Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «цифровая трансформация»


Влияние пандемии COVID-19 на управление предприятиями высокотехнологичных отраслей промышленности в контексте их цифровой трансформации: проблемы и новые возможности

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.39-44

Пандемия COVID-19 привела к значительным изменениям в подходах к управлению предприятием, создав ряд проблем и открыв новые возможности для развития. Цель исследования – сформулировать рекомендации по управлению предприятием в условиях пандемии и постпандемийный период. Авторами сделан вывод о том, что пандемия повлекла за собой не только проблемы, но и открыла новые возможности в контексте цифровизации. Предложенные авторами рекомендации по управлению предприятием заключаются в использовании возможностей цифровой экономики, переходе к гибким подходам к управлению, росте информационной безопасности и необходимости оптимизации ресурсов и приоритезации реализуемых проектов с точки зрения их экономической эффективности.

Источники:

1. Бабанова Ю.В., Орлов В.М., Антонян Р.С. Гибкие технологии управления предприятием в условиях цифровизации экономики // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018. № 6(216). С. 61-66.

2. Грибанов Ю.И. Цифровая трансформация социально-экономических систем на основе развития института сервисной интеграции: дисс. … д-ра экон. наук: 08.00.05 / Грибанов Юрий Иванович; СПб., 2019. 355 с.

3. Дериземля В.Е., Тер-Григорьянц А.А. Методические положения оценки цифровой зрелости экономических систем // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2021. Т. 29. № 1. С. 39–55. http://dx.doi.org/ 10.22363/2313-2329-2021-29-1-39-55.

4. Ефремов В.С., Владимирова И.Г. Цифровые компании: понятие, масштабы и особенности транснационализации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. № 11А. С. 137-147.

5. Исследование влияния пандемии COVID-19 на российский бизнес [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sapmybiz.rbc.ru/RBK_Issledovanie_vliyaniya_pandemii_COVID_19_na_rossiyskiy_biznes.pdf (дата обращения: 25.05.2021).

Совершенствование подходов к построению систем поддержки принятия управленческих решений на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности России при реализации инновационных проектов в современных условиях их цифровой трансформации

В статье охарактеризованы основные системы поддержки принятия решений, обеспечивающие возможность управления ресурсами предприятия. Раскрыты их преимущества и недостатки. Показано, что в современных условиях цифровой трансформации предприятий и необходимости наращивания доли гражданской продукции до 50% к 2025 г. на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности России, крайне важным является вопрос внедрения систем поддержки принятия решений для обеспечения оперативного и эффективного решения управленческих задач. Однако учитывая закрытый характер многих таких предприятий, а также наличие ряда недостатков существующих систем, в статье предложен авторский подход к построению систем поддержки принятия решений, позволяющий управлять жизненным циклом продукта при реализации инновационных проектов с возможностью оценки его конкурентоспособности и выстраиванием его маркетинговой стратегии с учетом воздействия внешних факторов, в т.ч. рисков.

Источники:

1. Гарифуллин Б.М., Зябриков В.В. Цифровая трансформация бизнеса: модели и алгоритмы // Креативная экономика. 2018. Том 12.  № 9. С. 1345-1358. – doi: 10.18334/ce.12.9.39332.

2. Банке Б. Цифровизация бизнеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vlast.kz/corporation/24539-cifrovizacia-biznesa.html (дата обращения: 14.07.2019).

3. Кешелава А.В. Цифровая трансформация предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/digital_economy/cifrovaya-transformaciya-predpriyatiya/(дата обращения: 14.07.2019).

4. Подходы и стратегии по реализации цифровой трансформации на предприятиях красноярского края: рекомендации и практика. 2019. 38 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.sppkk.ru/ (дата обращения: 14.07.2019).

5. Булгаков А.Л.  CRM-системы как важнейший инструмент менеджмента промышленных предприятий // Микроэкономика. 2017. № 4. С. 72-76.

Организационно-экономический механизм функционирования стоматологической клиники

DOI: 10.33917/mic-2.91.2020.49-56

Обоснована необходимость актуализации организационно-экономического механизма функционирования стоматологической клиники в соответствии с требованиями современной экономической конъюнктуры и правилами сложившейся стоматологической практики. Выполнены исследования на предмет выявления и возможности применения эффективного инструментария в составе действующих в родственных отраслях и сферах экономической деятельности механизмов в стоматологической практике. Выбраны наиболее рациональные методы и приемы построения рационального механизма, разработана его структурная модель и контент. Представлены результаты апробации разработанного механизма, доказана его практическая значимость и целесообразность использования в стоматологической практике.

Источники:

1. Дмитриев М.Н., Забаева М.Н., Малыгина Е.Н. Экономика туристского рынка: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 311 с.

2. Холодкова К.С. Анализ подходов к определению сущности организационно-экономического механизма управления // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66404 (дата обращения: 20.02.2020).

3. Чаленко А.Ю. О неопределенности термина «механизм» в экономических исследованиях // Капитал страны. 2010. 25 марта. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/176697 (дата обращения: 17.02.2020).

4. Шишкин Д.Г. Сущность организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур //Российское предпринимательство. 2013. № 2. С. 27-33.

