Страница автора: Опальский Александр Павлович

Конфликты государственных интересов: от теории к аналитическим примерам хозяйственной практики

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.39-48

Государство – специфический хозяйствующий субъект. При всем многообразии выполняемых от имени государства задач в совершаемых действиях с государственными средствами и имуществом законный интерес государства на общегносеологическом уровне никак не определен. В статье сделан акцент на необходимости универсальных подходов для разработки критериев оценки нарушенного государственного интереса с позиции эксперта-экономиста, оценивающего эффективность принятых управленческих решений.

Источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699/

3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 03.12.2012). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17107//

4. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22219/

5. О защите прав потребителей: Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/

6. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_144624//

7. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35155/

8. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/

9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/

Логические и аналитические события хозяйственных операций с участием имущества государства или его обязательств

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.22-29

Череда фактов хозяйственной жизни любой организации имеет свою историю. Непосредственно принятию управленческого решения предшествует замысел и планирование, основанное на анализе особенностей хозяйственных операций в интересующей нас сфере. В статье представлены виды логических этапов, которые, в свою очередь, содержат определённые аналитические события. Формулировка конкретных задач, которые должны решаться в хозяйственных операциях с участием государства (государственного имущества и обязательств) в интересах государства, должна быть возложена на лицо, принимающего управленческое решение.

Источники:

1. Опальский А.П., Алешин А.С., Ушанов П.В. О формулировке задач, решение которых необходимо для достижения государственных интересов в сделках и операциях, проводимых с участием государственного имущества и обязательств // Управленческие науки. 2019. Том 9. №3. С. 28-39.

2. Опальский А.П., Алешин А.С., Ушанов П.В. О возможности классификации экономической роли государства, обусловленной хозяйственными операциями с участием государства или его имуществом // Микроэкономика. 2021. № 6. С. 17-23.

3. Признаки схем и номинального участия сторон. URL: www.np-kres.ru

О возможности классификации экономической роли государства, обусловленной хозяйственными операциями с участием государства или его имуществом

DOI: 10.33917/mic-6.101.2021.17-23

В экономических действиях (сделках, проектах, программах) с участием государства или совершаемых с государственным имуществом и обязательствами экономические интересы государства могут конфликтовать между собой. Каждая хозяйственная операция имеет свои логические события (этапы), в каждом из которых важно сформулировать задачи, которые государству необходимо решать для достижения того или иного государственного интереса.

В статье предложена классификация задач государства, которые необходимо решать для достижения его интересов в проводимых хозяйственных операциях с участием государства или его имущества; рассмотрены особенности основных логических событий хозяйственных операций, проводимых с участием государства или его имущества.

Источники:

1. Опальский А.П., Алешин А.С., Ушанов П.В. О формулировке задач, решение которых необходимо для достижения государственных интересов в сделках и операциях, проводимых с участием государственного имущества и обязательств // Управленческие науки. 2019. № 9(3). С. 28-39.

2. Признаки схем и номинального участия сторон. URL: www.np-kres.ru

3. Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека.

4. Гуманитарный портал – классификация. URL: https://gtmarket.ru/concepts/6879

Противодействие манипулированию рынком в системе обеспечения экономической безопасности фондового рынка

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.94-103

В системе обеспечения экономической безопасности фондового рынка участвуют представители различных объектов экономики страны. В первую очередь, это органы контроля бирж – организаторов торгов, на которых выявляются сомнительные сделки. Специалисты Департамента противодействия недобросовестным практикам Центрального банка Российской Федерации осуществляют проверки выявленных нарушений и принимают решение о привлечении виновника к административной ответственности либо передаче материалов проверки в правоохранительные органы по подследственности. Среди недобросовестных практик наиболее часто встречается такое спекулятивное явление как манипулирование рынком, общественная опасность которого состоит в причинении существенного вреда интересам граждан и юридических лиц, общества и экономики в целом, подрывая доверие инвесторов и участников торговли к организованным финансовым и товарным рынкам, ухудшая условия для инвестирования и торговли на них, препятствуя их эффективному развитию и укреплению международной конкурентоспособности.

 

Источники:

 

1. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов. Центральный банк Российской Федерации, 2019.

2. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. М.: Изограф, 2000.

3. Войник Э.Д. Существенное нарушение договора в гражданском законодательстве России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uristsarkisov.ru/rastorzhenie-dogovora-sushchestvennom-narushenii/ (дата обращения: 16.07.2021).

4. Каменецкая М.С. Расторжение гражданско-правового договора по законодательству Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.

5. Мамонтов В.А. Критерии существенности в гражданском законодательстве Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wiselawyer.ru/poleznoe/94349-kriterii-sushhestvennosti-grazhdanskom-zakonodatelstve-rossijskoj-federacii (дата обращения: 08.07.2021).

Использование инсайдерской информации в игре на бирже

DOI: 10.33917/mic-4.93.2020.90-95

Информация стоит денег, особенно если ее раскрытие может сильно повлиять на финансовое состояние экономического субъекта. Владение этой информацией заставляет одних думать о ее защите и временном сохранении, а других – о способах ее добычи. Носители этой информации, именуемые инсайдерами, могут и сами воспользоваться знанием в свою пользу, либо в пользу третьих лиц. Вовлечение новых игроков (неквалифицированных инвесторов) в спекулятивные сделки на фондовом рынке зачастую служит завесой корыстных намерений мошенников.

