Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «ценообразование»


Формирование механизма регулирования процессов ценообразования в современной экономике

DOI: 10.33917/es-1.187.2023.136-143

Формулируются предложения и рекомендации по формированию адаптивных механизмов регулирования процессов ценообразования как элемента единой комплексной системы государственного управления экономикой и обеспечения сбалансированного развития регионов Российской Федерации. Предлагается создание системы мониторинга процессов ценообразования, формирование ценового (тарифного) фонда на основе функционирования указанной системы, модернизация структуры элементов управления процессами ценообразования и, как правовое основание для их реализации, разработка проекта федерального закона о ценах и процессах ценообразования, который закрепит указанные направления формирования механизма регулирования процессов ценообразования в правовом поле.

Источники:

1. Философия экономики. Антология / Под ред. Дэниела Хаусмана; Пер. с англ. М.: Изд-во Института Гайдара, 2012. 502 с.

2. Яременко Ю.В. Экономические беседы. Запись С.А. Белановского. М.: Центр исследований и статистики науки, 1998. 343 с.

3. Россия в цифрах. 2020: Краткий стат. сб. / Росстат. M., 550 с.

4. Перевышин Ю.Н., Синельников-Мурылев С.Г., Скроботов А.А., Трунин П.В. Анализ региональной дифференциации цен. М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2018. 72 с.

5. Ступникова А.В. Пространственные реакции цен на рынках овощей на ограничения внешней торговли // Пространственная экономика. 2018. № 1. С. 117–137.

6. Ступникова А.В. Динамика уровня пространственной дифференциации цен на продовольственные товары в РФ в 2013–2018 гг. // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2019. № 2(58). С. 1–15.

7. Яркин Е.В., Долматов И.А., Панова М.А. и др. Тарифная политика в Российской Федерации в отраслях коммунальной сферы: приоритеты, проблемы, перспектива: Доклад к XXI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Москва, 2020 г. / И.А. Долматов (рук. авт. кол.); НИУ «Высшая школа экономики». М.: ИД Высшей школы экономики, 2020. 174 с.

Щербаков А.В. Модель Д.С. Чернавского. Часть 1. Адам Смит

DOI: 10.33917/es-2.188.2023.98-107

Данная статья рассматривает систему взглядов Д.С. Чернавского на экономику Адама Смита. Выясняется, что знаменитый английский экономист был убежденным государственником. В своем знаменитом труде ≪О природе и причинах богатства народов≫ он обосновывает необходимость регулирования цен, ограничение ссудного процента, а также считает самым большим злом в экономике транснациональные корпорации (он называет их ≪крупные акционерные компании≫). А. Смит убедительно доказывает, что деньги — инструмент создания дохода, но не сам доход общества.

В приложении к статье представлена математическая модель функционирования ссудного капитала, которую автор разрабатывал под руководством Д.С. Чернавского.

Источники:

1. Щербаков А.В. Мифология Адама Смита (о чем на самом деле книга ≪Исследование о природе и причинах богатства народов≫). М.: Грифон, 2016. 64 с.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Сочинения. Т. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. 616 с.

4. Чернавский Д.С., Щербаков А.В. Мир без доллара и ФРС [Электронный ресурс] // Институт социально-экономического прогнозирования им. Д.И. Менделеева. URL: http://mendeleevcenter.ru/articles/article-0006.html.

5. Полный список всех военных преступлений США [Электронный ресурс] // Око планеты. 2011. 16 июня. URL: http://okoplanet.su/politik/politiklist/71678-polnyy-spisok-vseh-voennyhprestupleniy-soedinennyh-shtatov-ameriki.html.

6. Сорок процентов мирового богатства контролируют 147 транснациональных корпораций [Электронный ресурс] // Гуманитарный портал. 2011. 24 октября. URL: https://gtmarket.ru/news/corporate/2011/10/24/3685.

