Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «импортозамещение»


Формирование инновационных механизмов экономического развития России

DOI: 10.33917/mic-5.112.2023.5-15

В современных условиях экономическое развитие страны должно базироваться на инновационной основе, обеспечивающей переход на новый технико-технологический уровень и импортозамещение высокотехнологичной продукции. В статье рассмотрен организационно-экономических механизм совершенствования технико-технологического уровня производства высококачественной продукции и предложен алгоритм его реализации, предусматривающий анализ и оперативное принятие решений при отклонении или не достижении, требуемых на данный момент времени решений, мероприятий по созданию и выпуску инновационной продукции. На базе предложенного механизма возможно учесть направления организационно-институционального и технико-технологического плана, что позволит увеличить темпы роста промышленного производства и ВВП Российской Федерации.

Источники:

 1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/
2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/
3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». URL: // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/
4. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34237/
5. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Правительством РФ 3 января 2014 г.). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157978/
6. Шепелев Г.В. О приоритетах научно-технологического развития // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т.2 № 3. С 16 -36.
7. Остапюк С.Ф., Фетисов В.П., Остапюк И.С. Подходы к выбору приоритетов в научно-технической сфере // Микроэкономика. 2023. № 1. С. 5 -22. https:doi.org/10.33917/mic-1.108.2023.5-22.
8. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». RL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22630/
9. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/
10. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69932/
11. Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре Сколково». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105168/
12. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221172/
13. Стратегия инновационного развития Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/
14. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/
15. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 1172 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137901/
17. Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2019 г. №773 «О критериях отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции» (вместе с «Требованиями к критериям отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, а также порядок их установления»). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326971/
18. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020 г. № 2204 «О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372290/
19. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358738/
20. Указ Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47651
21. Указ Президента РФ от 18 марта 2022 г. № 126 (ред. от 23.11.2022) «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411944/
22. Федеральный закон от 04 марта 2022 г. № 30-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139994/
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 337 «Об утверждении перечня отраслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в части 1 статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202203110015?index=2
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 06 марта 2022 г. № 296 «О внесении изменений в Правила отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики». URL: http://publication.pravo.gov.ru›Document…0001202203070003
25. Федеральный закон от 08 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru›Document…0001202203080001
26. Указ Президента РФ от 31 марта 2022 г. № 172 (ред. от 30.12.2022) «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413296/
27. Указ Президента РФ от 04 мая 2022 г. № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416361/
28. Распоряжение Правительства РФ от 05 марта 2022 г. № 430-р (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411064/
29. Указ Президента Российской Федерации от 05 мая 2022 г. № 95. «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012022030500 6
30. Ромашова Ю.А. Пути снижения себестоимости на предприятиях в нефтегазовой отрасли / Ю. А. Ромашова, Ю. Е. Ахметшина, П. Ю. Компанеец; науч. рук. О. В. Пожарницкая // Проблемы геологии и освоения недр: труды XX Международного симпозиума имени академика М.А. Усова студентов и молодых ученых, посвященного 120-летию со дня основания Томского политехнического университета, Томск, 4-8 апреля 2016 г.: в 2 т. Томск: Изд-во ТПУ, 2016. Т. 2. С. 1080-1081. URL: https://earchive.tpu.ru/handle/11683/32218
31. Пельменёва А.А. Оценка влияния качества нефтегазового оборудования на экономическую эффективность деятельности компании //Управление качеством в нефтегазовом комплексе (УКАНГ). 2013. № 3. С.23-26.
32. Пельменёва А.А., Федоров С.А. Совершенствование подходов к оценке научно-технических решений в нефтегазовом комплексе Российской Федерации //Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. ВНИИОЭНГ. 2017. №12. С. 45-53.
33. Шабанова Д.Н., Нелина В.В. Современные тенденции управления качеством проектов в нефтегазовой отрасли // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2022. №6 (210). С. 18-24. DOI:10.33285/1999-6942-2022-6(210)-18-24.
34. Макарова Е.Д. Инновационные проекты глобальной трансформации энергопространства // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2022. №6 (210). С.12-17. DOI:10.33285/1999-6942-2022-6(210)-12-17.

