Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «государственные программы»


За пределами геополитической неопределенности. Вопросы стратегического планирования и структурной политики

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.64-71

Сейчас в литературе утвердилось мнение, что в силу санкционного воздействия произойдет частичная деградация произведенного и человеческого капитала. Компенсировать эти потери возможно за счет мер структурной политики и формирования драйверов роста. Поскольку в литературе нет единого определения драйвера роста, то автор дает собственное определение. Для осуществления успешной структурной политики необходима коррекция существующего механизма стратегического управления главным образом в области управления государственных программ и национальных проектов. В качестве драйверов роста рассмотрены области развития машиностроения, IТ-индустрии и туризма, поскольку упомянутые сферы обладают наибольшим мультипликативным эффектом. Сделан вывод о том, что наиболее перспективной областью является туризм.

 
Источники:
 
1. Гимпельсон В.Е. Человеческий капитал в эпоху санкций и контрсанкций: некоторые последствия его перераспределения // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 3(55). С. 234–238.

2. Прокопьев А.В. Долгосрочные тенденции экономического роста в России [Электронный ресурс]. CYBERLENINKA. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dolgosrochnye-tendentsiiekonomicheskogo-rosta-v-rossii

3. Уровень жизни россиян падает уже более 10 лет [Электронный ресурс]. Дзен. 2022. 18 ноября. URL: https://dzen.ru/a/Y3cwaLfI3z1z_b65

4. Глава АКРА оценил сроки возврата экономики к допандемийному уровню [Электронный ресурс]. РБК. 2022. 16 декабря. URL: https://www.rbc.ru/economics/16/12/2022/639b3ac49a794763

0774148c

5. Таиров Р. Bloomberg узнал о прогнозе «глубокой рецессии» в России в закрытом отчете для кабмина [Электронный ресурс]. Forbes. 2022. 5 сентября. URL: https://www.forbes.ru/finansy/476263-bloomberg-uznal-o-prognoze-glubokoj-recessii-vrossii-v-zakrytom-otcete-dla-kabmina

6. Симачев Ю., Акиндинова Н., Яковлев А. и др. Структурные изменения в российской экономике и структурная политика: Аналитический доклад. М.: НИУ ВШЭ, 2018. С. 29.

7. Диас Д. Основные движущие силы экономического роста [Электронный ресурс]. University of Sunderland. 2022. 2 ноября. URL: https://online.sunderland.ac.uk/the-main-drivers-of-economicgrowth

Использование метода анализа иерархий в государственном стратегическом планировании

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.5-25

Целью настоящей работы является подготовка предложений по дальнейшему развитию и практическому использованию в Российской Федерации методологии и инструментов программно-целевого управления. В  статье  решены следующие вопросы: 1) в результате проведенного  анализа  отечественных и зарубежных научных  источников, а также нормативных  документов РФ в области стратегического планирования, выявлены основные его  недостатки и сформулированы основные направления  дальнейшего  развития; 2) предложен  методический подход по разработке государственных программ экономического и социального развития страны на базе метода анализа иерархий; 3) приведен пример практического использования данного метода для решения задачи обоснования оптимальных размеров импортозамещения зарубежных комплектующих изделий для производства ближнемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета Super Jet 100.

Источники:

1. Индикативное планирование и проведение региональной политики /под ред. А.Б. Левинталя. М.: Финансы и статистика, 2007. 326 с.

2. Демидова Л.Г., Климов С.М., Щербаковский Г.З., Антонов А.Г. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. СПб.: Знание, 2000. 230 с.

3. Афонина И.А., Иванова О.Д., Панасевич О.Е. О конференции «Стратегическое планирование в условиях нарастания внешних угроз: необходимость мобилизации внутренних ресурсов для развития России» // Микроэкономика. 2014. № 6. С. 138-144.

4. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Возрождение планирования, уроки (политико-экономический дискурс // Проблемы теории практики управления. 2016. № 1. С. 8-18.

5. Бухвальд Е.М. Стратегический долгострой; виден ли итог? // ЭТАП. Экономическая теория, анализ, практика. 2017. № 6. С. 33-47.

Состояние и тенденции научно-технологического развития промышленности России

DOI: 10.33917/mic-1.96.2021.11-21

В статье дана оценка современного состояния научно-технологического развития промышленности России, определены тенденции его совершенствования. Показана динамика изменений структуры организаций, выполняющих исследования и разработки как по типам организаций, так и по секторам их деятельности. Как отрицательное явление отмечено понижение роли РАН в определении перспектив развития науки и техники. Проанализирована динамика изменений основных показателей инновационной деятельности за период 2010-2018 гг.

 

Источники:

1. О науке и государственной научно-технической политике [Электронный ресурс]: федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 31.07.2020). – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

2. О передаче прав на единые технологии [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25.12.2008 № 284-ФЗ (ред. на 6.12.2011). – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

3. О Фонде перспективных исследований [Электронный ресурс]: федеральный закон от 16.10.2012 № 174-ФЗ. – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

4. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

5. О промышленной политике в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. на 20.07.2020). – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

6. О доктрине развития российской науки [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 13.06.1996 № 884 (ред. от 23.02.2006). – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

7. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс]: письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 № Пр-576. – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

Развитие программно-целевого управления в России

DOI: 10.33917/mic-6.95.2020.5-20

Целью настоящей работы является подготовка предложений по дальнейшему развитию в Российской Федерации методологии и инструментов – целевого управления. В  статье  решены следующие вопросы: 1) в результате проведенного  анализа  отечественных и зарубежных научных  источников, а также нормативных  документов РФ в области стратегического планирования, сформулированы основные направления  его дальнейшего  совершенствования; 2) предложен  методический подход по разработке государственных программ экономического и социального развития страны; 3) обоснована целесообразность использования при оптимизации распределения ресурсов между альтернативными направлениями –  ветвями «дерева целей и задач» государственных программ коэффициентов относительной и абсолютной важности (взаимной полезности), а также  метода анализа иерархий (МАИ); 4) предложены  методы формирования информационной базы расчетов объемов ресурсного обеспечения мероприятий государственных программ (нормативов: удельных капитальных вложений, предельного расхода важнейших видов материальных ресурсов и удельной трудоемкости на единицу параметра, отражающего главное потребительское качество изделия).

Источники:

1. Демидова Л.Г., Климов С.М., Щербаковский Г.З., Антонов А.Г. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. СПб.: Знание. 2000. 230 с.

2.  Государственная автоматизированная информационная система «Управление». URL: https://gasu.gov.ru/infopanel?id=11847 (дата обращения: 24.11.2020).

3.  Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». URL: http://government.ru/rugovclassifier/849/events/ (дата обращения: 24.11.2020).