Моделирование процессов обеспечения устойчивости государственных организационных систем к попыткам захвата власти идентифицированным и неидентифицированным противником

DOI: 10.33917/mic-3.122.2025.5-14

Рассматриваются проблемы противодействия рискам инициированной потери управляемости государственных организационных систем в условиях попыток захвата власти идентифицированным и неидентифицированным противником. Анализируется совокупность показателей, описывающих рассматриваемую систему, и устанавливаются взаимосвязи между этими показателями.

Источники: 

1. Абрамов В.И., Логинов Е.Л. Агентно-ориентированные подходы к анализу и прогнозу политических настроений в обществе и построению механизмов корректировки положительных и отрицательных реакций на социально-политические ситуации. Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития: Материалы Седьмого Международного форума, Москва, 20–21 декабря 2018 г. Москва: ИПР РАН, 2018. С. 373-376.

2. Агеев А.И., Грабчак Е.П., Логинов Е.Л. Использование искусственного интеллекта при реализации командования войсками и управления гражданскими объектами как единым гибридным полем боя. Нейрокомпьютеры и их применение: Тезисы докладов XX Всероссийской научной конференции, Москва, 22 марта 2022 г. Москва: МГППУ, 2022. С. 31-33.

3. Агеев А.И., Иванова О.Д., Лощинин А.А. Технология информационного пространства данных и совершенствование государственного управления. Экономические стратегии. 2023. Т. 25, № 6(192). С. 62-67.

4. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Райков А.Н. Информационные системы управления в чрезвычайных ситуацияхЭкономические стратегии. 2019. Т. 21. № 2 (160). С. 20-29.

5. Григорьев В.В., Логинов Е.Л. Стратегическое оперирование: поддержание экономической основы стабильности политического режима Российской Федерации в условиях международных санкций. Проблемы повышения эффективности научной работы в оборонно-промышленном комплексе России: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, Знаменск, 11–12 апреля 2024 г. Астрахань: Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, 2024.  С. 204-205.

Сравнительный анализ зарубежных качественных моделей прогнозирования кризисных ситуаций и вероятности банкротства. Часть 2

DOI: 10.33917/mic-3.122.2025.35-51

В статье проводится сравнительный анализ зарубежных качественных моделей прогнозирования банкротства, в частности моделей У. Бивера и Д. Дюрана, с целью оценки их применимости к российским инновационным компаниям. Рассматриваются сильные и слабые стороны моделей, а также особенности их использования в условиях российской отчетности по стандартам РСБУ. В исследовании представлены результаты расчетов финансовых коэффициентов для 22 российских сотовых операторов мобильной связи и телекоммуникационных услуг (далее – российские инновационные компании) и их сопоставление с реальной финансовой ситуацией. Для оценки точности предсказаний применена F1-мера, результаты которой выявили значительное количество неточностей прогнозирования банкротства. На основе полученных данных рассматривается вопрос адаптации зарубежных качественных моделей прогнозирования банкротства к российским экономическим реалиям и учета отраслевой специфики российских инновационных компаний при их исследовании.

[1-7] см. в см. в №2 (121)/2015. с. 81

8. Altman E.I., Haldeman R.G., Narayanan P. Zeta Analysis: A New Model to Identify Bankruptcy Risk of Corporations. Journal of Banking & Finance. 1977. Vol. 1. No. 1. pp. 29-54.

9. Смирнов В.П. Анализ вероятности банкротства: зарубежные модели и российская практика. Вестник СПбГУ. 2019. Т. 17. № 4. С. 85-92.

10. Кузнецов М.Е. Адаптация зарубежных моделей прогнозирования банкротства к российским условиям. Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. № 6. С. 98-105.

11. Jones S., Hensher D.A. Predicting Firm Financial Distress: A Mixed Logit Model. The Accounting Review. 2004. Vol. 79. No. 4. pp. 1011-1038.

12. Иванова Л.М. Перспективы развития моделей прогнозирования банкротства в условиях цифровизации. Управление рисками. 2021. Т. 29. № 4. С. 140-150.

Система управления рисками в международных цепях поставки товаров в условиях изменений

DOI: 10.33917/mic-3.122.2025.15-28

Рассмотрены методологические аспекты формирования системы управления рисками в международных цепях поставки товаров в современных социально-экономических условиях. В работе проанализировано влияние следующих групп рисков в международных цепях поставки товаров: статические (простые), динамические (спекулятивные) риски, диверсификация, диссипация, хеджирование, трансфер (передача) риска, риски поставщиков и риски геополитической нестабильности.

Показано, что вопросы предупреждения и снижения рисков становятся все более востребованными в международных цепях поставки товаров. Российские компании вынуждены принимать на себя риски для достижения поставленных целей, и риск-менеджмент призван оптимизировать набор рисков. В условиях, когда субъекты рыночной экономики рискуют не только собственными, но и в большом количестве заемными средствами, последствия становятся более острыми. В случае неудачи несут потери не только российские компании, но и их хозяйственная инфраструктура, в частности контрагенты. Именно поэтому российским компаниям стоит уделять большое внимание введению в работу эффективного риск-менеджмента, благодаря которому можно своевременно идентифицировать возникающие риски и возможности, а также своевременно реагировать на них.

