Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «планирование»


Актуальные проблемы цифровизации компаний на примере промышленного сектора

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.51-55

Обобщено понятие «цифрового двойника» как инструмента построения стратегического планирования для промышленного сектора. Обосновано применение лидерских «моделей» в стратегическом планировании, отражены этапы эволюции и этапы построения «цифрового двойника» в производстве.

Источники:

1. Андреев Ю.С., Царев М.В. Цифровые двойники в промышленности: история развития, классификация, сценарии развития. Экономика и управление. Санкт-Петербург, 2019. С. 45-46.

2. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения. Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

3. Минева О.К., Губанова А.В. Цифровая трансформация как инструмент развития конкурентоспособности промышленных предприятий. Креативная экономика. 2020. № 6. С. 17-18.

4. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Цифровая платформа управления научно-технологическим развитием в пространстве экономического сотрудничества

DOI: 10.33917/es-1.187.2023.56-69

В условиях санкционной экономической и научно-технической блокады резко актуализировалась потребность в построении цифровых механизмов управления процессами импортозамещения на основе планово-координирующих компетенций, аналогичных компетенциям, которые были у Государственного комитета СССР по науке и технике.

Предлагается использование интеллектуальных цифровых платформ для управления развитием науки и техники на принципах советских информационных сетевых проектов ОГАС и ЕГСВЦ. Обосновывается необходимость использования цифровых информационно-коммуникационных технологий и вычислительных сервисов на различных уровнях управления инновационными агентами любых форм собственности через создание и конфигурирование многослойных информационно-управляющих полей.

 
Источники: 
1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Мировое сообщество в условиях сверхкритической бифуркации // Управление сложными организационными и техническими системами в условиях сверхкритических ситуаций: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, МНИИПУ, 21–22 апреля 2022 г. М.: ИНЭС, 2022. С. 9–12.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: Институт экономических стратегий, Ассоциация «Аналитика», 2016. 460 с.

3. Грабчак Е.П. Импортозамещение в энергетике России в условиях санкций // Управление сложными организационными и техническими системами в условиях сверхкритических ситуаций: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, МНИИПУ, 21–22 апреля 2022 г. М.: МНИИПУ, 2022. С. 16–18.

4. Грабчак Е.П., Логинов Е.Л., Чиналиев В.У., Епишкин И.И. Управление развитием сложных научно-технических комплексов на основе интеллектуальных цифровых платформ (реализация компетенций Госкомитета СССР по науке и технике в условиях цифровой экономики). М.: ИНЭС, 2023. 504 с.

5. Чиналиев В.У. Развитие политики импортозамещения в промышленности России // Управление сложными организационными и техническими системами в условиях сверхкритических ситуаций: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, МНИИПУ, 21–22 апреля 2022 г. М.: МНИИПУ, 2022.С. 50–53.

Крах доллара: проектирование действий России в условиях глобального экономического коллапса

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.184.2022.56-69

Мир много раз пугали крахом доллара. Пока страхи  взаимосвязанного с судьбой доллара глобального экономического коллапса оказались сильно преувеличены. Однако отсутствуют весомые гарантии того, что этого в соответствующих условиях не произойдет. Возможны варианты атлантически спланированного обрушения доллара с его  заменой на синтетический финансовый инструмент или цифровую валюту, в чем-то аналогичную биткоину. COVID-19 дополнительно актуализировал эту проблему. России необходимо отказаться от иллюзий и быть готовой обеспечить экономическую устойчивость политического режима в условиях особого периода как проявления мировой валютно-экономической войны всех против всех на определенном этапе катастрофы в ожидании, пока основные акторы все-таки договорятся о совместных действиях. При этом в рядах наших геополитических партнеров-конкурентов есть много желающих любыми способами решить свои экономические и другие проблемы именно за счет России. Поэтому макроэкономические меры, которые должна будет принять Россия в случае мирового краха доллара, по жесткости могут превосходить тот сценарий, который авторы сформулировали в настоящей статье.

