Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «государственное управление»


Антагонизм в подходе к анализу осуществления иностранных инвестиций в стратегические общества

DOI: 10.33917/es-1.187.2023.122-129

Современная модель привлечения иностранных инвестиций требует переосмысления с позиции достижения целей развития объектов инвестирования. В статье исследуется взаимосвязь институциональных основ осуществления иностранных инвестиций в стратегические общества с процессами развития таких обществ. Автор приводит данные о наличии некоторых изъянов в институциональных основах, а также выявляет крайне незначительную исследовательскую активность в отношении исследуемого вопроса. В работе использовались такие общенаучные и специальные методы, как наукометрический метод, метод анализа текста, метод ретроспективного анализа, аналитические методы и метод системного анализа. Эмпирические материалы исследования представлены открытыми аналитическими докладами ФАС РФ, Конференции ООН по торговле и развитию. Выявлены недостатки и сформированы направления модернизации институциональных основ осуществления иностранных инвестиций в стратегические общества.

 
Источники: 
 
1. Коварда В.В., Рогов Р.А. Исследование основных проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику России [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. 2019. № 1. URL: https://esj.today/PDF/07ECVN119.pdf.

2. Жуков П.Е., Расулова Г.М. Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию на современном этапе [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. 2020. № 4. URL: https://esj.today/PDF/17ECVN420.pdf.

3. Мамедов Т.Н. Роль прямых иностранных инвестиций в экономическом сотрудничестве стран СНГ // Современная Европа. 2020. № 3(96). С. 188–195.

4. Деятельность подкомиссии по выдаче разрешений [Электронный ресурс] // Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/permission/79-81/

5. Законопроект № 1101162-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [Электронный ресурс] // Государственная дума Федерального собрания РФ.
URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1101162-7#bh_histras.

6. Президент России подписал закон, который защитит российскую рыбодобывающую отрасль от контроля со стороны недобросовестных иностранных инвесторов [Электронный ресурс] // ФАС РФ. URL: https://fas.gov.ru/news/31362.

Цифровая платформа управления научно-технологическим развитием в пространстве экономического сотрудничества

DOI: 10.33917/es-1.187.2023.56-69

В условиях санкционной экономической и научно-технической блокады резко актуализировалась потребность в построении цифровых механизмов управления процессами импортозамещения на основе планово-координирующих компетенций, аналогичных компетенциям, которые были у Государственного комитета СССР по науке и технике.

Предлагается использование интеллектуальных цифровых платформ для управления развитием науки и техники на принципах советских информационных сетевых проектов ОГАС и ЕГСВЦ. Обосновывается необходимость использования цифровых информационно-коммуникационных технологий и вычислительных сервисов на различных уровнях управления инновационными агентами любых форм собственности через создание и конфигурирование многослойных информационно-управляющих полей.

 
Источники: 
1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Мировое сообщество в условиях сверхкритической бифуркации // Управление сложными организационными и техническими системами в условиях сверхкритических ситуаций: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, МНИИПУ, 21–22 апреля 2022 г. М.: ИНЭС, 2022. С. 9–12.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: Институт экономических стратегий, Ассоциация «Аналитика», 2016. 460 с.

3. Грабчак Е.П. Импортозамещение в энергетике России в условиях санкций // Управление сложными организационными и техническими системами в условиях сверхкритических ситуаций: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, МНИИПУ, 21–22 апреля 2022 г. М.: МНИИПУ, 2022. С. 16–18.

4. Грабчак Е.П., Логинов Е.Л., Чиналиев В.У., Епишкин И.И. Управление развитием сложных научно-технических комплексов на основе интеллектуальных цифровых платформ (реализация компетенций Госкомитета СССР по науке и технике в условиях цифровой экономики). М.: ИНЭС, 2023. 504 с.

5. Чиналиев В.У. Развитие политики импортозамещения в промышленности России // Управление сложными организационными и техническими системами в условиях сверхкритических ситуаций: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, МНИИПУ, 21–22 апреля 2022 г. М.: МНИИПУ, 2022.С. 50–53.