Антисанкционная политика промышленного предприятия как элемент антикризисной стратегии

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.42-50

Антисанкционная политика в настоящее время может являться частью стратегического планирования деятельности российской компании, суть которой состоит в совокупности мероприятий, направленных на изменение поведения в периоды спадов, устойчивого снижения финансовых показателей, угрозы банкротства с целью финансового оздоровления. В статье оценено влияние санкционной политики в отношении РФ на промышленность в 2022 г., выявлены отрасли производств с наибольшим снижением индекса производства и внутренние факторы, способствующие выраженным кризисным явлениям в данных отраслях, перечислены основные негативные проявления санкций. Исследовано «проблемное поле», с которым столкнулась компания производитель оборудования для электроэнергетики, перечислены предпринимаемые антисанкционные, антикризисные мероприятия и трудности возникшие в ходе их реализации. Определены возможные пути преодоления кризисных явлений.

1. О промышленном производстве в январе-феврале 2023 года. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/47_29-03-2023.html

2. О ситуации в промышленности в апреле-мае 2022. Комментарии о государстве и бизнесе. Центр развития НИУ ВШЭ. № 424. 20 мая 2022 г. С. 1-13. URL: https://dcenter.hse.ru/mon/71896859/627261690.html

3. Афанасьев А.А. Об оценке влияния международных санкций на условиях функционирования отечественной промышленности. Экономические отношения. 2022. Том 12. №2. С.179-194.

4. Афонцев С.А. Политика и экономика торговых войн. Журнал НЭА. 2020. №1 (45). С. 193–198.

5. Ахмадеев А.М. Опыт Ирана в инновации предприятий и экономики в условиях экономических санкций. 2022. № 4(42). С. 107-114.

6. Барковский А.Н. Последствия западных санкций и ответных санкций РФ / А.Н. Барковский, С.С. Алабян, О.В. Морозенкова. Российский внешнеэкономический вестник. – 2015. – № 9. – С. 3-7.

Повышение эффективности использования в управлении производством корпоративных информационных систем (на примере высокотехнологичных отраслей)

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.5-28

В современных условиях оперативное и обоснованное принятие важных решений по регулированию производства невозможно без проведения автоматизированных расчетов, выполняемых современными программными продуктами. Одним из направлений эффективного решения данной проблемы является создание концепции (с учетом специфических особенностей предприятий    и организаций ОПК) платформы корпоративной информационной системы.

В работе рассмотрены и решены следующие вопросы: 1) на базе сравнительного анализа  объемов продаж корпоративных информационных систем на  мировом и российском рынках  выявлены их основные тенденции и закономерности развития;  2) сформирована сравнительная оценка эволюции подходов к созданию и внедрению информационных систем, их преимуществ и недостатков, а также  возможных областей наиболее эффективного использования; 3) обоснованы приоритетные требования  потенциальных пользователей к  корпоративным информационным системам; 4) детализованы основные параметры – характеристики концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства;  5) обоснована целесообразность  разработки   двух вариантов платформ КИС:  подотрасли (интегрированной корпоративной структуре) и для группы предприятий, выпускающих однородную продукцию; 6) даны предложения по организации в отраслях ОПК  комплекса работ по внедрению передовых цифровых технологий  для решения задач  управления высокотехнологичным производством.

Источники:

1. Enterprise Resource Planning Market Size 2021. Revenue Growth Development, Business Opportunities, Future Trends, Top Key Players, Market Share and Global Analysis by Forecast to 2023. URL: https://www.marketwatch.com/press-release/enterprise-resource-planning-market-size-2021-revenue-growth-development-business-opportunities-future-trends-top-key-players-market-share-and-global-analysis-by-forecast-to-2023-2021-07-22

Импортозамещение: отечественные приборы для молекулярно-генетического анализа

DOI: 10.33917/es-3.189.2023.36-41

Проведен анализ рынка технологий секвенирования, выявлены факторы, ускоряющие и препятствующие его развитию. Представлены отдельные разработки оборудования для молекулярно-генетического анализа, выполненные Институтом аналитического приборостроения РАН совместно с ООО «НПФ Синтол». Имеющийся научно-технический задел и потенциал организаций позволяют в сжатые сроки осуществлять импортозамещение ряда ключевых приборов и устройств для генетических исследований, в том числе с необходимой реагентной базой.

Источники:

1. Global DNA Sequencing: Research, Applied and Clinical Markets [Электронный ресурс]. URL: https://www.bccresearch. com/market-research/biotechnology/dna-sequencing-emerging-tech-applications-report.html#:~:text=The%20global%20market%20 for%20DNA,the%20period%20of%202021-2026.

