Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «образование»


Что значит управлять экономикой в интересах человека

DOI: 10.33917/es-1.167.2020.118-125

В статье рассматриваются сегодняшние проблемы экономической науки, которая должна участвовать в государственном целеполагании и стратегическом планировании и стать учением о законах производства, направленным на всестороннее развитие человека. Нравственное начало должно пронизывать всю экономику. В ХХI в. особое внимание следует уделять системе образования и воспитания. Для воспитания нового человека необходимо реконструировать общество в соответствии с его традиционными устоями

Источники:

1. Антонов М.Ф. НТР: роль человеческого фактора. М.: Молодая гвардия, 1987. 223 с.

2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление / Отв. ред. А.Л. Яншин. М.: Наука, 1991.

3. Моисеев Н.Н. Экология человеческими глазами и математика: Человек, природа и будущее цивилизации. М.: Молодая гвардия, 1988. 251 с.

4. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М.: Эксмо, 2017. 800 с.

5. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа ташкентцы. Картины нравов. М.: Книга по требованию, 2011. 284 с.

6. Олейников А.А. Политическая экономия национального хозяйства. М.: Институт русской цивилизации, 2010. 1184 с.

7. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М.: ИД «Экономическая газета», 2011. 424 с.

8. Федоткин В.Н. Выразитель русской души // Советская Россия. 2019. 30 мая. Приложение «Отечественные записки». 2019. № 8. С. 13–14.

9. Емельянов Ю.В. VOSPITANIE [Электронный ресурс] // Советская Россия. 2019. 30 мая. URL: http://www.sovross.ru/articles/1846/44172.

 

Особенности организации подготовки кадров для приоритетных направлений развития науки и техники

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.146-150

Целью работы является формирование подходов к обеспечению эффективности развития кадрового потенциала в сфере исследований и разработок. Поставлена проблема изучения новых возможностей организации подготовки кадров для реализации приоритетных направлений, определенных нацпроектом «Наука». Рассмотрены методологические аспекты обеспечения соответствия профессиональных компетенций работников уровню технологий нового уклада, а также соответствия характеристик их межличностного взаимодействия системным требованиям к адаптивности управления производством при ускорении технологического развития

Источники:

1. Миндели Л.Э., Остапюк С.Ф., Кошкарева О.А. Механизм формирования приоритетов развития фундаментальных научных исследований // Экономические стратегии». 2017. № 4. С. 96–109.

2. К обеспечению образовательного процесса в области моделирования систем // Качество. Инновации. Образование. 2007. № 9. С. 39–50.

3. Цветкова Л.А., Кураков Ф.А., Черченко О.В. Оценки рисков при выборе направлений исследований в качестве научно-технологических приоритетов на примере технологий полногеномного секвенирования // Экономика науки. 2015. № 1. С. 164–174.

4. Юркевич Е.В. Механизмы обеспечения функциональной надежности в образовании. М.: ФГУП «ПИК ВИНИТИ», 2008. 68 с.

5. Маслова Н.В., Юркевич Е.В. Голографические мыслеобразы: рождение, управление, трансформация. М.: Традиция, 2017. 224 с.

6. Юркевич Е.В., Секерин В.Д. Логистика образования — наука об управлении передачей знаний // Информатизация науки и образования. 2011. № 4. С. 192–203.

Человеческий капитал как фактор экономического развития

DOI: 10.33917/es-5.163.2019.120-125

В современной экономике важную роль в обеспечении устойчивого развития предприятия, государства и мира имеют не только финансовые показатели, но и нефинансовые, в особенности человеческий капитал. В статье рассмотрены теории человеческого капитала, их реализация в странах третьего мира и выявлены направления развития человеческого капитала в этих странах. Кроме того, в статье анализируется значимость развития человеческого капитала для построения инновационного общества

Источники:

1. Нуреев Р.М. Человеческий капитал и проблемы его развития в современной России // Общественные науки и современность. 2009. № 4. С. 5–20.

2. Список наименее развитых стран [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций (ООН). URL: http://www.un.org/ru/development/ldc/list.shtml.

3. Куликов Л.М. Экономическая теория. М.: Проспект. 2015. 356 с.

4. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2013. 471 с.

5. Экономическая теория. Микроэкономика: Учеб. / Под ред. Г.П. Журавлевой, Н.А. Позднякова, Ю.А. Позднякова. М.: ИНФРА-М, 2016. 440 с.

6. Курс экономической теории: Учеб. / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: АСА, 2014. 848 с.