Максимизация маржинальной прибыли при известных кривых спроса

DOI: 10.33917/mic-6.101.2021.34-39

В статье рассматривается проблематика оптимизации управления ценообразованием предприятия. Разработана экономико-математическая модель, позволяющая исследовать зависимость маржинальной прибыли от цены на товар при известной зависимости объемов спроса на него от установленной цены. На основе исследования модели получена теоретическая оценка оптимального уровня цены товара, обеспечивающего предприятию максимум маржинальной прибыли от его продаж. Предложено обобщение модели на случай одновременных продаж нескольких товаров. Представлена формализованная постановка задачи совместной оптимизации цен и объемов поставок нескольких видов продукции при наличии ограничений на возможности поставок и финансирование переменных затрат предприятия.

Источники:

1. Аллен Р. Математическая экономия. М.: Издательство иностранной литературы, 1963. 

2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: Финансы и статистика, 1997. 412 с.

3. Вагнер Г. Основы исследования операций. М.: Мир, 1972. Т. 1. 332 c.

4. Вентцель Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. М.: Высшая школа, 2001. 208 с.

5. Гермейер Ю.Б. Введение в теорию исследования операций. М.: Наука, 1971. 384 с.

6. Демихова И.В. Основные аспекты ценообразования на предприятии //ЭКОНОМИНФО. 2012. №17.

7. Заложнев А.Ю. Внутрифирменное управление. Оптимизация процедур функционирования. М.: ПМСОФТ, 2005. 290 с.

8. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Айрис-пресс, 2002. 566 с.

9. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000. 424 с.

10. Козлов С.В., Мицель А.А. Максимизация маржинальной прибыли //Известия Томского политехнического университета. 2007. Т.311. №6. С. 8-10.

Процессная модель регулирования деятельности территориальных сетевых организаций по передаче электрической энергии

DOI: 10.33917/mic-2.97.2021.64-74

В статье предложена и описана процессная модель регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, в которой, в отличие от существующей сегодня, принятие регуляторных решений осуществляется четко «сверху вниз» без пересечения потоков информации. Сначала устанавливаются целевые показатели регулирования на макроэкономическом уровне, поддерживающие достижение целей устойчивого развития, принятых государствами-членами ООН в 2015 г. Далее на основе эмпирических зависимостей осуществляется распределение целевых показателей регулирования по субъектам РФ. На последнем уровне регулирование деятельности территориальных сетевых организаций осуществляется на основе сопоставления показателей деятельности территориальных сетевых организаций, полученных из независимых источников информации, с целевыми показателями. Такая модель регулирования имеет четкую структуру, позволяет повысить объективность и снизить ресурсоемкость принятия регуляторных решений.

Источники:

 

1. Joskow P.L. Chapter 16 Regulation of Natural Monopoly // Handbook of Law and Economics. 2007. Vol. 2. pp. 1227-1348. – doi: 10.1016/S1574-0730(07)02016-6.

2. Королев И.А. Модели и методы анализа влияния ценообразования на электроэнергию на макроэкономические показатели отраслей экономики: автореферат дис… канд. экономических наук: 08.00.05. СПб., 2014. 19 с.

3. Пигу А. Экономическая теория благосостояния, т. 1. Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1985. 512 с.

4. Durand E. D. The Trust Problem // The Quarterly Journal of Economics. 1914. Vol. 28, No. 4 (Aug., 1914). pp. 664-700. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/pdf/1885650.pdf. (дата обращения: 09.01.2020).

5. Королькова Е.И. Тенденции в развитии теоретических подходов к регулированию естественных монополий // Экономический журнал ВШЭ. 1999.Т. 3, № 2. С. 238–264.