5. Удальцова Н.Л. Организационно-экономический механизм функционирования отрасли национальной экономики //Экономические науки. 2012. № 6(91). С. 94-98.

Формирование и реализация инновационных проектов на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности России в условиях их цифровой трансформации

Современные тенденции экономического и научно-технологического развития требуют трансформации подходов к управлению экономическими системами и проектами. В связи с этим, в статье рассматривается современный подход к реализации инновационных проектов – конкурентный. Раскрыты его основные принципы, а также ключевые этапы успешной реализации инновационных проектов. Первоочередной этап – это правильный выбор проекта. В статье предложен авторский алгоритм оценки и ранжирования проектов при построении системы поддержки принятия решений на российских предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности. Также один из важнейших этапов реализации проекта – формирование эффективной команды проекта. Учитывая тенденции цифровой трансформации предприятий, предложена примерная авторская матрица цифровых компетенций для формирования такой команды.

Источники:

1.    Kolmykova, T.S., Merzlyakova, E.A., Bredikhin, V.V., Tolstykh, T.O., Ovchinnikova, O.P. Problems of formation of perspective growth points of high-tech productions // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. p. 469-475.

2.    Komkov N.I., Eroshkin S.Y., Mamontova N.G. A stage by stage procedure for project analysis, evaluation, and selection. Studies on Russian Economic Development. 2008. Volume 19, Issue 6, pp. 643–654. doi.org/10.1134/S1075700708060117.

3.    Lars Fæste, Jim Hemerling, Perry Keenan, and Martin Reeves, «Transformation: The Imperative to Change» BCG November (2014).

4.    Pulse of the Profession 2019 //URL: https://www.pmi.org/learning/thought-leadership/pulse/pulse-of-the-profession-2019 (дата обращения: 15.08.2019).

5.    ВОИС – Поиск по национальным патентным фондам … [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://patentscope.wipo.int/(дата обращения: 15.08.2019).

6.    ФИПС – федеральный институт промышленной собственности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www1.fips.ru/(дата обращения: 15.08.2019).

7.    Ereshko, A.F., Kokuytseva, T.V. Computable models of the cooperation of digital economies // Proceedings of 2017 10th International Conference Management of Large-Scale System Development, MLSD 2017.

8.    EIU-PMI, Benefits Realization Management: Strengthening benefits awareness in the C-suite (Newtown Square: Project Management Institute, 2016) and BCG analysis.

9.    Артяков В.В., Кокуйцева Т.В. Зарубежный опыт управления инновационным развитием компаний высокотехнологичных отраслей промышленности // Микроэкономика. 2015. № 1. С. 14-22.

10. Управление инновационными проектами развития бюджетной организации космической отрасли: диссертация … кандидата экономических наук: 08.00.05 / Харламов Максим Михайлович; [Место защиты: Юго-Зап. гос. ун-т].  Москва, 2018. 172 с.: ил.

11. Харламов М.М., Овчинникова О.П. Инновационное проектное управление в бюджетных организациях космической отрасли: монография. Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ). 2018. 155с.

Роль промышленного комплекса для суверенитета страны в новом мировом порядке и становление IТ-отрасли после цифровой трансформации общества

DOI: 10.33917/es-1.167.2020.82-91

Качество промышленного комплекса (ПК) имеет решающее значение для суверенитета страны и уровня жизни народа в условиях выживания и развития в новом миропорядке. Поэтому ПК все больше становится объектом конкуренции и орудием давления одних стран на другие. Однако термины «промышленность» и «промышленный комплекс» в научном экономическом сообществе и органах государственной власти не имеют общепринятого научного определения. Важно понимать, что в модель ПК развитого государства с учетом цифровой трансформации должны быть включены еще IТ и социально-стратегический блок. С учетом этих факторов предлагается структура идеальной модели ПК развитого государства в становящемся информационным обществе. В структуру ПК наряду с группами промышленных отраслей A и B (производство средств производства и производство товаров народного потребления) включены новые группы отраслей: группа C + D (производство универсальных продуктов — энергии-электричества и информации-знаний) и группа X (производство общественных и коллективных благ, способствующих целям государства)

Источники:

1. Пилипенко Е.В., Гринюк К.П. Промышленность и промышленный комплекс в экономической науке: проблемы теории // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 3.

2. Степин В.С. Теоретическое знание (структура, историческая эволюция). М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 408–411.

3. Рыжов В.А., Новоточинов А.А., Фадеева Т.И. Эволюция и структурный сдвиг роли ИТ, или К вопросу обустройства «интеллектуальных месторождений» и судьбах «интеллектуальных» реформ» // Экономические стратегии. 2015.

№ 7. С. 60–73.

4. Агеев А.И., Авдеев С.В., Новоточинов А.А., Рыжов В.А., Фадеева Т.И. ИБМ как зеркало мировой эволюции IT и пришествие Второй информационной революции. Скрытые интеллектуальные пружины и возможные технологические и гуманитарные тормоза и последствия // Экономические стратегии. 2016. № 4. С. 84–107.

