Страница автора: Филатов Владимир Владимирович

Энергетическая стратегия Российской Федерации в системе национальной экономики и безопасности: цели, перспективные направления и сценарии развития

DOI: 10.33917/mic-4.117.2024.91-102

Проведен аналитический обзор энергетической стратегии Российской Федерации в системе национальной экономики и безопасности. Рассмотрены ее цели, перспективные направления и сценарии развития в условиях экономических санкций. Установлено, что переход России на альтернативное топливо произойдет не ранее чем через десять лет. В предстоящее десятилетие отечественный энергосектор не будет торопиться с мерами в борьбе с глобальным потеплением, а начнет думать над постепенным смещением баланса от угля и нефти к солнечным, водородным и другим безопасным для природы станциям. В настоящее время, не только Россия, но и другие страны пока не готовы полностью отказаться от топлива с высоким углеродным следом в атмосфере. Нефть и газ в мировой энергетической отрасли составляют порядка 54%.

На долгосрочную перспективу 10–20 лет энергобаланс сохранится при разных прогнозах развития возобновляемых источников энергии. В то же время энергопереход начался, и это можно увидеть по возросшим инвестициям в данный перспективный сектор. Резко растут вложения в альтернативную энергетику, включая солнечную, ветровую, водородную. В частности, планируется вовлекать достижения прошлых лет в области атомной энергетики. Россия начала готовиться к переходу на чистое топливо, над процессом трудятся не только чиновники, но и представители науки и промышленности.

Источники:

1. Алексеев А.Е., Новицкий И.Ю., Женжебир В.Н., Пшава Т.С., Шестов А.В. Международная глобализация и трансформация понятия энергетической безопасности. Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 6 (31). С. 2.        

2. Алексеев А.Е., Новицкий И.Ю., Женжебир В.Н., Пшава Т.С., Дадугин М.В. Энергетическая безопасность в Европейском союзе: проблемы «зависимости» и развития. Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 6 (31). С. 3.

Оптимизация систем управления жилищными комплексами, обращением с отходами и водными ресурсами в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства города Москвы на основе корпоративной философии повышения качества

DOI: 10.33917/mic-4.117.2024.49-64

В данной статье рассмотрены вопросы оптимизации систем управления жилищными комплексами, обращением с отходами и водными ресурсами в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства города Москвы (ДЖКХ г. Москвы) на основе корпоративной философии повышения качества в современных социально-экономических условиях. Показаны основные ограничения по внедрению принципов философии Э. Деминга в деятельность хозяйствующих субъектов, проекты и программы в рамках российской действительности, которые носят социально-культурный и институциональный характер. Делается вывод, что для внедрения этих принципов необходимо внести изменения в законодательство РФ.

По предварительным оценкам, внедрение корпоративной философии повышения качества в работу ДЖКХ г. Москвы позволит повысить эффективность муниципального управления на 25–70%, улучшить качество и удовлетворенность горожан и гостей столицы общественными услугами на 25–50%, а также сократить бюджетные расходы на 25–50%.

Источники:

1. Адлер Ю.П. Доктор Эдвардс Деминг – мыслитель, опередивший время. Качество и жизнь. 2020. № 3 (27). С. 5–10.

2. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Наследие доктора Деминга: практические советы менеджерам XXI века. Методы менеджмента качества. 2020. № 10. С. 58–62.

3. Глашкина В.С., Цыплов Е.А. Доктор Уильям Эдвардс Деминг. Экономика и социум. 2021. № 11–1 (90). С. 896–899.

4. Конарева Л.А. Качество как стиль жизни доктора Эдвардса Деминга. Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. 2012. № 1 (11). С. 146–151.

5. Мировой опыт применения принципов кайдзен в госуправлении. Kaizen Institute Rus LLC, 2017. 15 с.

6. Нив Г.Р. Учредите лидерство: седьмой принцип Эдвардса Деминга. Методы менеджмента качества. 2020. № 6. С. 22–25.

Имидж–консалтинг в различных отраслях экономики и сферах деятельности

DOI: 10.33917/mic-3.116.2024.15-28

Рассмотрен имидж-консалтинг в различных отраслях экономики и сферах деятельности в современных социально-экономических условиях.  Показано, что объем российского рынка управленческого консалтинга, по разным экспертным оценкам, в 2021 г. составлял порядка 50–60 млрд руб., к концу 2022 г. он сократился практически вдвое. Одна из главных проблем российского рынка управленческого консалтинга на конец 2023 г. – потеря квалифицированных кадров и практически полное разрушение системы их воспроизводства. Российский рынок управленческого консалтинга на конец 2023 г. претерпел значительные структурные трансформации: изменились имена и количество ключевых игроков, ценовая политика и приоритеты клиентов.

