Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «государственное управление»


Япония-2040: диалектика трансгуманизма и общество будущего

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.78-93

Проведенный анализ сути, содержания и форм сценарного состояния Японии в 2040 г., отраженных в 11-м Научно-техническом прогнозе NISTEP 2019 г., выявил ряд концептуальных диалектических противоречий. Они сводятся к вопросу о допустимости и целесообразности изменения природы человека ради обеспечения его благополучного, безопасного, наполненного смыслом и счастливого существования. Предлагается к дискуссии вывод о неизбежности трансгуманизации человечества в масштабах отдельной страны (Японии) и всего мира, учитывая характер стоящих перед ним больших вызовов. Отмечается возможность удержания их исторического развития в условно-гуманистическом русле, учитывая акцент социальных реформ в Японии, отраженных в 6-м Базовом плане научно-технического и инновационного развития страны, на построении общества наиболее полной реализации и использования интеллектуального потенциала человека.

 
Источники:
 
1. The 10th Science and Technology Foresight Scenario Planning from the Viewpoint of Globalization. Summary Report [Электронный ресурс]. Science and Technology Foresight Center, National Institute of Science and Technology Policy (NISTEP), Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology (MEXT). September, 2015. URL: https://nistep.repo.nii.ac.jp/records/4491

2. Report on the 5th Science and Technology Basic Plan [Электронный ресурс]. Council on Science, Technology and Innovation. Cabinet office, Government of Japan. December 18, 2015. URL:

https://www8.cao.go.jp/cstp/kihonkeikaku/5basicplan_en.pdf

3. Toward Realization of the New Economy and Society — Reform of the Economy and Society by Deepening of the “Society 5.0” — Outline [Электронный ресурс]. Keidanren (Japan Business Federation). April 19, 2016. URL: https://www.keidanren.or.jp/en/policy/2016/029_outline.pdf

4. Мамедьяров З.А. Дорога к «Обществу 5.0» [Электронный ресурс]. Эксперт. 2018. № 44. URL: https://expert.ru/expert/2018/44/doroga-k-obschestvu-5_0/?ysclid=llm6l4drah852037971

5. Уэмура Н.М. «Общество 5.0» — взгляд Mitsubishi Electric [Электронный ресурс]. Экономические стратегии. 2017. № 4. С. 122–131. URL: https://www.inesnet.ru/wp-content/mag_archive/2017_04/es2017-04-122-131_Uemura_Noritsugu.pdf

6. Mitsubishi Electric представила платформу e-F@ctory российским компаниям [Электронный ресурс]. ООО «Мицубиси Электрик (РУС)». 2017. 20 июля. URL:https://ru.mitsubishielectric.com/ru/news/releases/local/2017/0720-a/pdf/170720-a_local_ru_ru.pdf

Формирование механизма регулирования процессов ценообразования в современной экономике

DOI: 10.33917/es-1.187.2023.136-143

Формулируются предложения и рекомендации по формированию адаптивных механизмов регулирования процессов ценообразования как элемента единой комплексной системы государственного управления экономикой и обеспечения сбалансированного развития регионов Российской Федерации. Предлагается создание системы мониторинга процессов ценообразования, формирование ценового (тарифного) фонда на основе функционирования указанной системы, модернизация структуры элементов управления процессами ценообразования и, как правовое основание для их реализации, разработка проекта федерального закона о ценах и процессах ценообразования, который закрепит указанные направления формирования механизма регулирования процессов ценообразования в правовом поле.

Источники:

1. Философия экономики. Антология / Под ред. Дэниела Хаусмана; Пер. с англ. М.: Изд-во Института Гайдара, 2012. 502 с.

2. Яременко Ю.В. Экономические беседы. Запись С.А. Белановского. М.: Центр исследований и статистики науки, 1998. 343 с.

3. Россия в цифрах. 2020: Краткий стат. сб. / Росстат. M., 550 с.

4. Перевышин Ю.Н., Синельников-Мурылев С.Г., Скроботов А.А., Трунин П.В. Анализ региональной дифференциации цен. М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2018. 72 с.

5. Ступникова А.В. Пространственные реакции цен на рынках овощей на ограничения внешней торговли // Пространственная экономика. 2018. № 1. С. 117–137.

