Страница автора: Юденко Марина Николаевна

Многоцелевой характер корпоративных строительных социально-экономических систем

DOI: 10.33917/mic-5.124.2025.94-102

Цель статьи – аргументировать необходимость взаимодействия корпоративной цели и процесса корпоративного целеполагания в крупных корпорациях. Обосновывается нелинейный характер иерархической структуры целей и многоцелевой характер корпоративных строительных социально-экономических систем. Сформулирован ряд основных методологических принципов целеполагания иерархических многоцелевых социально-экономических систем. Осуществлена классификация системных корпоративных целей верхних уровней иерархической строительной корпоративной целевой структуры. Результаты исследования показали, что построение структуры корпоративных целей строительных социально-экономических систем должно строиться на основе принципов иерархичности, согласованности функциональной и целевой структур, многоцелевого характера, полноты и независимости множества целей, их динамизма.

Источники:

1. Волошин А.В. Тренды, вызовы и угрозы глобальной трансформации в развитии социально-экономической системы: научная статья. Экономика и управление инновациями. 2023. № 1 (24). С. 34–49.

2. L’von Bertalanffy. General System Theory: Foundations, Development, Applications. New York: George Braziller, lnc., 1968. 289 p.

3. Жуков В.И., Ларионов И.К., Герасин А.Н. Экономические системы: государство и рынок: монография. Москва: Дашков и К°, 2019. 858 с.

4. Клейнер Г.Б. Системная экономика: шаги развития: монография. М.: Научная библиотека, 2021. 745 с.

5. Черкасская Г.В. Социально-экономические системы: сущность и проблемы исследований. Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2009. №3 (Экономика). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-sistemy-suschnost-i-problemy-issledovaniy

6. Федосеев И.В., Юденко М.Н. Перспективы развития корпоративной социальной ответственности в строительном бизнесе/ Микроэкономика. 2025. № 3. С. 77–85. DOI: 10.33917/mic-3.122.2025.77-85

Перспективы развития корпоративной социальной ответственности в строительном бизнесе

DOI: 10.33917/mic-3.122.2025.77-85

Цель статьи – изучение концепции корпоративной социальной ответственности (КСО) в строительной сфере. Проведение сравнительного исследования с использованием методологии изучения конкретных случаев деятельности на принципах КСО в России и зарубежных странах позволяет установить контекст для понимания как социальная ответственность воспринимается и применяется на практике в строительстве. Результаты показали, что строительные компании осознают растущую важность КСО, но существуют проблемы, ограничивающие данный процесс. Авторы пришли к выводу, что несмотря на различия в подходах, которые организации используют в отношении направлений развития социальной ответственности, социальная ориентация стала значимым фактором для инициатив корпоративной социальной ответственности в России. Предложены направления развития корпоративной социальной ответственности.

Источники:

1. Бодрунов С.Д., Глазьев С.Ю. Закономерности формирования основ ноономики как грядущего общественного устройства: знать и действовать: монография. СПб.: ИНИР им. С.Ю.Витте, Москва: Центркаталог, 2023. 340 с.

2. Milton FriedmanA Friedman Doctrine – The Social Responsibility of Business Is to Increase Its Profits. The New York Times. URL:   https://www.nytimes.com/1970/09/13/archives/a-friedman-doctrine-the-social-responsibility-of-business-is-to.html

3.  Arynova Z.A., Deborah De Moortel.  Foreign and domestic practice of implementing the principles of socially responsible business. Bulletin of the Innovative University of Eurasia. 2023. № 89 (1). pp. 53-63.

4. Асаул А.Н. Новая философия предпринимательства – корпоративная социальная ответственность. Корпоративное управление.  2014. №4. С.30-37.

5. Удальцова Н. Л., Щербина П.Л. Социальная ответственность бизнеса: внедрение и воздействие на управление компанией. Лидерство и менеджмент.  2024.  Т. 11, № 1.  С. 265-280.

