Развитие рентного подхода к налогообложению добычи углеводородов

DOI: 10.33917/mic-2.115.2024.75-80

Формирование доходов консолидированного бюджета страны в большой степени зависит от поступления налогов от недропользования, где определяющую роль играет налог на добычу полезных ископаемых. В связи с усилением его фискальной роли налог утрачивает свое регулирующее значение для рационального недропользования. В статье рассматривается налоговое регулирование использования запасов углеводородов на основе методологического подхода к оценке их стоимости и механизма расчета потонной ставки погашения запасов. При установлении для вновь вводимых в эксплуатацию месторождений углеводородов потонных ставок погашения запасов государство приобретает стабильный источник получения доходов и эффективный механизм контроля за рациональным недропользованием.

Источники:

1. Налоговый кодекс РФ (часть II) [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru

2. Пельменёва А.А. Особенности добычи углеводородов, учитываемые в современной налоговой системе России //Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2020. № 4–5. С. 69–74.

3. Григорьев Г.А., Отмас А.А. Налоговая система как фактор стабилизации нефтедобычи: состояние и проблемы реформирования //Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2019. № 4. С. 21–28.

4. Панфилов Е.И. О повышении качества федеральных законов, касающихся освоения минеральных ресурсов недр земли (экспертная оценка) // Рациональное освоение недр. 2020. №1. С. 50–56.

5. Кимельман С.А. Горная рента: к вопросу об иной системе налогообложения // Нефтегазовая Вертикаль. 2010. № 7.  С. 26–33.

6. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевой базы Российской Федерации в 2021 году». М.: МПР России, 2022. 626 с.

Проблемы противодействия угрозам финансовой безопасности России в условиях трансформации монополярного мироустройства

DOI: 10.33917/mic-2.115.2024.81-91

В статье рассматриваются актуальные проблемы успешного продвижения России в будущее, завоевания ею лидирующих позиций на мировой арене. В основе решения указанных проблем лежит повышение эффективности противодействия угрозам финансовой безопасности и финансового суверенитета страны на основе внедрения в практику деятельности заинтересованных органов государственной власти новейших достижений научно-технического прогресса.

Источники:

1. Абалкин Л.И. Стратегический ответ России на вызовы нового века. М.: Экзамен, 2004.

2. Агапова Т.Н., Анищенко Е.В. О новой парадигме развития мировой экономики и ее отражение в теоретических представлениях об устойчивости обеспечения экономической безопасности РоссииПроблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 5. С. 42–47.

3. Анищенко Е.В. Безопасность России в условиях социально-экономических реформ. Финансовая аналитика. 2014. № 14(200).

4.  Думная Н.Н. Мировой кризис: системные риски финансовых рынков [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovoy-krizis-sistemnye-riski-finansovyh-rynkov/viewer

5. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. М.: Эксмо, 2009.

6. Корсунцев И. Виртуальные финансы. М., 2009.

7. Купрещенко Н.П. Сущность и структура современной теневой экономики (системно-концептуальный анализ). Вестник Академии налоговой полиции: Выпуск 3. М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 2003.

8. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, 12 декабря 2012 г., Москва, Кремль [Электронный ресурс]. URL: http://news.kremlin.ru/news/17118

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662–р (ред. от 08.08.2009 г.) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). Собрание законодательства Российской Федерации, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.

Нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования России. Часть 2

DOI: 10.33917/mic-2.115.2024.92-105

Предложен новый для России нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования РФ, направленный на совершенствование управления реализацией государственной программы «Развитие образования» на период 2018-2025 гг. и национального проекта «Образование» на период 2024-2030 гг. На основе использования методов ранговой корреляции и с учетом действующих сегодня законодательных актов и документов стратегического планирования рассматриваются различные варианты текущей, краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной нормативно-динамической оценки развития образования РФ. Делается вывод о слабой научной обоснованности и низкой результативности государственного стратегического планирования развития образования РФ.

Источники:

[1–8] см. в № 1(114)/2024. С. 99100.

9. Анализ госпрограмм – 2021. ГП–02 «Развитие образования» [Электронный ресурс]. URL:  https://ach.gov.ru/upload/

10. Федеральный закон от 08.12.2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [Электронный ресурс].  URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/

11. Heckman J.J. Policies to foster human capital. Research in Economics. 2000. Vol. 54. pp. 3–56.

12. Солдатов Р.В., Афонина И.А. Нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования России. Часть 1. Микроэкономика. 2024. № 1. С. 94–100. https://doi.org/10.33917/mic-1.114.2024.94–100.

