Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «стратегическое планирование»


Стратегия пространственного развития: проблемы идентификации перспективных экономических специализаций субъектов РФ

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.176.2021.16-21

Стратегия пространственного развития (СПР) нуждается в коренной переработке, и первоочередные действия должны детализировать перспективные экономические специализации российских регионов. Методологические и содержательные пробелы активно обсуждаются аналитиками и академическим сообществом. При этом из внимания выпал факт отсутствия одного из субъектов РФ, в связи с чем детализация перспективных видов деятельности содержит всего 84 региона из 85. В представленном исследовании сделан количественный анализ перспективных экономических специализаций субъектов РФ на основе сопоставления данных СПР с классификатором ОКВЭД. Дана конструктивная критика применяемой системы идентификации отраслевой специализации субъектов РФ на основе выделения экономических видов деятельности. Сформулированы рекомендации о первостепенных мероприятиях в части идентификации отраслевой специализации российского государства. Результаты исследования подтверждают необходимость коренного пересмотра классификации отраслевой специализации субъектов РФ

 

Источники:

 

1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/docs/35733/

2. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. «Перспективная экономическая специализация» как новация политики регионального развития // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. № 6. С. 49–65. DOI: https://doi.org/10.24411/2071-6435-2019-10122.

3. Митрофанова И.В., Селютин В.В., Иванов Н.П. «Белые пятна» стратегии пространственного развития России: обсуждение проекта // Региональная экономика. Юг России. 2019. № 1. С. 42–55. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2019.1.4 .

Стратегический анализ развития образовательной сферы города Москвы в XXI веке

DOI: 10.33917/mic-1.96.2021.88-102

В контексте важнейших законодательных актов и документов стратегического планирования в России, национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации до 2030 года, анализируются состояние и перспективы развития образовательной сферы Москвы в ХХI в. Выявлены внешние и внутренние противоречия и вызовы развитию сферы образования в столице РФ, связанные с доминированием технократических и либерально – рыночных подходов к стратегическому планированию и управлению образованием в городе Москве. Обозначены в этой связи стратегические ориентиры и перспективы развития образования в московском мегаполисе в среднесрочной перспективе до 2024 г.

Источники:

1. Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ common/upload/library/2019/04/main/Budzhetnyy_prognoz_2036.pdf (дата обращения: 14.03.2020).

2. Вершинин С.И. Управление проектами в образовании. М.: Центр новых технологий, 2017. 39 с.

3. Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» – в редакции постановления Правительства Москвы от 27 марта 2018 г. № 233-ПП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/donm/documents/stateprogrammetropolitaneducation/view/214011220/ (дата обращения: 19.11.2020).

4. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/upload/photobank/ common/upload/programma_obrazovanie.pdf (дата обращения: 19.11.2020).

5. Гуськов Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие/Ю.В. Гуськов.  М.: Альфа-М, 2019. 448 с.

6. Зуева А.Н., Рябков О.А. Анализ системы общего, среднего и высшего професси­онального образования города Москвы // Вестник Московского государствен­ного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 3. С. 76-86.

Основы и методы формирования базы данных интеллектуальной собственности организаций

DOI: 10.33917/mic-5.94.2020.18-25

В современных экономических условиях предприятия, выпускающие наукоемкую продукцию, в своей деятельности опираются на имеющиеся у них компетенции, основанные на различных объектах интеллектуальной собственности. В данной связи конкурентоспособность наукоемких предприятий находится в прямой зависимости от эффективности использования объектов интеллектуальной собственности. Таким образом, возникает задача построения механизмов, позволяющих описать объекты интеллектуальной собственности наукоемкого предприятия и произвести их информационный анализ, что обосновывает актуальность формирования базы данных интеллектуальной собственности организации.

Источники:

 

1. Айвазян С.А., Бухштабер В.М., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика: классификация и снижение размерности. М.: Финансы и статистика, 1989.

