Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «конкуренция»


Метод прогнозных сценариев в оценке конкурентоспособности туристских услуг

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.68-74

В научной статье графически отображена экономическая сущность метода прогнозных сценариев в оценке развития конкурентоспособности туристских услуг. Определены целевые (тактические) блоки развития и целевые сценарии развития, основанные на теории четных подмножеств. Разработана матрица альтернативных стратегий и соответствующие сценарии роста туризма мезо экономического уровня: оптимистичный; пессимистичный (оценка рисков) и оптимальный сценарий. 

Источники:

1. Галиуллин И.Р. Инновационные конкурентные преимущества предприятий сферы услуг: макро, мезоуровень исследования.  / И.Р. Галиуллин И.Р., И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2017. № 6. С. 68-73.

2. Жуковская И.В. Систематизация научных подходов к управлению конкурентоспособностью в сфере услуг: экономическая сущность, критерии // Микроэкономика. 2020. № 2. С. 29-37.

3. Леонов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий сферы услуг на основе формирования институционального пространства: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Леонов Егор Федорович. Санкт-Петербург, 2017.  206 с.

4. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: ЭКСМО, 2005. С. 542-543.

5. Khusaenov R.R. Development of Innovative Infrastructure Services in The Conditions of Discreteness of Its Components. International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology. 2020. Vol. 11, №3 (2020). pp. 276-291.

Отраслевые аспекты ценообразования, сегментации и конкуренции на российском рынке цифровых VoD-сервисов

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.55-67

В данной статье исследованы отраслевые аспекты ценообразования, сегментации и конкуренции на российском рынке цифровых VоD-сервисов в современных социально- экономических условиях.  Рассмотрены различные модели ценообразования (монетизации видео), чтобы создать на базе лояльных зрителей успешный VоD-бизнес на основе трех основных форматов: SVоD, TVоD и AVоD. Показано, что российский рынок стриминговых платформ в последние годы набирает популярность и вырос на 44% в 2023 г. по сравнению с 2022 г.

Проанализированы российские онлайн-платформы, которые производят или планируют производить собственный видео-контент и те, кто еще не приступил к съемкам, но выразил желание производить собственный контент. Рассмотрены партнерские отношения онлайн-кинотеатров с экосистемами, операторами связи и другими сервисными компаниями.

Показано, что Россия за последние полтора года продемонстрировала серьезный прорыв в создании альтернативы самому популярному западному видеохостингу.  Rutube уже начал выдерживать нагрузки в 50 миллионов человек и успешно пережил ряд модернизаций цифровой платформы.

Источники:

1. Антонова В.Г., Елисеева Ю.А. Рынок ОТТ-видеосервисов в России: состояние и перспективы развития. Петербургский экономический журнал. 2022. № 1-2. С. 61-66.

2. Асадуллина А.В., Новикова М.Ю. Особенности развития цифровых потоковых сервисов в мире. В книге: Шестая международная конференция «Управление бизнесом в цифровой экономике». Сборник тезисов выступлений. Под общей редакцией И.А. Аренкова и М.К. Ценжарик. Санкт-Петербург, 2023. С. 112-118.          

3. Белоусов Г.Д. Управление стриминговыми кино-платформами в условиях периода коронавируса. Инновации и инвестиции. 2020. № 10. С. 141-145.

Не пора ли «за флажки» дозволенного?

DOI: 10.33917/es-6.192.2023.46-51

Рассматривается проблема онтологии экономических политик. Парадигмы определяют практики и сценарии будущего.

Кризис «мейнстрима» и полиморфная структура мировой экономики предполагают интенсивные поиски новых теоретических и практических решений.

Источники:

1. Смолян Г.Л. Рефлексивное управление — технология принятия манипулятивных решений [Электронный ресурс]. Труды ИСА РАН. 2013. Т. 63. № 2. Центр гуманитарных технологий. 2016. 25 сентября. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/7309

2. Lepsky Vladimir E. Reflexive Control in Multi-Subjective and Multi-Agent Systems / Proceedigs of the Workshop on Multi-Reflexive Models of Agent Behavior. ARL-SR-64. May 1999. P. 111–117.