Проанализированы состояние и перспективы развития разных субъектов консалтинговых услуг в России на примере трех успешных отраслевых кейсов имидж-консалтинга из различных отраслей и сфер деятельности: ПАО «Сбербанк», сотового оператора связи «Билайн» и предприятия из сферы общепита – кофейни «Зернышко». Показано что, главной проблемой для рассмотренных организаций является выбор имидж-консультанта, даны рекомендации по решению этой проблемы.

Источники:

1. Абрамова П.В., Ищенко И.Г. Консалтинг как инструмент повышения инвестиционной привлекательности франчайзинговых проектов. В сборнике: Актуальные вопросы управления. Под редакцией С.В. Тактаровой, Г.Н. Тугускиной, 2020. С. 26-30.

2. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. Прогресс, 2018.

3. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов. ИНФРА-М, 2020.

4. Алешникова В.И. Новые реалии международного и российского рынка управленческого консалтинга. В книге: Маркетинг и инфраструктурные проекты. Монография. Москва, 2023. С. 190-199.

Организационно–экономические аспекты таможенной экспертизы товарной группы 0902 ТН ВЭД ЕАЭС

DOI: 10.33917/mic-2.115.2024.62-74

Рассмотрены организационно–экономические аспекты таможенной экспертизы товарной группы 0902 ТН ВЭД ЕАЭС в современных условиях. К особенностям классификации чая и продуктов из него (товарная группа 0902 ТН ВЭД ЕАЭС) относится возможность отнесения напитка с торговым названием «чай» к другим группам ТН ВЭД. Показано, что основными данными для верного определения кода ТН ВЭД напитка с торговым названием «чай» являются степень ферментации, состав и тип, вес упаковки и назначение товара. Установлено, что в целях действенной идентификации чая и сокращения риска ошибочной классификации по ТН ВЭД необходимо совершенствование имеющихся технологий идентификации и нормативных документов по классификации чая. Обосновано, что организационно-экономические мероприятия, принимаемые государством для поддержки чайной отрасли, приносят соответствующие результаты, но полное импортозамещение напитка с торговым названием «чай» практически невозможно. Допустимо только частичное импортозамещение – это активное развитие российской отрасли производства иван-чая (кипрея узколистного).

Источники:

1. Безпалов В.В., Филатов В.В., Жариков Р.В., Карев М.В. Особенности таможенного регулирования импорта товаров пищевой и перерабатывающей промышленности, ввозимых на территорию Российской Федерации. Прикладные экономические исследования. 2023. № 1. С. 8–18.

2. Алексеева Е.В. Иван-чай узколистный, забытое чудо природы. Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. 2020. № 7. С. 163–167.

3. Бабкина Н.А. Товароведение, экспертиза в таможенном деле и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Амурский гос. ун-т, Благовещенск, 2017. 230 с.

Отраслевые аспекты ценообразования, сегментации и конкуренции на российском рынке цифровых VoD-сервисов

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.55-67

В данной статье исследованы отраслевые аспекты ценообразования, сегментации и конкуренции на российском рынке цифровых VоD-сервисов в современных социально- экономических условиях.  Рассмотрены различные модели ценообразования (монетизации видео), чтобы создать на базе лояльных зрителей успешный VоD-бизнес на основе трех основных форматов: SVоD, TVоD и AVоD. Показано, что российский рынок стриминговых платформ в последние годы набирает популярность и вырос на 44% в 2023 г. по сравнению с 2022 г.

Проанализированы российские онлайн-платформы, которые производят или планируют производить собственный видео-контент и те, кто еще не приступил к съемкам, но выразил желание производить собственный контент. Рассмотрены партнерские отношения онлайн-кинотеатров с экосистемами, операторами связи и другими сервисными компаниями.

Показано, что Россия за последние полтора года продемонстрировала серьезный прорыв в создании альтернативы самому популярному западному видеохостингу.  Rutube уже начал выдерживать нагрузки в 50 миллионов человек и успешно пережил ряд модернизаций цифровой платформы.

Источники:

1. Антонова В.Г., Елисеева Ю.А. Рынок ОТТ-видеосервисов в России: состояние и перспективы развития. Петербургский экономический журнал. 2022. № 1-2. С. 61-66.