2.  Айзерман М.А. Браверманн Э.М., Розоноэр Л.И. Метод потенциальных функций в теории обучения машин. М.: Наука, 1970.

3. Васильев С.А., Чурсин А.А. Конкуренция, инновации и инвестиции (нелинейный синтез). М.: Машиностроение, 2011.

4. Гарсиа-Молина Г., Ульман Дж., Уидом Дж. Системы баз данных. Полный. – Вильямс, 2003. 1088 с.

5. Емельянов В.В., Курейчик В.В., Курейчик В.М. Теория и практика эволюционного моделирования. М: Физматлит, 2003. 432 с.

6. Хемди А.Т. Введение в исследование операций. 7-е изд. М.: «Вильямс», 2007. С. 549-594.

7. Орлов А.И. Теория принятия решений: учебник. М.: Экзамен, 2006. 573 с.

8. Басакер Р., Саати Т. Конечные графы и сети. М.: Наука, 1974. 368 c.

9. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996. 271 с.

10. Мандель И.Д. Кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1988.

11. Васильев В.И. Распознающие системы. Справочник. 2-е изд. К.: Наукова думка, 1983. 424 с.

Развитие программно-целевого управления в России

DOI: 10.33917/mic-6.95.2020.5-20

Целью настоящей работы является подготовка предложений по дальнейшему развитию в Российской Федерации методологии и инструментов – целевого управления. В  статье  решены следующие вопросы: 1) в результате проведенного  анализа  отечественных и зарубежных научных  источников, а также нормативных  документов РФ в области стратегического планирования, сформулированы основные направления  его дальнейшего  совершенствования; 2) предложен  методический подход по разработке государственных программ экономического и социального развития страны; 3) обоснована целесообразность использования при оптимизации распределения ресурсов между альтернативными направлениями –  ветвями «дерева целей и задач» государственных программ коэффициентов относительной и абсолютной важности (взаимной полезности), а также  метода анализа иерархий (МАИ); 4) предложены  методы формирования информационной базы расчетов объемов ресурсного обеспечения мероприятий государственных программ (нормативов: удельных капитальных вложений, предельного расхода важнейших видов материальных ресурсов и удельной трудоемкости на единицу параметра, отражающего главное потребительское качество изделия).

Источники:

1. Демидова Л.Г., Климов С.М., Щербаковский Г.З., Антонов А.Г. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. СПб.: Знание. 2000. 230 с.

2.  Государственная автоматизированная информационная система «Управление». URL: https://gasu.gov.ru/infopanel?id=11847 (дата обращения: 24.11.2020).

3.  Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». URL: http://government.ru/rugovclassifier/849/events/ (дата обращения: 24.11.2020).

Сравнение методологий стратегического прогнозирования и планирования экономического развития в развитых странах и России

DOI: 10.33917/es-7.173.2020.24-31

Авторами рассмотрена организация стратегического планирования и прогнозирования пяти стран, принадлежащих к числу мировых экономических лидеров, — США, Великобритании, Германии, Франции, Японии и России. Выявлены ключевые особенности организации процесса стратегического планирования и стратегического   прогнозирования в указанных странах, а также дана краткая характеристика организационным парадигмам в рассматриваемой области. Цель статьи — определение возможностей заимствования в области методологии стратегического планирования и прогнозирования. Если в области технических методов прогнозирования проблем, связанных с заимствованием, не возникает, то в организационной области имеется ряд препятствий, определяемых различными факторами, выявленными авторами в ходе исследования. Сделан вывод, согласно которому перспективы развития стратегического планирования и прогнозирования в России лежат за пределами указанной сферы

Источники:

1. Константиновская Л.В. История развития прогнозирования. М.: Экономика, 2008.

2. Шахова Г.Я., Маненюк П.Л. Долгосрочное бюджетное прогнозирование в федеральных ведомствах США // Финансовый журнал. 2014. № 3.

3. National Planning Policy Framework [Электронный ресурс] // Ministry of Housing, Communities and Local Government. February 2019. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/6077/2116950.pdf.

