Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «стратегия»


Формирование механизма стратегического управления потреблением природного газа промышленными предприятиями

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.12-20

Работа посвящена анализу современных   концептуальных подходов к стратегическому управлению природным газом на промышленных предприятиях. Проведение исследований базировалось на системном подходе, методах анализа и синтеза показателей экономики потребления природного газа. Проведенный анализ показал, что в настоящее время остается нерешенным ряд вопросов, связанных с эффективным управлением энергопотреблением, что сказывается на качестве топливно-энергетического баланса предприятия. Автором предложен концептуальный подход к стратегическому управлению потреблением природного газа, который использует ситуационную матричную модель планирования стратегии энергоэффективности потребления природного газа на основе жизненного цикла энергоэффективных технологий. 

1. Гумерова Г.И.К вопросу о концепции жизненного цикла технологии.  Г. И. Гумерова, Э. Ш. Шаймиева. Инновационная экономика. 2008. № 8 (118). С. 71-75.

2. Завадский В. В. Экономические основы технологического развития. Наб. Челны, 1998. 121 с.

3. Тышкевич К.В. Формирование комплексной оценки эффективности технологических инноваций на предприятиях: дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. НижнийНовгород, 2003. 158 с.

4. Schwärtzel H. G. Forschung, Technologie, Innovation — dieökonomische Sicht. Klagenfurt, 1998.

5. Киршина И.А.Концепция ситуационно – стратегического планирования потребления природного газа на промышленном предприятии / И.А. Киршина, В.А. Кокшаров. Микроэкономика, 2021. № 6 (101). С. 58-68.

6. Бобрышов А.М. Инновационные энергосберегающие технологии в электроэнергетике. Оценка эффективности и стимулирование капитальных вложений / А. М. Бобрышов, Э. М. Косматов, В. Ш. Теляшова; под ред. канд. экон. наук, доц. Е. Э. Овчаровой. Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. 112 с.

Формирование концепции конкурентоспособности компании в контексте развития стратегической мысли

DOI: 10.33917/mic-5.100.2021.36-43

Понятие конкурентоспособности имеет ключевое значение в стратегическом менеджменте. Вопросы определения конкурентного преимущества и его использования для достижения целей компании привлекают значительное внимание со стороны бизнеса, менеджмента, экономистов, что привело за последние четыре десятилетия к постепенной концептуализации и росту стремления к пониманию конкурентоспособности на уровне бизнеса, регионов, наций. Многочисленные исследования были проведены, чтобы изучить конкурентоспособность теоретически и проверить на практике.  В этой статье рассматриваются пути формирования подходов к исследованию конкурентоспособности компании.

Источники:

1. Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель; Пер. с англ. –  М.: Альпина Паблишер, 2013. 367 с. (Серия «СКОЛКОВО»). 

2. Andrews K. R. The Concept of Corporate Strategy. Dow Jones-Irwin, Homewood, IL, 1971.

3. Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the Future (Boston: Harvard Business Press, 1994.

4. Pettigrew A.M. The Awakening Giant: Continuity and Change in Imperial Chemical Industries. Oxford: Basil Blackwell, 1985.

5. Prahalad C.K., Hamel G. The core competence of the corporation. Harvard Business Review, 68 (3) May-June 1990. P. 79-91.

6. Rumelt R.P. Towards a strategic theory of the firm. In R. Lamb (ed.) Competitive Strategic Management. Prentice- Hall, Englewood Cliffs, NJ. 1984.  P. 556-570.

7. Scherer F. M., & Ross D. Industrial market structure and economic performance. University of Illinois at Urbana-Chanpaign’s Academy for Entrepreneurial Leadership Historical Research Reference in Entrepreneurship,1990.

8. Stigler G. J. Competition. In: J. Eatwell, M. Milgate, & P. Newman (eds), The new palgrave: A dictionary of economics, Basingstoke and Hampshire: Palgreve Macmillan, 1987. P. 531-535.

Стратегический анализ развития образовательной сферы города Москвы в XXI веке

DOI: 10.33917/mic-1.96.2021.88-102

В контексте важнейших законодательных актов и документов стратегического планирования в России, национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации до 2030 года, анализируются состояние и перспективы развития образовательной сферы Москвы в ХХI в. Выявлены внешние и внутренние противоречия и вызовы развитию сферы образования в столице РФ, связанные с доминированием технократических и либерально – рыночных подходов к стратегическому планированию и управлению образованием в городе Москве. Обозначены в этой связи стратегические ориентиры и перспективы развития образования в московском мегаполисе в среднесрочной перспективе до 2024 г.

Источники:

1. Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ common/upload/library/2019/04/main/Budzhetnyy_prognoz_2036.pdf (дата обращения: 14.03.2020).

2. Вершинин С.И. Управление проектами в образовании. М.: Центр новых технологий, 2017. 39 с.

3. Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» – в редакции постановления Правительства Москвы от 27 марта 2018 г. № 233-ПП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/donm/documents/stateprogrammetropolitaneducation/view/214011220/ (дата обращения: 19.11.2020).

4. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/upload/photobank/ common/upload/programma_obrazovanie.pdf (дата обращения: 19.11.2020).

5. Гуськов Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие/Ю.В. Гуськов.  М.: Альфа-М, 2019. 448 с.

6. Зуева А.Н., Рябков О.А. Анализ системы общего, среднего и высшего професси­онального образования города Москвы // Вестник Московского государствен­ного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 3. С. 76-86.

Моделирование концептуальных принципов формирования энергетической стратегии потребления природного газа промышленными предприятиями

DOI: 10.33917/mic-5.94.2020.26-38

Исследование методических и методологических аспектов управления экономическими процессами позволило авторам определить основные концептуальные принципы формирования энергетической стратегии использования природного газа на промышленных предприятиях и распределить их по группам. В представленной статье приводится авторская классификация системы принципов формирования энергоэффективной стратегии использования природного газа на промышленном предприятии, дан анализ рассмотренных принципов по данной проблематике, что позволило объединить их в следующие целевые группы: организационно-экономическую, финансовую, эколого-технологическую, методологическую и специфическую. Авторы предлагают, формулируют и обосновывают два новых специфических принципа формирования энергетической стратегии: принцип рискозащенности энергетической стратегии и принцип реорганизации энергетических цепочек потребления природного газа на предприятии. Для большинства представленных принципов разработаны регрессионные модели для их количественной оценки. Делаются выводы относительно предложенной классификации принципов, согласно которой все принципы обладают одинаковой значимостью при реализации энергетической стратегии и должны реализовываться и исследоваться одновременно.

Источники:

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Д. Аакер; пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. СПб.: Питер, 2011. 496 с.

2. Михайлов С. А. Место стратегии энергосбережения в стратегии социально-экономического развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 22–30.

3. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. № 1715–р). – Доступ из справочно- правовой системы «КонсультантПлюс».

Стратегия формирования правового поля в сфере определения ответственности за вред, причиненный технологиями с использованием элементов искусственного интеллекта

DOI: 10.33917/es-7.173.2020.118-124

В современном мире внедрение технологий с элементами искусственного интеллекта во все сферы жизнедеятельности развивается стремительными темпами, которые значительно опережают развитие законодательства. В связи с этим возникает проблема определения ответственности за вред, причиненный применением подобных технологий, которая может быть разрешена только в результате разработки комплексной стратегии развития правового поля в данной сфере и доведения действующего законодательства до уровня информационно ориентированного Общества 5.0, концепция которого предполагает технический прорыв в области кибертехнологий. Цель настоящего исследования состоит в анализе сложившейся ситуации в сфере правового регулирования ответственности за вред, причиняемый технологиями с элементами искусственного интеллекта, и в определении стратегии формирования правового поля в данной сфере. В первой части работы проводится анализ сложившейся правовой ситуации на основе научных разработок в данной области, а также решений, предлагаемых стратегией развития технологий искусственного интеллекта как основы для

формирования правового поля. Вторая часть работы посвящена стратегии формирования правового поля в сфере определения ответственности за использование технологий с элементами искусственного интеллекта. В заключительной части статьи делается вывод о том, что рассматриваемая стратегия может быть реализована путем разработки комплекса мер, направленных на имплементацию в действующее  законодательство положений, определяющих ответственность

за использование технологий с элементами искусственного интеллекта

«Черный дракон» и проблемы управления

DOI: 10.33917/es-7.173.2020.70-81

Пандемия коронавируса в этом году стала одной из главных тем мировой повестки дня и сейчас анализируется с разных сторон — биологической, медицинской, экономической, политической, социальной, исторической. Но еще одним аспектом ее рассмотрения является управленческий, так как этот вирус поразил не только людей, но и общество, и системы управления. Эта пандемия носит очень сложный, масштабный и многомерный характер, а нарастающей сложностью, комплексностью и неопределенностью, как известно, трудно управлять, особенно если примешивается фактор времени. В методологии есть принцип: если проблема, выявленная на каком-то уровне сложности системы, не решается средствами того же уровня, то нужно подняться на уровень выше. Иначе говоря, необходимо подняться на метауровень, а здесь как раз и выявляются проблемы общественного управления, и они имеют две стороны. Первая — практическая — что делать и как управлять разворачивающимися процессами для минимизации ущерба людям, экономике и обществу, какую стратегию выхода из этой пандемии разрабатывать и как ее реализовать. Этим сейчас все и озабочены, но эффективность разных текущих мер и стратегий пока еще рано оценивать в полной мере, особенно с учетом новой волны пандемии. Вторая сторона — теоретическая — как эта проблема может рассматриваться концептуально через призму смены парадигмы существования общества и парадигмы управления. Данная статья посвящена некоторым принципиальным аспектам именно последней стороны проблемы.

