Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Россия»


Распад СССР в свете фрактальной цикличности истории России

DOI: https://doi.org/10.33917/es-5.185.2022.114-119

В статье предлагается подход к проблеме распада СССР в рамках междисциплинарного направления мегаистории и глобальной эволюции, где сам распад СССР явился бифуркацией масштабной инвариантности истории производящей экономики. Ее завершающий мировой цикл дает картину периодов, полностью совпадающую с письменной историей Древней Руси — Российской империи — СССР.

Источники:

1. Кузык Б.Н., Агеев А.И., Доброчеев О.В., Куроедов Б.В., Мясоедов Б.А. Россия в пространстве и времени (история будущего). М.: ИНЭС, 2004. 336 с.

2. Кульпин Э.С. Генетические коды цивилизаций. Социоестественная история. Генезис кризисов природы и общества в России / Под ред. Э.С. Кульпина. Вып. 4. М.: Московский лицей, 1995. С. 32–35.

3. Кульпин Э.С. Социоестественная история. От метода — к теории, от теории — к практике. Волгоград: Учитель. 2014.

4. Гридчин И.В. Социоестественная история как мегацикл истории человечества // История и современность. 2017. № 1. С. 177–183.

5. Гридчин И.В. Троичный ритм фаз социальной мегаистории. Его прикладное значение для системного анализа и прогнозирования. Эволюция. Паттерны эволюции. Волгоград: Учитель, 2018. С. 139–156.

6. Кульпин Э.С. Золотая Орда: судьбы поколений. Вып. XXVIII. М.: ИНСАН, 2006. (Серия: Социоестественная история. Генезис кризисов природы и общества в России.)

7. Бжезинский З. Соединенные Штаты превыше всего. Международные последствия 1989 года // Независимая газета. 1999. 24 ноября.

8. Булкин В.А., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Археологические памятники Древней Руси IX–XI веков. Л.: ЛГУ, 1978.

9. Гридчин И.В. Распад СССР // Природа и человек. XXI век. 2017. № 4. С. 19–22.

10. Славкина М.В. Триумф и трагедия. Развитие нефтегазового комплекса СССР в 1960–1980-е годы. М.: МАКС-Пресс, 2002.

Энергоинформационный космизм России

DOI: https://doi.org/10.33917/es-5.185.2022.60-65

Земля и космос — фрактальные партнеры миросистемы, структурные, функциональные свойства и характеристики которых подобны. Они в равной степени подчиняются общим законам жизнедеятельности и циклического развития, взаимной трансформации вещества, энергии и информации, порождая в процессе взаимодействия и эволюции общие пространственно-временные категории, общие материальные, биофизические и ноосферные образования.

Источники:

1. Фурса Е.Я. Мироздание — мир волн, резонансов и… ничего более. Мн.: УниверсалПресс, 2007. 480 с.

2. Циолковский К.Э. Путь к лучистому Человечеству // Химия и жизнь. 1977. № 1.

3. Чижевский А.Л. Земля и Космос. Земное эхо космических бурь. М.: Академический проект, 2015. 272 с.

4. Бушуев В.В., Копылов И.П. Энергокосмизм России. М.: Энергия, 2003. 140 с.

5. Бушуев В.В. Энергия и судьба России. М.: Энергия, 2014. 292 с.

6. Бушуев В.В., Клепач А.Н., Первухин В.В. Циклы российской (восточно-евразийской) цивилизации. М.: Энергия, 2020. 102 с.

7. Тулупов А.В. Род Севера. Русские гиперборейцы. М.: Алгоритм, 2013. 528 с.

8.Доброчеев О.В. Механика очень больших систем природы, жизни и разума. М.: ТЭИС, 2019.

9. Иванов Ю.Н. Ритмодинамика. М.: Энергия, 2007. 221 с.

10. Бушуев В.В. Основы энергологии. М.: Энергия, 2020.

11. Казначеев В.П. Мысли о будущем. Интеллект, голографическая Вселенная Козырева. Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2008. 192 с.

12. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М.: Мысль, 1995. 766 с.

13. Клепач А.Н., Доброчеев О.В. Ансамбль экономических волн или турбулентная гипотеза экономики // Философия хозяйства. 2015. № 6. С. 180–191.

14. Балакшин О.Б. Гармония саморазвития в природе и обществе: подобие и аналогии. М.: URSS; Изд-во ЛКИ, 2008. 341 с.

Крах доллара: проектирование действий России в условиях глобального экономического коллапса

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.184.2022.56-69

Мир много раз пугали крахом доллара. Пока страхи  взаимосвязанного с судьбой доллара глобального экономического коллапса оказались сильно преувеличены. Однако отсутствуют весомые гарантии того, что этого в соответствующих условиях не произойдет. Возможны варианты атлантически спланированного обрушения доллара с его  заменой на синтетический финансовый инструмент или цифровую валюту, в чем-то аналогичную биткоину. COVID-19 дополнительно актуализировал эту проблему. России необходимо отказаться от иллюзий и быть готовой обеспечить экономическую устойчивость политического режима в условиях особого периода как проявления мировой валютно-экономической войны всех против всех на определенном этапе катастрофы в ожидании, пока основные акторы все-таки договорятся о совместных действиях. При этом в рядах наших геополитических партнеров-конкурентов есть много желающих любыми способами решить свои экономические и другие проблемы именно за счет России. Поэтому макроэкономические меры, которые должна будет принять Россия в случае мирового краха доллара, по жесткости могут превосходить тот сценарий, который авторы сформулировали в настоящей статье.