7. Human Development Indices and Indicators. Statistical Update. Published for the United Nations Development Programme: 2018 [Электронный ресурс] // Human Development Reports. URL: http://hdr.undp.org/en/content/human-development-indices-indicators-2018-statistical-update.

8. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления и модернизации рыночной экономики: Учеб., 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, ИНФРА-М, 2015. 640 с.

9. Paul Romer [Сайт] // Официальный сайт американского ученого Пола Ромера. URL: https://paulromer.net/

В ожидании перемен

Номер 7. Связанное пространство
В ожидании перемен

Данные расчета методологии многофакторной модели «Стратегическая матрица» показали стабильность сравнительно низкого значения интегрального индекса России. Однако именно такая статичность расчетного индикатора означает нарастание проблем в российском обществе, о чем со всей откровенностью свидетельствует жесткое падение социальной поддержки деятельности власти. Очередное переизбрание В.В. Путина на президентский пост не привело к появлению перспектив выхода из кризиса в сознании граждан России.

Энергетика процесса сапиентации

Номер 7. Связанное пространство
Энергетика процесса сапиентации

Изучена возможность учета фактора разумности человека в анализе глобальных проблем демографии и энергетики. Для этого использованы аналоги химической кинетики и представление о сообществах людей как об открытой термодинамической системе. Демографию сапиентации подразделили на две условные энергетические зоны — северную и южную, различающиеся климатическими и геофизическими условиями. Процесс сапиентации формализовали, соотнеся число творческих и образованных людей с количеством внешней энергии, преобразуемой ими в новую ценную информацию. Кинетику сапиентации смоделировали, дополнив формализм акта рождения человека этапом его обучения, требующим привлечения не менее одного учителя из числа образованных людей. Кинетическое уравнение второго порядка, описывающее рост равночисленной популяции мужчин и женщин репродуктивного возраста, преобразовали в уравнение третьего и выше порядков. Стационарное решение этих уравнений определяет оптимальную демографию для устойчивого ноосферного развития популяци в соответствии с ее индексом образования. Предложены реальные и перспективные пути решения демографической и энергетической проблем.

Обвал отложен

Номер 5. Цифровая ажиотация
Обвал отложен

Расчет итогового интегрального индекса для Российской Федерации, определяемого по методологии многофакторной модели «Стратегическая матрица», подтвердил статичность динамики этого показателя, значение которого остается на низком уровне последние три года. Одновременно продолжают наблюдаться взаимоуравновешивающие колебания расчетных показателей как в факторном, так и региональном разрезах. В то же время, как свидетельствуют данные социологических опросов, сохраняющиеся проблемы в социально-экономической сфере практически не отражаются на настроениях россиян, что особенно важно накануне нового электорального цикла.

Проблемные звенья и точки роста в российской системе науки и образования

Номер 8. Охота на учёных
Проблемные звенья и точки роста в российской системе науки и образования

В статье рассматриваются вопросы эмиграции и иммиграции научных кадров, включая практику привлечения ведущих зарубежных ученых. Предлагаются конкретные организационные мероприятия по формированию точек роста в российской системе науки и образования.

Заметание мусора под ковер

Номер 5. Понять. Предотвратить. Преодолеть
Заметание мусора под ковер

При расчете итогового интегрального индекса для Российской Федерации, определяемого по методологии многофакторной модели «Стратегическая матрица», авторы очередной раз отметили низкий уровень этого показателя в 2015 году. Он не изменился в сравнении с предыдущим годом. Но в факторном разрезе ими была обнаружена тенденция к компенсации снижения ключевых социальных индексов за счет роста второстепенных. Ее наличие подтверждается данными социологических опросов ФОМ, то есть тем, как сами россияне оценивают изменения своей повседневной жизни и состояние дел в решении тех проблем, с которыми они сталкиваются.

Оценка эффективности деятельности исследователей в различных секторах науки

Номер 2. Ноева каста
Оценка эффективности деятельности исследователей в различных секторах науки

Проведен сравнительный анализ подходов к индикативной оценке эффективности деятельности научных работников академических и отраслевых институтов и образовательных организаций.

Разрыв шаблонов

Разрыв шаблонов

Обращаясь к фактическим данным социального развития субъектов РФ, авторы отмечают: как следует из данных расчета интегральных показателей, определяемых на основе методологии многофакторной модели “Стратегическая матрица региона РФ», разработанного Институтом экономических стратегий, негативные тенденции в экономике еще практически не сказывались на условиях жизни населения. Напротив, общероссийский итоговый индекс 2014 г. даже немного увеличился в сравнении с индексом предыдущего года.