Крах доллара: проектирование действий России в условиях глобального экономического коллапса

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.184.2022.56-69

Мир много раз пугали крахом доллара. Пока страхи  взаимосвязанного с судьбой доллара глобального экономического коллапса оказались сильно преувеличены. Однако отсутствуют весомые гарантии того, что этого в соответствующих условиях не произойдет. Возможны варианты атлантически спланированного обрушения доллара с его  заменой на синтетический финансовый инструмент или цифровую валюту, в чем-то аналогичную биткоину. COVID-19 дополнительно актуализировал эту проблему. России необходимо отказаться от иллюзий и быть готовой обеспечить экономическую устойчивость политического режима в условиях особого периода как проявления мировой валютно-экономической войны всех против всех на определенном этапе катастрофы в ожидании, пока основные акторы все-таки договорятся о совместных действиях. При этом в рядах наших геополитических партнеров-конкурентов есть много желающих любыми способами решить свои экономические и другие проблемы именно за счет России. Поэтому макроэкономические меры, которые должна будет принять Россия в случае мирового краха доллара, по жесткости могут превосходить тот сценарий, который авторы сформулировали в настоящей статье.

Источники:

1. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Ильин Н.И., Сушко Е.Д. Национальная безопасность России [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2020. № 5. С. 6–23. DOI: 10.33917/es-5.171.2020.6-23.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Coronavirus superstrategy: мировая проекция финансовой модели catastrophe just-in-time для выхода из кризиса на новую геоэкономическую нормальность [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2020. № 4. С. 6–19. DOI: 10.33917/es-4.170.2020.6-19.

3. На пороге монетарной кульминации [Электронный ресурс] // Livejournal. Spydell. 2021. 25 августа. URL: https://spydell.livejournal.com/699002.html.

Экспертиза решений в системе государственного управления

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.80-91

Целью исследования выступает анализ экспертной деятельности в Российской Федерации и формулирование основных рекомендаций по развертыванию системы государственной экспертизы. Методологию исследования составляет сопоставительный, ретроспективный анализ, метод таксономии проблем управления и решения слабо структурированных задач. Применение обозначенной методологии позволило прийти к основному результату, сводимому к тому, что в России экспертная деятельность на государственном уровне имеет значительные ограничения по многим причинам, что снижает эффективность аналитического управления. Это составляет условие провала многих программ и доктрин, а именно стратегических документов по развитию до 2024 г., а также блокирует формирование новой модели экономического роста на уровне проводимой государственной политики вот уже с десяток лет. Кроме того, непродуманные реформы образования, науки, административной сферы также подтверждают наличие значительных пробелов в области аналитического государственного управления. Преодоление перечисленных проблем видится в развертывании системы государственной экспертизы на базе соответствующего федерального закона при лидирующей роли Российской академии наук, поскольку экспертиза предполагает поисковую, научную деятельность, проведение многофакторного анализа и осуществление прогнозных оценок. По результатам анализа, в том числе проектов разработанного в Академии наук Положения о сопровождении экспертной деятельности в органах исполнительной власти России, предлагается отказаться от общественного статуса экспертных советов, а также изменить подходы в области рекомендаций и рассмотрения самих экспертиз. Также предлагается скорректировать некоторые правила голосования по экспертизе и уровень ответственности экспертов за их заключения, включая и ответственность органов власти относительно рассмотрения экспертных заключений. Тем самым предлагается развернуть масштабную работу по формированию системы государственной экспертизы, функционирующей во всех звеньях управления, и выделить на это бюджетные ресурсы.

Цифровые технологии государственного аудита

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.34-39

В статье рассмотрены вопросы организации государственного аудита с использованием цифровых технологий. Предложена концепция цифрового регистра и цифровых платформ, описаны системные и программные решения, позволяющие обеспечить непрерывный аудит и на его основе адаптивное управление государственными ресурсами с использованием данных аудита в экономико-математической балансовой модели, характеризующей межотраслевые производственные взаимосвязи в экономике страны.