Опыт внедрения принципов клиентоцентричности в регионах России

DOI: 10.33917/mic-3.116.2024.81-89

Актуальность исследования обусловлена необходимостью перехода государственного управления и процесса оказания государственных функций и услуг к клиентоцентричной модели, основанной на обеспечении эффективного взаимодействия государства, общества и бизнеса. Проанализирован опыт внедрения клиентоцентричного подхода в ряде регионах России. Авторы пришли к выводу, что несмотря на имеющиеся стандарты и требования по внедрению клиентоцентричного подхода в государственном и муниципальном управлении, регионы самостоятельно определяют действия по реализации указанных требований. Предложены рекомендации, направленные на переосмысление государственного управления и повышение его эффективности.

Источники:

1. Стандарты клиентоцентричности [Электронный ресурс].  Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/gosudarstvo_dlya_lyudey/standarty_klientocentrichnosti/

2. Методические рекомендации по клиентоцентричной трансформации кадровой службы региональных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL:  https://irkobl.ru/sites/digital/working/klientocentrichnost/baza_znanii/metod_doc/Метод_рекомендации_по_трансформации_кадровых%20служб_РОИВ.pdf

3. Рогозин Д.М., Солодовникова О.Б. Клиентоориентированная оценка эффективности государственных услуг. Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2021. № 4. С. 79-96. DOI:10.51692/1994-3776_2021_4_79.

4. Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Клиентоцентричность государственного контроля: оценка граждан. Вопросы государственного и муниципального управления.  2022.  № 3.  С. 38-60.

Финансовая стратегия устойчивого развития строительной организации

DOI: 10.33917/mic-5.112.2023.48-56

Сформулировано понятие устойчивого развития строительной организации. Предложен подход к решению вопросов стратегического планирования и управления, основанный на системном анализе взаимосвязи устойчивого развития, финансового потенциала и финансовой доступности. Представлено видение авторов на финансовый потенциал как на динамическую характеристику, определяющую качественную и количественную оценку строительной организации с точки зрения объемов, привлекательности и рисков инвестирования. Обоснованы необходимость учета и методы оценки финансовой доступности на корпоративном уровне.

Источники:

1. Шуклов Л.В. Управление развитием предприятий. М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 200 с.
2. Нельсон Ричард Р., Уинтер Сидней Дж. Эволюционная теория экономических изменений / Пер. с англ. М.: Дело, 2002. 536 с.
3. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития (под руководством Гро Харлен Брундтланд) «Наше общее будущее». URL:https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf
4. Бабкина Л.Н., Скотаренко О.В. Экономическая устойчивость процессов в арктических регионах России // Микроэкономика. 2023. № 2. С. 82–92.
5. Бачуринская И.А., Юденко М.Н. Устойчивое развитие жилищного строительства в России: проблемы и перспективы / Актуальные вопросы развития современной науки: теория и практика. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2019 год. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. С. 6-9.
6. Чепаченко, Н.В., М.Н. Юденко, Palicki Slavomir. Методологические аспекты исследования, измерения и оценки потенциала развития строительных организаций // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2018. №3 (33). С. 82–91.
7. Исследование потенциала роста и развития строительных организаций на рынке недвижимости: монография // И.В. Федосеев, М.Н. Юденко, Н.В. Чепаченко, W.B. Waldemar, А.А. Салов, С.А. Николихина, Н.А. Половникова / Под ред. И.В. Федосеева. СПб.: СПбГЭУ, 2018. 103 с.
8. Jay Barney. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage // Journal of Management. 1991. Vol.17. №1. С.99-120.
9. Макаров Д.А., Федосеев И.В. Финансовый потенциал строительного комплекса России: понятие, анализ и пути повышения // Строительный комплекс: экономика, управление, инвестиции: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 16. / редкол.: И.В. Федосеев [и др.]. Изд-во СПбГЭУ, 2022. С.5-12.
10. Raghuram G. Rajan, Luigi Zingales. Financial dependence and growth. NBER, Working Paper 5758. Cambridge, MA 02138. September 1996.

Развитие государственного регулирования жилищной сферы: методы и цифровые решения

DOI: 10.33917/mic-3.110.2023.29-36

Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития государственного регулирования жилищной сферы через наиболее эффективные методы и цифровые решения, направленные на обеспечение доступности жилья для населения и улучшение условий проживания граждан.