В этой статье даны общие подходы к пониманию значения инсайдерской информации в ходе биржевых игр. Выяснение сути и механизмов неправомерного использования инсайдерской информации должно способствовать пенализации этого явления

Источники:

1. Алёхин Б.И. Рынок ценных бумаг: Учеб. Пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. Кабановская Ю.И. Современные угрозы и безопасность рынка ценных бумаг // Ученые записки Международного банковского института. 2019. № 2 (28). С.116-117.

3. Катасонов В.Ю. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. «Денежная цивилизация» и современный кризис. М., 2014.

4. Кошкарёв М.В. Экономическая безопасность крупных хозяйствующих субъектов в условиях конкурентной борьбы / Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения: Материалы ежегодной всероссийской науч.-практ. конф. 5 апреля 2019. / Сост. Н.В. Мячин. – СПб., 2019.

5. Малышенко К.А., Малышенко В.А., Анашкина М.В. Проблемы формирования механизма идентификации инсайдерской деятельности и манипулирования на фондовом рынке / Проблемы взаимодействия публичного и частного права при регулировании экономических отношений: Материалы II Международной науч.-практ. конф. / Отв. Г.З. Мансуров, А.В. Головизнин. – Екатеринбург, 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36681856 (дата обращения: 13.07.2020).

О сущности манипулирования рынком

DOI: 10.33917/mic-2.91.2020.88-97

Поскольку усилению колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков и подверженности финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам определено место среди основных вызовов и угроз безопасности отечественной экономической системе, в статье представлен обзор различных научных точек зрения по поводу такого спекулятивного явления как манипулирование рынком. Разъяснение природы манипулирования как сложного процесса, который требует системного подхода к выяснению сути явления, должно способствовать административному и уголовному преследованию манипуляторов.

Источники:

1. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об организованных торгах [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Бобков О.В. Манипулирование рынком: проблемы эффективности уголовно-правового запрета //Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 2 (40).

4. Гайворонская А.А. Содержание интенций при изучении манипулярного воздействия медиаинформации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mic.org.ru/1-vypusk/13-1-mass-media/25-grayvoronskaya-1 (дата обращения: 26.02.2020).

5. Емельянова Е.А. Понятия инсайдерской информации и манипулирования рынком в российском и зарубежном законодательствах: сравнительно-правовой аспект //Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2012. № 3.

6. Жиркин К.Д. Особенности российского фондового рынка как фактор эффективности использования методов технического анализа //Актуальные вопросы экономических наук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21196818 (дата обращения: 21.02.2020).

К вопросу о новой парадигме экономической безопасности в условиях глобализации

В данной статье отражены основные аспекты, которые характеризуют мировые тенденции в обеспечении экономической безопасности. Показана взаимосвязь национальной экономической безопасности и международной торговли. Затронут вопрос применения мер торговой защиты в целях обеспечения национальной экономической безопасности. Представлено влияние глобальных и региональных интеграционных процессов, а также научно-технического прогресса на обеспечение национальной безопасности. Не осталась без внимания роль торгового статуса каждого государства. Новая парадигма не может не учитывать такого фактора как развитие глобальной компьютерной сети «Интернет». Важным элементом системного характера в новой парадигме экономической безопасности видится проблема ограниченности ресурсов и загрязнения окружающей среды. Существенным научным результатом статьи является идентификация и анализ влияния процессов глобализации на экономическую безопасность.

Источники:

1. Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208. [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.04.2019).

2. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.04.2019).

3. Miles Kahler. Economic security in an era of globalization. // The Pacific Review. 2004. № 17 (4). pp. 23-24.

4. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. 5-е изд. СПб.: Питер, 2004. 832 с.

5. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право: монография. – 2-е изд., дополн. / И.И.Дюмулен; ВАВТ Минэкономразвития России. – М.: ВАВТ, 2012. 347 с.

6. Kiyoun Sohn, Taek Dong Yeou. Does the international trade help to enhance national security // International Conference on Korea and the World Economy. 2005. pp. 7-8.

7. Караманукян Д.Т. Специфические черты Центрального разведывательного управления как административного агентства США // Вестник Омской юридической академии. 2012. № 2 (19)/ С. 5.

8. Зеленая экономика //Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unepcom.ru/energenv/101.html. (дата обращения: 20.04.2016).

9. Костев К.О., Шишов Ю.В. Всемирный экономический форум 2010 //Прогноз мирового экономического развития международными институтами на 2010 год (по материалам Давосского форума и Всемирного банка). /Государственный университет управления; [под общей ред. В.С. Якушкина]. М.: ГУУ, 2010. С. 8.

10. Экономики стран-участниц АТЭС либерализуют торговлю экологическими товарами и содействуют «зеленому» росту // Мосты. Аналитика и новости о торговле и устойчивом развитии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ictsd.org/bridges-news/ (дата обращения: 25.04.2016).

11. Официальный сайт Генерального директора Европейской комиссии по торговле [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://trade.ec.europa.eu/tdi / (дата обращения: 16.04.2019).

12. Utility Scale Wind Towers From the Socialist Republic of Vietnam: Amended Final Determination of Sales at Less Than Fair Value and Antidumping Duty Order. Notice. // International Trade Administration [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.federalregister.gov/documents/2013/02/15/2013-03725/utility-scale-wind-towers-from-the-socialist-republic-of-vietnam-amended-final-determination-of. (дата обращения: 30.05.2016).

13. Ружевичюс Ю. Технические барьеры в международной торговле в контексте стандартизации и качества //Стандарты и качество. 2010.  № 11. С.92-93.

14. Статистический сервис I-TIP Goods, размещенного на официальном сайте ВТО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://i-tip.wto.org/goods. (дата обращения: 20.04.2016).