Источники:

1. Искусственный интеллект в аудите: снимаем налет мистики [Электронный ресурс] // GAAP.RU. URL: https://gaap.ru/articles/Iskusstvennyy_intellekt_v_audite_snimaem_nalet_mistiki/

2. Блокчейн в мире аудита. Удастся ли проекту Auditchain произвести революцию на рынке финансовой отчетности и аудита? [Электронный ресурс] // ClickChain. URL: https://clickchain.ru/2018/07/31/blokchejn-v-mire-audita/

3. Счетная палата Российской Федерации [Сайт]. URL: http://audit.gov.ru/about/

4. Счетная палата перейдет на цифровой аудит в течение трех лет [Электронный ресурс] // ТАСС. 2018. 2 августа. URL: https://tass.ru/ekonomika/5423538.

5. Цифровой аудит — будущее Счетной палаты [Электронный ресурс] // Счетная палата РФ. 2019. 11 октября. URL: http://audit.gov.ru/press_center/news/38884.

6. Цифровые технологии в бухгалтерской и аудиторской деятельности [Электронный ресурс] // BizEcucate. URL: https://bizeducate.com/11/2018/tsifrovye-tehnologii-v-buhgalterskoji-auditorskoj-deyatelnosti/

Поддержка личных достижений граждан в качестве модели управления государственной успешностью

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.132-140

Разработка измеримой (оцифровываемой) методологии управления человеческими активами позволила сформировать интересный, при всей его очевидности, вывод: система государственного управления (или управление успешностью государства) в конечном счете — это система поддержки личных деловых достижений его граждан. Как и зачем массово управлять тем, что традиционно считается личным делом человека — личной деловой успешностью? Как интегрировать в массовом управлении личные достижения с задачами социального и экономического развития общества, а также обеспечения его безопасности? Какие дополнительные возможности интеграции кадрового подхода к управлению государственным развитием появляются в условиях цифровой трансформации?

Источники:

1. Shewhart W.A. Statistical method from the viewpoint of quality control. Washington, The Graduate School, the Department of Agriculture, 1939.

2. Научный доклад Института социологии РАН «Молодежь новой России: ценностные приоритеты» [Электронный ресурс] // Институт социологии РАН. М., 2007. URL: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_1_1.html.

3. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 12 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118.

4. Акиндинова Н.В., Кузьминов Я.И., Ясин Е.Г. Российская экономика на повороте: Доклад к XV Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 1–4 апр. 2014 г. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. С. 18.

5. Доклад о человеческом развитии – 2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире. М.: Изд-во «Весь Мир», 2013. С. 3.

Выкуп права пользования патентом как законная мера снижения затрат на инновационные лекарства

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.120-125

Многие инновационные препараты, используемые в ключевых терапевтических направлениях и при таких заболеваниях, как рак, гепатит С, диабет и многих других, входят в программы государственного страхования и схемы возмещения. Между тем нередко по причине высокой стоимости лекарств и ограничений бюджета потребность всех пациентов, нуждающихся в лечении, не может быть покрыта. Данная проблема является крайне актуальной как в промышленно-развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, Германия, так и на таких относительно молодых фармацевтических рынках, как Россия. Во многих странах действует закон, разрешающий выкупать патентные права у производителей, что позволяет государству в дальнейшем обеспечивать пациентов необходимой терапией практически по себестоимости препарата. Тем не менее, подобная практика мало распространена и применяется в единичных случаях даже в ведущих странах мира. Целью данной статьи является обоснование необходимости широкого применения схемы государственного выкупа патентного пользования на примере препаратов для лечения гепатита С в США, где данный закон функционирует многие годы. В ходе исследования нами были проанализированы работы ведущих зарубежных авторов в области фармацевтики и патентной защиты, а также законодательные и нормативные документы, статистические материалы международных баз данных по отрасли за последние годы

Источники:

1. Centers for Medicare & Medicaid Services. On its 50th anniversary, more than 55 million Americans covered by Medicare [Электронный ресурс]. URL: https://www.cms .gov/Newsroom/MediaReleaseDatabase/Press-releases/2015-Pressreleases-items/2015-07-28.html.