Источники:

 

1. Талеб Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости / Пер. с англ. М.: КоЛибри, 2009.

2. Талеб Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса / Пер. с англ. М.: КоЛибри, 2016.

Стратегические аспекты реализации антикризисного управления предприятий промышленности на мезо экономическом уровне

В научной статье предложен механизм антикризисного управления, на основе которого сформированы дифферентные стратегические альянсы предбанкротных предприятий на примере промышленного комплекса.

Источники:

1. Galimulina F.F., Zhukovskaya I.V.,  Komissarova I.P., Shinkevich A.I., Mayorova A.N., Astafyeva I.A., Klimova N.V., Nabiullina K.R. Technology Platforms as an Efficient Tool to Modernize Russia’s Economy // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 1. pp. 163-168.

2. Kapitonov I.A., Zhukovskaya I.V., Voloshin V.I.,  Shulus A.A Small  and medium-sized enterprises as a driver of innovative development of the Russian fuel and energy complex. // International Journal of Energy Economics and Policy 2017. Т. 7. № 3.  pp. 231-239.

3. Zhukovskaya I.V., Shinkevich A.I., Ostanin L.M., Yalunina E.N., Lushchik I.V., Zhukova M.A., Mokhova G.V. Features of economic zones’ regulation interms of economic instability // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 18. pp. 12787-12801/

4. Kapitonov I.A., Zhukovskaya I.V., Khusaenov R.R., Monakhov V.A. Competitiveness and competitive advantages of enterprises in the energy sector// International Journal of Energy Economics and Policy 2018. Т. 8. № 5. pp. 300-305.

Стратегия развития медико-экономических стандартов рантгенэндоваскулярного лечения

В научной статье обобщен опыт разработки и внедрения в 2012-2015 гг. медико-экономических стандартов рентгенэндоваскулярного лечения заболеваний в клиническую практику медицинских организаций, участвующих в реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования и проведена оценка их эффективности. Сделаны выводы, что стратегия развития рентгенэндоваскулярного лечения на основе медико-экономических стандартов способствует повышению качества медицинской помощи, совершенствованию маршрутизации потоков пациентов, интенсивности использования коечного фонда стационаров и обеспечению рентгенэндоваскулярной помощью больных. Стандартизация рентгенэндоваскулярной помощи является стратегическим приоритетом развития здравоохранения

Источники:

1. Вуори Х.В. Обеспечение качества медицинского обслуживания. Копенгаген: ЕРБ ВОЗ, 1985. 179 c.

2. Вялков А.И. Задачи и перспективы развития стандартизации в здравоохранении России //Проблемы стандартизации в здравоохранении.  1999. № 2. С. 8-9.

3. Вялков А.И. Стандартизация как основа создания государственной программы обеспечения качества медицинской помощи //Вестник ОМС. 2001. № 3. С. 3-9.

4. Воробьев П. А. Стандартизация и качество медицинской помощи //Проблемы стандартизации в здравоохранении. 1999. № 1. С. 64-65.

5. Вялков А.И., Таранов A.M., Воробьев П.А., Новолодский В.М. Система стандартизации в здравоохранении: прошлое, настоящее, будущее //Вестник ОМС. 2000. № 1. С 7-12.

6. Ступаков И.Н., Ботнарь Ю.М., Самородская И.В., Елисеев М.Б., Юдина А.Ю. Опыт НЦССХ им. А.Н. Бакулева в разработке медико-экономических стандартов хирургического лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями //Бюллетень НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН. 2005. № 6(5). С. 322.

Стратегический анализ использования земельно-имущественных ресурсов города Москвы

DOI: 10.33917/mic-1.90.2020.94-106

Научная статья посвящена стратегическому анализу особенностей использования земельно-имущественных ресурсов города Москвы. Акцентируется внимание на действующих и разрабатываемых сегодня в столице России документах стратегического планирования. С учетом анализа стратегических целей и приоритетов земельно-имущественной политики города Москвы выявлена среднесрочная динамика показателей эффективности использования земли и нежилых помещений. На этой основе сделаны выводы о необходимости системного подхода к повышению социально-экономической эффективности использования земельно-имущественных ресурсов города Москвы.

