Страница автора: Никитин Юрий Александрович

Методологические подходы к целям развития экономики России в условиях внедрения цифровизации

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.30-39

В статье приводится исследование совокупности национальных программ и федеральных проектов, оказывающих как непосредственное, так и косвенное влияние на формирование кадрового обеспечения национальной программы по созданию цифровой экономики Российской Федерации. Изучаются критерии реализации программ и проектов и динамика изменения их количественных значений. Особое внимание уделено степени применения основных методологических подходов – программно-целевого, комплексного, процессного, системного и ситуационного, как основы построения иерархии совокупности программ и проектов.

Источники:

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018). Собрание законодательства РФ, 14.05.2018. № 20. ст. 2817.

2. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642. Собрание законодательства РФ, 05.12.2016. № 49. ст. 6887.

3. О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 03.12.2019. Начало действия документа – 01.01.2020.

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 30.11.2019). Собрание законодательства РФ, 01.01.2018. № 1 (часть II). ст. 375.

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 30.11.2019). Собрание законодательства РФ, 05.05.2014. № 18 (часть II). ст. 2162.

Управление цепями поставок шельфовых проектов в Арктике на основе цифровой трансформации

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.76-87

В статье дана сравнительная оценка цифровой зрелости ведущих нефтегазовых компаний РФ, допущенных для работы на арктическом шельфе (ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Роснефть»), в сегменте разведки и добычи по этапам цикла «вещь-цифра-вещь», а также проведено сопоставление с ведущими практиками в сфере проектной логистики на шельфе. Были выявлены примерные пределы снижения себестоимости за счет цифровой трансформации арктических проектов и факторы, ограничивающие рентабельность шельфовых проектов в Арктической зоне РФ. Исследование базируется на современных подходах к устойчивому управлению цепями поставок в нефтегазовой отрасли, рационализации взаимодействий в цепях поставок шельфовых проектов. В статье выявлена специфическая группа факторов ограничения рентабельности арктических проектов, характерных для Арктической зоны РФ.

Установлено, что ключевым фактором, ограничивающим перспективы цифровой трансформации шельфовых проектов в Арктической зоне РФ, является рост технологического отставания нефтесервисных компаний. Для повышения уровня цифровой зрелости цепи поставок шельфовых проектов необходимо концентрировать внимание на прорывных (дизруптивных) технологиях, использование которых позволит добиться существенного снижения себестоимости добычи нефти на территории Арктической зоны.

 

Источники:

1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: Утверждено Президентом РФ от 20 февраля 2015 г.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.ru (дата обращения: 26.05.2021).

2. Алексеев А. Цифровая стратегия блока разведки и добычи: скорость и эффективность //Сибирская нефть. 2019. № 2 (159). С.24-27.

Методические подходы к оценке состояния и уровня загрязнения компонентов окружающей среды в регионах

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.95-103

В статье рассматриваются международные и российские документы, определяющие стратегические направления, цели и планы природоохранной деятельности. Выяснено, что в основном все международные соглашения регулируют мероприятия по охране воздушного бассейна и сохранению лесных массивов планеты, сокращению выбросов вредных и загрязняющих веществ в атмосферу. В РФ эти мероприятия регламентируются национальными проектами, например, проектом «Экология».  Авторами предложены методики, позволяющие проводить анализ состояния компонентов окружающей среды, уровня их загрязнения и затрат на охрану окружающей среды на основе имеющихся данных ежегодной статистической отчетности Российской Федерации.

Источники:

 

1. Концепция устойчивого развития территорий стран Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Нью-Йорк. 1993. Т.1-3.

2. Россия сообщила о своем первом определяемом на национальном уровне вкладе в реализацию Парижского соглашения. 2020. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/news/rossiya_soobshchila_o_svoem_pervom_opredelyaemom_na_nacionalnom_urovne_vklade_v_realizaciyu_parizhskogo_soglasheniya.html (дата обращения: 14.03.2021).

3. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-cis.info/upload/iblock/520/520a5eee087274f9007f341e5865b0b3.pdf (дата обращения: 14.03.2021).

4. О проведении в Российской Федерации Года экологии: Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. № 7. – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

5. На пути к Глобальному пакту по от 10 мая 2018 г. окружающей среде: Резолюция A / 72 / L.51. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/ga/72/docs/72res3.shtml (дата обращения: 18.03.2021).

6. Панасенко С. Зеленый Париж. 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://green-city.su/zelyonyj-parizh/ (дата обращения: 18.03.2021).

Модернизация пенсионной системы Российской Федерации: методология реализации и зарубежный опыт при переходе на комбинированную систему формирования накоплений населения

DOI: 10.33917/mic-4.93.2020.25-37

В статье затронута одна из актуальных проблем модернизации экономических отношений системы пенсионного обеспечения, направленного на повышение уровня жизни граждан РФ.

Системный методологический подход и методы статистического и экономического анализа, включающие методы горизонтального и вертикального анализа, позволили авторам провести оценку динамики и структуры доходов и расходов Пенсионного фонда, численности работающих пенсионеров в РФ. С помощью методов коэффициентного анализа проведены расчеты размера пенсии физическим лицам. Сравнительный анализ позволил оценить различия в уровне жизни пенсионеров на Крайнем Севере и других районах России. В результате исследования были выявлены причины продолжения трудовой деятельности пенсионеров в Российской Федерации; представлен порядок начисления пенсий для физических лиц; обоснованы перспективные направления совершенствования пенсионной системы. Основная идея результатов проведенного исследования состоит в том, чтобы обосновать необходимость реформирования пенсионной системы, направленной на повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста в Российской Федерации.

Источники:

1. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166 ФЗ [Принят Гос. Думой 30.11.2011: одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г.] // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. №51. ст.4834.

2. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173 ФЗ [Принят Гос. Думой 30.11.2011: одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г.] // Собрание законодательства РФ. 20.12.2001. №17. ст.197.

3. О страховых пенсиях: федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №400 ФЗ [Принят Гос. Думой 23.12.2013: одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 г.] (ред. 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 06.07.2015. №77. ст.3968.

Актуальные тенденции развития инвестиционной деятельности горнодобывающей отрасли промышленного комплекса Мурманской области

DOI: 10.33917/mic-3.92.2020.105-111

В статье проведен анализ актуальных тенденций развития инвестиционной деятельности горнодобывающей отрасли промышленного комплекса Мурманской области, входящей в состав Арктической зоны Российской Федерации, а также проведена оценка инвестиционных рисков, возможных при реализации проектов.

Источники:

1. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года и план мероприятий по ее реализации: Постановление Правительства Мурманской области от 25.12.2013 г. № 768-ПП/20 // Министерство экономического развития Мурманской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minec.gov-murman.ru (дата обращения: 12.05.2020).

2. Пешкова Г.Ю., Плотников В.А. Методический подход к реализации региональной программы стратегического развития горнопромышленного комплекса //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 1-2 (103). С. 63–68

3. Плотников В.А., Кутепова М.В. Управление экономической безопасностью нефтяных компаний (на примере оценки и снижения рисков реализации проектов освоения нефтяных месторождений Арктического региона России) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 1 (22). С. 39–49.

4. Промышленность региона // Мурманская область. Инвестиционный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://invest.gov-murman.ru/about/promyshlennost/, свободный. Загл. с экрана (дата обращения: 12.05.2020).

5. Скотаренко, О.В. Методы сокращения затрат предприятий горнопромышленного комплекса Мурманской области // Микроэкономика. 2019. №4. С.86-91.

6. Цветков П.С. Проблемы оценки экономической устойчивости горнодобывающих предприятий // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. СПб, 2014. №5 (89). С. 132–136.