Влияние цен на импортные и внутренние поставки природного газа в Китай

В статье определены проблемы ценообразования в Китае на транспортировку природного газа местного и импортного из Центральной Азии, а также импортируемый и местный сжиженный природный газ (СПГ). Проанализированы работы зарубежных авторов по данной тематике. Автор делает вывод о том, что в настоящее время необходимо учитывать импорт газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири», который будет поставлять 38 млрд м3 российского газа в год для восточных регионов Китая, а также другие новые проекты импорта газа из России в Китай, что будет значительным вкладом в реализацию планов КНР по переходу с угля на газ и улучшению экологической обстановки в стране.

Источники:

1. B. Rioux, P. Galkin, F. Murphy, F. Feijoo, A. Pierru, A. Malov,Y. Li, K. Wu. «The economic impact of price controls on China’s natural gas supply chain».

2. Об итогах визита делегации «Газпрома» в Китай. Релиз 3 сентября 2019 г.  Управление информации ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: gazprom.ru/press/news/2019/september… (дата обращения: 25.09.2019).

3. CEIC, 2017. China Economic & Industry Data Database.  

4. Ministry of Natural Resources (MNR), 2018. China Mineral Resources. Source: http:// www.mlr.gov.cn/sjpd/zybg/2015/201510/P020151030354926948039.pdf http:// www.gov.cn/xinwen/2018-10/22/5333589/files/ 01d0517b9d6c430bbb927ea5e48641b4. pd.

5.  Shell International and Development and Research Center, 2017. China’s gas development strategies. Advances in oil and gas exploration and production. Source: https://link.springer.com/book/10.1007%2F978-3-319-59734-8.

6. National Development and Reform Commission of China (NDRC), 2017. Energy supply and consumption revolution strategy (2016–2030). Source: http://www.ndrc.gov. cn/gzdt/201704/t20170425_845304.html.

7. National Development and Reform Commission of China (NDRC), 2016. 13th Five-Year Plan for natural gas development. Source: https://policy.asiapacificenergy.org/ sites/default/files/%E5%A4%A9%E7%84%B6%E6%B0%94%E5%8F%91%E5%B1%95% E2%80%9C%E5%8D%81%E4%B8%89%E4%BA%94%E2%80%9D%E8%A7%84%E5%88% 92.pdf.

8. MacAvoy, P.W., 1970. The effectiveness of the Federal Power Commission. Bell J. Econ. Manag. Sci. 1 (2), 271–303 Source: http://www.jstor.org/stable/3003184.

9. SIA, 2017. SIA China Energy Weekly, Week 1 Jan 2nd–8th, 2017.

10. National Development and Reform Commission of China (NDRC), 2017. Energy supply and consumption revolution strategy (2016–2030). Source: http://www.ndrc.gov. cn/gzdt/201704/t20170425_845304.html.

11. Chen, J., 2016. Analysis of China’s oil and gas policy in 2015. China Oil and Gas 1, pp. 8-15.

 

Анализ влияния особенностей агентов на оптимальное ценообразование на двустороннем рынке

В статье представлен анализ зарубежных исследований двусторонних рынков и обзор работ, посвященных изучению принципов оптимального ценообразования и оценке влияния особенностей агентов на поведение фирмы-посредника. Основополагающая статья «Конкуренция платформ на двустороннем рынке», принадлежащая Жан-Шарлю Роше и Жану Тиролю, вышла в 2003 г. Базовые модели были посвящены анализу влияния эластичности спроса и величины сетевого внешнего эффекта на оптимальное ценообразование фирмы-посредника. По мере обогащения научных представлений об основах функционирования двусторонних рынков стало уделяться внимание анализу влияния, оказываемого различными типами ожиданий агентов или наличием в группе лояльных агентов. Кроме того, в ходе работы сделаны выводы о том, что основным решением, с точки зрения структуры ценообразования, которое необходимо принять фирме-посреднику, является разделение агентов на субсидируемую группу и эксплуатируемую группу

Модернизация национальной экономики России в рамках монополярной мировой конфигурации

Номер 7-8. И земля горит…

Отказаться от экспорта углеводородов наша экономика сегодня не в состоянии — ни из политических, ни из экономических соображений.