Подробно проанализированы методы регулирования жилищной сферы, связанные с государственной финансовой поддержкой определенных категорий участников жилищных отношений. В связи с этим, отмечена необходимость цифровизации жилищной сферы и трансформации производственных отношений и процедур, направленных на создание цифровой экосистемы. Наиболее значимыми для развития методов регулирования жилищной сферы в контексте цифровизации выделены Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства и портал Госуслуг. На базе анализа существующих методов и цифровых решений сделан вывод о необходимости формирования комплексных цифровых технологий и сглаживания различий в темпах цифровизации жилищной сферы в мегаполисах и иных городах.

Источники:

1.Предоставление гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/zhilishhnye_usloviya

2.Оценка деловой активности застройщиков жилья. URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/analytics/polls/

3.Долевое многоквартирное строительство в РФ. URL:https://xn--d1aqf.xn--p1ai/analytics/housing-construction/

4.Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102431687&rdk

5.Ботарева Е.А. Совершенствование отрасли жилищно-коммунального хозяйства с помощью ГИС ЖКХ // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2022.  № 1-1.  С. 10-12.  

Современные инструменты регулирования инвестиций в недвижимость

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.57-63

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска решения проблемных вопросов формирования приоритетных инструментов регулирования инвестиций в недвижимость.  Изучен опыт, факты и исследования ученых и практиков применения механизмов инвестирования на рынке недвижимости от теоретических подходов до прикладных идей их моделирования.  Предложена систематизация современных инструментов инвестирования в недвижимость, раскрыты преимущества и недостатки, дана оценка перспективы их применения на рынке недвижимости.

Modern instruments for regulating real estate investments

Стратегические траектории развития промышленного комплекса Республики Таджикистан

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.46-51

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска решения проблемных вопросов формирования приоритетных стратегических ориентиров развития предприятий промышленного комплекса Республики Таджикистан. Определена необходимость поиска путей формирования и реализации приоритетных стратегических ориентиров развития предприятий промышленного комплекса Республики Таджикистан, в том числе за счет наращивания инновационного потенциала. Предложена систематизация приоритетных стратегических ориентиров экономического развития промышленного комплекса республики, отражающая взаимосвязь с целевыми ориентирами достижения стратегических и национальных задач развития промышленности Таджикистана.

1. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. Душанбе, 2016. 88 с. URL: https://www.mewr.tj/wp-content/uploads/files/National%20Development%20Strategy-2030_ru.pdf

2. Юденко М.Н., Воронина Е.В., Михайлова М.В. Модели и сценарии развития социально-экономических систем // Микроэкономика. 2021.  № 4. С. 5-11.

3. Стратегия инновационного развития Республики Таджикистан на период до 2020 года. URL: https://ncpi.tj/wp-content/uploads/2020/02/руси.pdf

4. Ардзинов В.Д., Чепаченко Н.В., Леонтьев А.А. Прорывные технологии: новые ориентиры развития экономики и общества //Экономика и управление. 2020. 26(11).  С.1227-1235. URL: https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-11-1227-1235

5. Rostov W. W.  The stages of economic growth //Economic History. Review. 1959. 12(1). pp. 1-16.

6. Кочетков С.В.  Инновационный потенциал промышленного предприятия: монография. СПб.: СПбГУЭФ, 2011. 248 с.

7. Юденко М.Н., Гончарова М.С., Гоибов К.А. Роль производственного потенциала в формировании инвестиционной привлекательности региона // Вестник факультета Управления. 2019. № 6. С.82-88.

Инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга как его конкурентное преимущество

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.94-101

Цель статьи определена необходимостью выявить виды деятельности, инвестирование в которые обеспечит интенсивный путь развития Санкт-Петербурга. Выполнен анализ конкурентных преимуществ инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга на основе положений Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года и оценок национальных рейтингов регионов. Дано авторское определение инвестиционной привлекательности региона, представляющее конкурентные преимущества региона как возможность инвестирования в виды деятельности, обеспечивающие интенсивный путь развития региона. Предложены направления инвестирования средств в формирование конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга.