Источники:

1. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Ильин Н.И., Сушко Е.Д. Национальная безопасность России [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2020. № 5. С. 6–23. DOI: 10.33917/es-5.171.2020.6-23.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Coronavirus superstrategy: мировая проекция финансовой модели catastrophe just-in-time для выхода из кризиса на новую геоэкономическую нормальность [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2020. № 4. С. 6–19. DOI: 10.33917/es-4.170.2020.6-19.

3. На пороге монетарной кульминации [Электронный ресурс] // Livejournal. Spydell. 2021. 25 августа. URL: https://spydell.livejournal.com/699002.html.

Экспертиза решений в системе государственного управления

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.80-91

Целью исследования выступает анализ экспертной деятельности в Российской Федерации и формулирование основных рекомендаций по развертыванию системы государственной экспертизы. Методологию исследования составляет сопоставительный, ретроспективный анализ, метод таксономии проблем управления и решения слабо структурированных задач. Применение обозначенной методологии позволило прийти к основному результату, сводимому к тому, что в России экспертная деятельность на государственном уровне имеет значительные ограничения по многим причинам, что снижает эффективность аналитического управления. Это составляет условие провала многих программ и доктрин, а именно стратегических документов по развитию до 2024 г., а также блокирует формирование новой модели экономического роста на уровне проводимой государственной политики вот уже с десяток лет. Кроме того, непродуманные реформы образования, науки, административной сферы также подтверждают наличие значительных пробелов в области аналитического государственного управления. Преодоление перечисленных проблем видится в развертывании системы государственной экспертизы на базе соответствующего федерального закона при лидирующей роли Российской академии наук, поскольку экспертиза предполагает поисковую, научную деятельность, проведение многофакторного анализа и осуществление прогнозных оценок. По результатам анализа, в том числе проектов разработанного в Академии наук Положения о сопровождении экспертной деятельности в органах исполнительной власти России, предлагается отказаться от общественного статуса экспертных советов, а также изменить подходы в области рекомендаций и рассмотрения самих экспертиз. Также предлагается скорректировать некоторые правила голосования по экспертизе и уровень ответственности экспертов за их заключения, включая и ответственность органов власти относительно рассмотрения экспертных заключений. Тем самым предлагается развернуть масштабную работу по формированию системы государственной экспертизы, функционирующей во всех звеньях управления, и выделить на это бюджетные ресурсы.

Россия в сверхкритической ситуации: управление восстановлением функций жизнеобеспечения для преодоления последствий природной макрокатастрофы

DOI: https://doi.org/10.33917/es-5.179.2021.28-35

Сверхкритическая жидкость — это такое состояние вещества, когда его температура и давление выше критической точки. Сверхкритическая ситуация — это такое состояние экономики в ее совокупных проявлениях и взаимовлиянии, при котором состояние ключевых профилей жизнеобеспечения ниже критической точки управляемости. Различные прогнозы все более актуализируют вероятность природной (и техногенной) макрокатастрофы (падение крупного метеорита, землетрясение силой в 10–12 баллов и иные, а также пандемия, аналогичная COVID-19, но с более тяжелыми последствиями). Как показала коронавирусная пандемия, к такого рода катастрофам  современная цивилизация становится все более уязвимой. Для преодоления дестабилизационных трендов природной (и техногенной) макрокатастрофы необходимо упреждающее принятие в России комплекса мер, резко повышающих эффективность госуправления в отношении перечня регулируемых ресурсных, экономических, технических, социальных и иных параметров с вписыванием механизмов и процедур госуправления в рыночные механизмы и структуру формирования бюджета с учетом внешних и внутренних факторов жизнедеятельности суперсистемы

Russia in Supercritical Situation: Managing Restoration of Life-Support Functions to Overcome the Consequences of a Natural Macro Catastrophe

Источники:

1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Coronavirus superstrategy: мировая проекция финансовой модели catastrophe just-in-time для выхода из кризиса на новую геоэкономическую нормальность [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2020. № 4. С. 6–19. DOI: 10.33917/es-4.170.2020.6-19.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: Институт экономических стратегий, Ассоциация «Аналитика», 2016. 460 с.