3. Агеев А.И., Куроедов Б.В., Мэтьюз Р., Сандаров О.С. Методология стратегической матрицы: Монография. М.: ИНЭС, 2004. 152 с. (Стратегическое превосходство. Серия МЛСУ).

4. Глобальный рейтинг интегральной мощи 100 стран: Доклад-2012. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Международная академия исследований будущего, Институт экономических стратегий, 2012. 108 с.

5. Стратегия национальной безопасности США 2022 [Электронный ресурс]. Российский правовой портал: Библиотека Пашкова. 2011. 16 марта. URL: https://constitutions.ru/?p=5292

6. Пономарев В.П. Полиморфная гамма-шкала экономического развития [Электронный ресурс]. Экономические стратегии. 2022. Т. 24. № 1. С. 106–111. DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.106-111

7. Митяев Д.А. О динамике саморазрушения мировой финансовой системы (сценарии и стратегии). Возможности адаптации и выбор стратегии для России: Сценарно-игровой доклад. М.: ИНЭС, 2009. 61 с.

8. Агеев А.И., Логинов Е.Л. New Deal — 2008 — «новая сдача». Блудные ученики Франклина Рузвельта // Экономические стратегии. 2009. Т. 11. № 2. C. 31–36.

Beyond the Pill – стратегия маркетинга отношений на фармацевтическом рынке

DOI: 10.33917/mic-5.112.2023.39-47

Целью исследования явилось описание одной из форм реализации стратегии маркетинга отношений, характерной для фармацевтической отрасли – стратегии Beyond the Pill. В статье описывается история возникновения стратегии, основные формы ее реализации, определена роль стратегии Beyond the pill в эпоху цифровизации и перехода здравоохранения на ценностно-ориентированный подход и приведен пример реализации стратегии на российском рынке. Выделены особенности и условия реализации стратегии маркетинга отношений на фармацевтическом рынке. Предложена система сбалансированных показателей для оценки результативности внедрения стратегии.

Источники:

 1. Fleck Leonardm. Controlling Healthcare Costs: Just Cost Effectiveness or «Just» Cost Effectiveness? Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics. Cambridge University Press. 2018;27(2):271–83.
2. OECD (2023), Health spending (indicator). URL: https://www.oecd.org/els/health-systems/health-data.htm doi: 10.1787/8643de7e-en
3. Kovacs R., Powell-Jackson T, Kristensen S., Singh N, Borghi J. How are pay-for-performance schemes in healthcare designed in low- and middle-income countries? Typology and systematic literature review. BMC Health Serv Res. 2020:7;20(1):291. doi: 10.1186/s12913-020-05075-y
4. Ananthakrishnan A., Luz A.C.G., KC S. et al. How can health technology assessment support our response to public health emergencies? Health Res Policy Sys. 2022;20:124 (2022). https://doi.org/10.1186/s12961-022-00925-z
5. Wenzel, Meike & Henne, Nathalie & Zollner, Y. Beyond the pill: The move towards value-added services in the pharmaceutical industry. Journal of Medical Marketing: Device, Diagnostic and Pharmaceutical Marketing. 2014;14: 91-98.
6. Porter ME, Teisberg EO. Redefining Health Care: Creating Value-Based Competition on Results. Harvard Business School Press, 2006.
7. Marsh K., Caro J., Hamed A., Zaiser E. Amplifying Each Patient’s Voice: A Systematic Review of Multi-criteria Decision Analyses Involving Patients. Appl Health Econ Health Policy. 2017;15(2):155-162. doi: 10.1007/s40258-016-0299-1. PMID: 27928659.
8. Khurana, Atul & Rastogi, Rahul & Gamperl, Hans-Joachim. Patient Support Program in Pharmacovigilance: Foster Patient Confidence and Compliance. International Journal of Medical, Health, Biomedical, Bioengineering and Pharmaceutical Engineering. 2017;11:148-151.
9. Krishnamoorthy R. Environmental, social, and governance (ESG) investing: Doing good to do well. Open J Soc Sci. 2021;9:189–97.
10. Marcus A. Koch. Pharmaceutical Market Access: current state of affairs and key challenges – results of the Market Access Launch Excellence Inventory (MALEI). Journal of Market Access & Health Policy. 2015;3:C. 1-10. DOI: 10.3402/jmahp.v3.29679
11. Ersoy Yusuf & Tehci Ali. Relationship marketing orientation in healthcare organisations with the AHP method: Internal and external customer perspective, 2023.
12. Shillington, Alicia & Ganjuli, Arijit & Clewell, Jerry. The impact of patient support programs on adherence, clinical, humanistic, and economic patient outcomes: A targeted systematic review. Patient Preference and Adherence, 2016.
13. Brixner, D.I., Rubin, D.T., Mease, P.J., Mittal, M., Liu, H.H., Davis, M., Ganguli, A.X., & Fendrick, A.M. Patient Support Program Increased Medication Adherence with Lower Total Health Care Costs Despite Increased Drug Spending. Journal of managed care & specialty pharmacy. 2019;25(7):770-779.
14. Landwehr Konstantin. Digital Transformation in the Pharmaceutical Industry – From Products to Services «Beyond the Pill», 2015.

