Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Российская Федерация»


Рыбас С.Ю. Таир Мансуров и Назир Тюрякулов. Автор и его герой

DOI: 10.33917/es-2.188.2023.94-97

Отзыв о книге Т.А. Мансурова ≪Назир Тюрякулов≫, изданной в 2022 г., в которой представлена биография советского дипломата Н.Т. Тюрякулова. Дипломатическая миссия Назира Тюрякуловича Тюрякулова — поединок с британскими и американскими конкурентами в 1920-е годы. В отзыве внимание уделяется и портрету автора книги.

Таир Аймухаметович Мансуров — один из крупнейших системных постсоветских политиков. Он влиял на создание государственных союзов, будущее морей и границ, формирование культурных кодов, защиту и сохранение памяти о героях, возрождение храмов и мечетей.

Перспективы российско-туркменского сотрудничества на современном этапе

DOI: 10.33917/es-2.188.2023.36-43

В статье анализируется историческое развитие российско-туркменских отношений. Обосновывается многовекторность и гибкость в развитии стратегического партнерства с Туркменистаном. Делается вывод, что российско-туркменские отношения не должны ограничиваться только сотрудничеством в газовом секторе, а динамично развиваться в направлении формирования транспортно-логистических коридоров, развития туристической отрасли и модернизации коммуникационной связи.

Источники:

1. Парижская речь генерала в его квартире на рю Пентьер перед сербскими студентами ≪Заветы славянству≫ [Электронный ресурс] // Сitaty.info. URL: https://citaty.info/man/mihail-skobelev.

2. Межгосударственные отношения России и Туркмении [Электронный ресурс] // РИА ≪Новости≫. 2022. 10 июня. URL: https://ria.ru/20220610/turkmeniya-1794373218.html.

3. BP Statistical Review of World Energy 2020. 69th edition [Электронный ресурс]. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2020-full-report.pdf.

4. BP Statistical Review of World Energy 2020. 71th edition [Электронный ресурс]. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/
statistical-review/bp-stats-review-2022-full-report.pdf.

5. Вяхирев готов к компромиссу [Электронный ресурс] // Независимая газета. 1999. 18 декабря. URL: https://www.ng.ru/cis/1999-12-18/5_viahirev.html.

6. В Ашхабаде состоялся шестой Каспийский саммит [Электронный ресурс] // Российская газета. 2022. 29 июня. URL: https://rg.ru/2022/06/29/bereg-druzej.html.

7. Каспийское сотрудничество как способ решения экономических проблем Туркменистана [Электронный ресурс] // CABAR.URL: https://cabar.asia/ru/

8. Citaty.info [Сайт]. URL: https://citaty.info/man/mihail-skobelev.

9. Туркменистан призывает страны Каспия к расширению транспортного сотрудничества [Электронный ресурс] // Большая Азия. 2022. 7 октября. URL: https://bigasia.ru/content/news/
businness/turkmenistan-prizyvaet-strany-kaspiya-k-rasshireniyutransportnogo-sotrudnichestva/

Тренды бюджетирования в сфере регионального развития

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.74-79

В статье рассмотрена проблематика развития бюджетирования в сфере регионального управления от традиционного (сметного) бюджетирования по затратам к новому бюджетированию, направленному на результаты деятельности государственных структур. Обосновано, что реализация национальных и федеральных проектов влечет за собой необходимость разработки, утверждения и реализации множества проектов на разных уровнях государственного и муниципального управления. Отмечено, что переход на новое бюджетирование позволит сформулировать информационную базу, адекватную стратегии развития региона и вектору политических решений.

Источники:

1. Pollitt C., Bouckaert D. Public management reform. A comparative analysis. Oxford University Press, 2004. p. 90

2. Wang X. Performance measurement in budgeting: a study of county governments // Public Budgeting and Finance. 2000. № 3. p. 104.

3. Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственного управления: международный опыт. М.: Весь Мир, 2003. С. 49-50.

4. Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government: How the Entrepreneurial Spirit is Transforming the Public Sector. Plume. New York. 1992. pp. 117-124, 140-142.

5. Ханс де Брюйн. Управление по результатам в государственном секторе. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. 180 с.

6. Стародубровская И.В. Бюджетирование, ориентированное на результат, на региональном и муниципальном уровнях: подходы и рекомендации, 2008. 184 с.

7. Проектное управление в органах власти: учебник и практикум для вузов / Н.С. Гегедюш [и др.]; ответственный редактор Н.С. Гегедюш. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. 186 с.