Источники:

1. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Ильин Н.И., Сушко Е.Д. Национальная безопасность России [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2020. № 5. С. 6–23. DOI: 10.33917/es-5.171.2020.6-23.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Coronavirus superstrategy: мировая проекция финансовой модели catastrophe just-in-time для выхода из кризиса на новую геоэкономическую нормальность [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2020. № 4. С. 6–19. DOI: 10.33917/es-4.170.2020.6-19.

3. На пороге монетарной кульминации [Электронный ресурс] // Livejournal. Spydell. 2021. 25 августа. URL: https://spydell.livejournal.com/699002.html.

Школы управления в России в ХХ веке: к истории вопроса

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.126-137

В исследованиях по истории управленческой мысли недостаточно полно освещены вопросы развития школ управления в России в ХХ в. и не названы многие ученые, стоявшие у истоков научных школ и организаций, в рамках которых они возникли. Выдвинуты гипотезы о том, как исследователи в последние 30 лет сделали попытку изучения школ управленческой мысли в ХХ в. в различных организациях, прежде всего в университетах. Используются нарративный, сравнительный и исторический методы исследования. Показаны основные школы управления в России в ХХ в., их истоки, эволюция, вдохновители и лидеры, а также их основные научные труды. Остается неизученным вопрос о научных школах двух величайших мегапроектов, успешно реализованных в СССР, — атомного и космического. Делается вывод, что в России на протяжении ХХ в. шло развитие управленческой мысли, однако описать целостную картину эволюции научных школ управления в настоящее время крайне сложно.

Источники:

1. Безбородова М.А. Зарубежные научные школы в психологии: Учеб. пособие. М.: Московский педагогический государственный университет, 2020.

2. Научные школы Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского (Военного авиационного технического университета): история развития и современное состояние: издано к 80-летию ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского (ВАТУ). М.: Академия авиации, 2000.

3. Научные школы Московского государственного технического  университета имени Н.Э. Баумана. История развития. 2-е изд. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005.

4. Запарий В.В. Научные школы Уральского федерального университета: Энциклопедия. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2020.

Стратегическое планирование и промышленная политика на современном этапе циклического мирохозяйственного развития

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.40-51

В статье обосновывается адекватность сетевой промышленной политики технологическим и социально-экономическим вызовам современной эпохи становления VI технологического уклада (второго этапа третьего технологического мегацикла). Учитывая тот факт, что на данном этапе технологические и отраслевые приоритеты национального экономического развития могут быть сформулированы более четко (по сравнению с предыдущим этапом технологического мегацикла), одним из ключевых элементов промышленной политики является стратегическое планирование. Сделан вывод о том, что в России с 2000-х годов идет процесс формирования национальной системы стратегического планирования, ускорившийся после событий 2014 г. Вместе с тем показан его противоречивый характер, обусловливающий невысокую результативность реализации стратегических документов. Это в свою очередь существенно снижает вероятность того, что в XXI в. Россия сможет стать одним из мировых экономических лидеров.

Источники:

1. Толкачев С.А., Тепляков А.Ю. Концепция отраслевого распространения базисных технологий: новый технологический мегацикл // Экономист. 2020. № 1. С. 25–35.

2. Толкачев С.А., Тепляков А.Ю. Технологический мегацикл и промышленная политика // Экономист. 2021. № 1. С. 43–54.

3. Глазьев С.Ю. Мирохозяйственные уклады в глобальном экономическом развитии // Экономика и математические методы. 2016. № 2. С. 3–29.

4. Айвазов А.Э., Беликов В.А., Романова А. Эволюция мировой денежно-валютной системы в процессе смены мирохозяйственных укладов // Экономист. 2019. № 7. С. 40–53.

5. Толкачев С.А., Тепляков А.Ю. Концепция циклической последовательности распространения базисных технологий в экономике и онтологическая обусловленность теорий индустриального общества // Экономическое возрождение России. 2019. № 4. С. 19–36.

О катастрофическом увеличении смертности и мерах по сбережению народа в России

DOI: https://doi.org/ 10.33917/es-5.179.2021.6-15

Как получилось, что в России в отличие от других стран при коронавирусной пандемии на рекордную величину возросла общая смертность и в наибольшей мере сократились доходы и потребление населения? Дело здесь в том, что кризис, возникший по причине коронавирусной пандемии, совершенно не похож на предшествующие кризисы. Он выдвигает на первый план дилемму: использовать ли силы и средства для недопущения экономического спада при меньших затратах на антикризисные мероприятия или сконцентрироваться на сохранении жизни людей при минимизации дополнительной смертности и поддержании реальных доходов населения? Каждая страна в зависимости от целевых установок, сложившихся условий и возможностей выбирает свою «золотую середину». Во многих случаях такой выбор не является до конца осознанным, так как не удается сколько-нибудь точно прогнозировать даже на ближайшую перспективу. Решения приходится принимать по ходу дела, ориентируясь на ситуацию и оценивая вероятность тех или иных событий, в том числе с учетом опыта других стран по борьбе с пандемией.