13. Отчет о промежуточных результатах экспертно–аналитического мероприятия по мониторингу хода реализации НПО, 2024. С. 31. [Электронный ресурс].  URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/

14. Российский статистический ежегодник, 2022. С. 189–215. [Электронный ресурс].  URL: https://rosstat.gov.ru/storage/

15. Доклада Федеральному Собранию РФ о реализации государственной политики в сфере образования (2023 год) [Электронный ресурс].  URL: http://static.government.ru/media/files/   

Не пора ли «за флажки» дозволенного? Часть II

DOI: 10.33917/es-1.193.2024.12-17

Рассматривается проблема онтологии экономических политик. Парадигмы определяют практики и сценарии будущего.

Кризис «мейнстрима» и полиморфная структура мировой экономики предполагают интенсивные поиски новых теоретических и практических решений.

Источники:

[1–8] см. в № 6(192)/2023, с. 51.

9. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991. Глава 3.

10. Глазьев С.Ю. За горизонтом конца истории. М.: Проспект, 2021. С. 382–388.

11. Бодрунов С.Д. Ноономика. М.: Культурная революция, 2018.

12. Бодрунов С.Д. Нооиндустриальное общество: шаг к неэкономическому развитию // Экономическое возрождение России. 2018. № 1(55). С. 5–15.

13. Meadows D., et al. The Limits to Growth. N.Y., 1972.

14. Mesarovic М., Pestel Е. Mankind at the Turning Point. N.Y., 1974.

15. Tinbergen J. Reshaping the International Order. N.Y., 1976.

16. Meadows D. Beyond the Limits. Vermont, 1992.

17. Агеев А.И., Громов В.А., Луковникова Н.М., Переслегин С.Б. и др. Сплетенный мир: русский доклад Римскому клубу // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности (2–3 февраля 2023 г., Москва) / Под ред. Г.Г. Малинецкого. М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2023. 360 с. С. 97–120.

18. Агеев А.И. Сплетенный мир: глобальные вызовы и сверхвызовы // Экономика России и мира в эпоху смены мирохозяйственных укладов: теория, методология, практика: Сб. тезисов докладов участников XV Пущинского симпозиума по эволюционной экономике. М.: ИЭ РАН, 2023. 170 с. С. 93–95.

19. Агеев А.И., Громов В.А., Камионский С.А., Переслегин С.Б. и др. Сплетенный мир: кошка перевернулась: Доклад Римскому клубу / Резюме доклада. М.: МНИИПУ, 2023. 52 с.

Почему атомный ренессанс так отчаянно важен для будущего Японии

DOI: 10.33917/es-1.193.2024.18-25

Описывается положение атомной отрасли Японии на середину 2023 г. Раскрываются политические и экономические факторы и направления ее возрождения спустя 12 лет после аварии на АЭС «Фукусима-Дайити» («Фукусима-1») в 2011 г. Отмечены противоречия этого процесса заявленным целям «зеленой трансформации» (GX) Японии. Указывается ряд ограничений политического, экономического, технологического и социального характера, определяющих меру успеха атомной программы. Магистральной причиной ее запуска помимо геополитических рисков является потребность в материально-технической и идеологически-социальной базе создания термоядерной энергетики и промышленности как залога успеха реализации долгосрочных программ достижения глобального политического лидерства, технологического доминирования и экономической дифференциации японского Общества 5.0. Подчеркивается решимость японского правительства прагматично жертвовать демократическими ценностями, объединять все имеющиеся ресурсы и ставить амбициозные задачи ради победы в схватке стран-тяжеловесов и реализации проекта опережающего создания «термоядерной Японии». Отдельно указывается такая причина возврата к развитию атомной энергетики страны, как создание собственного атомного оружия — источника гео- и технополитической безопасности. Подчеркивается, что только та научно-техническая революция чего-то стоит, которая способна себя защитить.

Источники:

1. G7 Hiroshima Leaders’ Communiqué [Сайт]. May 20, 2023. URL: https://www.g7hiroshima.go.jp/documents/pdf/Leaders_
Communique_01_en.pdf

2. Japan takes the lead in collaboration on the global energy transition. (Paid for and created by Government of Japan) [Электронный ресурс]. Reuters Plus. URL: https://www.reuters.com/plus/japantakes-
the-lead-in-collaboration-on-the-global-energy-transition

Потенциал развития ядерной энергетики в Узбекистане

DOI: 10.33917/es-1.193.2024.26-35

Рассмотрены перспективы углеводородной, возобновляемой и ядерной энергетики в Узбекистане. Приведены результаты прогнозирования динамики добычи нефти, газа и урана до середины XXI в. и далее. Обоснован вывод о том, что ядерная генерация, обладая экономическими и экологическими преимуществами, конкурентоспособна в долгосрочной перспективе только при условии развития двухкомпонентной ядерной энергетики из-за исчерпаемости урана на территории Узбекистана.

