Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «промышленность»


Антисанкционная политика промышленного предприятия как элемент антикризисной стратегии

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.42-50

Антисанкционная политика в настоящее время может являться частью стратегического планирования деятельности российской компании, суть которой состоит в совокупности мероприятий, направленных на изменение поведения в периоды спадов, устойчивого снижения финансовых показателей, угрозы банкротства с целью финансового оздоровления. В статье оценено влияние санкционной политики в отношении РФ на промышленность в 2022 г., выявлены отрасли производств с наибольшим снижением индекса производства и внутренние факторы, способствующие выраженным кризисным явлениям в данных отраслях, перечислены основные негативные проявления санкций. Исследовано «проблемное поле», с которым столкнулась компания производитель оборудования для электроэнергетики, перечислены предпринимаемые антисанкционные, антикризисные мероприятия и трудности возникшие в ходе их реализации. Определены возможные пути преодоления кризисных явлений.

1. О промышленном производстве в январе-феврале 2023 года. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/47_29-03-2023.html

2. О ситуации в промышленности в апреле-мае 2022. Комментарии о государстве и бизнесе. Центр развития НИУ ВШЭ. № 424. 20 мая 2022 г. С. 1-13. URL: https://dcenter.hse.ru/mon/71896859/627261690.html

3. Афанасьев А.А. Об оценке влияния международных санкций на условиях функционирования отечественной промышленности. Экономические отношения. 2022. Том 12. №2. С.179-194.

4. Афонцев С.А. Политика и экономика торговых войн. Журнал НЭА. 2020. №1 (45). С. 193–198.

5. Ахмадеев А.М. Опыт Ирана в инновации предприятий и экономики в условиях экономических санкций. 2022. № 4(42). С. 107-114.

6. Барковский А.Н. Последствия западных санкций и ответных санкций РФ / А.Н. Барковский, С.С. Алабян, О.В. Морозенкова. Российский внешнеэкономический вестник. – 2015. – № 9. – С. 3-7.

Состояние и тенденции научно-технологического развития промышленности России

DOI: 10.33917/mic-1.96.2021.11-21

В статье дана оценка современного состояния научно-технологического развития промышленности России, определены тенденции его совершенствования. Показана динамика изменений структуры организаций, выполняющих исследования и разработки как по типам организаций, так и по секторам их деятельности. Как отрицательное явление отмечено понижение роли РАН в определении перспектив развития науки и техники. Проанализирована динамика изменений основных показателей инновационной деятельности за период 2010-2018 гг.

 

Источники:

1. О науке и государственной научно-технической политике [Электронный ресурс]: федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 31.07.2020). – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

2. О передаче прав на единые технологии [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25.12.2008 № 284-ФЗ (ред. на 6.12.2011). – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

3. О Фонде перспективных исследований [Электронный ресурс]: федеральный закон от 16.10.2012 № 174-ФЗ. – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

4. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

5. О промышленной политике в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. на 20.07.2020). – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

6. О доктрине развития российской науки [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 13.06.1996 № 884 (ред. от 23.02.2006). – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

7. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс]: письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 № Пр-576. – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

Стратегические аспекты реализации антикризисного управления предприятий промышленности на мезо экономическом уровне

В научной статье предложен механизм антикризисного управления, на основе которого сформированы дифферентные стратегические альянсы предбанкротных предприятий на примере промышленного комплекса.

Источники:

1. Galimulina F.F., Zhukovskaya I.V.,  Komissarova I.P., Shinkevich A.I., Mayorova A.N., Astafyeva I.A., Klimova N.V., Nabiullina K.R. Technology Platforms as an Efficient Tool to Modernize Russia’s Economy // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 1. pp. 163-168.

2. Kapitonov I.A., Zhukovskaya I.V., Voloshin V.I.,  Shulus A.A Small  and medium-sized enterprises as a driver of innovative development of the Russian fuel and energy complex. // International Journal of Energy Economics and Policy 2017. Т. 7. № 3.  pp. 231-239.