Источники:

1. Механизмы стимулирования сверхбыстрого роста: мировая практика / Под ред. проф. Я.М. Миркина. М.: Магистр, 2018. 480 c.

2. Финансовые рынки Евразии: устройство, динамика, будущее / Под ред. проф. Я.М. Миркина. М.: Магистр, 2017. 384 с.

О катастрофическом увеличении смертности и мерах по сбережению народа в России

DOI: https://doi.org/ 10.33917/es-5.179.2021.6-15

Как получилось, что в России в отличие от других стран при коронавирусной пандемии на рекордную величину возросла общая смертность и в наибольшей мере сократились доходы и потребление населения? Дело здесь в том, что кризис, возникший по причине коронавирусной пандемии, совершенно не похож на предшествующие кризисы. Он выдвигает на первый план дилемму: использовать ли силы и средства для недопущения экономического спада при меньших затратах на антикризисные мероприятия или сконцентрироваться на сохранении жизни людей при минимизации дополнительной смертности и поддержании реальных доходов населения? Каждая страна в зависимости от целевых установок, сложившихся условий и возможностей выбирает свою «золотую середину». Во многих случаях такой выбор не является до конца осознанным, так как не удается сколько-нибудь точно прогнозировать даже на ближайшую перспективу. Решения приходится принимать по ходу дела, ориентируясь на ситуацию и оценивая вероятность тех или иных событий, в том числе с учетом опыта других стран по борьбе с пандемией.

On Catastrophic Increase in Mortality and Measures to Save the People in Russia

О катастрофическом увеличении смертности и мерах по сбережению народа в России

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.178.2021.6-13

Как получилось, что в России в отличие от других стран при коронавирусной пандемии на рекордную величину возросла общая смертность и в наибольшей мере сократились доходы и потребление населения? Дело здесь в том, что кризис, возникший по причине коронавирусной пандемии, совершенно не похож на предшествующие кризисы. Он выдвигает на первый план дилемму: использовать ли силы и средства для недопущения экономического спада при меньших затратах на антикризисные мероприятия или сконцентрироваться на сохранении жизни людей при минимизации дополнительной смертности и поддержании реальных доходов населения? Каждая страна в зависимости от целевых установок, сложившихся условий и возможностей выбирает свою «золотую середину». Во многих случаях такой выбор не является до конца осознанным, так как не удается сколько-нибудь точно прогнозировать даже на ближайшую перспективу. Решения приходится принимать по ходу дела, ориентируясь на ситуацию и оценивая вероятность тех или иных событий, в том числе с учетом опыта других стран по борьбе с пандемией.

Стратегический анализ развития образовательной сферы города Москвы в XXI веке

DOI: 10.33917/mic-1.96.2021.88-102

В контексте важнейших законодательных актов и документов стратегического планирования в России, национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации до 2030 года, анализируются состояние и перспективы развития образовательной сферы Москвы в ХХI в. Выявлены внешние и внутренние противоречия и вызовы развитию сферы образования в столице РФ, связанные с доминированием технократических и либерально – рыночных подходов к стратегическому планированию и управлению образованием в городе Москве. Обозначены в этой связи стратегические ориентиры и перспективы развития образования в московском мегаполисе в среднесрочной перспективе до 2024 г.

Источники:

1. Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ common/upload/library/2019/04/main/Budzhetnyy_prognoz_2036.pdf (дата обращения: 14.03.2020).

2. Вершинин С.И. Управление проектами в образовании. М.: Центр новых технологий, 2017. 39 с.

3. Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» – в редакции постановления Правительства Москвы от 27 марта 2018 г. № 233-ПП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/donm/documents/stateprogrammetropolitaneducation/view/214011220/ (дата обращения: 19.11.2020).

4. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/upload/photobank/ common/upload/programma_obrazovanie.pdf (дата обращения: 19.11.2020).

5. Гуськов Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие/Ю.В. Гуськов.  М.: Альфа-М, 2019. 448 с.

6. Зуева А.Н., Рябков О.А. Анализ системы общего, среднего и высшего професси­онального образования города Москвы // Вестник Московского государствен­ного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 3. С. 76-86.

К вопросу об идеологии России

DOI: 10.33917/es-1.175.2021.110-113

Вопрос идеологии для России прочно вошел в политическую мысль страны. Разброс мнений: от идеи, что Россия — это просто торговое предприятие и никакой идеи ей не надо, до того, что Россия — это империя и должна вести себя по-имперски. Что ж, ставшее расхожим утверждение Платона «идеи правят миром», можно только усилить — это не мысли принадлежат нам, а мы принадлежим мыслям.

Началом было Слово. Ведь все сущее имеет свою суть — идею, выражение которой, иначе говоря — слово, и порождает существование этого сущего