Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Фармацевтическая отрасль»


Выкуп права пользования патентом как законная мера снижения затрат на инновационные лекарства

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.120-125

Многие инновационные препараты, используемые в ключевых терапевтических направлениях и при таких заболеваниях, как рак, гепатит С, диабет и многих других, входят в программы государственного страхования и схемы возмещения. Между тем нередко по причине высокой стоимости лекарств и ограничений бюджета потребность всех пациентов, нуждающихся в лечении, не может быть покрыта. Данная проблема является крайне актуальной как в промышленно-развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, Германия, так и на таких относительно молодых фармацевтических рынках, как Россия. Во многих странах действует закон, разрешающий выкупать патентные права у производителей, что позволяет государству в дальнейшем обеспечивать пациентов необходимой терапией практически по себестоимости препарата. Тем не менее, подобная практика мало распространена и применяется в единичных случаях даже в ведущих странах мира. Целью данной статьи является обоснование необходимости широкого применения схемы государственного выкупа патентного пользования на примере препаратов для лечения гепатита С в США, где данный закон функционирует многие годы. В ходе исследования нами были проанализированы работы ведущих зарубежных авторов в области фармацевтики и патентной защиты, а также законодательные и нормативные документы, статистические материалы международных баз данных по отрасли за последние годы

Источники:

1. Centers for Medicare & Medicaid Services. On its 50th anniversary, more than 55 million Americans covered by Medicare [Электронный ресурс]. URL: https://www.cms .gov/Newsroom/MediaReleaseDatabase/Press-releases/2015-Pressreleases-items/2015-07-28.html.

2. OECD. Health Statistics’2015, WHO Global Health Expenditure Database [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd-ilibrary.org.

3. Henry J. The Medicare Part D prescription drug benefit [Элек-тронный ресурс]. Kaiser Family Foundation. 2015. URL: http://files.kff.org/attachment/medicare-prescription-drug-benefit-fact-sheet.

4. Paradise J. Medicaid moving forward // Kaiser Commission on Medicaid and the Uninsured. 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://www.kff.org/health-reform/issue-brief/medicaidmoving-forward/

5. Wasserman E. Medicaid drug spending hike riles lawmakers, but there’s no end in sight // Fierce-Pharma. 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.fiercepharma.com/story/medicaid-drugspending-hikes-rile-lawmakerstheresno-end-sight/2015-04-13.

6. Brennan T., Shrank W. New expensive treatments for hepatitis C infection // JAMA. 2014. N 312(6). P. 593–594.

7. Barua S., Greenwald R., Grebely J. Restrictions for Medicaid reimbursement of sofosbuvir for the treatment of hepatitis C virus infection in the United States // Ann Intern Med. 2015. N 163(3). P. 215–223.

8. DiMasi J., Grabowski H., Hansen R. Innovation in the pharmaceutical industry. new estimates of R&D costs // Health Economics. 2016. N 47. P. 20–33.

9. Kesselheim A., Avorn J. Biomedical patents and the public’s health: is there a role for eminent domain? // JAMA.2006. N 295(4). P. 434–437.

10. Denniston M., Jiles R. Chronic hepatitis C virus infection in the United States, National Health and Nutrition Examination Survey 2003 to 2010 // Ann Intern Med. 2014. N 160(5).P. 293–300.

11. Martin A., Hartman M., Benson J., Catlin A. National Health Expenditure Accounts Team. National health spending in 2014: faster growth driven by coverage expansion and prescription drug spending // Health Affairs. 2016. N 35(1). P. 150–160.

12. Hill A., Khoo S., Fortunak J., Simmons B., Ford N. Minimum costs for producing hepatitis C direct acting antivirals, for use in large-scale treatment access programs in developing countries // Clin Infect Dis. 2014. N 58(7). P. 928–936.

13. US Senate Committee on Finance. The price of Sovaldi and its impact on the U.S. health care system [Электронный ресурс]. 2015. December. URL: http://www.finance.senate.gov/imo/media/doc/1%20The%20Price%20of%20Sovaldi%20and%20Its%20Impact%20on%20the%20U.S.%20Health%20Care%20System%20(Full%20Report).pdf.

14. IMS Health (MIDAS) [Электронный ресурс]. 2016. April. URL: www.ims.com.

15. Love J. Non-voluntary use of patents for drugs to treat the hepatitis C virus in the United States: mechanisms available to the federal government, state governments and private actors) [Электронный ресурс] // Knowledge Ecology International. 2014. July.URL: http://keionline.org/sites/default/files/Non-voluntary_use_HCV_patents_USA.pdf.

 

Стратегия «Фарма-2020» как пример успешной и плодотворной отраслевой программы среднесрочного развития

Номер 2. Сизифов труд
Стратегия «Фарма-2020» как пример успешной и плодотворной отраслевой программы среднесрочного развития

В работе рассмотрены состояние, проблемы и перспективы развития фармацевтической промышленности России. Основная масса лекарственных препаратов (82%), производимых в России, — это дженерики. Доля инновационных лекарственных препаратов небольшая — всего 18%. Минздрав России планирует к 2025 г. улучшить это соотношение до 35:65. Поэтому главная задача, стоящая перед фармацевтической отраслью, заключается в активной разработке инновационных лекарственных препаратов и освоении технологии их производства. Изучены три основные проблемы отрасли и пути их разрешения: дефицит отечественных фармацевтических субстанций; дефицит квалифицированных специалистов с современными компетенциями и неразвитость отечественного производства медицинских изделий. Показано, что благодаря своевременному принятию государственной стратегии развития «Фарма-2020» (2009 г.) и Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013–2020 годы» и их практической реализации, указанные выше проблемы успешно решаются. Главный вывод работы заключается в том, что расширение и технологическая модернизация отечественной фармацевтической отрасли и промышленности медицинских изделий является задачей первостепенной государственной важности. Вклад отрасли в ВВП России сегодня составляет 1%. Однако потенциал отрасли таков, что ее доля в ВВП страны могла бы вырасти до 3–5% в ближайшие 10–15 лет. К тому же отрасль играет чрезвычайно важную роль в решении социальных и демографических проблем, а также в наращивании качественного человеческого капитала.