Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «экономическая безопасность»


Исторический обзор проведения особых мероприятий в контексте обеспечения национальной безопасности государства

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.94-102

Представлен теоретический обзор отечественного опыта противодействия угрозам, изобилующего различными формами реализации в виде проведения военных действий, контртеррористических и иных специальных операций, которые направлены на укрепление национальной безопасности страны и защиты национальных, геополитических, стратегических и экономических интересов от террористических и иных недружественных угроз потенциальных государств-противников нашей страны. Отмечена взаимосвязь проведения специальных операций с введением на территории России режимов чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения и контртеррористической операции. Предложено определение понятию «специальная военная операция». Определены роль обеспечения экономической безопасности как приоритета национальной безопасности государства и формирования патриотических принципов воспитания новых поколений для укрепления страны.

Источники:

1. Конституция Российской Федерации: утв. 12.12.1993 № 343-ФКЗ; ред. от 01.07.2020 № 11-ФКЗ. СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

2.О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ; ред. от 29.05.2023. СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

3.О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ; ред. от 03.07.2016. СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

4.О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ; ред. от 14.04.2023. СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

5.О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021). СПС КонсультантПлюс. Законодательство. URL: http://www.consultant.ru/

Исторические особенности развития отрасли лесного хозяйства в формате обеспечения экономической безопасности государства

DOI: 10.33917/mic-3.110.2023.86-92

В статье рассмотрены общеисторические периоды развития и конвертации структуры государственного управления в системе национальной защиты лесного хозяйства России с XVII в. по настоящее время. Изложены предпосылки формирования лесного права, а также дальнейшее усовершенствование лесного законодательства, в частности проанализирован процесс развития уголовной ответственности. Представлены современные нормативно правовые акты, регламентирующие основы государственного управления лесного сектора Российской Федерации. Выделена причинно-следственная связь в совершении преступных действий, в лесном хозяйстве. На основе факторов, порождающих рост криминогенности в лесной отрасли, были приведены основные направления деятельности государства, необходимые для предупреждения преступлений, связанных с незаконной вырубкой лесных насаждений.

Источники:

1. Тихомиров М.Н. Соборное уложение 1649 года / М. Н. Тихомиров, П. П. Епифанов. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1961. 65 с.

2. Вотякова Е.С. История развития Уголовного законодательства о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 77-79.

3. Уголовное уложение 1903 года о государственных преступлениях. Российское законодательство X–XX веков: в 9 т. / под общ. ред. О.И. Чистякова. Т. IX. Москва, 1994.

4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). – Доступ из справочно-правовой системы Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/

5. Киселева Л.В. История развития экономических преступлений в сфере строительства как нарастающая опасность подрыва экономической безопасности Российской Федерации / Л. В. Киселева, К. А. Зеленков // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 2 (13). С. 266-268.

Исторические особенности развития и становления картельных сговоров в России и за рубежом

DOI: 10.33917/mic-6.107.2022.81-90

В научной статье проведен анализ определений понятия «картельный сговор» и рассмотрены исторические особенности развития картелей в России.  Учтен международный опыт применительно к вопросу исследования на примере США и Германии. Авторами сформулировано собственное определение картельного сговора как формы объединения хозяйствующих субъектов на основе ряда устных или письменных договоренностей, участники которой без отказа от финансовой, производственной и коммерческой самостоятельности достигают общих целей (влияние на цены, определение хода и результатов торгов, разделение территорий или потребителей) при взаимодействии с различными экономическими субъектами (картельные и некартельные компании, поставщики и заказчики товаров и услуг, прямые конкуренты, производители заменителей, государственные органы и др.).

Источники:

1.    Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2021 год. Москва, 2022. 471 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/688431

2.     Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год. Москва, 2021. 534 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/b-n-3609af5f-7476-4122-bb77-d04c49d96ca7

3.     Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2018 год. Москва, 2019. 632 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/685806

4.     Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2017 год. Москва, 2018. 806 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/658027

5.     Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год. Москва, 2017. 739 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/596439

6.     Клименков И.Н. Картель: сравнительный анализ подходов зарубежных стран и Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 7. С. 204-207.

