Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «социально-экономическое развитие»


Итоги стратегического развития России в январе — апреле 2023 года — лучше пессимистичных прогнозов

DOI: 10.33917/es-4.190.2023.86-91

Рассматривается изменение конъюнктурного индекса «Экономических стратегий» (КИЭС) за первые четыре месяца 2023 г. Оценивается вклад показателей спроса и предложения в КИЭС. Проводится анализ промышленного производства.

Источники:

1. Социально-экономическое положение России в январе — мае 2023 года: Доклад [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-05-2023.pdf.

2. Социально-экономическое положение России в 2022 году: Доклад [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-01-2023.pdf.

3. Френкель А.А., Тихомиров Б.И., Сурков А.А. «Непредсказуемые» итоги 2022 года и потенциальные угрозы стратегическому развитию России в текущем году [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2023. № 2(188). С. 44–49. DOI: 10.33917/es-2.188.2023.44-49.

4. Информация о пленарном заседании XXVI Петербургского международного экономического форума 16 июня 2023 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL:

http://kremlin.ru/events/president/news/71445.ru/events/president/

≪Непредсказуемые≫ итоги 2022 года и потенциальные угрозы стратегическому развитию России в текущем году

DOI: 10.33917/es-2.188.2023.44-49

Рассматривается изменение конъюнктурного индекса ≪Экономических стратегий≫ (КИЭС) за 2022 г. Оценивается вклад показателей спроса и предложения в КИЭС. Проводится анализ динамики промышленного производства.

Источники:

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/70565.

2. Оценка численности постоянного населения на 1 января2023 г. и в среднем за 2022 г. и компоненты ее изменения (с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 г.) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781.

3. Социально-экономическое положение России в январе — декабре 2022 года: Доклад [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-12-2022.pdf.

4. Социально-экономическое положение России в январе 2023 года: Доклад [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-01-2023.pdf.

5. Френкель А.А., Тихомиров Б.И., Сурков А.А. Итоги развития мобилизационной экономики России в январе — сентябре 2022 г.: борьба за государственный суверенитет [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2022. № 6(186). С. 30–35. DOI: 10.33917/es-6.186.2022.30-35.

6. Информация об участии Президента РФ в работе ежегодного съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) 16 марта 2023 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70688.

Итоги развития мобилизационной экономики России в январе — сентябре 2022 г.: борьба за государственный суверенитет

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.186.2022.30-35

Рассматривается изменение конъюнктурного индекса «Экономических стратегий» (КИЭС) за девять месяцев 2022 г. Оценивается вклад показателей спроса и предложения в КИЭС. Проводится анализ промышленного производства.

Источники:

1. Социально-экономическое положение России в январе — сентябре 2022 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-09-2022.pdf.

2. Френкель А.А., Тихомиров Б.И., Сурков А.А. Январь — май 2022 года: Россия в условиях торможения социально-экономического развития [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2022. Т. 24. № 4. С. 90–95. DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.184.2022.90-95.

3. Информация о совещании Президента РФ с членами Правительства РФ 16 ноября 2022 г. в режиме видеоконференции [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69847.

4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ. 2022. 28 сентября 2022 г. URL: https://economy.gov.ru/material/file/ea2fd3ce38f2e28d51c312acf2be0917/prognoz_socialno_ekonom_razvitiya_rf_2023-2025.pdf.

5. Информация о Пленарном заседании Петербургского международного экономического форума с участием Президента РФ 17 июня 2022 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: kremlin.ru/events/president/news/68669.

Проблемы реализации экономической политики на примере Республики Дагестан

DOI: 10.33917/mic-1.96.2021.81-87

В статье исследованы подходы к характеристикам депрессивных регионов и сделан вывод, что данные критерии необходимо рассматривать в совокупности с потенциалом региона по осуществлению воспроизводственных процессов в основных сферах деятельности и ресурсами для экономического роста. Дана оценка механизму реализации экономической политики Республики Дагестан и определены основные проблемы, препятствующие эффективности ее реализации. Дана оценка приоритетам экономического развития Республики Дагестан и предложены задачи по их реализации.

Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации № 193 от 25.04.2019 г. «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

2. Мусиева П.А., Гаджимусаев М.Г. Значение развития услуг сотовой связи для экономики депрессивного региона //Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. №2 (19). С. 336-342.

3. Мансуров П.М., Мансурова Г.И. Критерии оценки депрессивности региона // Угрозы и безопасность. 2012. № 25(166). С. 44.49.

4. Абалкин Л.И. Экономическая энциклопедия. М.: Экономика 1999.  1055 с.

5. Гаджиев Н.Г., Эльдаров Э.М. Регионообразующие отрасли Дагестанской экономики: проблемы и перспективы //Вестник Дагестанского государственного университета. 2019. Т.34. № 4. С.7-12.

6.Федосеев И.В., Чепаченко Н.В., Юденко М.Н. Территориальное планирование воспроизводственных процессов в регионе: монография / Федосеев И.В., Чепаченко Н.В., Юденко М.Н., W. Budner Waldemar, Cалов А.А., Ковалевская О.С. СПб.: СПбГЭУ, 2019.  123 с.