Источники:

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (с изменениями и дополнениями). – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
2. Голубков Е.П. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 292 с.
3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 376 с.
4. Казакова Н.А. Современный стратегический анализ: Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 500 с.
5. Кочинов Ю.А. К выбору методов стратегического анализа // Экономика и социум. 2017. № 1(32). С. 21 – 37.
6. Отварухина Н.С., Веснин В.Р. Современный стратегический анализ. – М.: Юрайт, 2017. – 428 с.
7. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 448 с.
8. Шайдуллин И.У. Современные методы применения моделей стратегического анализа в процессе стратегического управления предприятием // Экономика и социум. 2017. №3 (34). С. 31 – 39.
9. Мосев К.В. Методы и методики стратегического анализа // Студенческий электронный научный журнал. 2018. № 23 (43) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/ 43/122672 (дата обращения: 18.11.2019 г.).
10. Смирнова О.О., Богданова Ю.Н. Последовательность разработки и требования к базовым документам для реализации закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Современные научные исследования и инновации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58287 (дата обращения: 03.01.2019 г.).
11. Закон города Москвы от 5 мая 2010 г. № 17 «О Генеральном плане города Москвы на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.mos.ru/files/pdf/2010/06 (дата обращения: 16.11.2019 г.).
12. Проект «Стратегия развития образования города Москвы до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sch439uv.mskobr.ru/ files/proekt_strategii _2025.pdf (дата обращения: 16.11.2019 г.).
13. Смирнова О.О. Основы стратегического планирования Российской Федерации: монография. – М.: «Наука», 2013. – 302 с.
14. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в редакции от 02.08.2019 г.) [Электронный ресурс]. – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
15. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.grazkodeks.ru/ (дата обращения: 20.11. 2019 г.).
16. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (редакция от 02.08.2019 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grkodeksrf.ru/ (дата обращения: 21.11.2019 г.).
17. Конституция Российской Федерации. – М.: «Ось-89», 1999. – 48 с. (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
18. Устав города Москвы. – М.: «Ось-89», 1999. – 64 с. (Закон города Москвы от 28 июня 1995 г.).
19. Большой экономический словарь / М.Ю. Агафонова, А. Н. Азрилиян, С.И. Дегтярев и др. – М.: Фонд «Правовая культура», 1994. – 528 с.
20. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 576 с.
21. Закон города Москвы от 15 марта 2017 г. № 10. – О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года № 17 «О Генеральном плане города Москвы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www.mos.ru/upload/documents/docs/Zakon__10(5).pdf (дата обращения: 21.11.2019 г.).
22. Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. № 430-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012 – 2016 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 537907219 (дата обращения: 05.01.2019 г.).
23. Постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. № 477-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы “Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы” на 2012-2018 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/537907565 (дата обращения: 28.01.2019 г.).
24. Постановление Правительства города Москвы от 2 сентября 2003 г. № 747-ПП «Об утверждении баланса использования земель города Москвы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ 380439/ (дата обращения: 05.02.2019 г.).
25. Структура Правительства Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/authority/(дата обращения: 23.11.2019 г.).
26. Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/depr/documents/view/159205220/ (дата обращения: 19.01.2019 г.).
27. Закон города Москвы от 29 ноября 2017 г. № 47 «О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/49516890/ (дата обращения: 17.02.2019 г.).
28. Российский статистический ежегодник. – М.: 2018. С. 52-53 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/ year18.pdf (дата обращения: 26.11.2019 г.).

Стратегия действительной цифровой трансформации общества

DOI: 10.33917/es-1.167.2020.100-107

В статье обосновывается сомнение в конструктивности существующего подхода к цифровому преображению российского общества. Предлагаются типы решений, на основании которых следует выстроить стратегию его действительной трансформации. Это позволит задать требования не только к применению, но и к развитию цифровых технологий и уберечь общество от отставания и подражания мировым трендам в экономике. Излагая взгляд на стратегическое целеполагание, автор исходит из понимания существа соотношения между развитием технологий и развитием общества как культуры. Материал разработан на основе методов концептуального анализа и проектирования систем организационного управления

Источники:

1. Vivekananda S. Filosofiya ioga [Philosophy of Yoga]. Magnitogorsk, Amrita, 1992, 512 p.

2. Uait L. Izbrannoe: Nauka o kul’ture [Selected Works: Studies of Culture]. Moscow, 2004, 960 p.

3. Marks K. Kapital. Kritika politicheskoi ekonomii [Capital. A Critique of Political Economy]. T. I. Moscow, Eksmo, 2017, 1200 p.

4. Danilevskii N.Ya. Rossiya i Evropa [Russia and Europe]. Moscow, 2011, 816 p.

5. Novaya tekhnologicheskaya revolyutsiya: vyzovy i vozmozhnosti dlya Rossii [New Technological Revolution: Challenges and Opportunities for Russia] Ekspertno-analiticheskii doklad. Moscow, Fond “Tsentr strategicheskikh razrabotok”, 2017, 136 p.

6. Makushkin A.G., Osochenko E.A. Atlas skvoznykh tekhnologii tsifrovoi ekonomiki Rossii [Cross-Cutting Technology Atlas of the Digital Economy in Russia]. Moscow, Grinatom, 2019, 372 p.