2. OECD. Health Statistics’2015, WHO Global Health Expenditure Database [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd-ilibrary.org.

3. Henry J. The Medicare Part D prescription drug benefit [Элек-тронный ресурс]. Kaiser Family Foundation. 2015. URL: http://files.kff.org/attachment/medicare-prescription-drug-benefit-fact-sheet.

4. Paradise J. Medicaid moving forward // Kaiser Commission on Medicaid and the Uninsured. 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://www.kff.org/health-reform/issue-brief/medicaidmoving-forward/

5. Wasserman E. Medicaid drug spending hike riles lawmakers, but there’s no end in sight // Fierce-Pharma. 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.fiercepharma.com/story/medicaid-drugspending-hikes-rile-lawmakerstheresno-end-sight/2015-04-13.

6. Brennan T., Shrank W. New expensive treatments for hepatitis C infection // JAMA. 2014. N 312(6). P. 593–594.

7. Barua S., Greenwald R., Grebely J. Restrictions for Medicaid reimbursement of sofosbuvir for the treatment of hepatitis C virus infection in the United States // Ann Intern Med. 2015. N 163(3). P. 215–223.

8. DiMasi J., Grabowski H., Hansen R. Innovation in the pharmaceutical industry. new estimates of R&D costs // Health Economics. 2016. N 47. P. 20–33.

9. Kesselheim A., Avorn J. Biomedical patents and the public’s health: is there a role for eminent domain? // JAMA.2006. N 295(4). P. 434–437.

10. Denniston M., Jiles R. Chronic hepatitis C virus infection in the United States, National Health and Nutrition Examination Survey 2003 to 2010 // Ann Intern Med. 2014. N 160(5).P. 293–300.

11. Martin A., Hartman M., Benson J., Catlin A. National Health Expenditure Accounts Team. National health spending in 2014: faster growth driven by coverage expansion and prescription drug spending // Health Affairs. 2016. N 35(1). P. 150–160.

12. Hill A., Khoo S., Fortunak J., Simmons B., Ford N. Minimum costs for producing hepatitis C direct acting antivirals, for use in large-scale treatment access programs in developing countries // Clin Infect Dis. 2014. N 58(7). P. 928–936.

13. US Senate Committee on Finance. The price of Sovaldi and its impact on the U.S. health care system [Электронный ресурс]. 2015. December. URL: http://www.finance.senate.gov/imo/media/doc/1%20The%20Price%20of%20Sovaldi%20and%20Its%20Impact%20on%20the%20U.S.%20Health%20Care%20System%20(Full%20Report).pdf.

14. IMS Health (MIDAS) [Электронный ресурс]. 2016. April. URL: www.ims.com.

15. Love J. Non-voluntary use of patents for drugs to treat the hepatitis C virus in the United States: mechanisms available to the federal government, state governments and private actors) [Электронный ресурс] // Knowledge Ecology International. 2014. July.URL: http://keionline.org/sites/default/files/Non-voluntary_use_HCV_patents_USA.pdf.

 

Методика цифровой экономики в части управления и контрольной деятельности в реальном секторе экономики

В настоящее время проблемы в системе управления экономической деятельностью достигли такого уровня, когда глобальный сдвиг стал объективно неизбежным. Реализация цифровой экономики в части государственного управления и контрольной деятельности через разработку в совокупности научных принципов и анализ ситуации предоставит возможность решить эти проблемы для обеспечения роста реальных доходов граждан России. В данной статье говорится о создании методики цифровой экономики в реальном секторе экономики для разработки цифровой системы управления экономической деятельностью