Журнал «Экономические стратегии»





К вопросу об устойчивом развитии сельских территорий

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.86-91

Российская Федерация находится в стадии поиска действенных инструментов государственного управления развитием сельских территорий, обеспечивающих комплексное развитие села в масштабах всей страны. В статье рассмотрен вопрос необходимости развития социально-экономической политики села с учетом основных задач и принципов в области обеспечения устойчивого развития сельских территорий. В настоящее время устойчивое развитие сельских территорий является важной составляющей продовольственной безопасности государства, стабильности и независимости.

Источники:

1. Антонов Д.П. Отчетность в области устойчивого развития – шаг к идеальному корпоративному отчету // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2012. №2.

2. Меньщикова В.И. [и др.]. Факторы устойчивого развития регионов России (монография) / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск, 2011.

3. Проблемы и перспективы социально-экономического развития сельских территорий: региональный аспект. М.: Издание Государственной Думы, 2021. 320 с.

4. Меньщикова В.И. Устойчивое развитие сельских территорий // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №7-8. С. 106-110.

5. Лоскутова М.В. Управление устойчивым развитием сельских территорий в агропромышленном регионе // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 9(055). С. 67-71.

6. Стратегические направления устойчивого развития сельских территорий // Агропромышленная политика России. 2017. № 2(62). С. 68-70.

Эффект синергии в исследовании конкурентоспособности предприятий на примере субъектов туристской дестинации Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.80-86

В научной статье произведен расчет синергетического эффекта от слияния мелких игроков туристического рынка по типу «моноформат». Представлена вариативная модель слияния региональных туроператоров в «мультиформат» в разрезе их «узкопрофилированного предложения» на примере Республики Татарстан.

Источники:

1. Афанасьев А.А. Слияния и поглощения как фактор реструктуризации корпоративных структур / И.В. Жуковская, А.А. Афанасьев // Экономика и управление. 2009. № 12 (50). С. 79-81.

2. Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY –сектора / И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

3. Беликова Е.В., Чернявская Е.Ю. Региональные особенности развития сервисной деятельности //Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. № 2. С. 94-101.

4. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения // Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

5. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике. / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Тренды бюджетирования в сфере регионального развития

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.74-79

В статье рассмотрена проблематика развития бюджетирования в сфере регионального управления от традиционного (сметного) бюджетирования по затратам к новому бюджетированию, направленному на результаты деятельности государственных структур. Обосновано, что реализация национальных и федеральных проектов влечет за собой необходимость разработки, утверждения и реализации множества проектов на разных уровнях государственного и муниципального управления. Отмечено, что переход на новое бюджетирование позволит сформулировать информационную базу, адекватную стратегии развития региона и вектору политических решений.

Источники:

1. Pollitt C., Bouckaert D. Public management reform. A comparative analysis. Oxford University Press, 2004. p. 90

2. Wang X. Performance measurement in budgeting: a study of county governments // Public Budgeting and Finance. 2000. № 3. p. 104.

3. Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственного управления: международный опыт. М.: Весь Мир, 2003. С. 49-50.

4. Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government: How the Entrepreneurial Spirit is Transforming the Public Sector. Plume. New York. 1992. pp. 117-124, 140-142.

5. Ханс де Брюйн. Управление по результатам в государственном секторе. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. 180 с.

6. Стародубровская И.В. Бюджетирование, ориентированное на результат, на региональном и муниципальном уровнях: подходы и рекомендации, 2008. 184 с.

7. Проектное управление в органах власти: учебник и практикум для вузов / Н.С. Гегедюш [и др.]; ответственный редактор Н.С. Гегедюш. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. 186 с.

