Страница автора: Бабкина Людмила Николаевна

Сохранение устойчивости окружающей среды: вызовы и решения

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.75-86

В настоящей статье авторами обосновываются понятия устойчивости, стабильности и риска сохранения и развития трех макросред — экономической, демографической и окружающей (природной), исходя из положений международных документов по созданию процессов устойчивого развития в странах. Исследуется уровень загрязнения и степень охраны таких компонентов окружающей среды как поверхностные водные объекты, почва, фауна, флора, земля как территория, и отходы на конкретных примерах их текущего состояния в Российской Федерации и выявляются текущие проблемы сохранения и улучшения экономической, демографической и компонентов окружающей среды. Проводится анализ предложений по охране окружающей среды в проектах Постановлений Правительства Российской Федерации.

Определяются для каждого конкретного примера на основе разработанной модели устойчивости ожидаемые в перспективе риски в экономической, демографической и окружающей средах.

Источники:

1. Концепция устойчивого развития территорий стран Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Нью-Йорк, 1993. Т. 1–3.

2. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата: принят 11 декабря 1997 г. Официальный текст на русском языке // Веб-сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/declconv/conventions/kyoto.shtml

3. Киотский протокол 1997 // Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю.С. Осипов. М.: Большая российская энциклопедия, 2004–2017.

4. Парижское соглашение // Веб-сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/climatechange/paris-agreement

5. Babkin A., Bespalova S., Senetskaya L., Skotarenko O. Tools for digitalization of economic processes for supporting management decision-making in the Arctic region. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Volume 302, Issue 1.

6. Babkina L., Skotarenko O. Features of the qualimetric approach in regional studies. Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. 2013. № 5. pp. 161–165.

Развитие и перспективы рынков Европейско-Азиатского экономического союза

DOI: 10.33917/mic-6.113.2023.5-13

Основными исследуемыми рынками, которые продолжают активно развиваться на взаимовыгодных условиях, являются рынки стран Европейско-Азиатского экономического союза (ЕАЭС). Поэтому, в условиях отказа стран Европейского союза (ЕС) от работы европейских хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации, закупок природных ресурсов, необходимых для нужд энергетических компаний, актуальность формирования стратегических целей, критериев их достижения, реализация намеченных планов и конкретных текущих мероприятий в полном объеме, является важной задачей правительств в государственных системах управления всех пяти стран союза.

Для достижения главной стратегической цели деятельности ЕАЭС – повысить уровень жизни населения стран. Необходимо обеспечить совместное развитие трех единых рынков: рабочей силы, товаров и финансов. Дальнейшему успешному решению этой проблемы способствует деятельность Единого таможенного союза, направленная на практически беспрепятственное перемещение рабочей силы и товаров в границах стран союза. Такая интеграция торгово-экономической деятельности стран позволяет значительно увеличить товарооборот между странами, привлечь трудовые ресурсы, прежде всего, в Российскую Федерацию.

Однако есть еще и нерешенные проблемы. Например, с целью – усилить производственную и продовольственную интеграцию стран, необходимо внести дополнительные положения в механизмы регулирования экспортного передвижения товаров.  Для того, чтобы осуществлять взаимное привлечение финансов в виде инвестиций на территорию этих стран, создается единое нормативное пространство, в состав которого должна быть включена нормативная база для оценочной деятельности стоимости активов хозяйствующих субъектов экспертами из разных стран.

Среднесрочные перспективы развития угледобывающей промышленности в Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-5.112.2023.72-84

Рассмотрены основные положения международных соглашений, ограничивающих объемы использования такого энергетического ресурса как уголь. Авторы проанализировали реальную ситуацию с производством, импортом и потреблением других видов энергетических ресурсов, таких как нефть и газ, которая привела к тому, что объемы добычи и поставок угля в Российской Федерации внутренним и внешним (зарубежным) клиентурным рынкам практически не сокращаются. Согласно разработанной Правительством Российской Федерации программы развитие угледобычи и всей угольной промышленности будет проходить по трем этапам до 2035 г. Сейчас осуществляются задачи первого этапа. Кроме дальнейшей разработки старых месторождений, будут проводиться работы по нахождению и освоению новых месторождений по двум сценариям развития – консервативному и оптимистическому. Оба сценария предполагают увеличение объема экспортируемого угля в те страны, которые являются основными потребителями угля – Китайскую Народную Республику и Республику Индия. В 2023 г. к таким странам присоединилась и Турецкая Республика, импорт угля в которой всего на 10% меньше, чем в Республику Индия и на 45% меньше, чем в Китайскую Народную Республику. С целью увеличить поставки угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона планируется дальнейшее развитие Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, а также строительство железнодорожных и водного пути доставки грузов, в том числе и угля, по транспортному коридору «Север-Юг» до морского порта в Мумбае в Республике Индия. Кроме того, будет развиваться Северный морской путь из Мурманска в порты КНР. Следовательно, доходы федерального бюджета РФ от экспорта угля не будут уменьшаться, несмотря на продвижение зарубежными странами зеленой энергетики.