 

Тернистый путь, или Почему государство не должно «ждать» появления цифровых платформ

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.106-113

Эпоха цифровых перемен касается всех. Под лозунгом цифровизации государственные органы начали реализацию национальных проектов, понимая под этим в основном создание ГИСов, инфраструктуры и электронных сервисов. Крупный бизнес, чувствуя новые прибыльные возможности, пробует себя в строительстве платформ и разработке новых технологий, постепенно заполняя цифровое пространство и оставляя все меньше и меньше места для осуществления обязанностей, закрепленных за государственными органами Конституцией, в новых экономических условиях. При этом налицо усиление экспансии «наших западных партнеров», особенно в отраслевых направлениях. И только малый и средний бизнес остался в стороне от «цифры» — ни желания, ни капитала у этого сегмента экономики просто нет. Работа госорганов по старым шаблонам, ожидание, что бизнес придумает и разработает все сам, а министерствам и ведомствам останется лишь выбрать и поощрить «лучшие кейсы», генерация презентаций на форумах вместо реальных шагов диагностирует растерянность наших «цифровых лидеров», отсутствие четкого видения трансформации существующих процессов и дальнейшего развития государственного управления в условиях цифровой экономики. Предлагаем вашему вниманию статью, которая раскроет подход к созданию новой экономической модели управления — государственных цифровых платформ. Описанные решения показаны авторами на примере транспортно-логистического комплекса Российской Федерации.

Источники:

1. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю. Когда спадает цифровой ажиотаж: две стратагемы для государственного управления // Экономические стратегии. 2019.

№ 2. С. 30–37.

2. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю. Государство и экономика: новые цифровые возможности // Экономические стратегии. 2017. № 5. С. 106–112.

3. Цифровой эффект [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://plus.rbc.ru/news/5d1466b47a8aa93b0e2b365f.

 

Когда спадает цифровой ажиотаж: две стратагемы для государственного управления

Номер 2. Ставка на прорыв
Когда спадает цифровой ажиотаж: две стратагемы для государственного управления

2018 г. не принес существенного прорыва в развитии цифровой экономики России, ажиотаж замещается разочарованием. Цифровая трансформация как процесс кардинальных перемен постепенно вытесняется оцифровкой или цифровизацией, то есть просто переводом «всего» в цифровую форму. При этом вне зоны внимания остаются практические вопросы, касающиеся подходов государственных органов к реализации планов цифровой экономики как в ближайшее время, так и в перспективе 5–10 лет. На передний план выходит обсуждение представителями власти не процессов эффективных изменений в экономике, а ускоренного внедрения чужих цифровых технологий или предоставления сервисов на цифровых платформах. В данной статье предлагается обсудить две стратагемы, которые позволят государственным органам Российской Федерации закрепить лидерскую позицию в процессе цифровой трансформации, не только реализовав контрольно-надзорные функции, но и предоставив широкие экономические возможности крупному, среднему и малому бизнесу на основе цифры.

Изменение элементов системы управления персоналом в условиях цифровой трансформации организаций

Номер 2. Ставка на прорыв
Изменение элементов системы управления персоналом в условиях цифровой трансформации организаций

В данной статье опубликованы результаты исследования стратегического поведения современных организаций в области управления персоналом в условиях цифровизации. Выборка исследования — 250 компаний из списка Forbes в 2008 г. В качестве основного материала исследования использовались данные годовых отчетов организаций в выбранные годы. В рамках исследования выдвигается гипотеза, что в условиях цифровизации наблюдаются содержательные сдвиги в системах стратегического управления персоналом организаций.

Цифровые организации: тенденции и перспективы развития в будущем

Номер 6. За высокую норму
Цифровые организации: тенденции и перспективы развития в будущем

Большая часть бизнес-конференций сегодня строится вокруг темы «Как мы осознали значимость Big Data и стали самыми успешными на своем рынке». Смело можно утверждать, что с 2015 г. бизнес накрыла волна так называемого хайпа по поводу цифровых технологий, и те, кто создает эти технологии, заняли доминирующие позиции в структуре экономики. Если мы возьмем список Fortune 100 за 1960-е годы, то обнаружим, что около 80% компаний из этого списка перестали существовать, и одна из причин этого — отрицание неизбежности диджитализации.

Государство и экономика: новые цифровые возможности

Номер 5. Цифровая ажиотация
Государство и экономика: новые цифровые возможности

Кризисные процессы в экономике часто подаются как последствия воздействия внешних факторов, а не как неэффективных государственных решений. Авторы статьи предлагают рассмотреть экономику как сложную многофакторную систему, на которую необходимо влиять средствами государственного экономического регулирования. Грядущая цифровая трансформация экономических процессов и погружение всех экономических субъектов в цифровое пространство несут Российской Федерации как возможности, так и угрозы. Цифровые образы субъектов и цифровые следы их взаимодействий в ходе экономических процессов начинают приобретать ценность, становясь цифровыми активами. Использование платформенного подхода в экономике на государственном уровне, с одной стороны, обеспечит цифровой суверенитет страны, а с другой — позволит использовать цифровые активы как точную и оперативную информационную базу для моделирования экономических процессов, что обеспечит качество и эффективность государственного регулирования.