Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «стратегическое планирование»


Основы и методы формирования базы данных интеллектуальной собственности организаций

DOI: 10.33917/mic-5.94.2020.18-25

В современных экономических условиях предприятия, выпускающие наукоемкую продукцию, в своей деятельности опираются на имеющиеся у них компетенции, основанные на различных объектах интеллектуальной собственности. В данной связи конкурентоспособность наукоемких предприятий находится в прямой зависимости от эффективности использования объектов интеллектуальной собственности. Таким образом, возникает задача построения механизмов, позволяющих описать объекты интеллектуальной собственности наукоемкого предприятия и произвести их информационный анализ, что обосновывает актуальность формирования базы данных интеллектуальной собственности организации.

Источники:

 

1. Айвазян С.А., Бухштабер В.М., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика: классификация и снижение размерности. М.: Финансы и статистика, 1989.

2.  Айзерман М.А. Браверманн Э.М., Розоноэр Л.И. Метод потенциальных функций в теории обучения машин. М.: Наука, 1970.

3. Васильев С.А., Чурсин А.А. Конкуренция, инновации и инвестиции (нелинейный синтез). М.: Машиностроение, 2011.

4. Гарсиа-Молина Г., Ульман Дж., Уидом Дж. Системы баз данных. Полный. – Вильямс, 2003. 1088 с.

5. Емельянов В.В., Курейчик В.В., Курейчик В.М. Теория и практика эволюционного моделирования. М: Физматлит, 2003. 432 с.

6. Хемди А.Т. Введение в исследование операций. 7-е изд. М.: «Вильямс», 2007. С. 549-594.

7. Орлов А.И. Теория принятия решений: учебник. М.: Экзамен, 2006. 573 с.

8. Басакер Р., Саати Т. Конечные графы и сети. М.: Наука, 1974. 368 c.

9. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996. 271 с.

10. Мандель И.Д. Кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1988.

11. Васильев В.И. Распознающие системы. Справочник. 2-е изд. К.: Наукова думка, 1983. 424 с.

Развитие программно-целевого управления в России

DOI: 10.33917/mic-6.95.2020.5-20

Целью настоящей работы является подготовка предложений по дальнейшему развитию в Российской Федерации методологии и инструментов – целевого управления. В  статье  решены следующие вопросы: 1) в результате проведенного  анализа  отечественных и зарубежных научных  источников, а также нормативных  документов РФ в области стратегического планирования, сформулированы основные направления  его дальнейшего  совершенствования; 2) предложен  методический подход по разработке государственных программ экономического и социального развития страны; 3) обоснована целесообразность использования при оптимизации распределения ресурсов между альтернативными направлениями –  ветвями «дерева целей и задач» государственных программ коэффициентов относительной и абсолютной важности (взаимной полезности), а также  метода анализа иерархий (МАИ); 4) предложены  методы формирования информационной базы расчетов объемов ресурсного обеспечения мероприятий государственных программ (нормативов: удельных капитальных вложений, предельного расхода важнейших видов материальных ресурсов и удельной трудоемкости на единицу параметра, отражающего главное потребительское качество изделия).

Источники:

1. Демидова Л.Г., Климов С.М., Щербаковский Г.З., Антонов А.Г. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. СПб.: Знание. 2000. 230 с.

2.  Государственная автоматизированная информационная система «Управление». URL: https://gasu.gov.ru/infopanel?id=11847 (дата обращения: 24.11.2020).

3.  Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». URL: http://government.ru/rugovclassifier/849/events/ (дата обращения: 24.11.2020).

Сравнение методологий стратегического прогнозирования и планирования экономического развития в развитых странах и России

DOI: 10.33917/es-7.173.2020.24-31

Авторами рассмотрена организация стратегического планирования и прогнозирования пяти стран, принадлежащих к числу мировых экономических лидеров, — США, Великобритании, Германии, Франции, Японии и России. Выявлены ключевые особенности организации процесса стратегического планирования и стратегического   прогнозирования в указанных странах, а также дана краткая характеристика организационным парадигмам в рассматриваемой области. Цель статьи — определение возможностей заимствования в области методологии стратегического планирования и прогнозирования. Если в области технических методов прогнозирования проблем, связанных с заимствованием, не возникает, то в организационной области имеется ряд препятствий, определяемых различными факторами, выявленными авторами в ходе исследования. Сделан вывод, согласно которому перспективы развития стратегического планирования и прогнозирования в России лежат за пределами указанной сферы

Источники:

1. Константиновская Л.В. История развития прогнозирования. М.: Экономика, 2008.

2. Шахова Г.Я., Маненюк П.Л. Долгосрочное бюджетное прогнозирование в федеральных ведомствах США // Финансовый журнал. 2014. № 3.