4. Инновационная политика государства и стратегическое развитие городов в условиях кризиса: опыт Великобритании. Великобритания: Бирмингемский университет, 2009. 5. Сайт правительства Великобритании [Сайт]. URL: https://www.gov.uk/government/policies.

5. Перспективное бюджетное планирование в мировой практике [Электронный ресурс] // Studbooks.net. URL: http://studbooks.net/72341/ekonomika/perspektivnoe_byudzhetnoe_planirovanie_mirovoy_praktike.

Методический подход к управлению устойчивым развитием электроэнергетического комплекса России

В статье показан подход к организации взаимодействия государства, энергокомпаний и энергомашиностроительных компаний с целью устойчивого развития электроэнергетичекского комплекса России. Обоснована необходимость использования комплекса оценки и учета не только наилучших доступных технологий, но и наилучших доступных ресурсов, в т.ч. человеческих, при составлении стратегических планов развития предприятий.

Источники:

1. ГОСТ р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. ГОСТ р ИСО 50000-2012. Системы энергетического менеджмента. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. ГОСТ Р 55.0.01-2014/ИСО 55000:2014. Управление активами. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ №398-р от 19.03.2014 г. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Система экономики качества. М: Стандарты и качество, 2005. 182 с.

6. Воробьева Н.А. Роль промышленной политики в экономическом росте Японии // Известия Восточного института.    №13.  С. 23-32.

7. Гашо Е.Г. Предпосылки и приоритеты нового энергетического уклада / Е.Г. Гашо, В. С. Пузаков, М. В. Степанова //Новости теплоснабжения. 2015. № 9 (181). С. 9-12.

8. Зуев Ю.Ю. Основы создания конкурентноспособной техники и выработки эффективных решений / учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии». Москва, 2006.

9. Михеев Д.В. Построение и функционирование системы энергетического менеджмента промышленного предприятия для реализации концепции устойчивого развития / Михеев Д.В. Лозенок В.К. Сухарева Е.В., Шиндина Т.А.  /Экономические науки. 2018. № 163. С. 62-68.

Использование контрактных форм взаимодействия бизнеса и государства для реализации документов стратегического планирования

DOI: 10.33917/es-4.170.2020.126-133

Современное государственное управление экономическим развитием требует безотлагательного реформирования в соответствии с институциональными требованиями новых технологического и мирохозяйственного укладов, переход к которым опосредован обострением мирового финансово-экономического кризиса. В статье рассматривается перспективная и отвечающая этим требованиям форма взаимоотношений государства и предприятий — контрактное закрепление встречных обязательств. Представлен подробный обзор недавно введенного в правовое поле инструмента — соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Предлагается дополнить существующий набор инструментов реализации стратегического планирования многосторонними специальными соглашениями — целевыми контрактами, в качестве сторон которых могут выступать не только публично-правовые образования и инвестирующие организации, но и банки, институты развития, учреждения образования и науки.

Источники:

1. Глазьев С.Ю. Доклад о глубинных причинах нарастающего хаоса и мерах по преодолению экономического кризиса [Электронный ресурс] // Сайт С.Ю. Глазьева. URL: https://glazev.ru/articles/11-analitika-i-prognozy/78774-doklado-glubinnykh-prichinakh-narastajushego-khaosa-i-merakh-popreodoleniju-jekonomicheskogo-krizisa.

2. Глазьев С.Ю. Управление развитием экономики: Курс лекций. М.: Изд-во Московского университета, 2019. C. 379.

3. Евстафьева Ю.В. Реформирование инструмента специального инвестиционного контракта // Экономические стратегии. 2020. № 1. С. 64–71. DOI: 10.33917/es-1.167.2020.64-71.

4. Евстафьева Ю.В. Опыт применения и совершенствования специального инвестиционного контракта // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 3. С. 152–167.