2. DNA Sequencing Market Size USD 16.81 Billion by 2030 [Элек­тронный ресурс]. URL: https://www.vantagemarketresearch.com/ industry-report/dna-sequencing-market-1896.

3. Growth Trends, Report 2030 [Электронный ресурс]. URL: https://www.strategicmarketresearch.com/market-report/dna-sequencing-market.

4. Whole Genome Sequencing cost 2023 [Электронный ре­сурс]. URL: https://3billion.io/blog/whole-genome-sequencing-cost- 2023#:~:text=The%20cost%20of%20a%20human,today%20it%20 is%20approximately%20%24600.

5. Курочкин В.Е., Алексеев Я.И., Петров Д.Г., Евстрапов А.А. Отечественные приборы для молекулярно-генетического анали­за: разработки ИАП РАН и ООО «Синтол» // Известия Российской военно-медицинской академии. 2021. Т. 40. № 3. C. 69–74.

6. Генетический анализатор Нанофор® 05 [Электронный ре­сурс]. URL: http://iairas.ru/nanofor05.php.

Импортозамещение маркетинговых каналов и товаров в сфере парфюмерно-косметического ретейла

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.186.2022.118-125

В статье рассмотрены различные аспекты ситуации импортозамещения в сфере парфюмерно-косметического ретейла, сложившейся в Российской Федерации на середину 2022 г. Автор проанализировал изменения, происшедшие на рынке после ужесточения санкций и введения ограничений со стороны западных стран. Выявлены перспективные тенденции развития отечественного парфюмерно-косметического рынка. Сделан вывод, что имеющие место события не только имеют отрицательные аспекты, но и предоставляют отечественным производителям широкие возможности. Российский рынок и саму парфюмерно-косметическую индустрию ждут серьезные внутренние трансформации в ближайшие годы, но емкость рынка не может снижаться и будет иметь тенденцию к увеличению, что определяет необходимость эффективного импортозамещения на основе развития собственного производства и увеличения поставок из дружественных стран.

Источники:

1. Шмидт М. Бьюти-рынок России: взгляд топ-менеджера экспата [Электронный ресурс] // E-xecutive.ru. URL: https://www.executive.ru/management/practices/1992062-beauty-rynok-rossiivzglyad-top-menedzhera-ekspata.

2. Импортозамещение в сфере косметического оснащения [Электронный ресурс] // Поставщики машин и оборудования. URL: https://www.oborudunion.ru/publications/releases/34398.

3. Андрианова Д. Краски блекнут. Косметика дорожает и плохо импортируется // Коммерсантъ. 2022. 3 марта.

4. Мерцалова А., Костырев А. Парфюмерия запахла дефицитом // Коммерсантъ. 2022. 26 марта.

5. Безуглова В. В ожидании ренессанса российской косметики [Электронный ресурс] // Эксперт. 2022. № 23. URL: https://expert.ru/expert/2022/23/v-ozhidanii-renessansa-rossiyskoy-kosmetiki.

6. Кобиц Е. Косметические перспективы: передел рынка на руку российским брендам [Электронный ресурс] // Эксперт. 2022. 20 апреля. URL: https://expert.ru/2022/04/20/kosmeticheskiyeperspektivy-peredel-rynka-na-ruku-rossiyskim-brendam.

Прямые иностранные инвестиции и промышленная политика (на примере ряда стран)

DOI: https://doi.org/10.33917/es-5.185.2022.6-11

Целью статьи является попытка авторского переосмысления роли прямых иностранных инвестиций, промышленной политики и других явлений. Предлагается новый взгляд на эти явления в сегодняшних условиях. В работе используются статистические показатели ОЭСР и МВФ. На примере ряда стран (СССР, России, Италии, Южной Кореи) рассматриваются различные подходы в сфере импорта ПИИ и промышленной политики. С учетом многолетнего опыта работы автора в банковской сфере и российском бизнесе сформулирован ряд рекомендаций для российских регуляторов.

Источники:

1. IMF. World Economic Outlook — Rising Caseloads, a Disrupted Recovery, and Higher Inflation. Washington: DC, 2022.

2. IMF. World Economic Outlook — War Sets Back the Global Recovery. Washington: DC, 2022.

3. Soboleva Inna. Les experts russes redoutent une guerre mondiale d’ici dix ans [Электронный ресурс] // FR. Russia Beyond. April 16, 2013. URL: https://fr.rbth.com/tech/2013/04/16/les_experts_russes_redoutent_une_guerre_mondiale_dici_dix_ans_23165.