2. Асадуллина А.В., Новикова М.Ю. Особенности развития цифровых потоковых сервисов в мире. В книге: Шестая международная конференция «Управление бизнесом в цифровой экономике». Сборник тезисов выступлений. Под общей редакцией И.А. Аренкова и М.К. Ценжарик. Санкт-Петербург, 2023. С. 112-118.          

3. Белоусов Г.Д. Управление стриминговыми кино-платформами в условиях периода коронавируса. Инновации и инвестиции. 2020. № 10. С. 141-145.

Защита патентного права, промышленной собственности и информационных баз данных на основе международных соглашений в различных секторах экономики

DOI: 10.33917/mic-6.113.2023.55-70

Рассмотрены организационно-экономические аспекты защиты патентного права, промышленной собственности и информационных баз данных на основе международных соглашений в современных социально- экономических условиях.  Показано, что в современном мире, авторское право невольно является фактором «замедляющим» развитие наукоемких отраслей. В свою очередь, современная российская патентная система остро нуждается в реформе – так говорит популярная пресса, ученые, юристы, судьи и омбудсмены.

Авторы приходят к выводу о том, что защита патентов, как прав собственности может улучшить социально конструктивную координацию, которая облегчает сложный процесс коммерциализации инноваций, тем самым улучшая как доступ, так и конкуренцию.  Напротив, уклонение от обращения с промышленной собственностью может облегчить социально деструктивную координацию между крупными игроками, использующими стратегию антиконкурентного сговора.

Источники:

 1. Бачурин А.П., Филатов В.В., Женжебир В.Н., Диаров А.А., Гайдаренко Л.В. Управление нормативно-правовой базой использования товарных знаков на лицензионную продукцию. Проблемы экономики. 2010. № 4-38. С. 10-14.

2. Дигилина О.Б., Сазанов С.Д., Тесленко И.Б. Интеллектуальная собственность и инновационная деятельность: теоретический аспект. Качество. Инновации. Образование. 2009. № 10 (53). С. 14-16.

3. Женжебир В.Н., Галицкий Ю.А. Информационный поиск в патентных исследованиях. В сб.: Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности. Сб. трудов V Международного конкурса научных и научно-методических работ III конкурса Научного школьного сообщества. Редактор и составитель Т.В. Пирязева. 2017. С. 36-40.

Внедрение методологии кайдзен в производственной компании, занимающей ведущие позиции на региональном товарном рынке

DOI: 10.33917/mic-5.112.2023.57-71

Анализируется внедрение методологии кайдзен в производственной компании, занимающей ведущие позиции на товарном рынке Московского региона. Одним из наиболее ярких примеров использования японских принципов управления в российских условиях является кондитерская компания АО «Большевик», где освоение концепции системы организации и рационализации рабочего пространства (5S) и всеобщего обслуживания оборудования (TPM), которые являются основными элементами концепции приобщения сотрудников к кайдзен-мышлению, позволило повысить конкурентоспособность компании на региональном рынке, снизить издержки, связанные с простоями и остановками оборудования, улучшить качество трудовых ресурсов, т.е. вырастить грамотных специалистов по оборудованию, а также заинтересовать как операторов, так и ремонтников в обслуживании и совершенствовании технологического оборудования. Показано, что в компании АО «Большевик» создан такой тип системы технического обслуживания оборудования, при котором основные функции передаются операторам технологического оборудования.
Характеризуя результаты внедрения основных элементов концепции кайдзен, можно сказать, что серьезных трудностей при внедрении основных элементов концепции кайдзен в АО «Большевик» не было, но на начальном этапе наблюдалось отсутствие интереса со стороны сотрудников. Как только появились первые результаты, производственный интерес стал расти. Среднее время заказа на комплектующие уменьшилось на 30%, улучшилась производственная дисциплина (например, с момента внедрения политики кайдзен ни один работник склада не опоздал), только за последний год простои оборудования на кондитерской фабрике АО «Большевик» сократились на 9%.

Анализ системы корпоративного управления российской государственной холдинговой компании атомной промышленности

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.56-68

На основе транзактного анализа рассмотрена модель взаимообусловленности трех основных категорий корпоративного управления ГК «Росатом».  Проанализировав структур управления акционерным обществом и учитывая стремление ГК «Росатом» к максимизации прибыли акционеров, определено, что ГК «Росатом» создана в соответствии с англосаксонской моделью корпоративного управления. Одной из проблем корпоративного управления является то, что в принципах компании, закрепленных в Кодексе делового поведения и деловой этики ГК «Росатом», отсутствует элемент инноваций, а миссия компании слабо его отражает, несмотря на «программу инновационного развития». Проблема несовпадения принципов в такой крупной корпорации, как ГК «Росатом», естественно, в какой-то момент может оказать негативное влияние на внутреннюю среду. Предлагается, в целях оптимизации процессов корпоративного управления и ускорения принятия управленческих решений осуществить воспроизводство комплексной автоматизированной базы данных по структуре корпоративной собственности организаций ГК «Росатом» в атомной отрасли.