3. Zhukovskaya I.V., Shinkevich A.I., Ostanin L.M., Yalunina E.N., Lushchik I.V., Zhukova M.A., Mokhova G.V. Features of economic zones’ regulation interms of economic instability // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 18. pp. 12787-12801/

4. Kapitonov I.A., Zhukovskaya I.V., Khusaenov R.R., Monakhov V.A. Competitiveness and competitive advantages of enterprises in the energy sector// International Journal of Energy Economics and Policy 2018. Т. 8. № 5. pp. 300-305.

Исследовательская парадигма создания промышленного кластера: теория и практика

В научной статье представлена авторская позиция относительно формирования регионального промышленного кластера с базовым исследовательским центром ведущих вузов на примере Республики Татарстан. Выявлены  классификационные ряды источников проектного финансирования с обоснованием экономической целесообразности проекта.

Источники:

1. Жуковская И.В., Шинкевич М.В. Формирование и оценка кластеризации как катализатора инновационного развития экономики на мезоуровне //Микроэкономика. 2018. №3. С.36-41.

2. Zhukovskaya I.V., Shinkevich A.I., Ostanin L.M., Yalunina E.N., Lushchik I.V., Zhukova M.A., Mokhova G.V. Features of economic zones’ regulation interms of economic instability // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 18. P. 12787-12801.

3. Портер М. Международная конкуренция. М., Международные отношения, 1993. 896 с.

4. Жуковская И.В Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия //Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-81.

5.Kapitonov I.A., Zhukovskaya I.V., Voloshin V.I.,  Shulus A.A Small  and medium-sized enterprises as a driver of innovative development of the Russian fuel and energy complex.// International Journal of Energy Economics and Policy 2017. Т. 7. № 3. P. 231-239.

Армения в рамках Евразийского экономического союза

DOI: 10.33917/es-7.165.2019.74-77

Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), подписанный 29 мая 2014 г., вступил в силу 1 января 2015 г. Цель союза — обеспечение условий для стабильного экономического развития государств-членов посредством роста жизненного уровня населения, всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик. Армения стала частью ЕАЭС 2 января 2015 г. В то же время важнейшими проблемами для всех стран остаются диверсификация национальной промышленности, низкие конкурентоспособность продукции большинства производителей и доля высокотехнологичной продукции в экспорте, практическое отсутствие торгового и инвестиционного сотрудничества между отдельными парами стран, степень доверия населения к интеграционной группировке. В статье рассматриваются вопросы, связанные с экономическим развитием Армении в рамках ЕАЭС, взаимной торговлей со странами — членами ЕАЭС, отношением населения к ЕАЭС; выявляются положительные и негативные стороны участия Армении в ЕАЭС, а также возможные пути усиления интеграции в рамках ЕАЭС

Источники:

1. Зиядуллаев Н. Евразийскому экономическому союзу нужны нестандартные подходы [Электронный ресурс] // Международная жизнь. URL: http://interaffairs.ru/read.php?item=12057.

2. Евразийский экономический союз в цифрах. Краткий статистический сборник [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Brief_Statistics_Yearbook_2019.pdf.

3. Основные тенденции интеграционного развития Армении в 2018 г. [Электронный ресурс] // Евразийский банк развития. URL: https://eabr.org/analytics/integration-research/cii-reports/osnovnye-tendentsii-integratsionnogo-razvitiya-armenii-v-2018-g/

4. Интеграционный барометр ЕАБР (шестая волна измерений). Доклад № 46 [Электронный ресурс] // Евразийский банк развития. URL: https://eabr.org/upload/iblock/0dc/EDBCentre_2017_Report-46_EDB-Integration-Barometer_RUS_1.pdf.

5. Андронова И.В., Белова И.Н., Ганеева М.В., Мосейкин Ю.Н. Научно-техническое сотрудничество в рамках ЕАЭС как важнейший фактор лояльности населения стран-участниц к интеграционному объединению и его притягаельности для новых членов // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1. С. 117–130.