3. Грабчак Е.П., Логинов Е.Л. Актуализация элементов централизованного государственного управления в рыночной среде ТЭК России в условиях многофакторной нестабильности с расширенной компонентой неопределенности // Искусственные общества. 2020. № 2. С. 7.

Проект создания новой мировой логистики. Часть I. История и экономика проекта

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.178.2021.36-47

В статье представлен один из самых перспективных и амбициозных в социально-экономическом, политическом, гуманитарном аспектах проект российских ученых: «Единая Евразия: Транс-Евразийский пояс РАЗВИТИЕ — Интегральная евразийская транспортная система (Единая Евразия: ТЕПР-ИЕТС)». Его основное предназначение — обеспечить связанность территорий РФ и их активное развитие, в первую  очередь — глубокое комплексное освоение Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Велика роль проекта в партнерском единении прогрессивного мирового сообщества; кардинально модернизированная Транссибирская магистраль — становой хребет проекта — призвана соединить Дальний Восток, включая Японию, с Западной Европой и в перспективе — с Северной и Южной Америкой. Это позволит осуществлять на территории РФ и стран, вошедших в проект, системную координацию всех видов транспорта, включая речной и морской, создать по сути единый всемирный логистический комплекс опережающего технико-управленческого развития. Создание ИЕТС укрепит геополитическое положение России как транспортного моста между мировыми экономическими и цивилизационными зонами, вызовет интерес со стороны КНР к интеграции схожего китайского проекта «Шелковый путь» с российским мегапроектом.

Реализовав мегапроект, Россия сможет предложить миру новый эффективный вариант неконфронтационного пути решения международных проблем, стать геоэкономическим и геополитическим интегратором на евро-азиатском континенте. Этот проект позволит заложить основы солидарного развития всех цивилизационных центров вокруг России как государства-цивилизации, сделает бессмысленным и невозможным санкционное давление на нашу страну, поднимет на качественно новый уровень авторитет и роль РФ в современном мире.

К 100-летию Госплана СССР

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.110-119

Поэтапное и объективное рассмотрение истории Госплана СССР, представленное авторами, помогает составить целостное представление о том, как возникло могущество СССР и какая объективная необходимость или какие субъективные факторы привели к кардинальной смене политического и социально-экономического уклада в стране.

 

Источники:

1. Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР [Электронный ресурс] // Великая страна СССР. URL: http://www.great-country.ru/content/sssr/sssr_5_bse_1.php.

К 100-летию Госплана СССР

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.176.2021.62-69

Поэтапное и объективное рассмотрение истории Госплана СССР, представленное авторами, помогает составить целостное представление о том, как возникло могущество СССР и какая объективная необходимость или какие субъективные факторы привели к кардинальной смене политического и социально-экономического уклада в стране

Стратегический анализ использования земельно-имущественных ресурсов города Москвы

DOI: 10.33917/mic-1.90.2020.94-106

Научная статья посвящена стратегическому анализу особенностей использования земельно-имущественных ресурсов города Москвы. Акцентируется внимание на действующих и разрабатываемых сегодня в столице России документах стратегического планирования. С учетом анализа стратегических целей и приоритетов земельно-имущественной политики города Москвы выявлена среднесрочная динамика показателей эффективности использования земли и нежилых помещений. На этой основе сделаны выводы о необходимости системного подхода к повышению социально-экономической эффективности использования земельно-имущественных ресурсов города Москвы.

