Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «стратегическое управление»


Статистика как недооцененный инструмент стратегического управления

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.50-59

Сегодня серьезные просчеты в управлении связаны с игнорированием статистики как мощного инструмента, позволяющего в условиях беспрецедентного роста информационных потоков и, в частности, неадекватной информации достаточно достоверно и полно анализировать тенденции и зависимости, а также прогнозировать социально-экономические явления и процессы. Более того, необходимо признать, что в настоящее время статистическая грамотность специалистов-аналитиков, а также чиновников, управленцев различного уровня, политиков и простых обывателей находится на уровне, не позволяющем качественно решать актуальные практические задачи статистического обеспечения процессов управления, правильно читать (интерпретировать) статистическую информацию. В этом контексте особое внимание необходимо уделять сохранению и постепенному восстановлению статистического образования и имиджа статистики в целом

Источники:

1. Семечкин А.Е., Пазюк Ю.В. Стратегическое управление: теория и практика. М.: СвР-Аргус, 2007. 305 с.

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2011. 400 с.

3. Карманов М.В., Карманов А.М. Статистика и управление в современной России // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 17. С. 89–94.

4. По данным Владимирстата [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://vladimirstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/ru/

statistics/population/

5. Оборонно-промышленный комплекс Владимирской области: текущая деятельность, проблемы развития [Электронный ресурс]. URL: http://federalbook.ru/files/OPK/Soderjanie/OPK-7/II/Vinogradov.pdf.

6. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учеб. для вузов. М., 1998. С. 11.

7. Государственные программы Российской Федерации [Электронный ресурс] // Портал госпрограмм РФ. URL: http://programs.gov.ru/Portal.

8. Основы социального управления: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Иванова. М., 2001. С. 81.

9. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: http://base.garant.ru/70684666.

10. Ажаханова Д.С. Современные подходы к стратегическому управлению // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. № 19. С. 16–18.

11. Башина О.Э., Ярных Э.А. Роль и место статистики в экономическом развитии общества // Вопросы статистики. 2010. № 8. С. 83–84.

12. Свекатовски Р. Форсайт — инструмент стратегического управления, поддерживающий трансфер знания между наукой и бизнесом // Сила систем. 2017. № 3(4). С. 24–26.

13. Водчиц Д.Г. Форсайт как современная методология стратегического планирования: Сб. работ 74-й научной конеренции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета / Отв. за выпуск С.Г. Берлинская. Минск: БГУ, 2017. С. 341–343.

14. Ханин Г.И. «Лукавая цифра» 30 лет спустя // Идеи и идеалы. 2018. № 2 (36). С. 139–163.

15. Салин В.Н. Состояние и перспективы развития статистической подготовки кадров финансово-экономического профиля // Вестник кафедры статистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Статистические исследования социально-экономического развития России и перспективы устойчивого роста: Материалы и доклады / РЭУ им. Г.В. Плеханова. М., 2017. С. 403–405.

16. Бессмысленная реформа статистики [Электронный ресурс]. URL: https://dailystorm.ru/vlast/bessmyslennayareforma-statistiki.

17. ВВП России в 2018 году: прогнозы и реальность [Электронный ресурс]. БанкиClub. 2018. 20 сентября. URL: https://bankiclub.ru/novosti/vvp-rossii-v-2018-godu-prognozyi-realnost/

18. О производстве валового внутреннего продукта (ВВП) в III квартале 2018 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d01/241.htm.

19. Росстат объявил о росте ВВП России в 2018 году на 2,3% [Электронный ресурс] // Росбалт. 2019. 4 февраля. URL: https://www.rosbalt.ru/business/2019/02/04/1761978.html.

20. Уровень жизни [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/

21. Какую пенсию получают депутаты Государственной думы [Электронный ресурс] // Государственная дума Федерального собрания РФ. URL: http://duma.gov.ru/news/27517/

22. Карманов М.В., Махова О.А. Развитие статистического образования в современной России: миф или реальность? // Вопросы статистики. 2017. № 7. С. 75–80.

23. За что уволен глава Росстата. Эксперт о нестыковках в статистике [Электронный ресурс] // Новости открытой России. URL: http://ru24ru.net/za-chto-uvolen-glava-rosstataekspert-o-nestikovkah-v-statistike/

24. Приказ Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337 (в ред. от 5 июля 2011 г.) «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования» [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ. URL: http://legalacts.ru/doc/prikazminobrnauki-rf-ot-17092009-n-337/

 

 

Российское законодательство как BigData

Номер 4. Пока гром не грянет...
Российское законодательство как BigData

Попытка построения в России правового государства привела к созданию весьма запутанной и неработоспособной юридической системы. Одни российские законы имеют советское, если не более раннее, происхождение, другие связаны с международным и зарубежным законодательством, третьи являются плодом мыслительной деятельности Государственной думы, а четвертые сочинены исполнительной властью или даже отдельными ее ветвями, поскольку существует также региональное и местное законодательство. В данной работе авторы анализируют российское законодательство, используя «коммунальное понимание» законов, то есть не проводя формального различия между собственно законами и нормативными актами, действующими на всей территории РФ и обязательными для исполнения.

Развитие механизма стратегического управления формированием и использованием продовольственных ресурсов

Номер 4. Поле превращения
Развитие механизма стратегического управления формированием и использованием продовольственных ресурсов

В статье рассматривается механизм стратегического управления продовольственными ресурсами региона как составляющая часть его экономической безопасности. Отражена динамика формирования основных продовольственных ресурсов Республики Мордовия.

О формировании системы стратегического управления модернизацией и развитием российской экономики

Номер 2. Вопросы почемучек
О формировании системы стратегического управления модернизацией и развитием российской экономики

Материал подготовлен в рамках разработки предложений РАН Президенту Российской Федерации В.В. Путину экспертной группой ученых-экономистов РАН в составе председателя совета директоров ОАО «НК „Роснефть“» академика А.Д. Некипелова, советника Президента РФ академика С.Ю. Глазьева, директора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН академика В.В. Ивантера и др. Основной акцент в статье сделан на необходимость создания системы стратегического управления, способной выявлять перспективные направления экономического роста, направлять деятельность государственных институтов развития и инструментов экономического регулирования на их реализацию.

Пружины неожиданностей

Стратегическое управление развитием внешней торговли в России

Номер 6-7. Пружины неожиданностей

Сложившаяся в России в период социально-экономических реформ модель внешней торговли, характеризуется преимущественной ориентацией на вывоз невосполнимых ресурсов и ростом импорта готовой продукции. Она не содержит потенциала развития, который бы позволил стране занять достойное место в международном разделении труда. Для решения указанных проблем необходимо применение методов стратегического управления и, в частности, индикативного планирования внешнеторговой деятельности в масштабах страны. Этому вопросу посвящена статья.

Стратегии развития территориальных кластеров

Номер 11. Пустая чаша

 По мнению автора статьи, крах многих перспективных проектов по развитию предприятий, отраслей и регионов состоит в том, что инструменты управленческого консультирования применяются без учета этапа жизненного цикла организации или кластера.