Обрабатывающие производства России: структура инноваций и стратегия экспорта и замещения импорта машин

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.78-89

Целью исследования является оценка динамики обрабатывающих производств России. По «структурной формуле» осуществляется оценка вклада инноваций в различных видах деятельности в общую динамику инноваций в обрабатывающих производствах, что позволяет выявить доминирующие по инновациям экономические секторы. Данный подход полезен для того, чтобы дифференцировать методы промышленной (отраслевой) политики, включая и национальные проекты как институциональный инструмент управления развитием российской экономики, поскольку выделяет те направления, которые требуют особого стимулирования инновационного процесса. Структура инноваций неоднородная, вклад по разным видам деятельности существенно изменяется, что говорит о неустойчивости процесса инновационного развития. Рассматриваются две стратегии функционирования обрабатывающих производства: экспорт машин и замещение импорта машин. Показано, что эти стратегии не могут сводиться одна к другой (за исключением отдельных частных случаев) и предполагают различные возможности. Параметр структурной независимости для российского машиностроения неуклонно снижался, его динамика стабилизирована в области низких значений, что продемонстрировано с помощью метода фазовых портретов изменения этого показателя. Это говорит о том, что сохраняется высокая зависимость отечественной экономики и машиностроения от импорта машин, оборудования и технологий. Можно сделать вывод о том, что, во-первых, политика замещения импорта не является достаточной, во-вторых, требуются структурные изменения, чтобы замещение импорта и развитие экспортных обрабатывающих производств дали положительный результат. На основе количественных оценок получен принципиальный вывод: политика замещения импорта заведомо не будет иметь высокой результативности, каковую она могла бы иметь, если бы внутренний поток ресурсов был направлен в обрабатывающие сектора

Взаимосвязь развития промышленного комплекса и инфраструктурной отрасли в регионе

Номер 4. Пока гром не грянет...
Взаимосвязь развития промышленного комплекса и инфраструктурной отрасли в регионе

В статье показано, что промышленные предприятия развиваются наиболее быстро и качественно при наличии современной инфраструктуры, способствующей снижению временных и трудовых затрат. В свою очередь объекты инфраструктуры нецелесообразно возводить на территориях, где нет крупных промышленных компаний и не предвидится их функционирование. Приведены фактические примеры взаимообусловленного развития промышленности и инфраструктурной отрасли (на примере транспортного сектора), построена доказательная корреляционно-регрессионная модель.

Структурно-инвестиционная политика

Номер 4. Памятник до неба
Структурно-инвестиционная политика

Очередное заседание Богомоловского клуба, состоявшееся 27 февраля 2017 г. в Институте экономических стратегий РАН, было посвящено обсуждению вопросов структурно-инвестиционной политики в целях устойчивого роста и модернизации экономики.

Государственная поддержка инвестиционных проектов в промышленности по Программе проектного финансирования

Номер 7. Петля гистерезиса
Государственная поддержка инвестиционных проектов в промышленности по Программе проектного финансирования

С учетом сложившейся в последние годы в России экономической ситуации, обусловленной падением нефтяных цен и санкционными ограничениями, можно сделать вывод, что в обозримом будущем большую часть доходов бюджета РФ составят ненефтегазовые доходы. В связи с этим необходимо создать условия для повышения конкурентоспособности отечественной промышленности и ее диверсификации. Эту задачу невозможно решить без государственной помощи. В статье рассматривается одна из значимых мер государственной поддержки реализации промышленных инвестиционных проектов — Программа проектного финансирования (постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 г. № 1044). Приводятся подробные характеристики, условия, преимущества и недостатки, а также итоги работы Программы проектного финансирования в 2015 г. Особое внимание уделено описанию процедуры отбора инвестиционных проектов и принципалов с указанием сроков и особенностей исполнения каждого ее этапа. На основе анализа ключевых аспектов отбора и финансирования проектов в рамках Программы проектного финансирования сформулирован ряд рекомендаций для заинтересованных участников данного процесса.

Стратегическая задача России — ускорение социально-экономического развития

Номер 8. Репертуар властвования
Стратегическая задача России — ускорение социально-экономического развития

Состояние экономики России в послекризисный период оценивается как стагнация. Рецессии нет, но ее опасность сохраняется. В чем же причины снижения темпов социально-экономического развития России в послекризисный период?