4. Glazyev S. How to win the war [Электронный ресурс] // Top War. July 26, 2014. URL: https://www.en.topwar.ru.

5. Kondratieff N. The World Economy and its Conjunctures during and after the War. M.: International Kondratieff Foundation, 2004.

6. Trotsky L. La courbe du d velopppement capitaliste [Электронный ресурс] // Marxists. Avril 21, 1923. URL: https://www.marxists.org/francais/trotsky/oeuvres/1923/04/lt19230421.htm.

7. Покидченко М.Г. Существует ли экономический цикл? [Электронный ресурс] // Вопросы теоретической экономики. 2017. № 1. С. 66–73. URL: http://questionset.ru/files/arch/2017/2017-N1/VTE_2017_1.pdf.

8. Ершов М.В., Лохмачев В.Ф., Татузов В.Ю., Танасова А.С. Глобальный кризис (сравнительный анализ циклических процессов) [Электронный ресурс] // Банковское дело. 2009. № 5. С. 16–20. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=33338082.

9. FDI in Fugures [Электронный ресурс] // OECD. 2022. April. URL: www.oecd.org.

10. Putin V. Economic Tasks [Электронный ресурс] // Working Day. January 30, 2012. URL: http://archive.premier.gov.ru/eng/events/news/17888/

11. Ministerial Decree No. 328 validating the State Program of the Russian Federation “Development of industry and increase of its competitiveness” (аpril 2014) [Электронный ресурс]. URL: http://extwprlegs1.fao.org/docs/pdf/rus170671.pdf.

Цифровое импортозамещение в атомной отрасли

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.79-86

Импортозамещение как фактор роста отечественного производства в 2022 г. снова является актуальным процессом, во-первых, из-за последствий геополитической напряженности, повлекшей за собой в том числе отток кадров, а во-вторых, из-за пандемии COVID-19, имевшей следствием разрушение налаженных логистических связей и цепочек поставок.

В статье анализируется процесс импортозамещения на примере крупнейшей российской генерирующей компании в атомной отрасли – Госкорпорации «Росатом».

Источники:

1. Импортозамещение в России в 2022 году – последние новости // Юридическая газета. 2022. 15 мая. URL: https://yur-gazeta.ru/ekonomika/importozameshenie-v-rossii-v-2022-gody-poslednie-novosti.html

2. Росатом объявил о запуске цифрового продукта «Логос Тепло» // Атомная энергия 2.0. URL: https://www.atomic-energy.ru/news/2019/12/19/100185

3. В России появился отечественный программно-аппаратный комплекс для создания инфраструктуры VDI // CNews. URL: https://www.cnews.ru/news/line/2021-06-15_v_rossii_poyavilsya_otechestvennyj

4. Росатом как двигатель отечественного ИТ-импортозамещения // Цифровая энергетика. URL: https://www.digital-energy.ru/2020/12/29/industry/rosatom-kak-dvigatel-otechestvennogo-it-importozamescheniya/

5. «Росатом» полностью переходит на Astra Linux // CNews. 2022. 19 мая. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2022-05-19_rosatom_polnostyu_perehodit

6. Как Росатом превратился в двигатель отечественного ИТ-импортозамещения // СNEWS. 2020. 28 декабря. URL: https://www.cnews.ru/reviews/cnews_trendy_2021/cases/kak_rosatom_prevratilsya_v_dvigatel

7. Файков Д.Ю. Оценка возможностей и перспектив диверсификации деятельности государственных корпораций в рамках современных организационно-технологических тенденций (на примере атомной отрасли) // МИР. 2020. Т. 11. № 2. С. 179-195.

8. «Логос»: курс на импортозамещение в сегменте САЕ // САПР. 2021. № 10. URL: https://sapr.ru/article/26321

9. РФЯЦ-ВНИИЭФ: Пакет программ Логос // TADVISER. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Продукт:РФЯЦ-ВНИИЭФ:_Пакет_программ_Логос?cache=no&ptype=integr

Пакетный отраслевой заказ как эффективный инструмент управления импортозамещением, созданием новых технологий и модернизацией энергетики

DOI: 10.33917/es-3.169.2020.6-17

Импортозамещение в энергетике требует формирования в России группы новых производств и модернизации имеющихся. Для этого необходима интеграция структур фундаментальной и прикладной науки, образования, энергомашиностроительного производства, энергогенерации и транспортировки электроэнергии в рамках полного инновационного цикла. Ключом к решению проблемы является формирование комплексного механизма планирования и управления научно-исследовательскими, а также энергомашиностроительными и электроэнергетическими сегментами как звеньями единой технологической цепочки работ и закупок — от фундаментальных исследований до утилизации оборудования. Результатом НИОКР должен быть пакетный отраслевой заказ по оборудованию и технологиям — новый инструмент планирования и координирования в рыночной среде российской энергетики и энергомашиностроения.