Состояние системы здравоохранения в регионах Арктической зоны Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.82-93

Исследуется состояние системы здравоохранения в регионах Арктической зоны Российской Федерации на основе анализа уровня обеспеченности населения объектами и кадрами здравоохранения, судя по таким удельным показателям ежегодной государственной статистической отчетности как численность врачей всех специальностей и среднего медицинского персонала, нагрузка на работников сферы здравоохранения, численность среднего медицинского персонала на одного врача, численность населения на одну больничную койку, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, заболеваемость населения с диагнозом, установленным впервые в жизни. Также проведено ранжирование основных классов болезней по показателю, характеризующему численность заболевших. Приведена динамика изменения этих удельных показателей с 2005 по 2021 гг., которая позволила выявить тенденции к росту или снижению количественных значений рассматриваемых показателей.

Источники:

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (ред. 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL:  https://base.garant.ru/71937200/?ysclid=lh2cbnzrin605918553

2. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). URL:  https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72085920/?ysclid=lh2ccn30aw778061929

3. Гасанова Ю.Н., Безденежных А.А. Качество жизни и здоровье человека в современном мире. Наука–2020. 2021. №7 (52). С.142-145.

4. Измайлова М. Секреты долголетия: почему в России увеличилась продолжительность жизни. Профиль. 18.04.2023. URL:  https://profile.ru/society/sekrety-dolgoletiya-pochemu-v-rossii-uvelichilas-prodolzhitelnost-zhizni-1298365/?ysclid=lh2c7o2uhh212037911

Развитие и экологическая безопасность территорий Арктической зоны

DOI: 10.33917/mic-3.110.2023.59-71

В статье рассмотрены основные направления создания новой и совершенствования существующей инфраструктуры на территориях Арктической зоны Российской Федерации, обеспечивающих круглогодичное функционирование Северного морского пути как перспективной международной морской магистрали. Проанализированы строящиеся на побережье морей Северного ледовитого океана заводы по производству сжиженного природного газа, порты, железные дороги, позволяющие увеличить объемы морских перевозок, суда ледокольного флота, обеспечивающие повышение скорости доставки грузов в страны Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна.   Кроме того, приведены факторы, позволяющие улучшить условия и качество жизни населения регионов исследуемой территории, к которым относятся объекты, улучшающие энергоснабжение. Проводится анализ основополагающих документов развития Арктической зоны, утвержденных Президентом и Правительством Российской Федерации. Представлена динамика основных показателей из ежегодной государственной статистической отчетности, которые характеризуют изменение уровня загрязнения атмосферы и поверхностных водных объектов и определяют уровень экологической безопасности исследуемых территорий Арктической зоны РФ.

Источники:

1. Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года: Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73606526/?ysclid=leipxu0360530940135

2. О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 года: Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645. URL:  https://base.garant.ru/74810556/?ysclid=leiptmnf9732603907

Экономическая устойчивость процессов в арктических регионах России

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.82-92

В статье рассмотрены различные подходы к понятию «устойчивость», которые существуют в научной литературе и применяются на практике. Приводятся три методики – две известных и одна авторская, которые были использованы для определения количественной    оценки степени экономической и финансовой устойчивости территорий. К ним отнесены четыре регионы Арктической зоны РФ – субъекты Российской Федерации и три макрорегиона, в состав которых входят исследуемые регионы. Показатели, применяемые для проведения такой оценки, разделены на группы по признакам: принадлежность к национальным проектам, вид шкалы оценок, принадлежность к внешним или внутренним факторам экономической среды, принадлежность к доходам или расходам консолидированного бюджета региона. Исследуется и дифференцируется степень влияния внешних факторов – показателей состояния и развития демографической и природной сред на экономическую устойчивость территории. Проводится сравнительный анализ позиций трех макрорегионов Российской Федерации и четырех регионов ее Арктической зоны по степени экономической и финансовой устойчивости. Определены ранги позиции каждого региона и макрорегиона на основе полученных результатов проведенного сравнительного анализа по исследуемым показателям. Такое ранжирование позиций позволит определить возможные стратегические направления и очередность их реализации, а также критерии повышения степени экономической устойчивости развития арктических территорий РФ.

Источники:

1.       Babkin N., Bespalova S., Senetskaya L., Skotarenko O. Tools for digitalization of economic processes for supporting management decision-making in the Arctic region // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Volume 302 Issue 1. 6 August. No 012147.

Предпосылки и цели развития мелкобуржуазного сектора экономики в России

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.36-45

В статье определяются предпосылки проведения нескольких буржуазных реформ в XIX в. на территории Российской империи, а также разделение буржуазии как класса собственников средств производства, то есть капитала, на три группы – мелкую, среднюю и крупную. Исходя из принятого 07 мая 2018 г. Указа президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» делается вывод, что национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и включающий соответствующие цели и критерии их достижения, ориентированы на возрождение мелкой буржуазии как собственников капитала.

