Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «анализ»


Повышение конкурентоспособности российских нефтегазодобывающих компаний в современных условиях

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.98-104

В статье на примере   ПАО «Газпромнефть» рассмотрена экономическая выгода от внедрения информационных технологий в нефтегазовую промышленность. Определяются преимущества развития нефтегазового сектора путем внедрения IT-решений, дается оценка экономическому эффекту от внедрения информационных технологий. Выполнен прогноз по внедрению информационных технологий до 2030 г. и до 2050 г.

Источники:

1. Тихопой Ю. М., Степаненко Д.А. Цифровая трансформация в нефтегазовой отрасли //Стратегии бизнеса. 2021. Том 9. № 2, 2021. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-v-neftegazovoy-otrasli

2. Зинченко И.А., Люгай Д.В., Васильев Ю.Н., Чудин Я.С., Федоров И.А. Концепция интеллектуальной системы управления разработкой месторождения // Научно-технический сборник «Вести газовой науки». 2016. № 2. С. 4-9.

3. Нюхлов А.С., Татаринцева Ю.В., Харитонов К.А., Надеева К.К. Преимущества использования технологии smart-field для повышения эффективности регионального управления предприятий нефтегазовой отрасли Красноярского края // Современные тенденции развития науки и производства: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции (5 июля 2017 года), Том II – Кемерово: ЗапСибНЦ, 2017. С. 77-79.

4. Жаров А.Д., Алексеев А.А. и др. IT в нефтегазовой промышленности //Проблемы науки. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/it-v-neftegazovoy-promyshlennosti

5. Воробьев А.Е. Программа развития науки и инноваций в Атырауском университете нефти и газа. Lambert Academic Publishing. Mauritius, 2017. 130 c.

6. Пресс-центр «Газпром Нефти». URL: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/2019-july-august/3406688/

7. Отчет ПАО «Газпромнефть» за 3 квартал 2021 г. С. 6. URL: https://ir.gazprom-neft.ru/upload/iblock/b7d/GazpromNeft_3Q2021_rus.pdf

8. БКС – Экспресс. Сколько стоит добыча нефти в России. URL:  https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/2020627080-skol-ko-stoit-dobycha-nefti-v-rossii

Оценка качества оказания медицинской помощи на основе анкетирования

DOI: 10.33917/mic-2.97.2021.89-96

В статье определены основные направления оценки качества медицинской деятельности. На основе анкетирования проанализированы и систематизированы основные проблемы оказания медицинской помощи в медицинской организации. Проведена оценка качества услуг в онкологическом отделении одной из больниц г. Москвы.

 

Источники:

 

1.Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»// ОРГЗДРАВ. Вестник ВШОУЗ. 2018. № 3. С. 4-6.

2.Приказ Минздрава России от 7 июня 2019 г. N 381н «Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zdravnadzor.admhmao.ru/ (дата обращения: 10.12.2020).

3.Вялков А.И. Современные подходы к преобразованию медицинских организаций, оказывающих помощь населению в амбулаторных условиях / А.И. Вялков, Г.П. Сквирская, И.М. Сон и соавт. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017. Т. 25. № 4. С. 216220.

4.Зудин А.Б. Проблемы кадрового обеспечения как современная тенденция в развитии национальных систем здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017. Т. 25. № 3. С. 172-174.

5.Имельгузина Г.Ф. Оптимизация сестринской помощи лицам старшего возраста в условиях гериатрического стационара /дис. … канд. медицинских наук: 14.02.03 /Башкирский государственный медицинский университет: Уфа, 2014. 211 с.

6.Кицул И.С., Пивень Д.В. Методические подходы к созданию системы оценки качества деятельности медицинских организаций, ее структурных подразделений и медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг // Заместитель главного врача. 2014. № 1. С. 40–46.

Стратегический анализ развития образовательной сферы города Москвы в XXI веке

DOI: 10.33917/mic-1.96.2021.88-102

В контексте важнейших законодательных актов и документов стратегического планирования в России, национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации до 2030 года, анализируются состояние и перспективы развития образовательной сферы Москвы в ХХI в. Выявлены внешние и внутренние противоречия и вызовы развитию сферы образования в столице РФ, связанные с доминированием технократических и либерально – рыночных подходов к стратегическому планированию и управлению образованием в городе Москве. Обозначены в этой связи стратегические ориентиры и перспективы развития образования в московском мегаполисе в среднесрочной перспективе до 2024 г.

Источники:

1. Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ common/upload/library/2019/04/main/Budzhetnyy_prognoz_2036.pdf (дата обращения: 14.03.2020).

2. Вершинин С.И. Управление проектами в образовании. М.: Центр новых технологий, 2017. 39 с.

3. Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» – в редакции постановления Правительства Москвы от 27 марта 2018 г. № 233-ПП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/donm/documents/stateprogrammetropolitaneducation/view/214011220/ (дата обращения: 19.11.2020).

4. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/upload/photobank/ common/upload/programma_obrazovanie.pdf (дата обращения: 19.11.2020).

5. Гуськов Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие/Ю.В. Гуськов.  М.: Альфа-М, 2019. 448 с.

6. Зуева А.Н., Рябков О.А. Анализ системы общего, среднего и высшего професси­онального образования города Москвы // Вестник Московского государствен­ного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 3. С. 76-86.

Моделирование концептуальных принципов формирования энергетической стратегии потребления природного газа промышленными предприятиями

DOI: 10.33917/mic-5.94.2020.26-38

Исследование методических и методологических аспектов управления экономическими процессами позволило авторам определить основные концептуальные принципы формирования энергетической стратегии использования природного газа на промышленных предприятиях и распределить их по группам. В представленной статье приводится авторская классификация системы принципов формирования энергоэффективной стратегии использования природного газа на промышленном предприятии, дан анализ рассмотренных принципов по данной проблематике, что позволило объединить их в следующие целевые группы: организационно-экономическую, финансовую, эколого-технологическую, методологическую и специфическую. Авторы предлагают, формулируют и обосновывают два новых специфических принципа формирования энергетической стратегии: принцип рискозащенности энергетической стратегии и принцип реорганизации энергетических цепочек потребления природного газа на предприятии. Для большинства представленных принципов разработаны регрессионные модели для их количественной оценки. Делаются выводы относительно предложенной классификации принципов, согласно которой все принципы обладают одинаковой значимостью при реализации энергетической стратегии и должны реализовываться и исследоваться одновременно.

Источники:

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Д. Аакер; пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. СПб.: Питер, 2011. 496 с.

2. Михайлов С. А. Место стратегии энергосбережения в стратегии социально-экономического развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 22–30.

3. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. № 1715–р). – Доступ из справочно- правовой системы «КонсультантПлюс».

Анализ использования средств Фонда национального благосостояния Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-6.95.2020.94-99

В нестабильных условиях резкого снижения мировых цен на нефть, связанных сокращением спроса на их потребление (в основном из-за КОВИД-19) исследования по формированию, распределению и оценке эффективности использования средств суверенных фондов национального благосостояния государств являются своевременными и актуальными. В статье проведена ​​сравнительная оценка подходов различных государств по использованию средств их суверенных фондов национального благосостояния, проведен анализ источников размещения средств Фонда национального благосостояния РФ за 2015-2019 гг., предложен метод оценки экономической эффективности использования средств Фонда национального благосостояния РФ, основанный на сравнительной оценке уровня его доходности с уровнем доходности зарубежных суверенных фондов.

Источники:

 

1. Курочкина А.С, Клейстер Д.Ю. Фонд национального благосостояния РФ //Научный электронный журнал «Меридиан». 2020. № 2(36). С. 1-9.

2.    Моргунов Е.В. Фонд будущих поколений: сущность и содержание (на примере постоянного фонда Аляски). Тезисы доклада //Вестник ГУУ, Серия «Институциональная экономика». 2002. №3. С.179-186.

3.    Навой А.В., Шалунова Л.И. Резервный фонд и фонд национального благосостояния России в международной системе суверенных фондов //Деньги и кредит. 2014. № 2. С. 26–33.

4.    Назаров В. Спорное благосостояние: во что вкладывать свободные средства ФНБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/opinions/economics/22/08/2019/5d5d2d4d9a79471d5b90bae3?from=materials_on_subject (дата обращения: 20.05.2020).

5.    Панова Г.С. Суверенные фонды Российской Федерации: вопросы формирования, размещения и использования //Вестник финансовой академии. 2008. № 2(46). С. 43-56.

Теория теневых цен как методологическая база перспективной системы управления в ОПК

DOI: 10.33917/mic-4.93.2020.57-66

В статье рассматривается экономическая целесообразность использования в управлении развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса в современных условиях при выполнении государственного оборонного заказа   теории теневых цен.

Источники:

1. Лопатников А.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003.

2. Словарь современной экономической теории Макмиллана /Пер. с англ. М: ИНФРА-М, 1997.

3. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 25.02.1999г. №39-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание. Утв. Минэкономики РФ, Министерством финансов РФ, ГК РФ по стр-ву, архит-ре и жил. политике. № ВК 477 от 21.06.1999 г. М.: Экономика, 2000.

5. Канторович Л. Экономика и оптимизация. М.: Наука, 1990.

6. Попов В.А. Экономико-математические методы и модели в плановом ценообразовании. М.: Экономика, 1982.

7. Немчинов В.С. Методы определения стоимости и отклонения цен от стоимости. // В кн.: «Общественно необходимые затраты труда, себестоимость и рентабельность». Изд-во АН СССР, 1963.

8. Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. М., 1967.

9. Петраков Н.Я. Общественная потребность и проблемы планового ценообразования. Экономико-математические исследования затрат и результатов. М.: Наука, 1976.

10. Гальперин В.М. О верхнем пределе цены на новую технику// В кн.: Цена и хозяйственный расчет в системе управления социалистической экономикой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.

11. Ефимов К.А., Львов Д.С. Эффективность новой техники. М.: Экономика, 1979. 196 с.

Цифровой концепт выявления скрытых центров управления в рамках сложноструктурированных мультивалютных финансовых систем с большим количеством латентных связей между элементами

DOI: 10.33917/mic-4.93.2020.5-11

В статье рассматриваются проблемы цифрового мониторинга международных расчетов с кооперированной структурой рынков финансовых активов в рамках ЕАЭС как мультиагентных систем. Обосновано внедрение цифровой платформы с аналитическими сервисами для выявления кластерных валютно-финансовых интерпретаций наблюдаемых операций и выявления центров управления цепочками транзакций конкретных финансовых операторов. Предлагается построение вычислительно наблюдаемой базы (анализируемого информационного массива) электронных финансовых транзакций, позволяющей идентифицировать источники, посредников и бенефициаров перечисления (в том числе бюджетного) каждой денежной единицы в безналичной форме через любое количество счетов, служащих основой установления всех участников финансовой цепочки.

Источники:

1. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Махутов Н.А. Криптовалютная управленческая модель формирования единой электронной валюты ЕАЭС // Экономические стратегии. 2018. Т. 20. № 6 (156). С. 74-83.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Стратегические тренды конструируемой экономической реальности // Экономические стратегии. 2012. Т. 14. № 10 (108). С. 6-15.

3. Бауэр В.П., Ворожихин В.В., Райков А.Н., Смирнов В.В. Сможет ли криптовалюта обеспечить развитие цифровой экономики в России? // Информационное общество. 2017. № 4-5. С. 35-42.

4. Ковалевич Д.В. Перспективы развития единого финансового рынка ЕАЭС // Наука и бизнес: пути развития. 2018. № 8 (86). С. 95-99.

5. Логинов Е.Л., Грабчак Е.П., Григорьев В.В., Райков А.Н., Шкута А.А. Управление экономикой России в условиях с предельно большой компонентой неопределенности развития чрезвычайных ситуации и критического недостатка информации // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2019. № 4. С. 104-110.

Формирование в рамках ЕАЭС цифровой модели повышения прозрачности и успешности обеспечения контроля движения активов между участниками товарных, финансовых и имущественных сделок

DOI: 10.33917/mic-2.91.2020.5-12

В статье рассматриваются проблемы формирования цифровой модели повышения прозрачности и успешности обеспечения контроля движения активов между участниками товарных, финансовых и имущественных сделок в рамках финансовой системы ЕАЭС. Предлагается обеспечить повышение наблюдаемости любых сегментов финансовой системы, которую можно цифровым образом структурировать путем электронной цифровой идентификации каждой денежной единицы в доступных для мониторинга пространствах движения товарных, финансовых и имущественных активов. Получаемые результаты анализа могут быть использованы для оптимизации операционной динамики электронных транзакций явных альянсов и неформальных картелей финансовых агентов в наблюдаемом пространстве цифровых форматов финансовых коммуникаций с учетом движения финансовых средств в различной форме и номинированных в различных валютах.

Источники:

1. Агеев А.И., Радина В.А. Методика цифровой экономики в части управления и контрольной деятельности в реальном секторе экономики //Экономические стратегии. 2019. Т. 21. № 3 (161). С. 44-56. 

2. Агеев А.И., Ворожихин В.В., Кузык Б.Н., Махутов Н.А., Побываев С.А. Проблемы развития торговой, клиринговой, расчетной и платежной систем, обеспечивающих оптимизационное взаимодействие российских финансовых институтов и хозяйствующих субъектов //Стратегические тренды трансформации социально-экономических систем в рамках цифровой экономики/Материалы международной научно-практической конференции. М.: ИПР РАН, 2018. С. 7-9.

3. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Махутов Н.А., Побываев С.А. Формирование системных механизмов защиты российских валютно-финансовых ресурсов в условиях спекулятивного манипулирования мировыми финансовыми рынками // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 7-2 (54). С. 8-11.

Стратегический анализ использования земельно-имущественных ресурсов города Москвы

DOI: 10.33917/mic-1.90.2020.94-106

Научная статья посвящена стратегическому анализу особенностей использования земельно-имущественных ресурсов города Москвы. Акцентируется внимание на действующих и разрабатываемых сегодня в столице России документах стратегического планирования. С учетом анализа стратегических целей и приоритетов земельно-имущественной политики города Москвы выявлена среднесрочная динамика показателей эффективности использования земли и нежилых помещений. На этой основе сделаны выводы о необходимости системного подхода к повышению социально-экономической эффективности использования земельно-имущественных ресурсов города Москвы.

