Страница автора: Святослав Костин

Кластеризация инновационной экономики: стратегические вопросы развития

DOI: 10.33917/es-4.190.2023.72-77

Условия, сложившиеся в 2023 г. в экономике России, предполагают усиление роли непрямых форм государственной поддержки бизнеса, где государство выступает как куратор, взращивая малые предприятия с помощью аналитической поддержки. Оптимальным институтом проведения такой политики поддержки выступает инновационный кластер ввиду формирования им в процессе «кооперации — конкуренции» группы взаимосвязанных предприятий, способной конкурировать с крупными компаниями на инновационных рынках. На основании патентного анализа показано, что Россия имеет значительный потенциал развития, и инновационные кластеры должны сосредоточиться на развитии тех технологических направлений, которые наиболее перспективны для их целевой модели развития.

Источники:

1. Бычкова О., Гладарев Б., Хархордин О., Цинман Ж. Фантастические миры российского хай-тека. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. 416 с.

2. Прирост высокопроизводительных рабочих мест [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/vprm-2017-2021.xls.

3. Костин С.В. Инновационный кластер как институт развития инновационной экономики России [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2022. Т. 24. № 3. С. 64–69. DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.183.2022.64-69.

4. Чанг Ха-Джун. Съедобная экономика. Простое объяснение на примерах мировой кухни. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. 337 с.

5. Andrews D., Criscuolo Ch., Gal P. Frontier Firms, Technology Diffusion and Public Policy: Micro Evidence from OECD Countries //OECD Productivity Working Paper, 2015.

6. Грачев И.Д., Некрасов С.А. Опора на национальную инновационную систему как необходимое условие реализации национальных проектов // Вестник Российской академии наук. 2020.

Инновационный кластер как институт развития инновационной экономики России

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.183.2022.64-69

Политика поддержки предложения, становящаяся все более актуальной в странах Европы и Америки ввиду перегретого спроса, является актуальной и для России. Вместе с тем активный рост информационных возможностей государства можно использовать для взаимной увязки целей социального и экономического развития при условии направленности на комплексное развитие инновационной среды и в том случае, когда оптимальным институтом выступает инновационный кластер. Во-первых, он формирует структуру инновационной отрасли с широким слоем малого и среднего бизнеса, снижая трансакционные издержки. Во-вторых, сочетание конкуренции и кооперации в кластере особенно выигрышно в инновационной культуре России, отличающейся самоценностью мастерства и инноваторского сообщества. В-третьих, кластер позволяет разрешить конфликт между цифровыми платформами и местной экономикой, используя преимущества цифровизации и локализации для взаимного удовлетворения интересов, способствующего росту общественного благосостояния.

Источники:

1. Обзор международной практики поддержки экономики и населения в условиях борьбы с пандемией коронавируса в Армении, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Казахстане, Китае, Нидерландах, США, Финляндии, Франции, Швеции, Южной Корее, Японии [Электронный ресурс] / Под ред. О.В. Синявской // Институт социальной политики НИУ ВШЭ. URL: https://isp.hse.ru/data/2020/04/29/1544579194/COVID-19_stimulus%20packages_countries260420.pdf.

2. Cochrane J.D. The Revenge of Supply [Электронный ресурс] // Project Syndicate. URL: https://www.project-syndicate.org/commentary/supply-shortages-inflation-result-of-governmentpolicies-by-john-h-cochrane-2021-10.

3. Махалина О.М., Махалин В.Н. Своевременные и адекватные меры по поддержке экономики и населения России в период пандемии // Вестник РГГУ. (Серия «Экономика. Управление. Право»). 2021. № 1. С. 56–70.