3. National Planning Policy Framework [Электронный ресурс] // Ministry of Housing, Communities and Local Government. February 2019. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/6077/2116950.pdf.

4. Инновационная политика государства и стратегическое развитие городов в условиях кризиса: опыт Великобритании. Великобритания: Бирмингемский университет, 2009. 5. Сайт правительства Великобритании [Сайт]. URL: https://www.gov.uk/government/policies.

5. Перспективное бюджетное планирование в мировой практике [Электронный ресурс] // Studbooks.net. URL: http://studbooks.net/72341/ekonomika/perspektivnoe_byudzhetnoe_planirovanie_mirovoy_praktike.

Методический подход к управлению устойчивым развитием электроэнергетического комплекса России

В статье показан подход к организации взаимодействия государства, энергокомпаний и энергомашиностроительных компаний с целью устойчивого развития электроэнергетичекского комплекса России. Обоснована необходимость использования комплекса оценки и учета не только наилучших доступных технологий, но и наилучших доступных ресурсов, в т.ч. человеческих, при составлении стратегических планов развития предприятий.

Источники:

1. ГОСТ р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. ГОСТ р ИСО 50000-2012. Системы энергетического менеджмента. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. ГОСТ Р 55.0.01-2014/ИСО 55000:2014. Управление активами. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ №398-р от 19.03.2014 г. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Система экономики качества. М: Стандарты и качество, 2005. 182 с.

6. Воробьева Н.А. Роль промышленной политики в экономическом росте Японии // Известия Восточного института.    №13.  С. 23-32.

7. Гашо Е.Г. Предпосылки и приоритеты нового энергетического уклада / Е.Г. Гашо, В. С. Пузаков, М. В. Степанова //Новости теплоснабжения. 2015. № 9 (181). С. 9-12.

8. Зуев Ю.Ю. Основы создания конкурентноспособной техники и выработки эффективных решений / учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии». Москва, 2006.

9. Михеев Д.В. Построение и функционирование системы энергетического менеджмента промышленного предприятия для реализации концепции устойчивого развития / Михеев Д.В. Лозенок В.К. Сухарева Е.В., Шиндина Т.А.  /Экономические науки. 2018. № 163. С. 62-68.

Использование контрактных форм взаимодействия бизнеса и государства для реализации документов стратегического планирования

DOI: 10.33917/es-4.170.2020.126-133

Современное государственное управление экономическим развитием требует безотлагательного реформирования в соответствии с институциональными требованиями новых технологического и мирохозяйственного укладов, переход к которым опосредован обострением мирового финансово-экономического кризиса. В статье рассматривается перспективная и отвечающая этим требованиям форма взаимоотношений государства и предприятий — контрактное закрепление встречных обязательств. Представлен подробный обзор недавно введенного в правовое поле инструмента — соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Предлагается дополнить существующий набор инструментов реализации стратегического планирования многосторонними специальными соглашениями — целевыми контрактами, в качестве сторон которых могут выступать не только публично-правовые образования и инвестирующие организации, но и банки, институты развития, учреждения образования и науки.

Источники:

1. Глазьев С.Ю. Доклад о глубинных причинах нарастающего хаоса и мерах по преодолению экономического кризиса [Электронный ресурс] // Сайт С.Ю. Глазьева. URL: https://glazev.ru/articles/11-analitika-i-prognozy/78774-doklado-glubinnykh-prichinakh-narastajushego-khaosa-i-merakh-popreodoleniju-jekonomicheskogo-krizisa.

2. Глазьев С.Ю. Управление развитием экономики: Курс лекций. М.: Изд-во Московского университета, 2019. C. 379.

3. Евстафьева Ю.В. Реформирование инструмента специального инвестиционного контракта // Экономические стратегии. 2020. № 1. С. 64–71. DOI: 10.33917/es-1.167.2020.64-71.

4. Евстафьева Ю.В. Опыт применения и совершенствования специального инвестиционного контракта // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 3. С. 152–167.

5. Денис Мантуров дал интервью об итогах года телеканалу «Россия-24» [Электронный ресурс] // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!denis_manturov_dal_intervyu_ob_itogah_goda_telekanalu_rossiya24.

Реформирование инструмента специального инвестиционного контракта

DOI: 10.33917/es-1.167.2020.64-71

В июле 2019 г. были внесены масштабные изменения в определяющий нормативно-правовые основания использования инструмента специального инвестиционного контракта (СПИК) Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». На данный момент разрабатывается пакет новых подзаконных актов федерального уровня, к пересмотру нормативной базы в сфере СПИК должны приступить и на местах. В статье анализируются ключевые изменения и отличия СПИК 2.0 от ранее использовавшегося варианта инструмента, приведены результаты четырехлетнего применения СПИК в предыдущей редакции. Ввиду того, что рассмотренные преобразования инструмента не только уточняют его содержание и совершенствуют процедуры применения, но и изменяют предметную направленность СПИК, можно говорить о происходящем в настоящее время комплексном реформировании инструмента

Источники:

1. Евстафьева Ю.В. Опыт применения и совершенствования специального инвестиционного контракта // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 3. С. 152–167.