6. Ступникова А.В. Динамика уровня пространственной дифференциации цен на продовольственные товары в РФ в 2013–2018 гг. // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2019. № 2(58). С. 1–15.

7. Яркин Е.В., Долматов И.А., Панова М.А. и др. Тарифная политика в Российской Федерации в отраслях коммунальной сферы: приоритеты, проблемы, перспектива: Доклад к XXI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Москва, 2020 г. / И.А. Долматов (рук. авт. кол.); НИУ «Высшая школа экономики». М.: ИД Высшей школы экономики, 2020. 174 с.

Исторические особенности развития отрасли лесного хозяйства в формате обеспечения экономической безопасности государства

DOI: 10.33917/mic-3.110.2023.86-92

В статье рассмотрены общеисторические периоды развития и конвертации структуры государственного управления в системе национальной защиты лесного хозяйства России с XVII в. по настоящее время. Изложены предпосылки формирования лесного права, а также дальнейшее усовершенствование лесного законодательства, в частности проанализирован процесс развития уголовной ответственности. Представлены современные нормативно правовые акты, регламентирующие основы государственного управления лесного сектора Российской Федерации. Выделена причинно-следственная связь в совершении преступных действий, в лесном хозяйстве. На основе факторов, порождающих рост криминогенности в лесной отрасли, были приведены основные направления деятельности государства, необходимые для предупреждения преступлений, связанных с незаконной вырубкой лесных насаждений.

Источники:

1. Тихомиров М.Н. Соборное уложение 1649 года / М. Н. Тихомиров, П. П. Епифанов. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1961. 65 с.

2. Вотякова Е.С. История развития Уголовного законодательства о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 77-79.

3. Уголовное уложение 1903 года о государственных преступлениях. Российское законодательство X–XX веков: в 9 т. / под общ. ред. О.И. Чистякова. Т. IX. Москва, 1994.

4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). – Доступ из справочно-правовой системы Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/

5. Киселева Л.В. История развития экономических преступлений в сфере строительства как нарастающая опасность подрыва экономической безопасности Российской Федерации / Л. В. Киселева, К. А. Зеленков // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 2 (13). С. 266-268.

Антагонизм в подходе к анализу осуществления иностранных инвестиций в стратегические общества

DOI: 10.33917/es-1.187.2023.122-129

Современная модель привлечения иностранных инвестиций требует переосмысления с позиции достижения целей развития объектов инвестирования. В статье исследуется взаимосвязь институциональных основ осуществления иностранных инвестиций в стратегические общества с процессами развития таких обществ. Автор приводит данные о наличии некоторых изъянов в институциональных основах, а также выявляет крайне незначительную исследовательскую активность в отношении исследуемого вопроса. В работе использовались такие общенаучные и специальные методы, как наукометрический метод, метод анализа текста, метод ретроспективного анализа, аналитические методы и метод системного анализа. Эмпирические материалы исследования представлены открытыми аналитическими докладами ФАС РФ, Конференции ООН по торговле и развитию. Выявлены недостатки и сформированы направления модернизации институциональных основ осуществления иностранных инвестиций в стратегические общества.

 
Источники: 
 
1. Коварда В.В., Рогов Р.А. Исследование основных проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику России [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. 2019. № 1. URL: https://esj.today/PDF/07ECVN119.pdf.

2. Жуков П.Е., Расулова Г.М. Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию на современном этапе [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. 2020. № 4. URL: https://esj.today/PDF/17ECVN420.pdf.

3. Мамедов Т.Н. Роль прямых иностранных инвестиций в экономическом сотрудничестве стран СНГ // Современная Европа. 2020. № 3(96). С. 188–195.

4. Деятельность подкомиссии по выдаче разрешений [Электронный ресурс] // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/permission/79-81/

5. Законопроект № 1101162-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [Электронный ресурс] // Государственная дума Федерального собрания РФ.
URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1101162-7#bh_histras.

6. Президент России подписал закон, который защитит российскую рыбодобывающую отрасль от контроля со стороны недобросовестных иностранных инвесторов [Электронный ресурс] // ФАС РФ. URL: https://fas.gov.ru/news/31362.

Цифровая платформа управления научно-технологическим развитием в пространстве экономического сотрудничества

DOI: 10.33917/es-1.187.2023.56-69

В условиях санкционной экономической и научно-технической блокады резко актуализировалась потребность в построении цифровых механизмов управления процессами импортозамещения на основе планово-координирующих компетенций, аналогичных компетенциям, которые были у Государственного комитета СССР по науке и технике.