7.     Лисицын-Светланов А.Г., Башлаков-Николаев И.В., Заварухин В.П. [и др.]. Картелизация Российской экономики: основные причины, последствия и пути их устранения // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 10. С. 903-913.

К вопросу проявления сговора на продовольственном рынке

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.110-115

В данной статье проведен подробный анализ определений понятия сговор и выявлены его характерные признаки. Авторами определено, что сговор является тайным незаконным соглашением, которое направлено на ограничение конкуренции с целью максимизации собственных доходов. Также рассмотрены такие формы проявления сговора между заказчиком, поставщиками и конкурентами как «таран», пассивное участие или отказ от участия в конкурсе, подача неконкурентоспособного предложения, вертикальный и горизонтальный сговор. Раскрыты современные проявления сговора с использованием аукционных роботов и меры противодействия им. Выявлены и представлены характерные признаки сговора между заказчиком и поставщиком товаров и услуг, которые способствуют его выявлению. А также определена роль Федеральной антимонопольной службы РФ в противодействии сговору на продовольственном рынке.

Источники:

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1989-1991. Т. 4.

2.  Есипов В.Е. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Издательство «Питер», 1999. 161 с.

3.Иванова Е.С. Эволюция развития ценовых сговоров: юридический и экономический аспекты // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2019. № 2. С. 5-21.

4. Кинев А.Ю. Борьба со сговорами на торгах – путь к снижению расходов государства // Юрист. 2016. № 1. С. 14-19.

5. Кононов С. Тендерные сговоры. Как понять, что торги честные и не потратить время зря. URL: https://vc.ru/u/889970-cornerstone/306564-tendernye-sgovory-kak-ponyat-chto-torgi-chestnye-i-ne-potratit-vremya-zrya

6. Куценко В.Е. Ценовой сговор // Инновационная наука. 2017. №1-1.  С. 128-130.

7. Лозовский Л.Ш. Универсальный бизнес-словарь / Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг, А.А. Ратновский. М.: ИНФРА-М, 1999. 640 с.

Современные особенности и противоречия развития экономической безопасности в России

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.98-103

В статье рассматриваются концептуальные положения экономической безопасности России. Авторами проанализированы существующие подходы к определению понятия «экономическая безопасность». Сделан вывод, что на обеспечение экономической безопасности государства напрямую влияют социальные, техногенные, информационные и другие процессы. На примере ситуации в России выявлены основные направления, воздействием на которые с помощью экономических инструментов можно нанести существенный урон безопасности в контексте проблем «экономической устойчивости» на национальном и региональном уровне. Дана оценка ключевым угрозам экономической безопасности Российской Федерации.

Источники:

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20, ст. 2902.

2. Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 10. С. 30-39.

3. Кузнецов Д.А., Руденко Д.А. Система индикаторов оценки экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 23. С. 59-68.

4.   Neu C.R. and Wolf Ch. The Economic Dimensions of National Security. Santa Monica: RAND, 2014. – 269 p.

Использование инструментов экономической безопасности в государственных учреждениях

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.91-97

Экономическая безопасность является комплексной системой, поскольку включает в себя все стороны управления, направленные на предупреждение кризисов и банкротств, а также иных негативных явлений, сказывающихся на стабильности состояния любого субъекта экономики. При этом немалая роль экономической безопасности принадлежит и государственным учреждениями, которые также, как и коммерческие организации ведут свою деятельность в условиях нестабильности внешней среды. В статье приводится комплексный анализ особенностей экономической безопасности в государственных учреждениях, исследованы инструменты, поддерживающие ее, выявлены направления обеспечения безопасности и их влияние на функционирование современных государственных учреждений. Сделан вывод, что государственные учреждения нуждаются в эффективном построении рассматриваемой системы, которая включает в себя кадровую, финансовую, ресурсную и информационную составляющие.

