Влияния мер государственной поддержки на инновационную активность компаний в Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-2.115.2024.5-22

В современных экономических условиях важное значение для компаний имеет их инновационное развитие. Инновационное развитие предпринимательства является актуальной темой для многих государств и прежде всего на новых рынках, связанных с производством материалов на основе углерода. В статье исследуются состояние инновационной активности компаний и меры государственной поддержки инновационной активности компаний, которые работают на рынке материалов на основе углерода. Проведена оценка современного состояния, проблем национальной инновационной системы и влияние государственной поддержки на инновационную активность компаний, которые занимаются созданием и производством материалов на основе углерода.

Источники:

1. Письмо Президента РФ от 30.03.2002 № Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». URL: www.consultant.ru

2. «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (утв. Правительством РФ 05.08.2005 № 2473п-П7). URL: www.consultant.ru

3. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1). URL: www.consultant.ru

4. Распоряжение Правительств РФ от 4 июля 2023 года №1789-р «Об утверждении комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла “Новые композиционные материалы: технологии конструирования и производства”». URL: www.consultant.ru

5. Калинов В.В. Становление концептуальных основ инновационной политики Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 4/16. С. 16-43.

Оптимизация производственных запасов как элемент антикризисной стратегии промышленного предприятия

DOI: 10.33917/mic-2.115.2024.23-34

Оптимизация производственных запасов является важным элементом стратегического планирования деятельности промышленного предприятия, целями которой являются обеспечение требуемого объема производства готовой продукции, достижение минимальных затрат на хранение запасов и исключение избыточных инвестиций финансовых средств. В статье описаны основные подходы к управлению запасами, оценены их преимущества и недостатки. На примере предприятия по производству оборудования для электроэнергетики предложен алгоритм для количественного выделения в структуре запасов «вынужденной» потребности, снижающей риски со стороны внешней среды, но требующей дополнительных инвестиций. Выполнен расчет параметров данной потребности с использованием ресурсов ERP системы и модели структуризации запасов, тем самым определено проблемное поле в разрезе каждой номенклатурной позиции запасов для дальнейшего осуществления мероприятий по оптимизации.

Источники:

1. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике (Госкомстат России). Стат. сб./Росстат. М., 2023. 701 с.

2. Бабаева Е.С. Информационные технологии в управлении производств «толкающего» типа. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 17. С. 53–57.

3. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика интегрированная цепь поставок. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. 640 с.

4. Бекмурзаева Р.Х. Риски, связанные с взаимодействием с поставщиками и подрядчиками / Р. Х. Бекмурзаева, Л. Х. Джандарова. Деловой вестник предпринимателя. 2021. № 5(3). С. 29–31.

5. Букан Дж., Кенигсберг Э. Научное управление запасами. М.: Наука, 1967. 423 с.

6. Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандартов MRP II: [норматив.-справ. информ., планирование ресурсов, стратегии позиционирования, расчет себестоимости]. – 2-е изд. Питер, 2005. 416 с.

Учет специфики типов обрабатываемых данных в анализе образов и позиций рыночных объектов Часть 4. Анализ образов и позиций по факторам числовых типов

DOI: 10.33917/mic-2.115.2024.35-50

Рассмотрены вопросы корректного применения математической статистики при обработке результатов маркетинговых исследований с учетом типа полученных данных. Обсуждаются показатели конфигурации образов рыночных объектов (товаров/ торговых марок/ фирм) в пространстве имиджеобразующих факторов интервального типа, характеризующие расположение, сформированность и дифференциацию образов. Приведены примеры анализа образов рыночных объектов в пространстве факторов интервального типа. Рассмотрены возможные выводы о конфигурации образов, обсуждаются практические рекомендации по выбору целевых сегментов и определению оптимальной позиции для товара/ торговой марки/ фирмы.

Источники:

1. Закускин С.В. Учет специфики типов обрабатываемых данных в анализе образов и позиций рыночных объектов. Часть 1. Построение образов по факторам нечисловых типов // Микроэкономика. 2023. № 5. С. 23–38.

2. Закускин С.В. Учет специфики типов обрабатываемых данных в анализе образов и позиций рыночных объектов. Часть 2. Построение образов по факторам числовых типов // Микроэкономика. 2023. № 6. С. 29–47.

3. Закускин С.В. Учет специфики типов обрабатываемых данных в анализе образов и позиций рыночных объектов. Часть 3. Анализ образов и позиций по факторам нечисловых типов // Микроэкономика. 2024. № 1. С. 35–54.

