Моделирование концептуальных принципов формирования энергетической стратегии потребления природного газа промышленными предприятиями

DOI: 10.33917/mic-5.94.2020.26-38

Исследование методических и методологических аспектов управления экономическими процессами позволило авторам определить основные концептуальные принципы формирования энергетической стратегии использования природного газа на промышленных предприятиях и распределить их по группам. В представленной статье приводится авторская классификация системы принципов формирования энергоэффективной стратегии использования природного газа на промышленном предприятии, дан анализ рассмотренных принципов по данной проблематике, что позволило объединить их в следующие целевые группы: организационно-экономическую, финансовую, эколого-технологическую, методологическую и специфическую. Авторы предлагают, формулируют и обосновывают два новых специфических принципа формирования энергетической стратегии: принцип рискозащенности энергетической стратегии и принцип реорганизации энергетических цепочек потребления природного газа на предприятии. Для большинства представленных принципов разработаны регрессионные модели для их количественной оценки. Делаются выводы относительно предложенной классификации принципов, согласно которой все принципы обладают одинаковой значимостью при реализации энергетической стратегии и должны реализовываться и исследоваться одновременно.

Источники:

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Д. Аакер; пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. СПб.: Питер, 2011. 496 с.

2. Михайлов С. А. Место стратегии энергосбережения в стратегии социально-экономического развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 22–30.

3. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. № 1715–р). – Доступ из справочно- правовой системы «КонсультантПлюс».

Роль горнодобывающей отрасли в экономике Узбекистана и совершенствование ее налогообложения (на примере Навоийского горно-металлургического комбината)

DOI: 10.33917/mic-5.94.2020.39-43

В статье проанализирована деятельность Навоийского горно-металлургического комбината, его достижения в производственной и инновационной сферах, а также вклад в экономику Узбекистана. Изложен механизм налогообложения горнодобывающих предприятий Республики Узбекистан, приведен сравнительный анализ налогообложения горнодобывающих компаний в зарубежных странах. На основе передового зарубежного опыта представлены рекомендации по совершенствованию налогообложения горнодобывающей отрасли Республики Узбекистан.

Источники:

1. Годовые статистические отчетности ГП «Навоийский ГМК» за 2009-2019 гг. Официальный сайт НГМК https://www.ngmk.uz/ru.

2. Налоговое Законодательство Республики Узбекистан в 2020 году. Ташкент. NORMA. 2020. 400 с.

3. Обзор горнодобывающей промышленности, 2019. Интернет портал консалтинговой компании «Прайс Уотер хауз Куперс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pwc.ru (дата обращения: 15.07.2020).

4. Березовский П.В., Березовский П.В., Пашкевич М.А. Практика налогообложения в сфере недропользования ряда горнодобывающих стран // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2012. (11). С. 175-177.

5. Бобылев Ю.Н. Мировой опыт налогообложения добывающей промышленности. М.: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, 2013. 67 с.

6. Золотухина Т.В. Показатели EBIT и EBITDA: особенности вычисления по данным МСФО-отчетности // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. – 2015. № 5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://finotchet.ru/articles/90/ (дата обращения: 19.07.2020).

Система комплаенс-контроля как инструмент экономической безопасности нефтегазового предприятия (на примере ПАО «НК «Роснефть»)

DOI: 10.33917/mic-5.94.2020.44-54

На сегодняшний день предприятия нефтегазового комплекса функционируют в условиях сложной, часто изменяющейся системы нормативных правовых документов, включающей как национальные, так и международные акты, регулирующие различные бизнес – процессы. При этом данная система дополняется санкционными мерами, которые значительно ограничивают деятельность российских нефтегазовых предприятий, а также связанных с ними организаций. В связи с этим возрастает роль функции комплаенс, нацеленной на приведение реализуемых бизнес – процессов в соответствие с положениями нормативных правовых актов. Указанный процесс позволяет свести к минимуму возможность совершения правонарушений сотрудниками предприятия и исключить связанные с этой возможностью финансовые потери.  

В статье проводится исследование корпоративной системы комплаенс ПАО «НК «Роснефть», выявляются элементы, входящие в ее состав, определяются особенности рисков, внешние и внутренние угрозы экономической безопасности компании, предлагаются меры по их устранению и снижению рисков, приводятся факторы, оказывающие влияние на контрольную среду.