О формировании идеологии перехода к новому мирохозяйственному укладу в России и ЕАЭС

DOI: 10.33917/es-7.173.2020.46-61

Формирование нового — интегрального — мирохозяйственного уклада предъявляет повышенные требования к качеству идеологического базиса масштабных социально-экономических трансформаций. Этот базис по самой природе нового мирохозяйственного уклада не может сеять антагонизм, он призван гармонизировать разнонаправленные интересы власти и социума на основе общенациональных созидательных целей развития

Источники:

1. Perkins J. Confessions of an Economic Hit Man. Ebury Press, 2005.

2. Ковалев А.М. Научный коммунизм. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 411–413.

3. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.

4. Глазьев С.Ю. Управление развитием экономики: Курс лекций. М.: Аврора, 2019. С. 162–225.

5. Глазьев С.Ю. Уроки очередной российской революции: крах либеральной утопии и шанс на экономическое чудо. М.: ИД «Экономическая газета», 2011.

Национальная безопасность России

DOI: 10.33917/es-5.171.2020.6-23

Статья продолжает исследование «Моделирование и оценка национальной силы России», посвященное расчету показателя национальной силы, который в настоящее время является наиболее информативным и популярным в мире индикатором, интегрально характеризующим совокупный потенциал конкретной страны и позволяющим одновременно сравнивать уровень ее мощи и социально-экономического развития с уровнем других стран. Результаты исследования были опубликованы в журнале «Экономические стратегии» № 2 за 2020 г. [1]. Если национальная сила государства, по сути, определяет его потенциальные возможности и для расчета используются преимущественно валовые показатели, то индикаторы национальной безопасности рассчитываются на основе нормированных величин (как правило, на душу населения) и свидетельствуют об уровне развития той или иной

составляющей социоэкологоэкономической системы страны, а также об эффективности использования имеющегося потенциала. Напомним, что по интегральному показателю национальной силы, включающему множество компонентов, Россия занимает четвертое место в мире, немного уступая Индии. В этой статье с использованием методов многомерного статистического анализа мы рассчитаем показатели национальной безопасности стран — членов ООН, также определив позицию России, но помимо этого оценим пороговые значения для всех рассматриваемых в работе факторов национальной безопасности. В последней части работы дадим прогноз национальной безопасности на среднесрочный период

Источники:

1. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Ильин Н.И. Моделирование и оценка национальной силы России // Экономические стратегии. 2020. № 2. С. 6–19. DOI: 10.33917/es-2.168.2020.6-19.

Предложения по развитию взаимодействия государства и бизнеса в целях формирования территории опережающего развития Индустрии 4.0 в регионах России

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.128-134

В статье предлагаются решения актуальной задачи: превращения регионов России в территории опережающего развития на основе использования технологий четвертой индустриальной (промышленной) революции — Индустрии 4.0. Рассмотрены преимущества и проблемы внедрения технологий Индустрии 4.0, предложения по взаимодействию государства и бизнеса для внедрения технологий Индустрии 4.0 на промышленном уровне и для их популяризации среди населения.

Источники:

1. Формирование цифровой экономики и промышленности: новые вызовы / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2018. 660 с.

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс] // МВД.рф. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site54/folder_page/009/037/972/documents_fz210.shtml.pdf.

3. Постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации) [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310151/

4. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Банк данных «Нормативно-правовые акты Федерального собрания Российской Федерации». URL: https://duma.consultant.ru/documents/3703536.

5. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/

6. Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. № 1386 «Об утверждении формы предложения о реализации проекта ГЧП или проекта МЧП, а также требований к сведениям, содержащимся в предложении о реализации проекта ГЧП или проекта МЧП» [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rfot-19122015-n-1386/

Угрозы развитию России и задачи стратегического планирования

Угрозы развитию России и задачи стратегического планирования

В статье представлены результаты стратегического анализа угроз и рисков России, возникших в результате ухудшения внешнеполитической и экономической ситуации. Анализ проведен в широком контексте мирового развития, глобальных кризисных явлений, технологических перспектив, геополитической обстановки. Представлены рекомендации, направленные на парирование угроз, на укрепление экономического и политического могущества России, ее международного авторитета и влияния. Предложенная система мероприятий структурирована как по срокам (для краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективы), так и по направлениям деятельности.

Стратегическая задача России — ускорение социально-экономического развития

Номер 8. Репертуар властвования
Стратегическая задача России — ускорение социально-экономического развития

Состояние экономики России в послекризисный период оценивается как стагнация. Рецессии нет, но ее опасность сохраняется. В чем же причины снижения темпов социально-экономического развития России в послекризисный период?

Стратегическая задача России — ускорение социально-экономического развития

Номер 7. Коварство Пандоры
Стратегическая задача России — ускорение социально-экономического развития

Состояние экономики России в послекризисный период оценивается как стагнация. Рецессии нет, но ее опасность сохраняется. В чем же причины снижения темпов социально-экономического развития России в послекризисный период?