Источники:

1. Астахов В.В. Ключевые факторы увеличения конкурентоспособности наукоемкого предприятия атомной отрасли. Проблемы теории и практики управления. 2019. № 5. С. 59-67.

2. Безпалов В.В., Сизова Д.А. Обеспечение экономической безопасности энергетической сферы в условиях ограничений. Промышленность: экономика, управление, технологии. 2022. Т. 1. № 3-4 (3). С. 45-58.

3. Бойко А.А. Влияние пандемии Covid-19 на глобальное состояние атомной отрасли в долгосрочной перспективе и перспективы ГК «Росатом». Геоэкономика энергетики. 2021. Т. 13. № 1. С. 88-99.

Оценка эффективности системы управления финансами крупнейшей кондитерской компании на товарном рынке Московского региона

DOI: 10.33917/mic-3.110.2023.37-49

Проведена оценка финансового потенциала и политики управления корпоративными активами ведущей производственной компании на товарном рынке Московского региона – АО «Большевик». Определено, что компания не является финансово устойчивой. Рекомендовано сменить политику управления текущими пассивами с агрессивной на умеренную для того, чтобы улучшить финансовое положение корпорации, увеличить его устойчивость и платежеспособность.

Источники:

1. Атаманюк О.Я., Матушевская Е.А. Особенности оценки имущества и капитала на примере кондитерской фабрики / В сборнике: Экономика и банковская система: теория и практика. Материалы заочной международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»; ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»; ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при Правительстве РФ». 2016. С. 54-60.

2. Бельчук Е.В., Мариен Л.С. Промышленность России: региональные особенности развития на макро- и мезоуровне / В сборнике: Вопросы экономики и управления на современном этапе развития. Сборник научных статей по итогам Всероссийской конференции. Под ред. И.Е. Бельских. 2015. С. 14-17.

3. Документальная история ОАО «Большевик». Прошлое, настоящее, будущее. Гл. ред. Е. Ступакова. Монография.  Издательство: Ньюсмейкерс, Москва, 2006.

4. Микоян Л.В. Разработка стратегии развития кондитерской фабрики. В книге: Неделя науки 2020. Сборник тезисов в двух частях. Ростов-на-Дону, 2020. С. 214-217.

5. Микоян Л.В., Орлова В.Г. Маркетиговый анализ продукции кондитерской фабрики. В сборнике: Технологии маркетинга, бренд-менеджмента и рекламы / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Государственный университет управления. Москва, 2019. С. 55-57.

Принципы корпоративной этики менеджеров промышленных и сервисных предприятий

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.64-71

В статье рассмотрены принципы (кодекса) корпоративной этики менеджеров промышленных и сервисных предприятий в современных социально-экономических условиях. В значительной части современных компаний применяются так называемые корпоративные кодексы, то есть правила и убеждения, которых придерживаются все члены фирмы. Правила, разработанные в таких кодексах, повышают эффективность организации, способствуют первичному формированию репутации фирмы, обозначают базовые правила в отношениях с конкурентами и потребителями, а также формируют корпоративный дух работников компании. Рассмотрены отраслевые примеры из российской экономики, на примере ПАО «Сбербанк» или ПАО «МТС», а также из европейских и американских секторов экономики на примере крупнейшего итальянского молочного концерна «Parmalat» и американского энергогиганта «Enron». Среди особых принципов менеджмента на промышленных и сервисных предприятиях, было выделено пять следующих принципов: опора на факты, принцип обязательного упоминания цены, недопустимость использования образов, порочащих конкурентов, принцип полного информирования о товаре, а также отсутствие серьезных отличий между рекламируемым образом товара и его реальной сущностью, доступной потребителям.

Источники:

1. Алябьева Е.М. Теоретико-методические аспекты корпоративной культуры организации // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2016. № 10. С. 49-52.

2. Алябьева Е. М. Типология корпоративных культур организации // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2015. № 3 (41). С. 145-149.

3. Атанасова А.А. Формирование корпоративной социальной ответственности в ивенткомпании // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 6-1 (51). С. 57-60.