Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «сфера услуг»


Исследование инновационного потенциала организаций сферы услуг на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.93-100

В научной статье проведено исследование инновационного потенциала организаций на примере крупнейших туроператоров Республики Татарстан. На основе элементов, составляющих мезо фрактал построена модель EVA, позволяющая оценить степень готовности к инновационным изменениям и к инновационному развитию туристских компаний региона.

Источники:

1. Портнов В.В. Контроллинг как механизм эффективного управления инвестиционной привлекательностью промышленного предприятия: диссертация … кандидата экономических наук: 08.00.05 / Портнов Виктор Валентинович. – Нижний Новгород, 2011.

2. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

3. Рагимханов А.В. Эффект синергии в исследовании конкурентоспособности предприятий на примере субъектов туристской дестинации Республики Татарстан / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 4. С. 80-85.

4. Святохо Н.В. Концептуальные основы исследования туристского потенциала региона // Экономика и управление. 2007. № 2. С. 30-36.

Направления развития российского туристического рынка на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.85-92

В научной статье представлены направления развития конкурентного рынка сферы услуг на примере туристских услуг Республики Татарстан. Отражена специфика рынка, обозначены ключевые задачи, представлен рейтинг наиболее востребованных бизнес-идей (стартапов) в регионе.

 
Источники:

1. Заруцкая В.С. Развитие туристического рынка России: проблемы и потенциал // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. №1. С.21-38.

2. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

3. Рагимханов А.В. Эффект синергии в исследовании конкурентоспособности предприятий на примере субъектов туристской дестинации Республики Татарстан / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 4. С. 80-85.

Особенности исследования конкурентоспособности сферы услуг на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.105-109

В научной статье предложены направления поддержки конкурентоспособности сферы услуг на примере туристической отрасли Республики Татарстан. Обосновано формирование Приволжского туристско-волонтерского центра, позволяющего расширить дополнительные виды регионального внутреннего туризма и аккумулировать центр управления в точке, наиболее востребованной и посещаемой географически, которая объединяет информационное и цифровое сопровождение с помощью волонтеров.

Источники:

1. Сафина Г.М., Гаджиев З.Г., Доминова Л.Р. Рискоустойчивость организаций сферы услуг России в условиях пандемии COVID-19 // в сборнике: Комплексное развитие территориальных систем и повышение эффективности регионального управления в условиях цифровизации экономики. Материалы III Национальной (всероссийской) научно-практической конференции. Орел, 2021. С. 194-200.

2. Рзаитдинов Р.Р. Пути повышения конкурентоспособности в сфере услуг (на примере сети сервисных центров по ремонту техники) // Исследования молодых ученых: материалы XX Междунар. науч. конф. Казань: Молодой ученый, 2021. С. 33-36. URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16533/

3. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения // Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

4. Жуковская И.В. Дифференциация методов управления конкурентоспособностью на примере сервисного рынка услуг // Микроэкономика. 2021. № 3. С. 32-38.

5. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Систематизация научных подходов к исследованию конкуренции и конкурентоспособности услуг: от теории к практике

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.75-82

В научной статье в рамках исследования терминологических определений «конкурентоспособность» и «конкуренция» уточнено понятие конкурентоспособности услуг. Представлена классификация научных школ в области теории управления, основанная на директивном, дескриптивном и комплексном подходах. Обоснована видовая типология конкурентоспособности услуг в разрезе теоретической формулы «персонал – процессы – партнеры – продукты».

Источники:

1. Галиуллин И.Р. Инновационные конкурентные преимущества предприятий сферы услуг: макро, мезоуровень исследования.  / И.Р. Галиуллин И.Р., И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2017. № 6. С. 68-73.

2. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций // Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

3. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

4. Леонов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий сферы услуг на основе формирования институционального пространства.: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Леонов Егор Федорович. Санкт-Петербург, 2017. С. 189-194.

5. Миндели Д. Основы научного менеджмента. Высшая школа, 1999.

6. Робинсон Дж. Экономические истоки диктатуры и демократии. Высшая экономика, 2006. 512 с.

7. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: ЭКСМО, 2005. 546 с.