Предлагается использование интеллектуальных цифровых платформ для управления развитием науки и техники на принципах советских информационных сетевых проектов ОГАС и ЕГСВЦ. Обосновывается необходимость использования цифровых информационно-коммуникационных технологий и вычислительных сервисов на различных уровнях управления инновационными агентами любых форм собственности через создание и конфигурирование многослойных информационно-управляющих полей.

 
Источники: 
1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Мировое сообщество в условиях сверхкритической бифуркации // Управление сложными организационными и техническими системами в условиях сверхкритических ситуаций: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, МНИИПУ, 21–22 апреля 2022 г. М.: ИНЭС, 2022. С. 9–12.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: Институт экономических стратегий, Ассоциация «Аналитика», 2016. 460 с.

3. Грабчак Е.П. Импортозамещение в энергетике России в условиях санкций // Управление сложными организационными и техническими системами в условиях сверхкритических ситуаций: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, МНИИПУ, 21–22 апреля 2022 г. М.: МНИИПУ, 2022. С. 16–18.

4. Грабчак Е.П., Логинов Е.Л., Чиналиев В.У., Епишкин И.И. Управление развитием сложных научно-технических комплексов на основе интеллектуальных цифровых платформ (реализация компетенций Госкомитета СССР по науке и технике в условиях цифровой экономики). М.: ИНЭС, 2023. 504 с.

5. Чиналиев В.У. Развитие политики импортозамещения в промышленности России // Управление сложными организационными и техническими системами в условиях сверхкритических ситуаций: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, МНИИПУ, 21–22 апреля 2022 г. М.: МНИИПУ, 2022.С. 50–53.

Крах доллара: проектирование действий России в условиях глобального экономического коллапса

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.184.2022.56-69

Мир много раз пугали крахом доллара. Пока страхи  взаимосвязанного с судьбой доллара глобального экономического коллапса оказались сильно преувеличены. Однако отсутствуют весомые гарантии того, что этого в соответствующих условиях не произойдет. Возможны варианты атлантически спланированного обрушения доллара с его  заменой на синтетический финансовый инструмент или цифровую валюту, в чем-то аналогичную биткоину. COVID-19 дополнительно актуализировал эту проблему. России необходимо отказаться от иллюзий и быть готовой обеспечить экономическую устойчивость политического режима в условиях особого периода как проявления мировой валютно-экономической войны всех против всех на определенном этапе катастрофы в ожидании, пока основные акторы все-таки договорятся о совместных действиях. При этом в рядах наших геополитических партнеров-конкурентов есть много желающих любыми способами решить свои экономические и другие проблемы именно за счет России. Поэтому макроэкономические меры, которые должна будет принять Россия в случае мирового краха доллара, по жесткости могут превосходить тот сценарий, который авторы сформулировали в настоящей статье.

Источники:

1. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Ильин Н.И., Сушко Е.Д. Национальная безопасность России [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2020. № 5. С. 6–23. DOI: 10.33917/es-5.171.2020.6-23.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Coronavirus superstrategy: мировая проекция финансовой модели catastrophe just-in-time для выхода из кризиса на новую геоэкономическую нормальность [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2020. № 4. С. 6–19. DOI: 10.33917/es-4.170.2020.6-19.

3. На пороге монетарной кульминации [Электронный ресурс] // Livejournal. Spydell. 2021. 25 августа. URL: https://spydell.livejournal.com/699002.html.

