Страница автора: Мишин Юрий Владимирович

Повышение эффективности использования в управлении производством корпоративных информационных систем (на примере высокотехнологичных отраслей)

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.5-28

В современных условиях оперативное и обоснованное принятие важных решений по регулированию производства невозможно без проведения автоматизированных расчетов, выполняемых современными программными продуктами. Одним из направлений эффективного решения данной проблемы является создание концепции (с учетом специфических особенностей предприятий    и организаций ОПК) платформы корпоративной информационной системы.

В работе рассмотрены и решены следующие вопросы: 1) на базе сравнительного анализа  объемов продаж корпоративных информационных систем на  мировом и российском рынках  выявлены их основные тенденции и закономерности развития;  2) сформирована сравнительная оценка эволюции подходов к созданию и внедрению информационных систем, их преимуществ и недостатков, а также  возможных областей наиболее эффективного использования; 3) обоснованы приоритетные требования  потенциальных пользователей к  корпоративным информационным системам; 4) детализованы основные параметры – характеристики концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства;  5) обоснована целесообразность  разработки   двух вариантов платформ КИС:  подотрасли (интегрированной корпоративной структуре) и для группы предприятий, выпускающих однородную продукцию; 6) даны предложения по организации в отраслях ОПК  комплекса работ по внедрению передовых цифровых технологий  для решения задач  управления высокотехнологичным производством.

Источники:

1. Enterprise Resource Planning Market Size 2021. Revenue Growth Development, Business Opportunities, Future Trends, Top Key Players, Market Share and Global Analysis by Forecast to 2023. URL: https://www.marketwatch.com/press-release/enterprise-resource-planning-market-size-2021-revenue-growth-development-business-opportunities-future-trends-top-key-players-market-share-and-global-analysis-by-forecast-to-2023-2021-07-22

Методы построения организационных структур управления в оборонных отраслях промышленности

DOI: 10.33917/mic-6.107.2022.19-31

Цель настоящей научной статьи заключается в подготовке предложений по дальнейшему развитию управления предприятиями и организациями отечественного ОПК. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время  действующая организационная структура управления ими  обладает рядом существенных недостатков, главными из которых (особенно при значительном расширении номенклатуры  выпускаемой продукции), являются существенное снижение маневренности системы  и возрастание времени ее реакции на изменение внешних условий. Поэтому требуется разработка новых методических подходов, позволяющих устранить указанные недостатки. В работе рассмотрены следующие вопросы: 1) в результате анализа интеграционных процессов  в российском ОПК были выявлены основные недостатки и нерешенные проблемы;  2) определены основополагающие условия разработки  организационной структуры  управления субъектом хозяйствования; 3)  сформулированы требования к ее элементам; 4) предложена и обоснована на их основе типовая  организационная структура управления крупным производственным объектом –  корпорацией.

Источники:

1. Об утверждении «Федеральной целевой программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1996-2000 годы». Постановление Правительства Российской Федерации №625 от 24 июня 1998 г. – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

2. Артюхов В.И. Конверсия оборонной промышленности в современных экономических условиях // Конверсия в машиностроении. 1994. №1. С. 5-9.

3. Борисов В., Рассадин В., Тараканов Г. Перспективы структурных изменений в машиностроении и ВПК //Экономист. 1995. №7. С. 45-50.

4. Братухин А.Г., Дмитриев О.Н., Ковальков Ю.А. Потенциал конверсии. М.: Машиностроение, 1992. 453 с.

Использование метода анализа иерархий в государственном стратегическом планировании

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.5-25

Целью настоящей работы является подготовка предложений по дальнейшему развитию и практическому использованию в Российской Федерации методологии и инструментов программно-целевого управления. В  статье  решены следующие вопросы: 1) в результате проведенного  анализа  отечественных и зарубежных научных  источников, а также нормативных  документов РФ в области стратегического планирования, выявлены основные его  недостатки и сформулированы основные направления  дальнейшего  развития; 2) предложен  методический подход по разработке государственных программ экономического и социального развития страны на базе метода анализа иерархий; 3) приведен пример практического использования данного метода для решения задачи обоснования оптимальных размеров импортозамещения зарубежных комплектующих изделий для производства ближнемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета Super Jet 100.