Источники:

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (с изменениями и дополнениями). – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
2. Голубков Е.П. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 292 с.
3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 376 с.
4. Казакова Н.А. Современный стратегический анализ: Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 500 с.
5. Кочинов Ю.А. К выбору методов стратегического анализа // Экономика и социум. 2017. № 1(32). С. 21 – 37.
6. Отварухина Н.С., Веснин В.Р. Современный стратегический анализ. – М.: Юрайт, 2017. – 428 с.
7. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 448 с.
8. Шайдуллин И.У. Современные методы применения моделей стратегического анализа в процессе стратегического управления предприятием // Экономика и социум. 2017. №3 (34). С. 31 – 39.
9. Мосев К.В. Методы и методики стратегического анализа // Студенческий электронный научный журнал. 2018. № 23 (43) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/ 43/122672 (дата обращения: 18.11.2019 г.).
10. Смирнова О.О., Богданова Ю.Н. Последовательность разработки и требования к базовым документам для реализации закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Современные научные исследования и инновации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58287 (дата обращения: 03.01.2019 г.).
11. Закон города Москвы от 5 мая 2010 г. № 17 «О Генеральном плане города Москвы на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.mos.ru/files/pdf/2010/06 (дата обращения: 16.11.2019 г.).
12. Проект «Стратегия развития образования города Москвы до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sch439uv.mskobr.ru/ files/proekt_strategii _2025.pdf (дата обращения: 16.11.2019 г.).
13. Смирнова О.О. Основы стратегического планирования Российской Федерации: монография. – М.: «Наука», 2013. – 302 с.
14. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в редакции от 02.08.2019 г.) [Электронный ресурс]. – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
15. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.grazkodeks.ru/ (дата обращения: 20.11. 2019 г.).
16. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (редакция от 02.08.2019 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grkodeksrf.ru/ (дата обращения: 21.11.2019 г.).
17. Конституция Российской Федерации. – М.: «Ось-89», 1999. – 48 с. (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
18. Устав города Москвы. – М.: «Ось-89», 1999. – 64 с. (Закон города Москвы от 28 июня 1995 г.).
19. Большой экономический словарь / М.Ю. Агафонова, А. Н. Азрилиян, С.И. Дегтярев и др. – М.: Фонд «Правовая культура», 1994. – 528 с.
20. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 576 с.
21. Закон города Москвы от 15 марта 2017 г. № 10. – О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года № 17 «О Генеральном плане города Москвы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www.mos.ru/upload/documents/docs/Zakon__10(5).pdf (дата обращения: 21.11.2019 г.).
22. Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. № 430-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012 – 2016 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 537907219 (дата обращения: 05.01.2019 г.).
23. Постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. № 477-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы “Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы” на 2012-2018 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/537907565 (дата обращения: 28.01.2019 г.).
24. Постановление Правительства города Москвы от 2 сентября 2003 г. № 747-ПП «Об утверждении баланса использования земель города Москвы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ 380439/ (дата обращения: 05.02.2019 г.).
25. Структура Правительства Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/authority/(дата обращения: 23.11.2019 г.).
26. Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/depr/documents/view/159205220/ (дата обращения: 19.01.2019 г.).
27. Закон города Москвы от 29 ноября 2017 г. № 47 «О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/49516890/ (дата обращения: 17.02.2019 г.).
28. Российский статистический ежегодник. – М.: 2018. С. 52-53 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/ year18.pdf (дата обращения: 26.11.2019 г.).

Концептуальные предложения по практической реализации идеи Большого евразийского партнерства

Номер 1. Смущение умов
Концептуальные предложения по практической реализации идеи Большого евразийского партнерства

Идея Большого евразийского партнерства была сформулирована в декабре 2015 г. Президентом РФ В.В. Путиным, выдвинувшим инициативу о начале консультаций по формированию экономического партнерства между государствами — членами Евразийского экономического союза, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Шанхайской организации сотрудничества. По мнению автора статьи, формироваться партнерство должно на основе гибкой системы правовых норм, совместных проектов и институтов, учитывающих разнообразие интересов участников и сугубо добровольный характер сотрудничества. Варианты интеграции в партнерство могут быть разноскоростными и разноуровневыми, предоставляющими каждому участнику свободу выбора пакета обязательств.