8. Приказ 74-пв от 31.10.2016 (с изменениями) «О Проектном управлении – проектном офисе Администрации Губернатора Санкт-Петербурга». Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/admgub/documents/obshestvennoe-obsuzhdenie-proektov-normativnyh-pravovyh-aktov/?is_archive=True&page=2

Формирование аналитической модели и концептуального подхода к стратегическому управлению энергопотреблением природного газа на промышленном предприятии

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.65-73

Работа посвящена анализу современной конъюнктуры на рынке энергоресурсов, которая в настоящее время объективно требует принципиально нового стратегического управления потреблением природного газа на промышленных предприятиях. Существующая стратегия энергоэффективного использования природного газа не отвечает современной энергетической ситуации в мире и не позволяет комплексно оценивать все процессы, протекающие на предприятии, что в свою очередь сказывается на экологической обстановке, эффективности использования природного газа и на рациональном формировании топливно-энергетического баланса промышленного предприятия. Необходимы системные концептуальные положения, которые бы позволяли принципиально по-новому реализовать стратегическое управление энергопотреблением на предприятии, что обеспечивало бы устойчивый экономический рост промышленного предприятия и экологическое равновесие в регионе.

Источники:

1. Акмаева Р.И. Развитие эффективного менеджмента на промышленных предприятиях России: Автореф. дисс. … докт. эк. наук /Р.И Акмаева. Волгоград.   2007. 49 с.

2. Бурков В. Н., Заложнев А. Ю., Леонтьев С. В., Новиков Д. А., Чернышев Р.А.  Механизмы финансирования программ регионального развития. М.: ИПУ РАН, 2002. 55 с.  

3. Никифоров Г.В., Заславец Б.И. Энергосбережение на металлургических предприятиях. Магнитогорск, МГТУ, 2000.

4. Теория прогнозирования и принятия решений. М.: Высшая школа, 1977.   145 с.  

5. Лисиенко В.Г., Щелоков Я.М. Энергетический анализ – методология энергосбережения в металлургии // Энергетика региона. 2000. № 1. 

6. Некрасов А.С. Построение и анализ энергетического баланса. (Вопросы методологии и методики) /А.С. Некрасов, Ю.Б. Синяк, В.А. Янпольский.      М.: Наука, 1974. 180 с. 

Финансирование операций по завершению эксплуатации нефтяных и газовых месторождений: инструменты ARO

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.53-64

Обязательства по выбытию активов (ARO) — это юридические обязательства выполнения работ по закрытию объекта, когда долгоживущий материальный актив, например, нефтяная скважина, морская платформа, трубопровод или терминал, окончательно выйдут из эксплуатации. Наиболее распространенный тип ARO для нефтяного месторождения — это требование законодательства по заглушке, оставлению и восстановлению площадки нефтяных и газовых скважин до первоначального природного уровня в конце срока их полезного использования.

Термин «ARO по месторождению нефти» используется, чтобы охватить весь спектр законодательно закрепленных видов деятельности по выбытию нефтяных активов, включая рекультивацию и восстановление окружающей среды. Промежуточные и последующие ARO несут дополнительные финансовые риски.

Источники:

1. It’s Closing Time: The Huge Bill to Abandon Oilfields Comes Early. Carbon Tracker, June 2020. URL: https://carbontracker.org/reports/its-closing-time/

2. US GAO. Information on infrastructure Decommissioning, 2017. URL: //www.gao.gov/assets/gao-17-642t.pdf 

3. BOEM. Evaluation of a Lessee’s Ability to Carry out Present and Future Obligations. URL: https://www.boem.gov/sites/default/files/documents//Evaluation%20of%20a%20Lessee%27s%20Ability%20to%20Carry%20out%20Present%20and%20Future%20Obligations.pdf

4. Халидов И.А., Миловидов К.Н. Методология и практика управления ликвидационными фондами: анализ управленческих решений в мировых и отечественных нефтегазовых компаниях: Монография. М.: Буки Веди, 2021. 339 с.

Методологические особенности структуризации субъектов российской газовой отрасли

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.45-52

Статья посвящена исследованию подходов к структуризации субъектов российской газовой отрасли с учетом роли газовой отрасли в экономике государства и ее уникальных особенностей. Рассматриваются глобальные вызовы для газовой отрасли России в условиях энергетического перехода, анализируется зарубежный опыт с выделением ключевых особенностей структуризации иностранных организаций. Предлагается авторский подход к структуризации субъектов газовой отрасли России, объединяющий сильные стороны российского и зарубежного подходов.