Актуальные проблемы цифровизации компаний на примере промышленного сектора

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.51-55

Обобщено понятие «цифрового двойника» как инструмента построения стратегического планирования для промышленного сектора. Обосновано применение лидерских «моделей» в стратегическом планировании, отражены этапы эволюции и этапы построения «цифрового двойника» в производстве.

Источники:

1. Андреев Ю.С., Царев М.В. Цифровые двойники в промышленности: история развития, классификация, сценарии развития. Экономика и управление. Санкт-Петербург, 2019. С. 45-46.

2. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения. Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

3. Минева О.К., Губанова А.В. Цифровая трансформация как инструмент развития конкурентоспособности промышленных предприятий. Креативная экономика. 2020. № 6. С. 17-18.

4. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Состояние и перспективы развития сферы услуг на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-3.110.2023.72-79

В научной статье предложен алгоритм определения совокупного туристского потенциала наиболее перспективных направлений развития внутреннего туризма на примере Республики Татарстан, таких как: молодежный туризм; культурно-познавательный туризм; спортивный туризм; круизный туризм; экологический туризм; деловой туризм.

Источники:

1. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения // Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

2. Регионы России. Социально – экономические показатели. 2021. Росстат. URL: http:// rosstat.gov.ru

3. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

4. Статистический сборник. Информационно-аналитические материалы. Методология. Росстат. URL: http:// rosstat.gov.ru

Исследование инновационного потенциала организаций сферы услуг на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.93-100

В научной статье проведено исследование инновационного потенциала организаций на примере крупнейших туроператоров Республики Татарстан. На основе элементов, составляющих мезо фрактал построена модель EVA, позволяющая оценить степень готовности к инновационным изменениям и к инновационному развитию туристских компаний региона.

Источники:

1. Портнов В.В. Контроллинг как механизм эффективного управления инвестиционной привлекательностью промышленного предприятия: диссертация … кандидата экономических наук: 08.00.05 / Портнов Виктор Валентинович. – Нижний Новгород, 2011.

2. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

3. Рагимханов А.В. Эффект синергии в исследовании конкурентоспособности предприятий на примере субъектов туристской дестинации Республики Татарстан / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 4. С. 80-85.

4. Святохо Н.В. Концептуальные основы исследования туристского потенциала региона // Экономика и управление. 2007. № 2. С. 30-36.