Источники:

1.    Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/

2.    Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2018. 294 c.

3.    Сергеев А.А. Экономическая безопасность предприятия. М.: Издательство Юрайт, 2019. 273 c.

4.    Безверхова Е.Н. Экономическая безопасность предприятия: сущность и факторы [Электронный ресурс] / Е.Н. Безверхова, И.Н. Губа, А.К. Ковалева // Научный журнал КубГАУ. 2018. № 104(08). URL: https://kubsau.ru

5.    Богомолов В.А. Экономическая безопасность / В.А. Богомолов. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 188 c.

6.    Гончаренко Л.П. Экономическая безопасность: учеб. пособие / Л.В. Гончаренко, Ф.В. Акулина. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 340 с.

К вопросу о развитии исторических особенностей охранных услуг в государстве

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.113-121

В статье рассматривается история развития охранных услуг, определяются первые формы осуществления охранных функций и их эволюционные изменения. Авторами предложено определение понятия рынок охранных услуг, выявлены доминирующие элементы рынка охранных услуг, к которым относятся физическая, экономическая, техническая защита и информационная безопасность. Современные проблемы организации охраны объектов взаимосвязаны с уровнем правосознания, правовой культуры и законопослушания, образующих менталитет нации. В структуру рынка охранных услуг входят ведомственная и вневедомственная охрана, а также частные охранные организации и гражданско-правовые институты страхования и хранения. Функционирование рынка охранных услуг зарубежных стран обусловлено стремлением государства сократить расходы на содержание полиции за счет большого количества сотрудников частных охранных структур, оставляя за собой монополию на безопасность.

Источники:

1. Агафонов Д.В. История создания частных охранных организаций в России //Наука-2020. 2020. № 1 (37). С. 45-49.

2.  Александрова Т.В. Анализ особенностей деятельности частных охранных организаций на рынке охранных услуг Пермского края / Т.В. Александрова, Е.С. Лейберова //Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-1. С. 27-31.

3. Блясова И.Ю. Проблема семейного воспитания как фактора предупреждения подростковой преступности //Человек: преступление и наказание. 2012. № 2. C. 60-64.

4. Законы Великого князя Ивана Васильевича и внука его царя Ивана Васильевича / ред. К. Калайдович, П. Строев: Москва, 1819. URL: https://www.prlib.ru/item/411779

5. История Древнего Востока. Тексты и документы: Учебное пособие. / ред. В.И. Кузищина. Москва: Высшая школа, 2002. С. 167-190.

Противодействие манипулированию рынком в системе обеспечения экономической безопасности фондового рынка

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.94-103

В системе обеспечения экономической безопасности фондового рынка участвуют представители различных объектов экономики страны. В первую очередь, это органы контроля бирж – организаторов торгов, на которых выявляются сомнительные сделки. Специалисты Департамента противодействия недобросовестным практикам Центрального банка Российской Федерации осуществляют проверки выявленных нарушений и принимают решение о привлечении виновника к административной ответственности либо передаче материалов проверки в правоохранительные органы по подследственности. Среди недобросовестных практик наиболее часто встречается такое спекулятивное явление как манипулирование рынком, общественная опасность которого состоит в причинении существенного вреда интересам граждан и юридических лиц, общества и экономики в целом, подрывая доверие инвесторов и участников торговли к организованным финансовым и товарным рынкам, ухудшая условия для инвестирования и торговли на них, препятствуя их эффективному развитию и укреплению международной конкурентоспособности.

 

Источники:

 

1. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов. Центральный банк Российской Федерации, 2019.

2. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. М.: Изограф, 2000.

3. Войник Э.Д. Существенное нарушение договора в гражданском законодательстве России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uristsarkisov.ru/rastorzhenie-dogovora-sushchestvennom-narushenii/ (дата обращения: 16.07.2021).

4. Каменецкая М.С. Расторжение гражданско-правового договора по законодательству Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.