2. Перечень инвестиционных проектов, реализация которых дает право субъектам деятельности в сфере промышленности на получение до 2025 г. финансовой поддержки в виде льгот по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах [Электронный ресурс] // Минпромторг России. URL: http://minpromtorg.gov.ru/opendata/7705596339-investprojects/data-20190801-structure-20170608.csv.

3. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О промышленной политике в Российской Федерации“ в части регулирования специальных инвестиционных контрактов» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72261398/

4. Chong-En Bai, Chang-Tai Hsieh, Zheng Michael Song. Special Deals with Chinese Characteristics. NBER Working Paper N 25839. Cambridge, 2019. URL: http://www.nber.org/papers/w25839.

5. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330651/

6. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 295-ФЗ «О внесении изменения в статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330666/

Система методологии и логика стратегического планирования

Номер 8. Мысли меняют мир
Система методологии и логика стратегического планирования

Мировое хозяйство — динамично развивающаяся система, в которой непрерывно происходят разного рода процессы, связанные как с взаимодействием, так и с противостоянием интересов различных участников в условиях глобализации, регионализации, экономической интеграции и конкуренции. Сегодня под действием как объективных, так и субъективных факторов претерпела изменения сама среда, изменился ход протекающих в ней процессов. В результате этого мировое хозяйство переживает сложные трансформации, а человечество — цивилизационный кризис. Мир входит в фазу турбулентности, хаоса, неустойчивости и неопределенности. Пути выхода из этой фазы пока не может предложить ни одна страна, в том числе и развитые страны. Из-за дисгармонии во взаимосвязи между научно-техническим прогрессом и духовным развитием человечества мир оказался на пороге глобальной катастрофы. Данная ситуация породила сложную проблему, которую мы планируем решить с позиций научного подхода. Считаем, что основная причина нарушения правильного хода событий, процессов и явлений кроется в несовершенной системе управления обществом, государством и мировым развитием в целом. Система управления сошла с естественного пути развития, оторвалась от канонов мироздания и универсальных законов Вселенной. Опираясь на новые знания, теории, концепции и технологии необходимо создать такую систему планирования, управления, которая обеспечит безопасность и гармоничное развитие системы «природа — общество — человек».

Стратегическое планирование — необходимое условие для развития жизнедеятельности современного общества

Номер 6. Обаяние недосягаемых вершин
Стратегическое планирование — необходимое условие для развития жизнедеятельности современного общества

Данной публикацией мы начинаем цикл статей о стратегическом планировании и создании гибкого многоуровневого механизма формирования целей и целеполагания. Авторы имеют многолетний научный и практический опыт в этой области и фокусируют внимание специалистов и лиц, ответственных за разработку документов стратегического планирования, на чрезвычайно важных проблемах и объективных причинах их возникновения для практической реализации положений Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Рекомендации к механизму взаимодействия локальных стратегий и их интеграции в рамках субъекта Федерации

Номер 6. Обаяние недосягаемых вершин
Рекомендации к механизму взаимодействия локальных стратегий и их интеграции в рамках субъекта Федерации

Взаимодействие Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) (далее — 172-ФЗ) и Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — 131-ФЗ) приводит к возникновению двух информационных потоков: нисходящего — от уровня Федерации «вниз» и восходящего — от муниципальных образований (МО) «вверх». Эти потоки встречаются на уровне субъекта Федерации. Автором предложены несколько сборочных схем, интегрирующих локальные стратегии в рамках стратегического планирования субъектов Федерации. Все эти схемы, хотя и опираются на определенный исторический опыт, носят несколько умозрительный характер. Их адаптация к управленческой практике — дело ближайшего будущего.

О проектировании стратегий в постиндустриальном нецифровом мире

Номер 8. Охота на учёных
О проектировании стратегий в постиндустриальном нецифровом мире

В статье на основе теоремы внутреннего времени предложен уточненный принцип эталонирования психогенных систем, отражающий определение сознания как свойства открытой нелокальной системы. Описан метод задания численного значения эталона длины как второй составляющей меры количества сознания. Показано, что любая система стратегического планирования и управления является производной от ее метрологической системы. Описана новая самосогласованная система методов проектирования стратегий, формирующая структуру технологий стратегического управления в нецифровом постиндустриальном мире.