В статье анализируется возможность повышения доли хозяйствующих субъектов стран ЕАЭС в процессе формирования глобальных цепочек стоимости (ГЦС); указывается, что в том виде, в каком ГЦС рекомендуются экспертами ОЭСР и ВТО, они отвечают задачам исключительно монополярной конфигурации мирового хозяйства, где лидером выступают США. Рассматривается возможность привнесения ГЦС на территорию стран ЕАЭС, исходя из возможности полного ресурсного обеспечения и задачи реализации национальных интересов оптимизации структуры экономики в условиях падения цен на нефть как национального интереса. Внимание акцентируется на том, что участие национальных хозяйств в ГЦС должно сопровождаться повышением их управляемости, решением задач развития даже в жестких условиях мировой конъюнктуры. Допустимая зависимость от внешних факторов за счет участия в ГЦС должна быть просчитана, должна нивелироваться возможностями государственного регулирования (иногда и непосредственно управления) и компенсироваться (в чрезвычайной ситуации) внутренним ресурсным потенциалом в случае отказа зарубежных контрагентов от выполнения своих обязательств. При этом не исключается целесообразность регулирования инвестиционно-предпринимательского климата в целях повышения его привлекательности как для национальных, так и для иностранных контрагентов. Оптимизация процесса использования прямых иностранных инвестиций и международного экономического сотрудничества должна иметь целью развитие реального сектора стран ЕАЭС.
Продолжить чтение