Экспертиза решений в системе государственного управления

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.80-91

Целью исследования выступает анализ экспертной деятельности в Российской Федерации и формулирование основных рекомендаций по развертыванию системы государственной экспертизы. Методологию исследования составляет сопоставительный, ретроспективный анализ, метод таксономии проблем управления и решения слабо структурированных задач. Применение обозначенной методологии позволило прийти к основному результату, сводимому к тому, что в России экспертная деятельность на государственном уровне имеет значительные ограничения по многим причинам, что снижает эффективность аналитического управления. Это составляет условие провала многих программ и доктрин, а именно стратегических документов по развитию до 2024 г., а также блокирует формирование новой модели экономического роста на уровне проводимой государственной политики вот уже с десяток лет. Кроме того, непродуманные реформы образования, науки, административной сферы также подтверждают наличие значительных пробелов в области аналитического государственного управления. Преодоление перечисленных проблем видится в развертывании системы государственной экспертизы на базе соответствующего федерального закона при лидирующей роли Российской академии наук, поскольку экспертиза предполагает поисковую, научную деятельность, проведение многофакторного анализа и осуществление прогнозных оценок. По результатам анализа, в том числе проектов разработанного в Академии наук Положения о сопровождении экспертной деятельности в органах исполнительной власти России, предлагается отказаться от общественного статуса экспертных советов, а также изменить подходы в области рекомендаций и рассмотрения самих экспертиз. Также предлагается скорректировать некоторые правила голосования по экспертизе и уровень ответственности экспертов за их заключения, включая и ответственность органов власти относительно рассмотрения экспертных заключений. Тем самым предлагается развернуть масштабную работу по формированию системы государственной экспертизы, функционирующей во всех звеньях управления, и выделить на это бюджетные ресурсы.

Цифровые технологии государственного аудита

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.34-39

В статье рассмотрены вопросы организации государственного аудита с использованием цифровых технологий. Предложена концепция цифрового регистра и цифровых платформ, описаны системные и программные решения, позволяющие обеспечить непрерывный аудит и на его основе адаптивное управление государственными ресурсами с использованием данных аудита в экономико-математической балансовой модели, характеризующей межотраслевые производственные взаимосвязи в экономике страны.

Источники:

1. Искусственный интеллект в аудите: снимаем налет мистики [Электронный ресурс] // GAAP.RU. URL: https://gaap.ru/articles/Iskusstvennyy_intellekt_v_audite_snimaem_nalet_mistiki/

2. Блокчейн в мире аудита. Удастся ли проекту Auditchain произвести революцию на рынке финансовой отчетности и аудита? [Электронный ресурс] // ClickChain. URL: https://clickchain.ru/2018/07/31/blokchejn-v-mire-audita/

3. Счетная палата Российской Федерации [Сайт]. URL: http://audit.gov.ru/about/

4. Счетная палата перейдет на цифровой аудит в течение трех лет [Электронный ресурс] // ТАСС. 2018. 2 августа. URL: https://tass.ru/ekonomika/5423538.

5. Цифровой аудит — будущее Счетной палаты [Электронный ресурс] // Счетная палата РФ. 2019. 11 октября. URL: http://audit.gov.ru/press_center/news/38884.

6. Цифровые технологии в бухгалтерской и аудиторской деятельности [Электронный ресурс] // BizEcucate. URL: https://bizeducate.com/11/2018/tsifrovye-tehnologii-v-buhgalterskoji-auditorskoj-deyatelnosti/

Поддержка личных достижений граждан в качестве модели управления государственной успешностью

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.132-140

Разработка измеримой (оцифровываемой) методологии управления человеческими активами позволила сформировать интересный, при всей его очевидности, вывод: система государственного управления (или управление успешностью государства) в конечном счете — это система поддержки личных деловых достижений его граждан. Как и зачем массово управлять тем, что традиционно считается личным делом человека — личной деловой успешностью? Как интегрировать в массовом управлении личные достижения с задачами социального и экономического развития общества, а также обеспечения его безопасности? Какие дополнительные возможности интеграции кадрового подхода к управлению государственным развитием появляются в условиях цифровой трансформации?

Источники:

1. Shewhart W.A. Statistical method from the viewpoint of quality control. Washington, The Graduate School, the Department of Agriculture, 1939.

2. Научный доклад Института социологии РАН «Молодежь новой России: ценностные приоритеты» [Электронный ресурс] // Институт социологии РАН. М., 2007. URL: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_1_1.html.

3. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 12 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118.

4. Акиндинова Н.В., Кузьминов Я.И., Ясин Е.Г. Российская экономика на повороте: Доклад к XV Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 1–4 апр. 2014 г. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. С. 18.

5. Доклад о человеческом развитии – 2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире. М.: Изд-во «Весь Мир», 2013. С. 3.