Направления развития российского туристического рынка на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.85-92

В научной статье представлены направления развития конкурентного рынка сферы услуг на примере туристских услуг Республики Татарстан. Отражена специфика рынка, обозначены ключевые задачи, представлен рейтинг наиболее востребованных бизнес-идей (стартапов) в регионе.

 
Источники:

1. Заруцкая В.С. Развитие туристического рынка России: проблемы и потенциал // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. №1. С.21-38.

2. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

3. Рагимханов А.В. Эффект синергии в исследовании конкурентоспособности предприятий на примере субъектов туристской дестинации Республики Татарстан / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 4. С. 80-85.

Исторические особенности развития и становления картельных сговоров в России и за рубежом

DOI: 10.33917/mic-6.107.2022.81-90

В научной статье проведен анализ определений понятия «картельный сговор» и рассмотрены исторические особенности развития картелей в России.  Учтен международный опыт применительно к вопросу исследования на примере США и Германии. Авторами сформулировано собственное определение картельного сговора как формы объединения хозяйствующих субъектов на основе ряда устных или письменных договоренностей, участники которой без отказа от финансовой, производственной и коммерческой самостоятельности достигают общих целей (влияние на цены, определение хода и результатов торгов, разделение территорий или потребителей) при взаимодействии с различными экономическими субъектами (картельные и некартельные компании, поставщики и заказчики товаров и услуг, прямые конкуренты, производители заменителей, государственные органы и др.).

Источники:

1.    Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2021 год. Москва, 2022. 471 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/688431

2.     Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год. Москва, 2021. 534 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/b-n-3609af5f-7476-4122-bb77-d04c49d96ca7

3.     Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2018 год. Москва, 2019. 632 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/685806

4.     Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2017 год. Москва, 2018. 806 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/658027

5.     Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год. Москва, 2017. 739 с. URL: https://fas.gov.ru/documents/596439

6.     Клименков И.Н. Картель: сравнительный анализ подходов зарубежных стран и Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 7. С. 204-207.

7.     Лисицын-Светланов А.Г., Башлаков-Николаев И.В., Заварухин В.П. [и др.]. Картелизация Российской экономики: основные причины, последствия и пути их устранения // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 10. С. 903-913.

К вопросу проявления сговора на продовольственном рынке

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.110-115

В данной статье проведен подробный анализ определений понятия сговор и выявлены его характерные признаки. Авторами определено, что сговор является тайным незаконным соглашением, которое направлено на ограничение конкуренции с целью максимизации собственных доходов. Также рассмотрены такие формы проявления сговора между заказчиком, поставщиками и конкурентами как «таран», пассивное участие или отказ от участия в конкурсе, подача неконкурентоспособного предложения, вертикальный и горизонтальный сговор. Раскрыты современные проявления сговора с использованием аукционных роботов и меры противодействия им. Выявлены и представлены характерные признаки сговора между заказчиком и поставщиком товаров и услуг, которые способствуют его выявлению. А также определена роль Федеральной антимонопольной службы РФ в противодействии сговору на продовольственном рынке.

Источники:

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1989-1991. Т. 4.

2.  Есипов В.Е. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Издательство «Питер», 1999. 161 с.

3.Иванова Е.С. Эволюция развития ценовых сговоров: юридический и экономический аспекты // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2019. № 2. С. 5-21.

4. Кинев А.Ю. Борьба со сговорами на торгах – путь к снижению расходов государства // Юрист. 2016. № 1. С. 14-19.

5. Кононов С. Тендерные сговоры. Как понять, что торги честные и не потратить время зря. URL: https://vc.ru/u/889970-cornerstone/306564-tendernye-sgovory-kak-ponyat-chto-torgi-chestnye-i-ne-potratit-vremya-zrya

6. Куценко В.Е. Ценовой сговор // Инновационная наука. 2017. №1-1.  С. 128-130.

7. Лозовский Л.Ш. Универсальный бизнес-словарь / Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг, А.А. Ратновский. М.: ИНФРА-М, 1999. 640 с.