8. Khusaenov Rustem R. Development of Innovative Infrastructure Services in The Conditions of Discreteness of Its Components / Rustem R. Khusaenov, Irina V. Zhukovskaya //International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology (IJARET). ISSN Print: 0976-6480 and ISSN Online: 0976-6499. 2020. Vol. 11, №3. pр. 276-291.

9. Шаматов И.К. Оценка рынка инновационных стартапов и стейкхолдеров на примере Республики Татарстан / И.В. Жуковская, И.К. Шаматов // Микроэкономика. 2021. №5. С. 30-35.

Систематизация теоретико-методических подходов к исследованию конкурентоспособности предприятий на примере туризма и рекреации мезоуровня

DOI: 10.33917/mic-6.101.2021.51-57

В научной статье выдвинуты теоретические и практические положения, в совокупности, составляющие новый метод управления конкурентоспособностью в условиях рынка. Предложенная методика служит основой для выработки практических мер, и может применяться для последующих научно-теоретических исследований, а также в практической работе предприятий сферы туристических услуг и в ходе выработки эффективных управленческих решений. Исследован конкурентный рынок туристических услуг и рекреации на примере Республики Татарстан.

Источники:

1. Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY –сектора. / И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

2. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций // Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

3. Жуковская И.В. Систематизация научных подходов к управлению конкурентоспособностью в сфере услуг: экономическая сущность, критерии // Микроэкономика. 2020. № 2. С. 29-37.

4. Заяц Е.Ю. Совершенствование управления на предприятиях бытового обслуживания // Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2012. № 3. С. 12-13.

5. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. М.: Юрайт, 2013. 448 с.

6. Лозовский Л.Ш. Маркетинг и конкурентоспособность. М.: Издательство стандартов, 2000.

7. Леонов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий сферы услуг на основе формирования институционального пространства: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Леонов Егор Федорович. – Санкт-Петербург, 2017. С. 189 -194.

8. Мильнер Б. 3. Современное развитие экономики. М.: Экономика и финансы, 1990. 642 с.

9. Макконел К. и Брю С. Экономикс. М.: Мысль, 1998.

Дифференциация методов управления конкурентоспособностью на примере сервисного рынка услуг

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.32-38

В научной статье выдвинуты теоретические и практические положения, в совокупности составляющие новый метод управления конкурентоспособностью в сфере услуг. Предложенная автором методика позволяет обеспечить эффективность процесса управления конкурентоспособностью в условиях рынка и нестабильности экономического развития, а также может применяться для последующих научно-теоретических исследований, и в практической деятельности предприятий сферы услуг в ходе выработки эффективных управленческих решений.

Источники:

 

1. Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY–сектора / И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

2. Galimulina F.F. Technology Platforms as an Efficient Tool to Modernize Russia’s Economy / F.F. Galimulina, I.V. Zhukovskaya, I.P. Komissarova, A.I. Shinkevich, A.N. Mayorova, I.A. Astafyeva, N.V. Klimova, K.R. Nabiullina // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 1. С. 163-168.

3. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций //Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

4. Жуковская И.В. Специфика управления рисками инвестиционных проектов в промышленности //Экономика и управление. 2010. № 2. С. 53-56.

5. Жуковская И.В  Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия //Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-81.

6. Заяц Е.Ю. Совершенствование управления на предприятиях бытового обслуживания // Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2012. № 3. С. 12-13.

7. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг. М.: Юрайт, 2013. 448 с.

8. Лозовский Л.Ш. Маркетинг и конкурентоспособность. М.: Издательство стандартов, 2000. С. 150-155.

9. Леонов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий сферы услуг на основе формирования институционального пространства: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Леонов Егор Федорович. Санкт-Петербург, 2017. С. 189 -194.

Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения

DOI: 10.33917/mic-2.97.2021.32-37

В научной статье обобщено понятие сервисного рынка услуг. На основе анализа анкетных данных респондентов предпринята попытка сегментации рынка по приоритетным рыночным нишам, имеющим тенденцию к коммерциализации в аспекте: медицинские услуги, образовательные услуги, финансовые и информационные услуги на примере мезо уровня исследования – Республики Татарстан.

Источники:

 

1.    Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY–сектора /И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

2.    Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций //Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

3.    Жуковская И.В  Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия //Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-81.