Выкуп права пользования патентом как законная мера снижения затрат на инновационные лекарства

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.120-125

Многие инновационные препараты, используемые в ключевых терапевтических направлениях и при таких заболеваниях, как рак, гепатит С, диабет и многих других, входят в программы государственного страхования и схемы возмещения. Между тем нередко по причине высокой стоимости лекарств и ограничений бюджета потребность всех пациентов, нуждающихся в лечении, не может быть покрыта. Данная проблема является крайне актуальной как в промышленно-развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, Германия, так и на таких относительно молодых фармацевтических рынках, как Россия. Во многих странах действует закон, разрешающий выкупать патентные права у производителей, что позволяет государству в дальнейшем обеспечивать пациентов необходимой терапией практически по себестоимости препарата. Тем не менее, подобная практика мало распространена и применяется в единичных случаях даже в ведущих странах мира. Целью данной статьи является обоснование необходимости широкого применения схемы государственного выкупа патентного пользования на примере препаратов для лечения гепатита С в США, где данный закон функционирует многие годы. В ходе исследования нами были проанализированы работы ведущих зарубежных авторов в области фармацевтики и патентной защиты, а также законодательные и нормативные документы, статистические материалы международных баз данных по отрасли за последние годы

Источники:

1. Centers for Medicare & Medicaid Services. On its 50th anniversary, more than 55 million Americans covered by Medicare [Электронный ресурс]. URL: https://www.cms .gov/Newsroom/MediaReleaseDatabase/Press-releases/2015-Pressreleases-items/2015-07-28.html.

2. OECD. Health Statistics’2015, WHO Global Health Expenditure Database [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd-ilibrary.org.

3. Henry J. The Medicare Part D prescription drug benefit [Элек-тронный ресурс]. Kaiser Family Foundation. 2015. URL: http://files.kff.org/attachment/medicare-prescription-drug-benefit-fact-sheet.

4. Paradise J. Medicaid moving forward // Kaiser Commission on Medicaid and the Uninsured. 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://www.kff.org/health-reform/issue-brief/medicaidmoving-forward/

5. Wasserman E. Medicaid drug spending hike riles lawmakers, but there’s no end in sight // Fierce-Pharma. 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.fiercepharma.com/story/medicaid-drugspending-hikes-rile-lawmakerstheresno-end-sight/2015-04-13.

6. Brennan T., Shrank W. New expensive treatments for hepatitis C infection // JAMA. 2014. N 312(6). P. 593–594.

7. Barua S., Greenwald R., Grebely J. Restrictions for Medicaid reimbursement of sofosbuvir for the treatment of hepatitis C virus infection in the United States // Ann Intern Med. 2015. N 163(3). P. 215–223.

8. DiMasi J., Grabowski H., Hansen R. Innovation in the pharmaceutical industry. new estimates of R&D costs // Health Economics. 2016. N 47. P. 20–33.

9. Kesselheim A., Avorn J. Biomedical patents and the public’s health: is there a role for eminent domain? // JAMA.2006. N 295(4). P. 434–437.

10. Denniston M., Jiles R. Chronic hepatitis C virus infection in the United States, National Health and Nutrition Examination Survey 2003 to 2010 // Ann Intern Med. 2014. N 160(5).P. 293–300.

11. Martin A., Hartman M., Benson J., Catlin A. National Health Expenditure Accounts Team. National health spending in 2014: faster growth driven by coverage expansion and prescription drug spending // Health Affairs. 2016. N 35(1). P. 150–160.

12. Hill A., Khoo S., Fortunak J., Simmons B., Ford N. Minimum costs for producing hepatitis C direct acting antivirals, for use in large-scale treatment access programs in developing countries // Clin Infect Dis. 2014. N 58(7). P. 928–936.

13. US Senate Committee on Finance. The price of Sovaldi and its impact on the U.S. health care system [Электронный ресурс]. 2015. December. URL: http://www.finance.senate.gov/imo/media/doc/1%20The%20Price%20of%20Sovaldi%20and%20Its%20Impact%20on%20the%20U.S.%20Health%20Care%20System%20(Full%20Report).pdf.

14. IMS Health (MIDAS) [Электронный ресурс]. 2016. April. URL: www.ims.com.

15. Love J. Non-voluntary use of patents for drugs to treat the hepatitis C virus in the United States: mechanisms available to the federal government, state governments and private actors) [Электронный ресурс] // Knowledge Ecology International. 2014. July.URL: http://keionline.org/sites/default/files/Non-voluntary_use_HCV_patents_USA.pdf.