Предлагается выстраивание нового информационного контура управления в энергетике России для формирования основы пакетного заказа в рамках отрасли с целью налаживания средне- и долгосрочного научно-технического планирования для замещения выбывающего оборудования, сопровождения выполнения договоров и мониторинга результатов их исполнения.

Источники:

1. Импортозамещение уйдет в нацпроекты. Правительство определит цели по закупкам у российских поставщиков [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2020. 2 марта. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4275034.

2. Грабчак Е., Медведева Е., Голованов К. Импортозамещение как драйвер развития отрасли // Энергонадзор. 2016. № 8. С. 28–29.

3. Грабчак Е.П., Логинов Е.Л., Романова Ю.А. Проблемы замены изношенного оборудования в электроэнергетике России: приоритеты модернизации в контексте обеспечения надежности и безопасности // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2019. № 5. С. 38–43.

4. Положихина М.А. Санкции и импортозамещение: что стало с промышленностью? // Интеллектуальный капитал. 2017. № 1. С. 31–36.

5. Бушуев В.В. Когнитивный энерготехнологический форсайт // Энергетическая политика. 2015. № 4. С. 3–10.

6. Курбанов А.Х., Наружный В.Е. Импортозамещение в технологическом обеспечении производства продукции военного назначения: теоретические и прикладные аспекты // Вооружение и экономика. 2017. № 2. С. 69–77.

7. Стертюков К.Г., Стародубцева О.А. Проблемы внедрения новых технологий и технических средств с целью увеличения КПД в энергетической отрасли // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии,
системы управления. 2018. № 25. С. 58–73.

8. Черезов А.В., Грабчак Е.П. Проблемы и перспективы развития производства газотурбинных установок высокой мощности в Российской Федерации // Надежность и безопасность энергетики. 2017. № 2. С. 92–97.

9. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Трансформация механизмов управления ТЭК России для снижения рисков и угроз: Кремль-2018 в условиях сложной экономической реальности // Экономические стратегии. 2017. № 6. С. 30–39.

10. Госдума приняла поправки о смягчении норм закона о госзакупках в составе закона о мерах при ЧС // Интерфакс. Нефть. Ежедневный обзор. 2020, 1 апреля.

12. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Формирование организационных и информационных механизмов управления построением в России цифровой экономики // Экономические стратегии. 2018. № 3. С. 56–67.

13. Агеев А.И., Смирнова В.А. Адаптивность высокотехнологичного комплекса к цифровым вызовам // Экономические стратегии. 2018. № 1. С. 164–166.

14. Агеев А.И., Радина В.А. Методология формирования плана на основе инструментария цифровой экономики // Экономические стратегии. 2019. № 4. С. 6–17. DOI: 10.33917/es-4.162.2019.6-17.

15. Логинов Е.Л., Райков А.Н. Оптимизация внедрения сквозных технологий в энергетическую критическую инфраструктуру на основе когнитивного моделирования: Материалы одиннадцатой международной конференции «Управление развитием крупномасштабных систем» (MLSD’2018). Москва, ИПУ РАН, 1–3 октября 2018 г.: В 2 т. М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2018. С. 247–250.

16. Борталевич С.И., Грабчак Е.П., Логинов Е.Л., Шкута А.А. Адаптация стратегий развития компаний для работы на будущих мировых рынках, которые будут созданы при развитии ключевых научно-технических трендов в условиях цифровой революции // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 4. С. 229–233.

17. Макаров В.Л., Агеев А.И., Зеленский В.А., Логинов Е.Л. Системные основы решения управленческих задач взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с производственным сектором как основной фактор новой индустриализации России // Экономические стратегии. 2013. № 2. С. 108–117.

18. Научное обеспечение реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации: Научные сессии общего собрания членов РАН и общих собраний отделений РАН. 2019 г.: В 2 т. Т. 2. М.: Российская академия наук, 2019. 632 с.

