Страница автора: Сергей Евтушенко

Стратегическое планирование в условиях вызовов цифровой трансформации

DOI: 10.33917/es-1.193.2024.54-61

Высокая динамика геополитических изменений, усиленная расширением спектра вызовов, стоящих перед страной, выставила новые требования к управлению государством и экономикой. Скорость, с которой надо эти требования реализовать, ставит вопрос о необходимости технологического прорыва в сфере управления. А масштабы сдвигов в мировой экономике требуют с особым вниманием отнестись к стратегическому планированию, подняв его роль в системе госуправления на уровень, который обеспечит ориентирование всех органов управления на достижение формируемых прямо сейчас целей развития общества.

Рассматриваются вопросы технологизации стратегического планирования, вызовы, на которые новая система стратпланирования должна отвечать, некоторые риски цифровой трансформации сферы госуправления и возможные направления их преодоления.

Источники:

1. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю. Цифровое общество: новые вызовы // Экономические стратегии. 2017. № 6. С. 166–175.

2. Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402915816/

3. Путин призвал расширить национальные цели развития [Электронный ресурс]. РИА Новости. 2023. 21 декабря. URL: https://ria.ru/20231221/putin-1917226925.html?in=l

Цифровая трансформация национальной безопасности в контексте глобальных гибридных угроз

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.178.2021.60-69

Рассматривается изменение конъюнктурного индекса «Экономических стратегий» (КИЭС) за пять месяцев 2021 г. Оценивается вклад показателей спроса и предложения в КИЭС. Проводится анализ промышленного производства

 

Источники:

 

1. Китанина Т.М. Проблема мобилизации промышленности и позиция предпринимателей в годы Первой мировой войны // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И. Бородкина. Вып. 10. М.: Изд-во МГУ, 2005.

2. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13454/

3. Военное время // Военный энциклопедический словарь: В 2 т. / Под ред. А.П. Горкина, В.А. Золотарева, В.М. Карева и др. М.: Большая Российская энциклопедия, РИПОЛ КЛАССИК, 2001. Т. 1. С. 305.

4. Marton P. Evolution in military affairs in the battlespace of Syria and Iraq // Corvinus Journal of International Affairs. 2018. Vol. 2. Iss. 2–3. P. 30–41.

5. Новая эра конфликтов и насилия [Электронный ресурс] // UN75. URL: https://www.un.org/ru/un75/new-era-conflictand-violence.

6. Алексей Фененко. Какими будут войны будущего? [Электронный ресурс] // РСМД. 2017. 19 июля. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kakimi-budutvoyny-budushchego/

7. Евстафьев Д.Г., Ильницкий А.М. Пять гипотез о будущем мире [Электронный ресурс] // Международная жизнь. 2020. № 8. C. 14–23. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2380.

8. Евстафьев Д.Г., Ильницкий А.М. Глобальный кризис как «запал» геоэкономических трансформаций: вызовы для России [Электронный ресурс] // Международная жизнь. 2019. № 12. C. 96–109. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2289.

9. Ильницкий А.М. Новая стратегия сдерживания России // Красная звезда. 2020. 22 июня.

10. Виталий Поляков. «Власти знали о случившемся»: почему в ситуации с разливом топлива в Норильске появились нестыковки [Электронный ресурс] // ТВК6. 2020. 4 июня. URL: https://tvk6.ru/publications/news/50604/

Цифровой гражданин и цифровое общество: влияние индивида и общества на достижение национальных стратегических целей

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.176.2021.22-37

Россия стоит перед критическим выбором. Мировой цивилизационный сдвиг объективно определяет новые роли индивида, общества, государства и новые модели их взаимоотношений и взаимовлияния. Цифровой гражданин и цифровое общество становятся основными факторами успеха в достижении национальных стратегических целей, баланс индивидуального и общественного развития формирует общественный уклад XXI в. в России

 

Источники:

1. Macroeconomic Forecasting [Электронный ресурс] // CEBR. URL: https://cebr.com/service/macroeconomic-forecasting/

2. Экономика Китая может обогнать США к 2028 году. А где будет Россия? [Электронный ресурс] // BBC. 2020. 26 декабря. URL: https://www.bbc.com/russian/news-55449234.

3. Глобальный бан [Электронный ресурс] // PT на русском. 2021. 15 января. URL: https://russian.rt.com/opinion/822477-malcev-ssha-internet-cenzura.

4. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: the making of typographic man. Canada, Toronto: University of Toronto Press. 1962. P. 293. ISBN 978-0-8020-6041-9.

5. Digital in 2020 [Электронный ресурс] // We are social. URL: https://wearesocial.com/digital-2020.

6. 2020 на Госуслугах: новые пользователи, выплаты и вывозные рейсы [Электронный ресурс] // Портал государственных услуг. 2020. 30 декабря. URL: https://www.gosuslugi.ru/help/news/2020_12_30_results_of_the_year.

7. Счетчик населения [Электронный ресурс] // Demoscope. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/app/popclock/popclock.php.

8. Дубровский С.М. К вопросу о сущности «азиатского способа производства», феодализма, крепостничества и торгового капитала. М., 1929.

9. Дубровский С.М. Столыпинская земельная реформа. М., 1963.

10. Stephen M. Mutula. Digital Economy Components. Source Title: Digital Economies: SMEs and E-Readiness [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.4018/978-1-60566-420-0.ch003.

