Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «малый и средний бизнес»


Государственная поддержка социального предпринимательства мезо экономического уровня на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-5.112.2023.109-113

В научной статье обобщены основные положения, касающиеся статуса социального предпринимательства, включая критерии численности, фонда оплаты труда, категории работающих граждан. Классифицированы основные меры государственной поддержки на примере Республики Татарстан, включая финансовые меры, консалтинг, лизинг.

Источники:

1. Федеральный закон «О развитии малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/?ysclid=lnivwtgphd925897838
2. Жохова В.В. Социальное
предпринимательство: сущность и понятие // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2015. № 1. С.85-98.
3. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.
4. Пятанова В.И. Социальная ответственность бизнеса и создание ценности // Микроэкономика. 2022. № 3. С. 57-62.
5. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике. / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.
6. Толмачев Ю.М. Роль и место социального предпринимательства в цифровой экономике Российской Федерации // Экономические науки. 2023. № 5 (222). С. 363-370.
7. Сайт Минэкономразвития Республики Татарстан. URL: https:// mert.tatarstan.ru

Кластеризация инновационной экономики: стратегические вопросы развития

DOI: 10.33917/es-4.190.2023.72-77

Условия, сложившиеся в 2023 г. в экономике России, предполагают усиление роли непрямых форм государственной поддержки бизнеса, где государство выступает как куратор, взращивая малые предприятия с помощью аналитической поддержки. Оптимальным институтом проведения такой политики поддержки выступает инновационный кластер ввиду формирования им в процессе «кооперации — конкуренции» группы взаимосвязанных предприятий, способной конкурировать с крупными компаниями на инновационных рынках. На основании патентного анализа показано, что Россия имеет значительный потенциал развития, и инновационные кластеры должны сосредоточиться на развитии тех технологических направлений, которые наиболее перспективны для их целевой модели развития.

Источники:

1. Бычкова О., Гладарев Б., Хархордин О., Цинман Ж. Фантастические миры российского хай-тека. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. 416 с.

2. Прирост высокопроизводительных рабочих мест [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/vprm-2017-2021.xls.

3. Костин С.В. Инновационный кластер как институт развития инновационной экономики России [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2022. Т. 24. № 3. С. 64–69. DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.183.2022.64-69.

4. Чанг Ха-Джун. Съедобная экономика. Простое объяснение на примерах мировой кухни. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. 337 с.

5. Andrews D., Criscuolo Ch., Gal P. Frontier Firms, Technology Diffusion and Public Policy: Micro Evidence from OECD Countries //OECD Productivity Working Paper, 2015.

6. Грачев И.Д., Некрасов С.А. Опора на национальную инновационную систему как необходимое условие реализации национальных проектов // Вестник Российской академии наук. 2020.

Инновационный кластер как институт развития инновационной экономики России

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.183.2022.64-69

Политика поддержки предложения, становящаяся все более актуальной в странах Европы и Америки ввиду перегретого спроса, является актуальной и для России. Вместе с тем активный рост информационных возможностей государства можно использовать для взаимной увязки целей социального и экономического развития при условии направленности на комплексное развитие инновационной среды и в том случае, когда оптимальным институтом выступает инновационный кластер. Во-первых, он формирует структуру инновационной отрасли с широким слоем малого и среднего бизнеса, снижая трансакционные издержки. Во-вторых, сочетание конкуренции и кооперации в кластере особенно выигрышно в инновационной культуре России, отличающейся самоценностью мастерства и инноваторского сообщества. В-третьих, кластер позволяет разрешить конфликт между цифровыми платформами и местной экономикой, используя преимущества цифровизации и локализации для взаимного удовлетворения интересов, способствующего росту общественного благосостояния.

Источники:

1. Обзор международной практики поддержки экономики и населения в условиях борьбы с пандемией коронавируса в Армении, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Казахстане, Китае, Нидерландах, США, Финляндии, Франции, Швеции, Южной Корее, Японии [Электронный ресурс] / Под ред. О.В. Синявской // Институт социальной политики НИУ ВШЭ. URL: https://isp.hse.ru/data/2020/04/29/1544579194/COVID-19_stimulus%20packages_countries260420.pdf.

2. Cochrane J.D. The Revenge of Supply [Электронный ресурс] // Project Syndicate. URL: https://www.project-syndicate.org/commentary/supply-shortages-inflation-result-of-governmentpolicies-by-john-h-cochrane-2021-10.

3. Махалина О.М., Махалин В.Н. Своевременные и адекватные меры по поддержке экономики и населения России в период пандемии // Вестник РГГУ. (Серия «Экономика. Управление. Право»). 2021. № 1. С. 56–70.

Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения

DOI: 10.33917/mic-2.97.2021.32-37

В научной статье обобщено понятие сервисного рынка услуг. На основе анализа анкетных данных респондентов предпринята попытка сегментации рынка по приоритетным рыночным нишам, имеющим тенденцию к коммерциализации в аспекте: медицинские услуги, образовательные услуги, финансовые и информационные услуги на примере мезо уровня исследования – Республики Татарстан.