Источники:

1. GDP per capita (current US$) — Uzbekistan [Электронный ресурс]. The World Bank Data. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.CD?locations = UZ

2. The World Factbook — Uzbekistan [Электронный ресурс]. CIA. URL: https://www.cia.gov/the-world-factbook/countries/uzbekistan/

3. Муинов Д.А., Костюченко З.М. Стратегические направления развития промышленности Узбекистана на перспективу // Экономика: анализы и прогнозы. 2019. № 1. С. 63–68.

4. Открытые данные — Промышленность [Электронный ресурс]. Агентство статистики при Президенте Республики Узбекистан. URL: https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/industry

5. BP Statistical Review of World Energy 2022. Uckfield: Pureprint Group Ltd., 2022. 60 p.

6. Uranium in Uzbekistan [Электронный ресурс]. WNA. URL: https://world-nuclear.org/information-
library/country-profiles/countries-t-z/uzbekistan.aspx

7. Data and Statistics [Электронный ресурс]. IEA. URL:https://www.iea.org/data-and-statistics/data-browser?country =UZBEKISTAN

8. Харитонов В.В., Ульянин Ю.А., Слива Д.Е. Аналитическое моделирование динамики исчерпания невозобновляемых традиционных энергетических ресурсов // Вестник НИЯУ МИФИ. 2019. Т. 8. № 3. С. 298–307.

9. Статистика по глобальному энергетическому переходу [Электронный ресурс]. Данные о мировой энергетике и климате. Ежегодник-2021. URL: https://yearbook.enerdata.ru

10. The International Renewable Energy Agency (IRENA) [Электронный ресурс]. Finance & Investment. URL: https://www.irena.org/financeinvestment. Statistics Time Series.

11. A carbon-neutral electricity sector in Uzbekistan. Summary for policymakers. Birmingham: Corporate Solutions Limited. 13 p.

Методические подходы к исследованию конкурентного потенциала машиностроительного комплекса Республики Беларусь

DOI: 10.33917/es-1.193.2024.36-41

В современных экономических условиях исследование конкурентного потенциала машиностроительного комплекса Республики Беларусь позволяет оценить перспективы роста потенциальной доли отечественных товаропроизводителей на внешних рынках, увеличить долю высокотехнологичного экспорта, а также разработать стратегию развития машиностроительного комплекса с учетом факторов микро- и макросреды. Для реализации поставленных задач авторами предлагаются методические подходы к исследованию конкурентного потенциала машиностроительного комплекса Республики Беларусь, особенностью которых является оптимальное сочетание теоретико-методологических инструментов анализа конкурентоспособности на основе отечественного и зарубежного опыта.

Источники:

1. Бакирова Е.Ю. Теоретические основы управления развитием производства в регионе // Общество: политика, экономика, право. 2014. № 1. С. 82–85.

2. Диаграмма Исикавы как метод анализа проблем компании [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
diagramma-isikavy-kak-metod-analiza-problem-kompanii

3. List of exporters for the selected product [Электронный ресурс]. ITC. URL: https://www.trademap.org/Country_SelProduct_TS

Технологии VI технологического уклада и риски социогуманитарного развития в постиндустриальную эпоху

DOI: 10.33917/es-1.193.2024.42-53

Особое внимание уделено оценке последствий, возникающих в результате распространения трансгуманизма как идеологии, направленной на использование высокого преобразующего (трансформирующего) потенциала конвергентных технологий не в русле гуманистических ценностей, а для деформирующего воздействия на человека, общество и природу, что создает условия для усиления социального неравенства и реализации модели нового социального порядка на принципах «кибернетического тоталитаризма». Поставлен вопрос о необходимости создания альтернативной трансгуманизму теории на основе социогуманизма и ноосферизма, которая позволит использовать созидательные возможности конвергентных технологий (в первую очередь природоподобных), для формирования природоподобной (биоподобной) техносферы, с одной стороны, а с другой — для повышения качества жизни и преодоления тяжелых физических и ментальных недугов человека. Дается оценка роли биоэтики и биополитики в сокращении экологических, биосоциальных и социогуманитарных рисков применения новейших технологий.

Источники:

1. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. М.: Экономика, 2002. 767 с.

2. Дементьев В.Е. Циклы Кондратьева и постиндустриальная экономика // Экономическая наука современной России. 2018. № 4. С. 7–19.

3. Соколова С.Н. О некоторых задачах философии в контексте перспектив технологизации человека // Известия ТГУ. Гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 19–30.

4. Касьянов В.В. Социум и человек в условиях научно-технического прогресса // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 1. С. 11–15.

5. Христолюбова Н.Е., Худоренко Е.А. Зарубежный опыт социальных последствий научно-технического развития: место образования // Открытое образование. 2016. Т. 20. № 3. С. 61–68.