние и возможности социального развития регионов Арктической зоны Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.63-74

В статье представлены результаты сравнительного анализа позиций регионов Арктической Зоны по состоянию социальной (демографической) среды. Такой анализ проводится с целью выявить достигнутые ранее количественные характеристики социальных (демографических) процессов и ранжирования позиций регионов в базисном году начала реализации на территории Российской Федерации национального проекта «Демография» и соответствующих пяти федеральных проектов. Изучение утвержденных критериев реализации национального проекта «Демография» как перечня показателей ежегодной государственной статистической отчетности, подлежащих мониторингу, позволило выявить проблему, суть которой заключается в том, что: утвержденный перечень показателей является   недостаточным; количественные результаты реализации федеральных проектов,  планируемые на 2022 г. и прогнозируемые на 2024 г.,  существуют лишь по некоторым  показателям из утвержденного  перечня; в федеральных проектах в качестве критериев предлагаются показатели, которые не содержатся в ежегодной государственной статистической отчетности, что не позволяет провести анализ состояния социальной (демографической) среды; содержащиеся в федеральных проектах критерии, которые являются показателями ежегодной государственной статистической отчетности,  официально не утверждены.

Источники:

1. Babkin N., Bespalova S., Senetskaya L., Skotarenko O. Tools for digitalization of economic processes for supporting management decision-making in the Arctic region. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science Volume 302 Issue 1. 6 August. No 012147 4th International Scientific Conference on Arctic: History and Modernity; Saint Petersburg; Russian Federation 17-18 April 2019. 151045

2. Бабкина Л., Скотаренко О. Особенности квалиметрического подхода в региональных исследованиях. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. №5. С. 161-165.

Современные методы исследования понятий «туризм» и «туристическая услуга»: от теории к практике

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.38-45

В научной статье на основе релятивистской теории представлена терминологическая трактовка понятий «туризм», «туристическая услуга» и их видовая классификация. Дополнены разновидности внутреннего туризма со смещением фокуса на региональное развитие по шести направлениям (деловой туризм; экологический туризм; культурно-познавательный туризм; автотуризм-молодежный-семейный; сельский туризм и санаторно-курортный туризм). Составлен рейтинг конкурентоспособности туристских услуг на примере Республики Татарстан.

Источники:

1. Жуковская И.В. Систематизация научных подходов к управлению конкурентоспособностью в сфере услуг: экономическая сущность, критерии. Микроэкономика. 2020. № 2. С. 29-37.

2.   Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан. Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

3.   Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения. Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

4.   Сизикова В.В.Повышение конкурентоспособности предприятий сферы услуг: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Санкт-Петербург, 2019. 189 с.

5.   Официальная информация Федерального агентства по туризму. URL: tourism.gov.ru

6.  Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

7.   Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Оценка рынка инновационных стартапов и стейкхолдеров на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-5.100.2021.30-35

В научной статье представлены направления инновационных идей на рынке услуг. На основе финансового анализа изучен рынок инновационных стартапов и стейкхолдеров по крупнейшим представителям торгово-розничного оборота сферы услуг Республики Татарстан на примере игроков формата DIY сектора («Леруа Мерлен», «Касторама», «Мегастрой (Агава)», «ОБИ», «Максидом»).

Источники:

1. Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY –сектора / И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

2. Галиуллин И.Р. Инновационные конкурентные преимущества предприятий сферы услуг: макро, мезоуровень исследования / И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2017. №6. С.68-72.

3. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

4. Жуковская И.В  Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия // Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-78.

5. Rustem R. Khusaenov Development of Innovative Infrastructure Services in The Conditions of Discreteness of Its Components / Rustem R. Khusaenov, Irina V. Zhukovskaya // International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology (IJARET). ISSN Print: 0976-6480 and ISSN Online: 0976-6499. 2020. Vol. 11, №3. P. 276-291.

6. Якобсон А.Я. Конкурентоспособность предприятия. Новосибирск, 2000.

7. Яременко Ю.В. Экономика предприятий. М.: ЦЭМИ, 2000. 522 с.

Оценка конъюнктуры рынка и развития сервисизации мезо-экономического уровня

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.57-62

В научной статье исследованы терминологические понятия сервисизации, услуги и рынка услуг в рамках классической и современной научных школ. Классифицированы различные виды услуг и выявлены ключевые факторы, способствующие развитию сервисизации и конъюнктуры рынка. Структурирован конкурентный рынок услуг на примере Республики Татарстан.