Источники:

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (с изменениями и дополнениями). – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
2. Голубков Е.П. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 292 с.
3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 376 с.
4. Казакова Н.А. Современный стратегический анализ: Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 500 с.
5. Кочинов Ю.А. К выбору методов стратегического анализа // Экономика и социум. 2017. № 1(32). С. 21 – 37.
6. Отварухина Н.С., Веснин В.Р. Современный стратегический анализ. – М.: Юрайт, 2017. – 428 с.
7. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 448 с.
8. Шайдуллин И.У. Современные методы применения моделей стратегического анализа в процессе стратегического управления предприятием // Экономика и социум. 2017. №3 (34). С. 31 – 39.
9. Мосев К.В. Методы и методики стратегического анализа // Студенческий электронный научный журнал. 2018. № 23 (43) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/ 43/122672 (дата обращения: 18.11.2019 г.).
10. Смирнова О.О., Богданова Ю.Н. Последовательность разработки и требования к базовым документам для реализации закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Современные научные исследования и инновации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58287 (дата обращения: 03.01.2019 г.).
11. Закон города Москвы от 5 мая 2010 г. № 17 «О Генеральном плане города Москвы на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.mos.ru/files/pdf/2010/06 (дата обращения: 16.11.2019 г.).
12. Проект «Стратегия развития образования города Москвы до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sch439uv.mskobr.ru/ files/proekt_strategii _2025.pdf (дата обращения: 16.11.2019 г.).
13. Смирнова О.О. Основы стратегического планирования Российской Федерации: монография. – М.: «Наука», 2013. – 302 с.
14. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в редакции от 02.08.2019 г.) [Электронный ресурс]. – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
15. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.grazkodeks.ru/ (дата обращения: 20.11. 2019 г.).
16. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (редакция от 02.08.2019 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grkodeksrf.ru/ (дата обращения: 21.11.2019 г.).
17. Конституция Российской Федерации. – М.: «Ось-89», 1999. – 48 с. (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
18. Устав города Москвы. – М.: «Ось-89», 1999. – 64 с. (Закон города Москвы от 28 июня 1995 г.).
19. Большой экономический словарь / М.Ю. Агафонова, А. Н. Азрилиян, С.И. Дегтярев и др. – М.: Фонд «Правовая культура», 1994. – 528 с.
20. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 576 с.
21. Закон города Москвы от 15 марта 2017 г. № 10. – О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года № 17 «О Генеральном плане города Москвы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www.mos.ru/upload/documents/docs/Zakon__10(5).pdf (дата обращения: 21.11.2019 г.).
22. Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. № 430-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012 – 2016 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 537907219 (дата обращения: 05.01.2019 г.).
23. Постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. № 477-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы “Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы” на 2012-2018 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/537907565 (дата обращения: 28.01.2019 г.).
24. Постановление Правительства города Москвы от 2 сентября 2003 г. № 747-ПП «Об утверждении баланса использования земель города Москвы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ 380439/ (дата обращения: 05.02.2019 г.).
25. Структура Правительства Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/authority/(дата обращения: 23.11.2019 г.).
26. Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/depr/documents/view/159205220/ (дата обращения: 19.01.2019 г.).
27. Закон города Москвы от 29 ноября 2017 г. № 47 «О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/49516890/ (дата обращения: 17.02.2019 г.).
28. Российский статистический ежегодник. – М.: 2018. С. 52-53 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/ year18.pdf (дата обращения: 26.11.2019 г.).

Критериальный аппарат оценки эффективности решений с использованием показателей теневых цен и стоимости производства

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.116-123

Одним из ключевых вопросов, возникающих при формировании критериев оценки эффективности решений относительно соотношения величины теневых цен и стоимости продукции, является вопрос критериев эффективности вооружений и их оптимального качества, которые как бы очевидны и достаточно широко используются на практике. Но всегда ли они допустимы и эффективны? На самом деле далеко не все так просто. Очевидные, вроде бы, критерии часто оказываются не вполне корректными, а иногда совершенно не корректными. Так это или нет, рассмотрим в данной статье

Источники:

1. Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] // Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/12754.

2. Письмо Минэкономики России от 02.06.2000 № АС-751/4-605 «О методических рекомендациях по оценке эффективности проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд» и «Методических рекомендациях по балльной оценке конкурсных заявок и квалификации поставщиков, участвующих в конкурсах на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд» [Электронный ресурс] // Законодательная база Российской Федерации. URL: https://zakonbase.ru/content/part/113781.