Источники:

1. Индикативное планирование и проведение региональной политики /под ред. А.Б. Левинталя. М.: Финансы и статистика, 2007. 326 с.

2. Демидова Л.Г., Климов С.М., Щербаковский Г.З., Антонов А.Г. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. СПб.: Знание, 2000. 230 с.

3. Афонина И.А., Иванова О.Д., Панасевич О.Е. О конференции «Стратегическое планирование в условиях нарастания внешних угроз: необходимость мобилизации внутренних ресурсов для развития России» // Микроэкономика. 2014. № 6. С. 138-144.

4. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Возрождение планирования, уроки (политико-экономический дискурс // Проблемы теории практики управления. 2016. № 1. С. 8-18.

5. Бухвальд Е.М. Стратегический долгострой; виден ли итог? // ЭТАП. Экономическая теория, анализ, практика. 2017. № 6. С. 33-47.

Проблемы развития российской интегрированной системы государственного стратегического планирования

DOI: 10.33917/mic-6.101.2021.5-16

Цель данной работы заключается в подготовке предложений по совершенствованию отечественной системы стратегического планирования. В современных условиях важнейшими направлениями дальнейшего его развития являются повышение комплексности, согласованности и обоснованности, а также уровня информационно-аналитического обеспечения. В настоящей работе   решены следующие вопросы: 1) в результате  анализа российской и советской систем  были выявлены основные недостатки и нерешенные организационные и методические проблемы отечественного стратегического планирования; 2) обоснована возможная  область использования в плановой работе механизмов  программно-целевого управления; 3) предложен комплекс организационно-экономических мер по повышению эффективности  функционирования отечественной системы государственного стратегического планирования. Даны конкретные мероприятия по организации в России при Совете Безопасности специального органа управления – государственного комитета по стратегическому развитию.

Источники:

 

1. Климанов В.В., Будаева К.В., Чернышова Н.А. Промежуточные итоги стратегического планирования в регионах России //Экономическая политика. 2017. №5. С. 104-127.

2. Мишин Ю. В., Мишин А. Ю.  Организационно – методические проблемы создания нормативной базы стратегического планирования в России. Монография. М.: Издательский Дом «Наука», 2016. 259 с.

3. Мишин Ю.В., Суязова С.А. Развитие программно-целевого управления в России //Микроэкономика. 2020. №6. С.5-17.

4. Назаров В.П. Стратегическое планирование как важнейший фактор повышения эффективности государственного управления //Власть. 2013. №12. С.4-11.

5. Селиверстов В.Е. Стратегическое планирование и стратегические просчеты; российские реалии и тенденции //Регион, экономика и социология. 2016. №4. С. 6-46.

Прогнозирование результатов деятельности кредитных учреждений на базе имитационного моделирования

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.5-14

Целью настоящей работы является подготовка предложений по использованию для решения задач планирования и прогнозирования финансовых результатов деятельности кредитных учреждений методов имитационного моделирования. В статье решены следующие вопросы: 1) проведен анализ деятельности кредитных учреждений Российской Федерации, на основе результатов которого были выявлены  «болевые точки» – нерешенные проблемы, в том числе  управление просроченной   ссудной задолженностью; 2) обоснована целесообразность использования для разработки сценариев развития коммерческих банков методов имитационного моделирования; 3) предложен  подход на основе имитационного моделирования по установлению влияния размеров просроченной задолженности на показатели и экономические нормативы деятельности.

 

Источники:

1. ФЗ от 02.12.1990 № 395 -1 «О банках и банковской деятельности». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

2. ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

3. Инструкция Банка России № 199-И от 29.11.2019 «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

4. Инструкция Банка России № 183-И от 06.12.2017 «Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

5. Положение Банка России № 242-П от 16.12.2003 «Об организации внутреннего контроля в КО и банковских группах». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

6. Положение Банка России № 483-П от 06.08.2015 «О порядке расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

Обоснование методических подходов по определению трудоемкости НИОКР

DOI: 10.33917/mic-5.94.2020.5-17

Цель настоящей работы заключается в подготовке предложений по использованию в качестве одного из основных инструментов составления-сметной документации нормативов трудоемкости НИОКР.