Источники:

1. Филиппович А.А. Комплаенс в предпринимательской деятельности: история становления, общие положения, проблемы формирования в Российской Федерации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. №3 (43). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komplaens-v-predprinimatelskoy-deyatelnosti-istoriya-stanovleniya-obschie-polozheniya-problemy-formirovaniya-v-rossiyskoy-federatsii.

2. The Foreign Corrupt Polices Act of 1977 (FCPA) (15 U.S.C. § 78dd-1, et seq.). [Электронный ресурс]. URL: https://www.sec.gov/spotlight/fcpa/fcpa-resource-guide.pdf (дата обращения: 18.07.2020).

3. The Federal Sentencing Guidelines for Organizations of 1984. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ussc.gov/guidelines (дата обращения: 18.7.2020).

Экономическая оценка энергоснабжения горнодобывающего предприятия в изолированных и труднодоступных территориях с использованием высокой доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе

DOI: 10.33917/mic-5.94.2020.55-65

В статье дано описание стратегических задач, стоящих перед горнодобывающей отраслью Российской Федерации в области энергоэффективности, проанализированы проблемы энергоснабжения предприятий данной отрасли в изолированных и труднодоступных территориях, проведена оценка экономической эффективности проекта энергокомплекса, в составе выработки которого высокую долю занимает возобновляемая энергия.

Источники:

1. Динамика и структура ВВП России // Росстат, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE_62.pdf. (дата обращения: 06.07.2020).

2. Минеева A.C. Комплексная экономическая оценка организационно-технических мероприятий по повышению энергетической эффективности горнодобывающих компаний // УЭкС. 2017. №5 (99). С. 22.

3. Объекты генерации в изолированных и труднодоступных территориях в России // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/analtika/A2.pdf. (дата обращения: 06.07.2020).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. №2914-р // Правительство Российской Федерации, 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/WXRSEBj6jnRWNrumRkDakLcqfAzY14VE.pdf. (дата обращения: 06.07.2020).

5. Самарина В.П. Горнодобывающая промышленность России на мировом рынке: современные тенденции //Горный информационно-аналитический бюллетень. 2017. № 3. С. 209–216.

6. Tesema S.L. and Bekele, G. (2019) High Wind Power Penetration Large-Scale Hybrid Renewable Energy System Design for Remote Off-Grid Application // Journal of Power and Energy Engineering, 7, 11-30.

Экономический эффект от реализации комплексных программ оптимизации локальной энергетики на примере Хабаровского края

DOI: 10.33917/mic-5.94.2020.66-73

В статье анализ особенностей технологически изолированных энергорайонов, предлагаются мероприятия оптимизации энергообеспечения населенных пунктов, представляются технико-экономические расчеты и показатели.

Источники:

 

1. Ахметшина Г.Р., Ильковский К.К., Кусимов М.Р. Перспективы солнечных станций в составе автономных гибридных энергоустановок для дальневосточного региона //Микроэкономика. 2020. № 2 (91). С. 67-74.

2. Ильковский К. К., Гробман Ф. Х., Дьяконов П. М., Лихтин А. М., Ливинский А. П. Программа развития малой энергетики Республики Саха (Якутия) и промежуточные итоги ее реализации // Горный журнал: специальный выпуск. 2004. С. 52–54.

3. Ахметшина Г.Р. Разработка программы оптимизации энергообеспечения изолированных территорий с применением природного газа и накопителей энергии на примере Хабаровского края: дипломная работа (диссертация магистра возобновляемых источников энергии). Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина, Москва, 2020.

4. Ильковский К.К., Луковцев Ф.Ю., Ахметшина Г.Р. Экологический аспект реализации комплексных программ оптимизации локальной энергетики в России на примере Хабаровского края //Экономические стратегии. 2020. № 4. С. 134-144.

Экономическая оценка инновационного потенциала путем использования индикаторов мезофрактала

DOI: 10.33917/mic-5.94.2020.74-81

В научной статье проведена оценка инновационного потенциала предприятий торгово-розничного сектора сферы услуг с целью выявления уровня их конкурентоспособности. Обозначены модульные категории, по которым можно выявить степень готовности предприятий к инновациям. Представлен алгоритм определения инновационного потенциала; выявлены системные составляющие мезофрактала инновационного потенциала, а также усовершенствована методика оценки готовности предприятия к инновациям, на основе которой получены эмпирические показатели.