Источники:

1. Вайсман Е.Д. Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе инновационной модели развития.: дис. доктора экон. наук: 08.00.05 / Вайсман Елена Давидовна. Челябинск, 2011. C.168-172.

2. Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY –сектора /И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

3. Галиуллин И.Р. Инновационные конкурентные преимущества предприятий сферы услуг: макро, мезоуровень исследования /И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская //Микроэкономика. 2017. №6. С.68-72.

4. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан //Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

5. Жуковская И.В  Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия //Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-78.

6. Кершенбаум В.Я. Управление конкурентоспособностью организации. Управленческие, внешнеэкономические и конструкторско-технологические аспекты. М.: Информтехника, 2006. С. 372 -378.

7. Клюшкин А.И. Методика «стоимостного разрыва» как инновационный метод управления предприятиями сферы услуг в условиях кризиса /А.И. Клюшкин, И.В. Жуковская //Микроэкономика. 2018. № 1. С. 35-40.

8. Макэлрой Дж. Роль инноваций в экономике //Финансы. 1999. № 18. С. 113-116.

9. Фатхутдинов Р.А. Качество и ресурсосбережение – ключевые факторы конкурентоспособности. Учебник. – 2-е изд. М: Изд-во Эксмо, 2005. С. 456-459.

Методика модифицированной дюрации как способ оценки эффективности инновационных проектов в рыночной экономике

В научной статье обосновано применение метода дюрации как наиболее эффективного способа оценки инновационных проектов на примере регионального промышленного кластера с базовым исследовательским центром ведущих вузов Республики Татарстан.

Источники:

1. Galimulina F.F., Zhukovskaya I.V.,  Komissarova I.P., Shinkevich A.I., Mayorova A.N., Astafyeva I.A., Klimova N.V., Nabiullina K.R. Technology Platforms as an Efficient Tool to Modernize Russia’s Economy // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 1. pp. 163-168.

2. Zhukovskaya I.V., Shinkevich A.I., Ostanin L.M., Yalunina E.N., Lushchik I.V., Zhukova M.A., Mokhova G.V. Features of economic zones’ regulation interms of economic instability // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 18. pp. 12787-12801.

3. Kapitonov I.A., Zhukovskaya I.V., Khusaenov R.R., Monakhov V.A. Competitiveness and competitive advantages of enterprises in the energy sector// International Journal of Energy Economics and Policy 2018. Т. 8. № 5.  pp.300-305.

4. Kapitonov I.A., Zhukovskaya I.V., Voloshin V.I.,  Shulus A.A Small  and medium-sized enterprises as a driver of innovative development of the Russian fuel and energy complex.// International Journal of Energy Economics and Policy 2017. Т. 7. № 3.  pp.231-239.

Стратегические аспекты реализации антикризисного управления предприятий промышленности на мезо экономическом уровне

В научной статье предложен механизм антикризисного управления, на основе которого сформированы дифферентные стратегические альянсы предбанкротных предприятий на примере промышленного комплекса.

Источники:

1. Galimulina F.F., Zhukovskaya I.V.,  Komissarova I.P., Shinkevich A.I., Mayorova A.N., Astafyeva I.A., Klimova N.V., Nabiullina K.R. Technology Platforms as an Efficient Tool to Modernize Russia’s Economy // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 1. pp. 163-168.

2. Kapitonov I.A., Zhukovskaya I.V., Voloshin V.I.,  Shulus A.A Small  and medium-sized enterprises as a driver of innovative development of the Russian fuel and energy complex. // International Journal of Energy Economics and Policy 2017. Т. 7. № 3.  pp. 231-239.

3. Zhukovskaya I.V., Shinkevich A.I., Ostanin L.M., Yalunina E.N., Lushchik I.V., Zhukova M.A., Mokhova G.V. Features of economic zones’ regulation interms of economic instability // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 18. pp. 12787-12801/

4. Kapitonov I.A., Zhukovskaya I.V., Khusaenov R.R., Monakhov V.A. Competitiveness and competitive advantages of enterprises in the energy sector// International Journal of Energy Economics and Policy 2018. Т. 8. № 5. pp. 300-305.