В  статье  решены следующие вопросы: 1) В результате  сравнительного анализа специфических особенностей, «слабых» и «сильных» сторон  методов нормирования трудоемкости научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ были выявлены исходные методические посылки и обоснована  наиболее целесообразная область их использования; 2) В целях  повышения уровня оперативности и обоснованности  проектно-сметной документации на НИОКР  предложен синтезированный комплексный подход, заключающийся в совместном  использовании трех методов – основного (аналогового)  и двух вспомогательных (сетевого планирования и управления, а также экспертного).

 

Источники:

1. Архангельский В. Н. Рационализация управления в НИИ и КБ.М.: Экономика.1972.152 с.

2.Башин М.Л. Планирование работ отраслевых НИИ и КБ. М.: Экономика. 1973.247 с.

3. Беклешов В. К., Завлин П.Н. Нормирование труда в НИИ и КБ. М.: Экономика.1973. 206 с.

4. Бобрышев Д. Н., Нисевич Е.В. Сетевые методы управления (опыт применения сетевых методов в НИИ, КБ и опытном производстве. М.: Московский рабочий, 1973.159 с.

5. Бузова Е.А., Власенко А. В., Нагорнов В.А., Носов Н. А. Методика определения нормативных трудоемкостей НИОКР с учетом технических особенностей разрабатываемого оборудования //Радиотехника.2016. №4. С.93-99.

6. Гусева И. Б., Далекин П.И. Классификация метолов анализа и оценки проектов НИОКР НПП //Организатор производства.2015. №4. С. 102-106.

7. Гусева И. Б., Ковырзина К.В. Контроллинг НИОКР: развитие теории и практики (монография). Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева. Н. Новгород, 2015. 130 с.

Развитие программно-целевого управления в России

DOI: 10.33917/mic-6.95.2020.5-20

Целью настоящей работы является подготовка предложений по дальнейшему развитию в Российской Федерации методологии и инструментов – целевого управления. В  статье  решены следующие вопросы: 1) в результате проведенного  анализа  отечественных и зарубежных научных  источников, а также нормативных  документов РФ в области стратегического планирования, сформулированы основные направления  его дальнейшего  совершенствования; 2) предложен  методический подход по разработке государственных программ экономического и социального развития страны; 3) обоснована целесообразность использования при оптимизации распределения ресурсов между альтернативными направлениями –  ветвями «дерева целей и задач» государственных программ коэффициентов относительной и абсолютной важности (взаимной полезности), а также  метода анализа иерархий (МАИ); 4) предложены  методы формирования информационной базы расчетов объемов ресурсного обеспечения мероприятий государственных программ (нормативов: удельных капитальных вложений, предельного расхода важнейших видов материальных ресурсов и удельной трудоемкости на единицу параметра, отражающего главное потребительское качество изделия).

Источники:

1. Демидова Л.Г., Климов С.М., Щербаковский Г.З., Антонов А.Г. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. СПб.: Знание. 2000. 230 с.

2.  Государственная автоматизированная информационная система «Управление». URL: https://gasu.gov.ru/infopanel?id=11847 (дата обращения: 24.11.2020).

3.  Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». URL: http://government.ru/rugovclassifier/849/events/ (дата обращения: 24.11.2020).

Методические проблемы определения ресурсного обеспечения мероприятий национальной программы «Цифровая экономика»

DOI: 10.33917/mic-6.89.2019. 14-21

Цель настоящей работы заключается в обосновании методических подходов по определению стоимости мероприятий национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В научной статье представлен анализ соответствия данной программы требованиям к структуре и содержанию государственных программ, установленным в «Методических указаниях по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» (введенным в действие приказом Министерства экономического развития РФ от 26 декабря 2012 г. №817). В результате были выявлены    основные недостатки и сформулированы предложения по повышению уровня обоснованности основных показателей – объемов финансовых ресурсов и экономической эффективности мероприятий.

В работе предложен методический подход по определению стоимости основных мероприятий крупных национальных программ. В качестве метода решения поставленной задачи предлагается использование не одного, а двух методов, а именно, экспертного и корреляционно-регрессионного анализа.

Источники:

1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Утвержден советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16). – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Приказ Министерства экономического развития России от 26 декабря 2012 г. №817 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации». – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».