Источники:

 

1. Воробьев И.А. Развитие предпринимательских структур на основе проектирования инновационного потенциала: автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.05, Москва, 2014.

2. Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY –сектора /И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

3. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций //Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

4. Крайнова М.В. Совершенствование системы бюджетирования в коммерческих организациях региона: автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.05, Ставрополь, 2012.

5. Карлуков Н.К. Анализ и учет финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Москва: Лаборатория книги, 2010.

6. Rustem R. Khusaenov. Development of Innovative Infrastructure Services in The Conditions of Discreteness of Its Components / Rustem R. Khusaenov, Irina V. Zhukovskaya //International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology (IJARET). ISSN Print: 0976-6480 and ISSN Online: 0976-6499. Vol. 11. №3 (2020). pp. 276-291.

7. Жуковская И.В., Шинкевич М.В. Дифференциация поэтапных «точек кризиса» предбанкротных предприятий сферы услуг в современной экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2018. № 2.

Возможности инвестиционного обеспечения Республики Узбекистан и ее регионов

DOI: 10.33917/mic-5.94.2020.82-92

В статье анализируются современные тенденции политики инвестиционного обеспечения и ее региональные особенности. Приведены заключения об уровне развития текущего состояния инвестиционной деятельности Республики Узбекистан. В статье были проанализированы показатели, характеризующие финансовые источники инвестиций в основной капитал: бюджетные и внебюджетные средства, инвестиции под гарантии государства, средства предприятий и населения, кредиты коммерческих банков, прямые иностранные инвестиции. А также результаты инвестиционной деятельности в регионах страны. Даны предложения и рекомендации по повышению эффективности инвестиционой политики в стране. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при анализе и прогнозировании структурных изменений инвестиционной политики страны. Делается заключение, что инвестиционное обеспечение является более объемным экономическим понятием, нежели инвестиционная деятельность, представляя собой состояние экономики, при котором обеспечивается возможность удовлетворения всей страны. В то время как инвестиционное обеспечение — это система и процесс, выступающий, в качестве инструмента достижения показателей инвестиционной политики. Если он организован правильно, тогда достигаются условия устойчивого экономического развития страны и ее регионов.

Источники:

 

1. Хурозов З.К. Теоретические аспекты инновационного финансирования инвестиционной среды //Экономика и финансы. 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: CEDR/Downloads/innovatsion-moliyalashtirishning-investitsion-mu-itga-tasirining-nazariy-zhi-atlari.pdf.

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 г. № 4947 «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://lex.uz/docs/3107042 (дата обращения: 17.06.2020).

Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-5.94.2020.93-98

В научной статье проведено исследование специфики сервисного рынка на примере Республики Татарстан, в рамках которого выявлены структурные составляющие улучшения качества сервиса и определены основные направления развития инноваций. Проведен мониторинг состояния и развития сервисного рынка, в процессе которого произведена оценка респондентами проблемных зон по 5-балльной шкале. При исследовании вопросов-анкет социологического опроса представлены основные направления развития сферы сервиса.

Источники:

1. Галиуллин И.Р. Теоретико-методические аспекты исследования конкурентоспособности предприятий сферы услуг: от теории к практике //Экономический вестник Республики Татарстан. 2018. № 4. С. 69-74.

2.    Galimulina F.F. Technology Platforms as an Efficient Tool to Modernize Russia’s Economy / F.F Galimulina, I.V. Zhukovskaya, I.P. Komissarova, A.I. Shinkevich, A.N. Mayorova, I.A. Astafyeva, N.V. Klimova, K.R. Nabiullina // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 1. С. 163-168.

3.    Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций // Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

4.    Клюшкин А.И. Корреляционно-регрессионный анализ как метод исследования организационного управления предприятий сферы услуг в период кризиса // Микроэкономика. 2018. №6. С. 87-91.

5.   Государственные услуги в Республике Татарстан /Официальный сайт [Электроннный ресурс]. – Режим доступа: https://uslugi.tatar.ru (дата обращения: 25.07.2020).

6.    Шинкевич М.В. Специфика исследования конкурентных преимуществ рынка сферы услуг на мезо экономическом уровне: теория и практика. / И.В. Жуковская, М.В. Шинкевич // Микроэкономика. 2019.  №2. С. 38-43.