4.    Заяц Е.Ю. Совершенствование управления на предприятиях бытового обслуживания // Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2012. № 3. С. 12-13.

5.    Rustem R. Khusaenov. Development of Innovative Infrastructure Services in The Conditions of Discreteness of Its Components / Rustem R. Khusaenov, Irina V. Zhukovskaya //International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology (IJARET) ISSN Print: 0976-6480 and ISSN Online: 0976-6499 Vol. 11. №3 (2020). pp. 276-291.

6.    Жуковская И.В., Шинкевич М.В. Дифференциация поэтапных «точек кризиса» предбанкротных предприятий сферы услуг в современной экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2018.  № 2.

7.    Шинкевич М.В., Жуковская И.В. Специфика исследования конкурентных преимуществ рынка сферы услуг на мезо экономическом уровне: теория и практика // Микроэкономика. 2019. №2.  С. 38-43.

8.    Хусаенов Р.Р. Методика ранговой корреляции как способ оценки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере услуг: от теории к практике/ Р.Р. Хусаенов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С.50-56.

Экономическая оценка инновационного потенциала путем использования индикаторов мезофрактала

DOI: 10.33917/mic-5.94.2020.74-81

В научной статье проведена оценка инновационного потенциала предприятий торгово-розничного сектора сферы услуг с целью выявления уровня их конкурентоспособности. Обозначены модульные категории, по которым можно выявить степень готовности предприятий к инновациям. Представлен алгоритм определения инновационного потенциала; выявлены системные составляющие мезофрактала инновационного потенциала, а также усовершенствована методика оценки готовности предприятия к инновациям, на основе которой получены эмпирические показатели.

Источники:

 

1. Воробьев И.А. Развитие предпринимательских структур на основе проектирования инновационного потенциала: автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.05, Москва, 2014.

2. Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY –сектора /И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

3. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций //Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

4. Крайнова М.В. Совершенствование системы бюджетирования в коммерческих организациях региона: автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.05, Ставрополь, 2012.

5. Карлуков Н.К. Анализ и учет финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Москва: Лаборатория книги, 2010.

6. Rustem R. Khusaenov. Development of Innovative Infrastructure Services in The Conditions of Discreteness of Its Components / Rustem R. Khusaenov, Irina V. Zhukovskaya //International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology (IJARET). ISSN Print: 0976-6480 and ISSN Online: 0976-6499. Vol. 11. №3 (2020). pp. 276-291.

7. Жуковская И.В., Шинкевич М.В. Дифференциация поэтапных «точек кризиса» предбанкротных предприятий сферы услуг в современной экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2018. № 2.

Систематизация научных подходов к управлению конкурентоспособностью в сфере услуг: экономическая сущность, критерии

DOI: 10.33917/mic-2.91.2020.29-37

В научной статье систематизированы научные подходы к управлению конкурентоспособностью в сфере услуг, в рамках которых выявлены классификационные признаки критериев управления конкурентоспособностью; уточнены понятия конкурентоспособности и конкуренции в сфере услуг. На основе обоснования применения метода добавленной стоимости акционерного капитала (share holder’s value added – SVA); метода экономической добавленной стоимости Стюарта (economic value added – EVA), метода добавленной рыночной стоимости (market value added – MVA) составлена рейтинговая оценка индекса конкурентоспособности GCI на примере Центрального и Приволжского Федерального округов.

Источники:

1. Вайсман Е.Д. Инновационная инфраструктура в сфере услуг Федерации //Перспектива. 2006.

2. Galimulina F.F., Zhukovskaya I.V., Komissarova I.P., Shinkevich A.I., Mayorova A.N., Astafyeva I.A., Klimova N.V., Nabiullina K.R. Technology Platforms as an Efficient Tool to Modernize Russia’s Economy //International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 1. С. 163-168.

3. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций //Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

4. Жуковская И.В Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия //Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-81.

5. Козырская И.Е. Международное разделение труда и интеграция национальных экономик. М.: Финансы и статистика, Иркутск, 2001.

6. Оучи У. Мировая экономика: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1999.

7. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.

8. Рассел Р. История экономического анализа: учебное пособие. М.: Высшая школа экономики, 2001.

9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011.