Источники:

 

1.    Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY–сектора /И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

2.    Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций //Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

3.    Жуковская И.В  Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия //Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-81.

4.    Заяц Е.Ю. Совершенствование управления на предприятиях бытового обслуживания // Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2012. № 3. С. 12-13.

5.    Rustem R. Khusaenov. Development of Innovative Infrastructure Services in The Conditions of Discreteness of Its Components / Rustem R. Khusaenov, Irina V. Zhukovskaya //International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology (IJARET) ISSN Print: 0976-6480 and ISSN Online: 0976-6499 Vol. 11. №3 (2020). pp. 276-291.

6.    Жуковская И.В., Шинкевич М.В. Дифференциация поэтапных «точек кризиса» предбанкротных предприятий сферы услуг в современной экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2018.  № 2.

7.    Шинкевич М.В., Жуковская И.В. Специфика исследования конкурентных преимуществ рынка сферы услуг на мезо экономическом уровне: теория и практика // Микроэкономика. 2019. №2.  С. 38-43.

8.    Хусаенов Р.Р. Методика ранговой корреляции как способ оценки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере услуг: от теории к практике/ Р.Р. Хусаенов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С.50-56.

Методика модифицированной дюрации как способ оценки эффективности инновационных проектов в рыночной экономике

В научной статье обосновано применение метода дюрации как наиболее эффективного способа оценки инновационных проектов на примере регионального промышленного кластера с базовым исследовательским центром ведущих вузов Республики Татарстан.

Источники:

1. Galimulina F.F., Zhukovskaya I.V.,  Komissarova I.P., Shinkevich A.I., Mayorova A.N., Astafyeva I.A., Klimova N.V., Nabiullina K.R. Technology Platforms as an Efficient Tool to Modernize Russia’s Economy // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 1. pp. 163-168.

2. Zhukovskaya I.V., Shinkevich A.I., Ostanin L.M., Yalunina E.N., Lushchik I.V., Zhukova M.A., Mokhova G.V. Features of economic zones’ regulation interms of economic instability // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 18. pp. 12787-12801.

3. Kapitonov I.A., Zhukovskaya I.V., Khusaenov R.R., Monakhov V.A. Competitiveness and competitive advantages of enterprises in the energy sector// International Journal of Energy Economics and Policy 2018. Т. 8. № 5.  pp.300-305.

4. Kapitonov I.A., Zhukovskaya I.V., Voloshin V.I.,  Shulus A.A Small  and medium-sized enterprises as a driver of innovative development of the Russian fuel and energy complex.// International Journal of Energy Economics and Policy 2017. Т. 7. № 3.  pp.231-239.

Тернистый путь, или Почему государство не должно «ждать» появления цифровых платформ

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.106-113

Эпоха цифровых перемен касается всех. Под лозунгом цифровизации государственные органы начали реализацию национальных проектов, понимая под этим в основном создание ГИСов, инфраструктуры и электронных сервисов. Крупный бизнес, чувствуя новые прибыльные возможности, пробует себя в строительстве платформ и разработке новых технологий, постепенно заполняя цифровое пространство и оставляя все меньше и меньше места для осуществления обязанностей, закрепленных за государственными органами Конституцией, в новых экономических условиях. При этом налицо усиление экспансии «наших западных партнеров», особенно в отраслевых направлениях. И только малый и средний бизнес остался в стороне от «цифры» — ни желания, ни капитала у этого сегмента экономики просто нет. Работа госорганов по старым шаблонам, ожидание, что бизнес придумает и разработает все сам, а министерствам и ведомствам останется лишь выбрать и поощрить «лучшие кейсы», генерация презентаций на форумах вместо реальных шагов диагностирует растерянность наших «цифровых лидеров», отсутствие четкого видения трансформации существующих процессов и дальнейшего развития государственного управления в условиях цифровой экономики. Предлагаем вашему вниманию статью, которая раскроет подход к созданию новой экономической модели управления — государственных цифровых платформ. Описанные решения показаны авторами на примере транспортно-логистического комплекса Российской Федерации.

Источники:

1. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю. Когда спадает цифровой ажиотаж: две стратагемы для государственного управления // Экономические стратегии. 2019.

№ 2. С. 30–37.

2. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю. Государство и экономика: новые цифровые возможности // Экономические стратегии. 2017. № 5. С. 106–112.

3. Цифровой эффект [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://plus.rbc.ru/news/5d1466b47a8aa93b0e2b365f.

 

Малый и средний бизнес: спецназ антикризисной операции

Номер 1-2. Мигалкин блюз

Автор определяет параметры оценки кризисных ситуаций, осознаваемых представителями малого и среднего отечественного бизнеса, а также основу проектных замыслов МСБ в условиях развертывающегося кризиса.