Источники:

1. Степень износа основных фондов на конец 2020 года. Росстат. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/business/osnfond/STIZN_ved.htm 

2. Отчет «Функционирование и развитие ТЭК России в 2019 году», Министерство Энергетики РФ, 2020. URL: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/18288/120837 

3. Обзор сегмента транспортировки газа. Финам, 2003. URL: https://www.finam.ru/international/imdaily/my-predstavlyaem-pervoe-issledovanie-po-rossiiyskoiy-gazovoiy-monopolii-v-kotorom-namerenno-neproporcionalno-malo-vnimaniya-udeleno-vsem-segmentam-deyatelnosti-gazproma-za-isklyucheniem-transportirovki-gaza-20030528-11590/#005 

4. Хендерсон Дж., Митрова Т. Ценообразование на газ в России. Московская школа управления Сколково, 2017. URL: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/research02.pdf 

5. Конопляник А. Рынок СПГ – драйвер перемен //Нефтегазовая вертикаль. 2018. № 23-24. URL: http://www.ngv.ru/upload/iblock/9ba/9bac65588895ab30a462661d657f76ae.pdf

6. Туз А. Путь Европы к декарбонизации //Электронный журнал IPG, 12.04.2021. URL: https://www.ipg-journal.io/rubriki/ehkologija-i-ustoichivoe-razvitie/put-evropy-k-dekarbonizacii-1277/ 

7. Ватюкова О.Ю. Организационно-функциональная структура газовой отрасли: позитивный анализ //Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. № 51(79). С.70-80.

Конкурентоспособность российского рынка туристических услуг: от теории к практике

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.39-44

В научной статье представлен анализ российского конкурентного рынка туристических услуг, классифицированы перспективные направления внутренних видов туризма, а также определена стратегия развития российского выездного (въездного) туризма.

Источники:

1. Официальные данные Федерального агентства по туризму. URL: https://tourism.gov.ru

2. Жуковская И.В. Современные методы исследования понятий «туризм» и «туристическая услуга»: от теории к практике // Микроэкономика. 2022. № 3. С. 38-45.

3. Шаматов И.К. Исследование рынка платных слуг мезо экономического уровня в контексте экономической нестабильности / И.К. Шаматов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2021. № 6. С. 78-82.

4. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Антироссийские санкции как фактор воздействия на социально-экономическое положение страны

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.33-38

В настоящей статье рассматриваются антироссийский санкции, введенные с 2014 г. по настоящее время. На основе открытых данных и данных статистики Росстата анализируется динамика инфляции и реальных располагаемых доходов населения. Делаются выводы о бесперспективности антироссийских санкций, и в основном не достижении поставленных инициаторами целей.

Источники:

1. Сухарев О.С. Экономическая атака на Россию и политика противодействия // Экономические стратегии. 2022. № 2. С. 40-47.

2. Политика санкций: цели, стратегии, инструменты: хрестоматия. Издание 2-е, переработанное и дополненное / [сост. И.Н. Тимофеев, В.А. Морозов, Ю.С. Тимофеева]; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2020.  452 с.

3. Глазьев С.Ю. Об Украине, мерах реагирования на санкции и формировании эффективной системы управления российской экономикой. URL: https://glazev.ru/articles/165-interv-ju/100822-ob-ukraine-merakh-reagirovanija-na-sanktsii-i-formirovanii-jeffektivnoy-sistemy-upravlenija-rossiyskoy-jekonomikoy 

4. Путин подписал указ об ответе на санкции. URL: https://www.rbc.ru/politics/28/02/2022/621cecc89a79478c36273570 

5. И нам, и вам: какие последствия ждут ЕС из-за санкций против России. URL: https://iz.ru/1299635/roza-almakunova/i-nam-i-vam-kakie-posledstviia-zhdut-es-iz-za-sanktcii-protiv-rossii 

6. Россия: каково реальное влияние санкций на экономику? URL: https://www.rbc.ru/economics/28/10/2019/5db1a76a9a794744a5d6e13a