5. Денис Мантуров дал интервью об итогах года телеканалу «Россия-24» [Электронный ресурс] // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!denis_manturov_dal_intervyu_ob_itogah_goda_telekanalu_rossiya24.

Реформирование инструмента специального инвестиционного контракта

DOI: 10.33917/es-1.167.2020.64-71

В июле 2019 г. были внесены масштабные изменения в определяющий нормативно-правовые основания использования инструмента специального инвестиционного контракта (СПИК) Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». На данный момент разрабатывается пакет новых подзаконных актов федерального уровня, к пересмотру нормативной базы в сфере СПИК должны приступить и на местах. В статье анализируются ключевые изменения и отличия СПИК 2.0 от ранее использовавшегося варианта инструмента, приведены результаты четырехлетнего применения СПИК в предыдущей редакции. Ввиду того, что рассмотренные преобразования инструмента не только уточняют его содержание и совершенствуют процедуры применения, но и изменяют предметную направленность СПИК, можно говорить о происходящем в настоящее время комплексном реформировании инструмента

Источники:

1. Евстафьева Ю.В. Опыт применения и совершенствования специального инвестиционного контракта // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 3. С. 152–167.

2. Перечень инвестиционных проектов, реализация которых дает право субъектам деятельности в сфере промышленности на получение до 2025 г. финансовой поддержки в виде льгот по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах [Электронный ресурс] // Минпромторг России. URL: http://minpromtorg.gov.ru/opendata/7705596339-investprojects/data-20190801-structure-20170608.csv.

3. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О промышленной политике в Российской Федерации“ в части регулирования специальных инвестиционных контрактов» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72261398/

4. Chong-En Bai, Chang-Tai Hsieh, Zheng Michael Song. Special Deals with Chinese Characteristics. NBER Working Paper N 25839. Cambridge, 2019. URL: http://www.nber.org/papers/w25839.

5. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330651/

6. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 295-ФЗ «О внесении изменения в статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330666/

Система методологии и логика стратегического планирования

Номер 8. Мысли меняют мир
Система методологии и логика стратегического планирования

Мировое хозяйство — динамично развивающаяся система, в которой непрерывно происходят разного рода процессы, связанные как с взаимодействием, так и с противостоянием интересов различных участников в условиях глобализации, регионализации, экономической интеграции и конкуренции. Сегодня под действием как объективных, так и субъективных факторов претерпела изменения сама среда, изменился ход протекающих в ней процессов. В результате этого мировое хозяйство переживает сложные трансформации, а человечество — цивилизационный кризис. Мир входит в фазу турбулентности, хаоса, неустойчивости и неопределенности. Пути выхода из этой фазы пока не может предложить ни одна страна, в том числе и развитые страны. Из-за дисгармонии во взаимосвязи между научно-техническим прогрессом и духовным развитием человечества мир оказался на пороге глобальной катастрофы. Данная ситуация породила сложную проблему, которую мы планируем решить с позиций научного подхода. Считаем, что основная причина нарушения правильного хода событий, процессов и явлений кроется в несовершенной системе управления обществом, государством и мировым развитием в целом. Система управления сошла с естественного пути развития, оторвалась от канонов мироздания и универсальных законов Вселенной. Опираясь на новые знания, теории, концепции и технологии необходимо создать такую систему планирования, управления, которая обеспечит безопасность и гармоничное развитие системы «природа — общество — человек».

Стратегическое планирование — необходимое условие для развития жизнедеятельности современного общества

Номер 6. Обаяние недосягаемых вершин
Стратегическое планирование — необходимое условие для развития жизнедеятельности современного общества

Данной публикацией мы начинаем цикл статей о стратегическом планировании и создании гибкого многоуровневого механизма формирования целей и целеполагания. Авторы имеют многолетний научный и практический опыт в этой области и фокусируют внимание специалистов и лиц, ответственных за разработку документов стратегического планирования, на чрезвычайно важных проблемах и объективных причинах их возникновения для практической реализации положений Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».