19. КНТП ЭБМНП. М.: МЭИ, 2019. 57 с.

20. Комплексная научно-техническая программа «Энергетика больших мощностей нового поколения» (паспорт КНТП ЭБМНП). М., 2019. 112 с.

21. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Ефремов Д.Н. Государственный комитет по научно-технической политике: центр сетевой концентрации научно-технических связей в ключевых областях знания для интегрированного управления в сфере науки и техники // Экономические стратегии. 2014. № 8. С. 12–21.

22. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Госплан — основные подходы к планированию социально-экономического развития России // Экономические стратегии. 2013. № 8. С. 100–112.

23. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Райков А.Н. Интеллектуальные технологии организации финансового мониторинга и контроля при реализации госзакупок // Экономические стратегии. 2016. № 1. С. 16–27

Взаимосвязь экономического базиса и политической надстройки современной России

DOI: 10.33917/es-2.168.2020.20-31

Существующий в РФ экономический базис был сформирован в 1990-х годах, а развивался и окончательно оформился в начале 2000-х годов. Именно политическая борьба за его реализацию определила форму, структуру и характер современной политической надстройки. Как показывает опыт последних лет, сформированные базис и надстройка не нацелены на проведение глубинных социально-экономических реформ в России. В то же время западная тотальная иезуитская русофобия, нарастающая мощь и количество глобальных вызовов, а также недостаточное социально-экономическое развитие РФ обусловливают настоятельную потребность проведения кардинальных преобразований. В связи с этим авторы дают обоснование необходимости и исследуют возможные пути модернизации существующей в РФ политической надстройки в целях создания условий, обеспечивающих мощный и эффективный ответ России на глобальные вызовы ближайшего будущего

Источники:

1. Бурмистров А.Н., Ильин Ю.В. О возможном влиянии взаимодействия производительных сил и производственных отношений на развитие науки и техники // Экономические стратегии. 2018. № 7. С. 149, 152, 156.

2. Касатонов В.Ю. Инвестиционная оккупация России. Половина экономики страны принадлежит иностранному капиталу [Электронный ресурс]. Русская народная линия. 2017. 21 июля. URL: https://ruskline.ru/opp/2017/iyul/21/investicionnaya_okkupaciya_rossii_polovina_ekonomiki_strany_prinadlezhit_inostrannomu_kapitalu/

3. Колонка редактора: Европа вспомнила о корнях // Эксперт. 2019. № 37. 9 сентября.

4. Аганбегян А.Г. Сокращение инвестиций — гибель для экономики, подъем инвестиций — ее спасение // Экономические стратегии. 2016. № 4. С. 74.

5. Каляев И.А. Искусственный интеллект: камо грядеши? // Экономические стратегии. 2019. № 5. С. 6. DOI: 10.33917/es-5.163.2019.6-15.

6. Бурмистров А.Н., Ильин Ю.В. Особенности экономической политики при формировании целостной экономической системы // Экономические стратегии. 2017. № 6. С. 102, 103.

7. Бурмистров А.Н., Ильин Ю.В. О некоторых основах формирования и функционирования целостной экономической системы // Экономические стратегии. 2016. № 7. С. 174.

8. Амосов Н.М. О природе человека // Физкультура и здоровье. 1992. № 9–10. С. 4–9, 12, 13.

9. Харари Ю.Н. Sapiens: Краткая история человечества. М.: Синбад, 2016. С. 49.

10. Бурмистров А.Н., Ильин Ю.В. Некоторые аспекты создания искусственного интеллекта и реализации идей трансгуманизма // Экономические стратегии. 2019. № 3. С. 38, 40. DOI: 10.33917/es-3.161.2019.34-43.

11. Бурмистров А.Н., Ильин Ю.В. О природе коррупции и возможности ее подавления // Экономические стратегии. 2017. № 8. С. 196.

 

Информационные технологии как ключевой механизм устойчивого развития оборонных промышленных предприятий в современных условиях

Номер 3. Без пользы, или Невидимая угроза
Информационные технологии как ключевой механизм устойчивого развития оборонных промышленных предприятий в современных условиях

В статье рассматриваются проблемы внедрения цифровой экономики на оборонных промышленных предприятиях, обеспечивающей устойчивое развитие и значительный рост эффективности их производства. Информационные технологии являются основой автоматизации производственных процессов и в совокупности с формированием единого информационного пространства позволяют перейти на новый более высокий уровень управления производством.