5. Мамонтов В.А. Критерии существенности в гражданском законодательстве Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wiselawyer.ru/poleznoe/94349-kriterii-sushhestvennosti-grazhdanskom-zakonodatelstve-rossijskoj-federacii (дата обращения: 08.07.2021).

Объектовый подход в комплексе методологических оснований в сфере экономической безопасности

На основе анализа экономической теории и практики делается вывод о возрастании потребности в исследовании конкретных объектов во всей совокупности их свойств, в том числе для обеспечения эффективной экономической безопасности. Для углубления методологической базы такой конкретизации предлагается объектовый подход, анализируется его потенциал для теории и практики управления экономическими системами и обеспечения их экономической безопасности.

Источники:

1. Селиванов А.И. Мозаичная философия развивающегося мира. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1997. 160 с.

2. Селиванов А.И. Бытие и постижение развивающихся миров. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1998. 360 с.

3. Селиванов А.И. Концепция множественности развивающихся миров (онтологический и логико-гносеологический аспекты) /Дисс. д-ра филос. наук. Уфа, 1999.

4. Мол А. Множественное тело: онтология в медицинской практике. М.: HylePress, 2018. 254 с.

5. Харман Г. Четвероякий объект. Метафизика вещей после Хайдеггера. Пермь: HylePress, 2015. 152 с.

6. Харман Г. Имматериализм. Объекты и социальная теория. М.: Изд-во Института Гайдара, 2018. 152 с.

7. Бахтизин А.Р. Агент-ориентированные модели экономики. М.: Экономика, 2008. 279 с.

8. Селиванов А.И., Старовойтов В.Г., Трошин Д.В. Социальные аспекты факторного моделирования в управлении экономической безопасностью (на примере сферы «Качество жизни»)// Философия хозяйства. 2019. №1 (121). С. 64-81.

9. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление /Учебник. М.: Инфра-М, 2002. 428 с.

Геополитика, геостратегия и геоэкономика: размышления о меняющихся факторах силы в международной системе

DOI: 10.33917/es-3.169.2020.30-41

Начав статью с напоминания некоторых базовых дефиниций геополитики, соотношения в ней пространственных и временных составляющих и системности геополитики как науки и основы долгосрочной политической стратегии, автор переходит к теме взаимосвязи геополитики и геоэкономики, особенно ощутимой в последние десятилетия.

Развивается идея о том, что геоэкономика представляет собой сегодня все более динамичный и активно движущийся элемент в этой диаде в силу нарастающих технологических инноваций, роста конкуренции и последующего усложнения экономических стратегий государств.

Основываясь на известных примерах экономических и политических итогов применения моделей государственного капитализма, или либеральной экономики, в частности, в странах, прошедших кардинальную ломку их прежних экономических систем (в этом контексте кратко упомянута и Россия), автор приходит к выводу о необходимости формирования стратегического государства, способного выработать устойчивый механизм (включая экономическую разведку) для разработки и проведения национальной геоэкономики. В подтверждение выдвинутых в статье положений автор в качестве независимого эксперта дает широкий набросок геополитических и геоэкономических сдвигов в мире в грядущие десятилетия

Источники:

1. Luttwak E. From Geopolitics to Geoeconomics: Logic of Conflict, Grammar of Commerce. The National Interest, 1990, no 20, pp. 17–24.

2. Jean C. Manuale di geopolitica. Roma — Bari, Editori Laterza, 2003, p. 93.

3. Csurgai G. Geopolitical Analysis: A Multidimensional Approach to Analyze Power Rivalries in International Relations. Rome, Aracne Editrice, 2019.

4. Claval P. Géopolitique et Géostratégie. Paris, Nathan, 1994, p. 6.

5. Foucher M. Fronts et Frontières. Paris, Fayard, 1991, p. 37.

6. Gray C.S. Incapable Geography. In Gray , Colin S. & Sloan, Geoffrey (Eds), Geopolitics, Geography and Strategy. London, Frank CASS Publishers, 1999, p. 161.