Оценка финансового потенциала и политики управления корпоративными активами АО «РУСАЛ УРАЛ»

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.24-33

В данной статье проведена оценка финансового потенциала и политики управления корпоративными активами АО «РУСАЛ УРАЛ» в условиях экономических санкций. Установлено, что на АО «РУСАЛ УРАЛ» сочетаются агрессивная политика управления текущими активами и агрессивный тип политики управления текущими пассивами. Таким образом, комплексную политику оперативного управления можно также охарактеризовать как агрессивную. АО «РУСАЛ УРАЛ» практически по всем составляющим финансового потенциала корпорации (ФПК) имеет низкие оценки, следовательно, ему можно присвоить низкий уровень ФПК. Таким образом, корпорация не является финансово стабильной. Для того, чтобы улучшить финансовое положение корпорации, увеличить его устойчивость и платежеспособность можно сменить политику управления текущими пассивами с агрессивной на умеренную, т.е. снизить долю краткосрочных кредитов в общей сумме пассивов.

Источники:

1. Безпалов В.В. Механизм реструктуризации системы управления промышленным предприятием. Издательство: КноРус. Москва, 2013. 169 с.

2. Ксенофонтова Х.З., Филатов В.В., Мишаков В.Ю., Нечаев Б.П., Осинская Т.В., Панов С.А. Трансформация структуры знаний руководителей промышленной компании – источник развития их новых компетенций: региональный аспект. Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2020. № 4 (388). С. 157-164.

3. Филатов В.В., Дорофеев А.Ю., Деева В.А., Князев В.В., Кобулов Б.А., Кобиашвили Н.А., Мухина Т.Н., Паластина И.П., Руденко О.Е., Осинская Т.В. Теоретические основы проектирования систем менеджмента производственных предприятий в условиях экономической нестабильности. Москва, 2008.

4. Филатов В.В., Алексеев А.Е., Шленов Ю.В., Воробьёв Д.И., Дорофеев А.Ю., Долгова В.Н., Женжебир В.Н., Пшава Т.С., Фадеев А.С., Фёдоров Б.К., Шестов А.В. Машиностроительный комплекс РФ: отраслевые, региональные и стратегические аспекты развития. Курск, 2017.

Анализ потребительского восприятия в пространстве имиджеобразующих факторов. Часть 1 Позиции в сравнении с идеалом

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.5-23

Рассмотрены принципы анализа потребительского восприятия рыночных объектов (товаров, торговых марок, фирм) в имиджеобразующем пространстве с акцентом на корректность применения методов и интерпретации результатов (в части сравнения воспринимаемых позиций с потребительскими идеалами). Предложен подход к анализу, основанный на выявлении факторов, которые определяют рыночные процессы, и построении образов реальных товаров/ торговых марок/ фирм в восприятии представителей целевой группы. Обсуждаются вопросы продвижения товара/ торговой марки/ фирмы на основе анализа потребительского восприятия. Приведены примеры решения с использованием представленного подхода практических задач выявления факторов восприятия товаров/ торговых марок/ фирм, построения их образов в пространстве потребительского отношения, анализа конфигурации образов в сравнении с идеалом, разработки стратегии и существенных деталей продвижения.

Источники:

1. Айвазян С.А., Бухштабер В.М., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика: Классификация и снижение размерности. М.: Финансы и статистика, 1989. 607 с.

2. Закускин С.В. Анализ рациональных предпочтений в имиджеобразующем пространстве // Микроэкономика. 2022. №1. С.40-54.

3. Закускин С.В. Анализ потребительских идеалов в имиджеобразующем пространстве: построение идеальных образов // Микроэкономика. 2021. №3. С.22-31.

4. Закускин С.В. Анализ потребительских идеалов в пространстве имиджеобразующих факторов: постановка задачи и выявление факторов // Микроэкономика. 2021. № 2. С.19-31.

5. Закускин С.В. Учет коммерческой привлекательности при сегментации целевой группы // Креативная экономика. 2021. Том 15. № 2.