Investment attractiveness of Saint Petersburg as its competitive advantage

 

Источники:

1. Идрисов Г.И., Мау В.А., Божечкова А.В. В поисках новой модели роста. Вопросы экономики. 2017. № 12. С. 5-23. 

2.   Юденко М.Н., Воронина Е.В., Михайлова М.В. Модели и сценарии развития социально-экономических систем. Микроэкономика. 2021.  №4. С. 5-11. doi: 10.33917/mic-4.99.2021.5-11.

3.   Агаева Л.К. Инвестиционная привлекательность региона: учебное пособие / Л.К. Агаева, В.Ю. Анисимова. Самара: Издательство Самарского университета, 2018. 72 с.

4.   Закирова Э.Р. Экономическое содержание категории «инвестиционная привлекательность. Вестник Воронежского гос. ун-та инженерных технологий.  2016.  № 2.  С. 327-333.  

5.   Гришина И.В., Шахназаров А.Г., Ройзман И.И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей. Инвестиции в России.   2001.  4(75).   С. 5-16.

6.   Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.10.2019 г. №740. Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

Цифровая трансформация в контексте социально-экономического развития регионов: проблемы и перспективы

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.65-74

В статье обозначена цель исследования, состоящая в определении наиболее актуальных проблем цифровой трансформации на региональном уровне. Представлено краткое описание стратегий цифровой трансформации нескольких субъектов РФ, различающихся по уровню социально-экономического развития. Проведен сравнительный анализ регионов по шести обязательным направлениям цифровизации. Сделан вывод о необходимости создания соответствующей инфраструктуры, включающей новые модели взаимодействия бизнеса, научных организаций, органов власти и, как следствие, формирование высокого уровня доверия населения к надежности и безопасности цифровой инфраструктуры.

Источники:

1. Воронина Е.В., Ушакова Е.В., Фугалевич Е.В. Цифровая трансформация деятельности органов власти региона как форма смягчения кризиса // Креативная экономика. 2022. Том 16.  № 1.  С. 37. doi: 10.18334/ce.16.1.114146.

2.  Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Э.В., Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам.  М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. С. 37-38.

3. Печаткин В.В., Вильданова Л.М. Уровень цифровизации видов экономической деятельности как фактор их конкурентоспособности в условиях пандемии // Вопросы инновационной экономики.  2021.  Том 11.  № 1.  С. 48.

4. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203. URL:  http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919

5. Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт-Петербурга: Расширенное заседание Президиума Совета по стратегическому развитию и проектной деятельности в Санкт-Петербурге, протокол № 6 от 25.08.2021 г. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/protokolrasshirennogozasedaniyasoveta25082021.pdf

Прикладные аспекты исследования ресурсного потенциала организаций строительного комплекса

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.66-74

Цель статьи определена необходимостью исследования ресурсного потенциала и его влияния на рост и развитие строительных организаций. В статье определено, что эффективность применяемых ресурсов в деятельности организаций строительного комплекса является резервом развития потенциала строительства как вида экономической деятельности и стимулирует к конкретным действиям по выполнению национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни». Сформулирована гипотеза о том, что идентификация видов потенциала роста и развития организаций строительного комплекса как экономической системы, приобретает реальный смысл только тогда, когда есть возможность адекватного измерения параметров роста и развития экономической системы. Предложены признаки идентификации параметров измерения роста экономики строительных организаций, которые отражают количественные и качественные характеристики   роста их экономики. Расширены виды потенциала, определяющие функционирование и развитие строительных организаций за счет дополнения существующей классификации потенциалом административной трансформации в строительстве. Выделение потенциала административной трансформации в самостоятельный вид ресурсного потенциала обосновано с точки зрения его влияния на весь ресурсный потенциал строительной организации и существующим предпосылками в сфере строительства.

Источники:

1. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. 5-е изд.  Питер, 2018.  762 с.

2. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/edinyy_plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2024_goda_i_na_planovyy_period_do_2030_goda.html.html