11. World Economic League Table 2021 [Электронный ресурс] // CEBR. URL: https://cebr.com/service/macroeconomicforecasting/

12. McWilliams D. Driving the Silk Road: Halfway Across the World in a Bentley S1. L.: Whitefox Publishing Ltd, 2020. 272 p.

13. Q&A with Douglas McWilliams, author of Driving the Silk Road [Электронный ресурс] // Whitefox. URL:  https://www.wearewhitefox.com/qa-with-douglas-mcwilliams-author-of-driving-thesilk-road/

Архитектура национальной системы управления данными для создания проактивного искусственного интеллекта

DOI: 10.33917/es-7.165.2019.94-104

В статье исследуются два подхода к формированию национальной системы управления данными (НСУД). Первый подход базируется на использовании статистических данных для предиктивной аналитики с целью прогнозирования будущего. Однако для обеспечения общественного прогресса требуется проактивный подход, предполагающий создание такой НСУД, которую можно использовать для конструирования будущего, реализующего моральные ценности. Обосновывается, что проактивный подход должен базироваться на принципах экономической кибернетики, позволяющей разработать и внедрить проактивный искусственный интеллект (ИИ) для повышения эффективности управления экономикой. Его ядром является динамическая модель межотраслевого-межсекторного баланса (МОСБ), представляющая собой систему алгоритмов согласования заказов конечных потребителей и возможностей производителей. Таблица МОСБ, в которой представлены все взаимосвязи экономических агентов, определяет архитектуру НСУД для функционирования проактивного ИИ

Источники:

1. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution: what IТ means, how to respond // Foreign Affairs, 2015. December.

2. Стать «властелином мира». Путин потребовал обеспечить «суверенитет» России в области искусственного интеллекта [Электронный ресурс] // Forbes. 2019. 30 мая. URL: https://www.forbes.ru/obshchestvo/376957-stat-vlastelinommira-putin-potreboval-obespechit-suverenitet-rossii-v-oblasti.

3. Ведута Е.Н. Цифровая экономика приведет к экономической киберсистеме // Международная жизнь. 2017. № 10.

4. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М.: Наука, 1983. 344 с.

5. We Need a New Science of Progress. Humanity needs to get better at knowing how to get better [Электронный ресурс] // The Atlantic. 2019. July, 30. URL: https://www.theatlantic.com/science/archive/2019/07/weneed-new-science-progress/594946/?utm_term=2019-07-30T17%3A33%3A42&utm_medium=social&utm_source=twitter&utm_campaign=the-atlantic&utm_content=editpromo&fbclid=IwAR3luP91p_pevJCFtfMfuFDm8sgi28nIeDmSDTdyjlUxgnbP-IhoRX3NSg.

6. Почему СССР проиграл экономическую войну, а Запад проиграет сейчас [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. 2019. 7 апреля. URL: https://regnum.ru/news/economy/2606859.html.

7. Ведута Н.И. Социально эффективная экономика. М.: РЭА имени Г.В. Плеханова, 1999.

8. План вернулся в экономику [Электронный ресурс] // Habr. URL: https://m.habr.com/ru/post/459898/?fbclid=IwAR3Lxg8eXpx986pDh53PVaUHepIc8QOrdcC1IrUAZ7YLXLKQ7kLraDrmt94.

9. Ведута Е.Н. Межотраслевой-межсекторный баланс. Механизм стратегического планирования экономики. М.: Академический проект, 2016.

Тернистый путь, или Почему государство не должно «ждать» появления цифровых платформ

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.106-113

Эпоха цифровых перемен касается всех. Под лозунгом цифровизации государственные органы начали реализацию национальных проектов, понимая под этим в основном создание ГИСов, инфраструктуры и электронных сервисов. Крупный бизнес, чувствуя новые прибыльные возможности, пробует себя в строительстве платформ и разработке новых технологий, постепенно заполняя цифровое пространство и оставляя все меньше и меньше места для осуществления обязанностей, закрепленных за государственными органами Конституцией, в новых экономических условиях. При этом налицо усиление экспансии «наших западных партнеров», особенно в отраслевых направлениях. И только малый и средний бизнес остался в стороне от «цифры» — ни желания, ни капитала у этого сегмента экономики просто нет. Работа госорганов по старым шаблонам, ожидание, что бизнес придумает и разработает все сам, а министерствам и ведомствам останется лишь выбрать и поощрить «лучшие кейсы», генерация презентаций на форумах вместо реальных шагов диагностирует растерянность наших «цифровых лидеров», отсутствие четкого видения трансформации существующих процессов и дальнейшего развития государственного управления в условиях цифровой экономики. Предлагаем вашему вниманию статью, которая раскроет подход к созданию новой экономической модели управления — государственных цифровых платформ. Описанные решения показаны авторами на примере транспортно-логистического комплекса Российской Федерации.

Источники:

1. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю. Когда спадает цифровой ажиотаж: две стратагемы для государственного управления // Экономические стратегии. 2019.

№ 2. С. 30–37.

2. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю. Государство и экономика: новые цифровые возможности // Экономические стратегии. 2017. № 5. С. 106–112.

3. Цифровой эффект [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://plus.rbc.ru/news/5d1466b47a8aa93b0e2b365f.