4. Закускин С.В. Анализ потребительских идеалов в имиджеобразующем пространстве: построение идеальных образов // Микроэкономика. 2021. №3. С.22–31.

5. Закускин С.В. Анализ сформированности рыночных образов // Креативная экономика. 2020. Том 14. № 6. С. 1115–1136.

6. Закускин С.В. Анализ дифференциации рыночных образов // Креативная экономика. 2020. Том 14. № 7. С. 1447–1466.

Проблемы внедрения бережливого производства на предприятии и способы их решения

DOI: 10.33917/mic-2.115.2024.51-61

Проблемы модернизации производственных систем в настоящее время в России проявляются в остро выраженной форме. Их основой в большинстве компаний является концепция массового производства, которая не в полной мере соответствует современным требованиям, а, следовательно, не приносит ожидаемого эффекта. Внедрение новых систем требует неординарных усилий, как со стороны руководства, так и со стороны персонала. Одной из наиболее эффективных методик, внедряемых в практику хозяйствующих субъектов, на сегодня является бережливое производство. Рассмотрим его инструменты, методы, а также проблемы, возникающие на пути внедрения.

Источники:

1. ГОСТ Р 56020-2020. Национальный стандарт Российской Федерации: Бережливое производство. Основные положения и словарь (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.08.2020 г. № 513-ст). [Электронный ресурс]. URL: https://ivo.garant.ru

2. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 20.06.2017 г. № 1907 «Об утверждении Рекомендаций по применению принципов бережливого производства в различных отраслях промышленности». [Электронный ресурс]. URL: https://ivo.garant.ru

3. Паспорт Национального проекта «Производительность труда» [Электронный ресурс]. Сайт министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/ material/directions/nacionalnyy_ proekt_proizvoditelnost_truda/

4. Батталов А.М. Этапы становления концепции «Бережливое производство» // Инновационная наука. 2022. № 5-1. С. 27-32.

5. Бережливое производство: внедрение без сопротивления [Электронный ресурс]. Портал «Финансовый эксперт». URL: http://www.Finexpert.Ru/view/

6. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс; пер. с англ. – 5-е изд. М.: Альпина бизнес букс, 2022. 472 с.

Организационно–экономические аспекты таможенной экспертизы товарной группы 0902 ТН ВЭД ЕАЭС

DOI: 10.33917/mic-2.115.2024.62-74

Рассмотрены организационно–экономические аспекты таможенной экспертизы товарной группы 0902 ТН ВЭД ЕАЭС в современных условиях. К особенностям классификации чая и продуктов из него (товарная группа 0902 ТН ВЭД ЕАЭС) относится возможность отнесения напитка с торговым названием «чай» к другим группам ТН ВЭД. Показано, что основными данными для верного определения кода ТН ВЭД напитка с торговым названием «чай» являются степень ферментации, состав и тип, вес упаковки и назначение товара. Установлено, что в целях действенной идентификации чая и сокращения риска ошибочной классификации по ТН ВЭД необходимо совершенствование имеющихся технологий идентификации и нормативных документов по классификации чая. Обосновано, что организационно-экономические мероприятия, принимаемые государством для поддержки чайной отрасли, приносят соответствующие результаты, но полное импортозамещение напитка с торговым названием «чай» практически невозможно. Допустимо только частичное импортозамещение – это активное развитие российской отрасли производства иван-чая (кипрея узколистного).

Источники:

1. Безпалов В.В., Филатов В.В., Жариков Р.В., Карев М.В. Особенности таможенного регулирования импорта товаров пищевой и перерабатывающей промышленности, ввозимых на территорию Российской Федерации. Прикладные экономические исследования. 2023. № 1. С. 8–18.

2. Алексеева Е.В. Иван-чай узколистный, забытое чудо природы. Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. 2020. № 7. С. 163–167.

3. Бабкина Н.А. Товароведение, экспертиза в таможенном деле и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Амурский гос. ун-т, Благовещенск, 2017. 230 с.

Развитие рентного подхода к налогообложению добычи углеводородов

DOI: 10.33917/mic-2.115.2024.75-80

Формирование доходов консолидированного бюджета страны в большой степени зависит от поступления налогов от недропользования, где определяющую роль играет налог на добычу полезных ископаемых. В связи с усилением его фискальной роли налог утрачивает свое регулирующее значение для рационального недропользования. В статье рассматривается налоговое регулирование использования запасов углеводородов на основе методологического подхода к оценке их стоимости и механизма расчета потонной ставки погашения запасов. При установлении для вновь вводимых в эксплуатацию месторождений углеводородов потонных ставок погашения запасов государство приобретает стабильный источник получения доходов и эффективный механизм контроля за рациональным недропользованием.