Источники: 

1. Афендикова Е.Ю., Ксенжук А.Н., Ковалёва В.И. Инструменты управления рисками в антикризисном управлении современным предприятием: идентификация и классификация рисков. В сборнике: EurasiaScience. Москва, 2024. С. 453-455.

2. Боброва А.В. Факторный анализ эффективности международных цепей поставок товаров. В сборнике: Проблемы экономической безопасности и таможенного регулирования: поиск эффективных решений. Южно-Уральский государственный университет, 2023. С. 30-43.

Институциональный механизм формирования системы импортозамещения в России

DOI: 10.33917/mic-3.122.2025.29-34

В настоящее время в Правительстве РФ стратегические и оперативные направления в области импортозамещения курируются различными «регуляторами» в целом для экономики и отраслей, в том числе для потребностей нефтегазового комплекса. В статье рассмотрены функции основных регулирующих органов, обосновано создание единого органа управления импортонезависимостью России, наделенного необходимыми полномочиями – Государственного планово-экономического комитета по национальному развитию.

Источники: 

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 (ред. от 06.10.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». URL:  https://base.garant.ru/70643464/

2. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ (последняя редакция). URL: consultant.ru›document/cons_doc_LAW_173119/

3. Распоряжение Министерства экономического развития РФ от 11.08.2016 № 219Р-АУ «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке корпоративных планов импортозамещения государственными корпорациями, государственными компаниями, акционерными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов, организациями, реализующими инвестиционные проекты, включенные в реестр инвестиционных проектов в соответствии с решением Правительственной комиссии по импортозамещению». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71366992/ 

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411097447/

Теоретическое обоснование оценки результативности стратегии регионального управления

DOI: 10.33917/es-2.200.2025.6-13

В настоящее время находят применение качественные и количественные подходы к оценке результативности деятельности региональных органов исполнительной власти. Полученные на их основе оценки, как правило, включают субъективную составляющую. В данной работе предложен метод, позволяющий получать весовые коэффициенты оценочных показателей на формальной основе без привлечения экспертов. Он предусматривает четыре основных этапа расчетов: подготовка исходных данных, включающих совокупность оценочных показателей; формирование структурной матрицы достижений; оценка сложности показателей и структур достижений; оценка результативности. Особенность предложенного подхода в том, что он позволяет получить представление об относительной сложности решения задач и достижения целей социально-экономического развития. Это представление складывается на основе сравнительного анализа полученных на формальной основе весов оценочных показателей.

Источники:

1. Чазова И.Ю. Оценка эффективности деятельности органов государственной власти // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2019. № 6. С. 776–785.

2. Окрепилов В.В. Повышение качества государственных услуг посредством внедрения систем менеджмента качества // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 6(78). С. 9–17.

3. Кожевников С.А. Повышение эффективности государственного управления — ключевая задача для современной России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. № 3. С. 78–99.

4. Головцова И.Г., Терентьева К.Д. Эффективность государственного управления как инструмент повышения качества жиз ни населения // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: Сб. статей по итогам XVI Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29–30 апреля 2021 г. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. С. 26–31.

Новые технологии и традиционные ценности: поиск компромисса в условиях Северного Кавказа

DOI: 10.33917/es-2.200.2025.14-19

Рассматриваются вопросы формирования образа будущего России в контексте возникающих противоречий между развитием новых технологий и сохранением традиционных духовно-нравственных ценностей. Обсуждается специфика Северного Кавказа как полиэтнического и многоконфессионального региона в рамках поиска компромисса между технологическими изменениями и традиционными ценностными установками.

Представлены предложения по реализации проекта «Лаборатория будущего» с участием молодых представителей регионов СКФО, целью которого является обсуждение конструктивного образа будущего России, включающего развитие современных технологий и сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей с учетом специфики Северного Кавказа.

Источники:

1. Глазьев С.Ю. За горизонтом конца истории: Монография //Проспект. 2021. С. 41–56.

2. Управление искусственным интеллектом в интересах человечества: Заключительный доклад // Организация Объединенных Наций. 2024. С. 110.

3. Переслегин С.Б. Россия: предрассветные годы. Лекция. Часть первая [Электронный ресурс]. Дзен. URL: https://dzen.ru/video/watch/677b95917feaf72a372dfd32

4. Белоусов Д.Р. Образ экономики России—2050 — ключевые вызовы и перспективы: Доклад. 2024 г. [Электронный ресурс]. Дзен. Сайт «Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования». URL: https://dzen.ru/video/watch/677b95917feaf72a372dfd32

5. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Битва за будущее: кто первым в мире освоит ноомониторинг и когнитивное программирование субъективной реальности? // Экономические стратегии. 2017. № 2 С. 124–139.

6. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502

Гарантии экологических прав человека как один из аспектов обеспечения экологической безопасности в Прикаспийском регионе

DOI: 10.33917/es-2.200.2025.20-29

Исследованы вопросы формирования экологических прав человека как научно-правовой категории. Проведен анализ влияния международного права, региональных и национальных правовых систем на развитие экологических прав человека. На примере экологического страхования и обеспечения страховой защиты Группы «Лукойл», рассмотрены правовые инструменты гарантий экологических прав человека как составляющей обеспечения экологической безопасности в Прикаспийском регионе.

Источники:

1. Discuss about the UN universal declaration of human rights [Электронный ресурс]. The Lawyers&Jurists. URL: https://www.lawyersnjurists.com/article/discuss-universal-declaration-human-rights/

2. Jankuv J. Concept of Substantive Human Right to Environment under International Public Law // International Journal of Liberal Arts and Social Science. 2019. No. 7(2). P. 19–29.

3. Knox J.H. Constructing the Human Right to a Healthy Environment // Annual Review of Law and Social Science. 2020. Vol. 16. P. 79–95.

4. Третьякова А.А. Экологические права граждан в государствах — членах Европейского союза: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 126, 127.

5. Солнцев А.М. Современное международное право о защите окружающей среды и экологических правах человека: Монография. М., 2013. С. 24–68.

6. Eseyin M., Udoh S.E. When Rights Violate Rights: International Protection of Human Rights, Some Necessary Considerations // International Journal of Humanities and Social Science. 2015. Vol. 5. No.6(1). June 2015. URL: https://www.ijhssnet.com/journal/index/ 3124

7. Резолюция СПЧ ГА ООН 48/13 «Права человека на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду» (принята на 48-й сессии СПЧ ГА ООН 18 октября 2021 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://cawater-info.net/library/rus/un-hrs-48-13-r.pdf

8. Резолюция ГА ООН 76/300 «Право человека на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду» (принята на 76-й сессии ГА ООН 1 августа 2022 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N22/442/80/PDF/N2244280.pdf

9. Резолюция A/RES/70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.» (принята ГА 25 сентября 2015 г.). 44 с.

Экономический рост России: ключевая процентная ставка и «совокупное предложение»

DOI: 10.33917/es-2.200.2025.30-41

Рассматривается проблема обеспечения экономического роста России в условиях жесткой монетарной политики, высокой ключевой процентной ставки посредством реализации доктрины «экономики предложения». Целью исследования выступает демонстрация ограничений, возникающих для реализации «экономики предложения» при повышении ключевой процентной ставки и невозможность интенсифицировать экономический рост в устойчивом и сбалансированном формате при такой макроэкономической политике. Методологию составляет современная теория экономического роста и стимулиующей его макроэкономической политики, доктрина «экономики предложения». Информационную базу исследования формируют данные Росстата и Банка России, научные работы по «экономике предложения». Общий результат состоит в том, что показан эффект регидности снижения совокупного спроса при повышении ключевой процентной ставки, затруднения в балансировке спроса и предложения. Повышение процентной ставки в области высоких ее значений может приводить к большему снижению предложения, нежели спроса, что определяется чувствительностью этих параметров к процентной ставке и иным инструментам политики. Подобный эффект способен нейтрализовать политику погашения инфляции методом сильного повышения ключевой процентной ставки и привести к существенному торможению экономического роста. Показано, что негативное влияние ключевой процентной ставки на совокупное предложение и поиск новой точки равновесия экономики при меньшей динамике цен, но и относительно меньшем ВВП, так как величина его наращения будет ниже, выступают значимым ограничением для реализации доктрины «экономики предложения» в современной России. Более того, «экономика предложения» в рейгановском варианте, на базе теории монетаризма, будет испытывать и структурные ограничения, которые способны совместно с такой политикой резко ослабить конкурентные перспективы российской экономики.

Обнадеживающие итоги стратегического развития России в 2024 году: испытание на прочность в условиях новой реальности

DOI: 10.33917/es-2.200.2025.42-47

Рассматривается изменение конъюнктурного индекса «Экономических стратегий» (КИЭС) за 2024 г. Оценивается вклад показателей спроса и предложения в КИЭС. Проводится анализ промышленного производства.

Источники: 

1. Социально-экономическое положение России. Январь — декабрь 2024 года [Электронный ресурс]. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-12-2024.pdf

2. Выступление Президента РФ на 34-м ежегодном съезде Российского союза промышленников и предпринимателей 18 марта 2025 г. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/76474

3. Информация об отчете Правительства РФ в Государственной думе 26 марта 2025 г. о результатах работы в 2024 году [Электронный ресурс]. Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/news/54597/

4. Френкель А.А., Тихомиров Б.И., Сурков А.А. Итоги стратегического развития России за первые три квартала 2024 года: структурная перестройка экономики продолжается // Экономические стратегии. 2024. № 6(198). С. 84–89. DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.198.2024.84-89

5. Единый план по достижению национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036 года (утв. Председателем Правительства РФ 30 декабря 2024 г.) [Электронный ресурс]. Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/news/53927

6. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2024 г. № 4146-р) [Электронный ресурс]. Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/docs/53917