8. Приказ 74-пв от 31.10.2016 (с изменениями) «О Проектном управлении – проектном офисе Администрации Губернатора Санкт-Петербурга». Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/admgub/documents/obshestvennoe-obsuzhdenie-proektov-normativnyh-pravovyh-aktov/?is_archive=True&page=2

Социально-экономические проблемы здравоохранения в Республике Башкортостан

В статье проанализировано состояние развития здравоохранения в Российской Федерации (РФ), Приволжском федеральном округе (ПФО) и Республике Башкортостан (РБ). В исследовании были применены показатели развития экономики здравоохранения. В качестве критериальных параметров использовались целевые значения за 2018 и 2020 гг., отраженные в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Данный документ разработан Министерством экономического развития РФ. Проведенная предварительная оценка выполнения плановых показателей развития здравоохранения РФ выявила, что в 2015 г. не были достигнуты целевые индикаторы по снижению смертности населения от новообразований и дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, анализ показал, что отношения заработной платы работников здравоохранения к средней заработной плате по региону ниже целевых значений, отличаются по субъектам РФ, ПФО и категориям работников. Имеющиеся проблемы в здравоохранении разрешимы лишь в условиях постоянного увеличения расходов на данную социальную сферу.

Источники:

1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 27.04.2019).

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018 /Стат. сб. Росстат. М., 2018. 1162 с.

3. Файзуллин Ф.С., Сулейманова Л.Н.  Некоторые проблемы развития социального обеспечения в области здравоохранения в Российской Федерации // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т.18. №11. С.135-137.

4. Файзуллин Ф.С., Герасимова Л.А. Демографические проблемы региона: противоречия развития // Проблемы востоковедения. 2018. №4 (82). С. 8-13.

5. Файзуллин, Ф.С., Файзуллин Т.Ф. Человеческий капитал и потенциал как факторы развития общества // Вестник ВЭГУ. 2013. №4 (66). С.72-78.

6. Халитова Л.Р. Закономерности развития процесса воспроизводства рабочей силы //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2012. №3 (35). С. 164-167.

7.  Халитова  Л.Р. Исследование воспроизводства рабочей силы //Теория и практика общественного развития. 2017. №4. С.52-57.

8. Халитова Л.Р. Исследование основных факторов воспроизводства рабочей силы в Республике Башкортостан // Бизнес. Образование. Право. 2018. №1 (42). С. 121-125.

9. Халитова Л.Р. Разработка целевых показателей стратегии воспроизводства рабочей силы //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015. №3 (53). С. 225-228.

10. Халитова Л.Р. Совершенствование системы управления воспроизводством рабочей силы //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. №6 (50). С. 193-195.

11. Халитова Л.Р. Финансово-экономическое обеспечение воспроизводства рабочей силы // European Social Science Journal. 2015. №6.  С.153-157.

12. Халитова Л.Р., Петров Н.А. Стратегии развития отраслей экономики в отдельных географических зонах Республики Башкортостан //Микроэкономика. 2018. №6. С.99-106.

13. Халитова Л.Р. Нормативно-правовое обеспечение управления воспроизводством рабочей силы // European Social Science Journal. 2014. №10-1 (49).  С.131-136.

14. Халитова Л.Р. Оплата труда – сущностный элемент социально-экономической модернизации механизма воспроизводства рабочей силы //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015. №2 (52). С 216-219.

15. Халитова Л.Р. Особенности воспроизводства рабочей силы Республики Башкортостан // European Social Science Journal. 2014. №8-2 (47).  С.469-475.

16.  Халитова Л.Р. Системный подход к управлению воспроизводством рабочей силы на макроуровне национальной экономики //European Social Science Journal. 2015. №3. С.50-54. 

17.  Khalitova L. R., Petrov N.A. Development Strategies of Service Businesses in Selected Zones of the Republic of Bashkortostan //Proceedings of the 32nd International Business Information Management Association Conference – Vision 2020: Sustainable Economic Development and Application of Innovation Management from Regional expansion to Global Growth, 15-16 November 2018, Seville, Spain. P. 5419-5433.

Влияние государственных инвестиций на развитие экономики

Номер 9. Сохраняя человечность
Влияние государственных инвестиций на развитие экономики

Наращивание объемов государственных инвестиций в Российской Федерации для достижения экономического роста в текущей ситуации не представляется возможным, в связи с чем все более актуальным становится вопрос повышения их эффективности. Данной проблеме посвящено множество исследований, показывающих, что эффективность государственных инвестиций существенно варьирует между странами. На нее влияют различные факторы: структурные изменения в экономике, секторальное распределение финансирования, используемые механизмы планирования, управления и стимулирования. Более того, анализ опыта стимулирования экономического роста с использованием госинвестиций в отдельных странах необходимо проводить с учетом их экономической и исторической ситуации, ресурсной базы, а также политических установок. Согласно теории, государственные инвестиции не во всех случаях способствуют динамичному развитию экономики. При этом эмпирические исследования показывают, что государственный капитал, вложенный в такие сектора экономики, как транспорт, связь и образование, в целом является эффективным. Важной задачей является анализ существующих в мировой практике механизмов государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов и их доработка применительно к условиям и потребностям Российской Федерации.