Источники:

1. Налоговый кодекс РФ (часть II) [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru

2. Пельменёва А.А. Особенности добычи углеводородов, учитываемые в современной налоговой системе России //Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2020. № 4–5. С. 69–74.

3. Григорьев Г.А., Отмас А.А. Налоговая система как фактор стабилизации нефтедобычи: состояние и проблемы реформирования //Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2019. № 4. С. 21–28.

4. Панфилов Е.И. О повышении качества федеральных законов, касающихся освоения минеральных ресурсов недр земли (экспертная оценка) // Рациональное освоение недр. 2020. №1. С. 50–56.

5. Кимельман С.А. Горная рента: к вопросу об иной системе налогообложения // Нефтегазовая Вертикаль. 2010. № 7.  С. 26–33.

6. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевой базы Российской Федерации в 2021 году». М.: МПР России, 2022. 626 с.

Проблемы противодействия угрозам финансовой безопасности России в условиях трансформации монополярного мироустройства

DOI: 10.33917/mic-2.115.2024.81-91

В статье рассматриваются актуальные проблемы успешного продвижения России в будущее, завоевания ею лидирующих позиций на мировой арене. В основе решения указанных проблем лежит повышение эффективности противодействия угрозам финансовой безопасности и финансового суверенитета страны на основе внедрения в практику деятельности заинтересованных органов государственной власти новейших достижений научно-технического прогресса.

Источники:

1. Абалкин Л.И. Стратегический ответ России на вызовы нового века. М.: Экзамен, 2004.

2. Агапова Т.Н., Анищенко Е.В. О новой парадигме развития мировой экономики и ее отражение в теоретических представлениях об устойчивости обеспечения экономической безопасности РоссииПроблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 5. С. 42–47.

3. Анищенко Е.В. Безопасность России в условиях социально-экономических реформ. Финансовая аналитика. 2014. № 14(200).

4.  Думная Н.Н. Мировой кризис: системные риски финансовых рынков [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovoy-krizis-sistemnye-riski-finansovyh-rynkov/viewer

5. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. М.: Эксмо, 2009.

6. Корсунцев И. Виртуальные финансы. М., 2009.

7. Купрещенко Н.П. Сущность и структура современной теневой экономики (системно-концептуальный анализ). Вестник Академии налоговой полиции: Выпуск 3. М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 2003.

8. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, 12 декабря 2012 г., Москва, Кремль [Электронный ресурс]. URL: http://news.kremlin.ru/news/17118

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662–р (ред. от 08.08.2009 г.) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). Собрание законодательства Российской Федерации, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.

Нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования России. Часть 2

DOI: 10.33917/mic-2.115.2024.92-105

Предложен новый для России нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования РФ, направленный на совершенствование управления реализацией государственной программы «Развитие образования» на период 2018-2025 гг. и национального проекта «Образование» на период 2024-2030 гг. На основе использования методов ранговой корреляции и с учетом действующих сегодня законодательных актов и документов стратегического планирования рассматриваются различные варианты текущей, краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной нормативно-динамической оценки развития образования РФ. Делается вывод о слабой научной обоснованности и низкой результативности государственного стратегического планирования развития образования РФ.

Источники:

[1–8] см. в № 1(114)/2024. С. 99100.

9. Анализ госпрограмм – 2021. ГП–02 «Развитие образования» [Электронный ресурс]. URL:  https://ach.gov.ru/upload/

10. Федеральный закон от 08.12.2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [Электронный ресурс].  URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/

11. Heckman J.J. Policies to foster human capital. Research in Economics. 2000. Vol. 54. pp. 3–56.

12. Солдатов Р.В., Афонина И.А. Нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования России. Часть 1. Микроэкономика. 2024. № 1. С. 94–100. https://doi.org/10.33917/mic-1.114.2024.94–100.

13. Отчет о промежуточных результатах экспертно–аналитического мероприятия по мониторингу хода реализации НПО, 2024. С. 31. [Электронный ресурс].  URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/

14. Российский статистический ежегодник, 2022. С. 189–215. [Электронный ресурс].  URL: https://rosstat.gov.ru/storage/

15. Доклада Федеральному Собранию РФ о реализации государственной политики в сфере образования (2023 год) [Электронный ресурс].  URL: http://static.government.ru/media/files/