Анализ пяти целей этого национального проекта и критериев их достижения показал ожидаемую (планируемую) ежегодную динамику развития этого сектора экономики до 2024 г. Сопоставление объемов финансирования соответствующих пяти федеральных проектов, входящих в состав исследуемого национального проекта, из трех источников финансирования – государственного федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов (регионов) РФ, внебюджетных фондов, позволило выделить наиболее приоритетные по объемам финансирования федеральные проекты.

Проанализировав структуры производства сельскохозяйственной продукции крестьянскими и индивидуальными хозяйствами населения авторы выявили достаточно четкое разделение секторов производства между этими двумя категориями хозяйств.

 
1. 2024 года: Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 г. (ред. от 21.07.2020). – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

2.   Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв.  Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальны проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16). URL: http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf

Современные условия развития рыночной экономики в Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-6.107.2022.43-48

В статье проведен краткий анализ состояния макроотраслей российской экономики, показано, что в рыночных условиях современного постпандемийного и жесткого санкционного периода, существует необходимость перестраивать производство на создание товаров-заменителей.

Особенно это касается малых и средних предприятий во всех отраслях экономики, где реализация национальной экономической политики, осуществляется в соответствии с Указом президента РФ №204 от 07.05.2018 г., срок реализации которого намечен на 31.12.2024 г., что способствует стабилизации и дальнейшему развитию всех отраслей экономики и видов экономической деятельности, и как следствие – повышению устойчивого социально-эколого-экономического развития, качества жизни и благополучия населения страны в целом и отдельных регионов, в частности.

Источники:

1. О национальных целях развития и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. (ред. от 19.07.2018), Собрание законодательства РФ, 20 (14.05.2018) ст. 2817.

2. Бабкина Л.Н., Скотаренко О.В. Особенности квалиметрического подхода в региональных исследованиях // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. №5 (180). С. 161-165.

3. Вукович Г.Г. Диалектика закономерностей эволюции природной системы и экономической цикличности развития социума // Экономика устойчивого развития. 2011. № 3 (7). С. 30-35.

4. Деружинский Г.В. Рынок труда инвестиционно-привлекательного региона: особенности его функционирования в современных посткризисных условиях / Г.В. Деружинский, Т.Г. Строителева // Экономика устойчивого развития. 2012. № 1 (9). С. 81-86.

Состояние и возможности социального развития регионов Арктической зоны Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.63-74

В статье представлены результаты сравнительного анализа позиций регионов Арктической Зоны по состоянию социальной (демографической) среды. Такой анализ проводится с целью выявить достигнутые ранее количественные характеристики социальных (демографических) процессов и ранжирования позиций регионов в базисном году начала реализации на территории Российской Федерации национального проекта «Демография» и соответствующих пяти федеральных проектов. Изучение утвержденных критериев реализации национального проекта «Демография» как перечня показателей ежегодной государственной статистической отчетности, подлежащих мониторингу, позволило выявить проблему, суть которой заключается в том, что: утвержденный перечень показателей является   недостаточным; количественные результаты реализации федеральных проектов,  планируемые на 2022 г. и прогнозируемые на 2024 г.,  существуют лишь по некоторым  показателям из утвержденного  перечня; в федеральных проектах в качестве критериев предлагаются показатели, которые не содержатся в ежегодной государственной статистической отчетности, что не позволяет провести анализ состояния социальной (демографической) среды; содержащиеся в федеральных проектах критерии, которые являются показателями ежегодной государственной статистической отчетности,  официально не утверждены.

Источники:

1. Babkin N., Bespalova S., Senetskaya L., Skotarenko O. Tools for digitalization of economic processes for supporting management decision-making in the Arctic region. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science Volume 302 Issue 1. 6 August. No 012147 4th International Scientific Conference on Arctic: History and Modernity; Saint Petersburg; Russian Federation 17-18 April 2019. 151045

2. Бабкина Л., Скотаренко О. Особенности квалиметрического подхода в региональных исследованиях. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. №5. С. 161-165.

Цифровизация процесса потребления электроэнергии в жилых домах Арктической зоны

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.75-84

В статье выявлены причины, негативно влияющие на экономическое состояние и развитие электроэнергетики в городах Мурманской области, и обоснована необходимость создания интеллектуальных систем управления потреблением электрической энергии населением на основе цифровизации процесса учета.  В частности, большие объемы требуемых энергетических ресурсов на территории Арктической зоны, их ограниченность и нерациональное потребление обусловили необходимость реализации проекта «Умный дом» в рамках национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика».  К основным результатам этого проекта относятся: сокращение уровня дебиторской задолженности населения за поставляемую электроэнергию, снижение затрат на снятие, прием и обработку показаний приборов индивидуального учета, повышение эффективности ввода ограничений для режимов потребления, повышение экономической эффективность деятельности отрасли; обеспечение безопасности проживания населения в жилых домах.

Источники:

1. О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442 (ред. от 29.12.2020), Собрание законодательства РФ. 07.01.2013. №1. ст. 45.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации, Федеральный закон №522-ФЗ от 27 декабря 2018 г., Собрание законодательства РФ. 31.12.2018. №53 (часть I). ст. 8448

3. Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://base.garant.ru/72190282/