7.    Rustem R. Khusaenov. Development of Innovative Infrastructure Services in The Conditions of Discreteness of Its Components / Rustem R. Khusaenov, Irina V. Zhukovskaya //International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology (IJARET). ISSN Print: 0976-6480 and ISSN Online: 0976-6499. Vol. 11. №3 (2020). pp. 276-291.

Об отдельных аспектах политики ЕС по декриминализации кредитно-финансовой сферы и снижению рисков отмывания преступных доходов

DOI: 10.33917/mic-5.94.2020.99-106

Риски отмывания денег и финансирования терроризма по-прежнему вызывают серьезную обеспокоенность в Европейском союзе (ЕС), в том числе в контексте обеспечения целостности финансовой системы Союза, а также безопасности его граждан. Согласно данным Европола, до 0,7-1,28 % годового валового внутреннего продукта Европейского союза «определяется как связанный с подозрительной финансовой деятельностью». Поэтому борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма является приоритетом для ЕС и важной составляющей его политики безопасности.

Источники:

1. Communication from the Commission on an Action Plan for a comprehensive Union policy on preventing money laundering and terrorist financing [Electronic resource] / European Commission. 2020. Mode of access: https://ec.europa.eu/finance/docs/law/200507-anti-money-laundering-terrorism-financing-action-plan_en.pdf.

2. Directive (EU) 2018/843 of the European Parliament and of the Council of 30 May 2018 amending Directive (EU) 2015/849 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing, and amending Directives 2009/138/EC and 2013/36/EU (Text with EEA relevance), OJ L 156, 19.6. 2018.p p. 43–74. 

3. Directive (EU) 2019/878 of the European Parliament and of the Council of 20 May 2019 amending Directive 2013/36/EU as regards exempted entities, financial holding companies, mixed financial holding companies, remuneration, supervisory measures and powers and capital conservation measures (Text with EEA relevance), OJ L 150, 7.6. 2019. pp. 253–295. 

4. Methodology for Assessing Compliance with the FATF Recommendations and the Effectiveness of AML/CFT Systems, updated October 2019 [Electronic resource] / FATF, Paris, France. 2019. Mode of access:  http://www.fatf-gafi.org/publications/mutualevaluations/documents/fatf-methodo logy.html.

5. Procedures for the FATF Fourth Round of AML/CFT Mutual Evaluations, updated October 2019 [Electronic resource] / FATF, Paris, France. 2019. Mode of access: http:// www.fatf-gafi.org/publications/ mutualevaluations/ documents/4th-round-procedures.html.

Исторические тенденции и стратегические приоритеты социодемографической динамики цивилизации

DOI: 10.33917/mic-5.94.2020.107-122

В статье излагаются основы теории и методологии интегрального макропрогнозирования демографической и социальной динамики цивилизаций с учетом закономерностей цикличной динамики с использованием статистических данных Всемирного банка, исследуется тенденция социодемографического развития цивилизаций в начале XXI в. Раскрывается содержание и структура современного социодемографического кризиса как составной части цивилизационного кризиса с учетом влияния пандемии коронавируса и мирового экономического кризиса 2020 г. Обосновываются сценарии демографической и социальной динамики цивилизаций на период до 2050 г., и определяются приоритеты стратегии преодоления кризиса, обосновываются предложения о повышении роли ООН в прогнозировании и регулировании социодемографической динамики цивилизаций.

Источники:

 

1. Яковец Ю.В., Растворцев Е.Е. Система долгосрочных целей устойчивого развития цивилизаций. М.: МИСК, 2016.

2. Яковец Ю.В., Доброхлеб В.Г., Яковец Т.Ю., Голубков В.В., Растворцев Е.Е. Критические ситуации и перспективы социодемографической динамики России и других стран БРИКС. Под редакцией Ю.В. Яковца. М.: МИСК, 2017.

3. Перспективы и стратегические приоритеты социодемографической динамики России и других стран БРИКС. Под редакцией Ю.В. Яковца. М: МИСК, 2018.

4. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М: Наука, 1990.

5. Яковец Ю.В. Новая периодизация истории и будущего цивилизаций, капитализма и социализма. М. МИСК, 2019.

6.  Яковец Ю.В. Глобальный цивилизационный кризис 2020 – старт перехода к новой исторической эпохе. М.: МИСК, 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yaltapeace.ru/яковец%E2%80%88ю-%E2%80%88в-глобальный-цивилизацио/.