Журнал «Экономические стратегии»





Бизнес-модели технологических решений

DOI: 10.33917/es-3.201.2025.78-85

Мир вступил в период революционных трансформаций, в основе которых лежат в том числе новые технологические, инженерные и информационные решения и основанные на них бизнес-модели.

Источники:

1. Заседание Совета по науке и образованию при Президенте РФ [Электронный ресурс]. Официальный сайт Президента РФ. 2025. 6 февраля. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/76222

2. Вайно А.Э., Кобяков А.А., Сараев В.Н. Образ победы. М.: Институт экономических стратегий РАН, 2012. 140 с.

3. Вайно А.Э., Кобяков А.А., Сараев В.Н. Код рынка // Экономические стратегии. 2011. № 11. С. 94–99.

4. Сараев В.Н. Базовые модели бизнес-оболочки // Петербургский экономический форум / GLOWERS-исследование глобальных сетей, 2011. 20 с.

5. Сараев В.Н., Чудинова И.А. Бизнес-модели инженерных решений / Международный научно-практический инженерный форум «Строим будущее вместе». Москва, 4 марта 2025 г. М.: Российский дом научно-технического сотрудничества.

6. Кузык Б.Н., Агеев А.И., Доброчеев О.В., Куроедов Б.В., Мясоедов Б.А. Россия в пространстве и времени. М.: Институт экономических стратегий РАН, 2004. 335 с.

Ключевые модели для построения стратегий экономики быстрого развития

DOI: 10.33917/es-3.201.2025.86-91

В современном мире проявились фундаментально новые качества. Без их учета невозможно всерьез обсуждать перспективы технологических новаций или проблемы социально-экономического развития. Для анализа и управления в новой реальности (так называемой экономике быстрого развития) нужен адекватный аналитический аппарат. Он должен основываться на простых моделях, связанных с природой ключевых новаций экономики современного мира и эффективных для широкого применения. В статье показывается, что благодаря массовым технологиям разной природы возникает тенденция формирования механизма, обеспечивающего оптимизацию процесса экономического развития. Его действие уменьшает влияние ключевого ограничения экономики быстрого развития, проявляющегося при возрастании интеграции и темпов изменений. Это определяет особенные модели экономики быстрого развития и изменения аналитического аппарата управления принятием решений. Предлагаются ключевые модели для построения стратегий экономики быстрого развития и рассмотрены примеры их применения.

Источники: 

1. Фирстов Ю.П., Нехорошкин Н.И., Пахомов С.В. Особенности стратегий цифровой экономики (экономики быстрого развития). Часть 1 // Сегодня и завтра российской экономики. 2019. С. 82–93.

2. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых мирохозяйственном и технологическом укладах. (Коллекция Изборского клуба). М.: Книжный мир, 2018. 768 с.

3. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2016. 110 с.

4. Хазин М.Л. Воспоминания о будущем. Идеи современной экономики. М.: Пальмира, 2019. 463 с.

5. Гегель [Сайт]. URL: https://www.hegel.ru/

6. Neoeconomika [Сайт]. URL: https://www neoeconomika.ru

Перспективы и риски применения цифровой валюты центрального банка. Последствия для монетарной системы

DOI: 10.33917/es-3.201.2025.92-97

Исследуются особенности цифровых денег как центрального банка, так и частного сектора, как в странах с развитой экономикой, так и с формирующимся рынком. Недавно появившиеся формы электронных денег частного сектора (цифровые монеты, или так называемые криптоактивы), такие как биткойн, привлекли пристальное внимание, потому что используемая базовая технология распределенного реестра обеспечивает децентрализованную проверку, сохраняя при этом функции, аналогичные наличным деньгам.

Между тем некоторые центральные банки изучили потенциальное применение технологии распределенного реестра и выпуск собственных цифровых монет для широкой публики или финансовых учреждений — так называемые инициативы центрального банка по цифровой валюте. За последние 12 месяцев цифровая валюта центральных банков (CBDC) превратилась из отдаленной концепции в ядро повестки дня глобальной экономической политики. Дебаты о CBDC продвинулись в сторону принятия CBDC и его последствий для финансовой системы. Подобные инновации однозначно несут серьезные последствия для монетарной системы как на национальном, так и на глобальном уровне.

Источники:

1. Central bank digital currencies: system design and interoperability [Электронный ресурс]. BIS. URL: https://www.bis.org/publ/othp42_ system_design.pdf

2. Gross J., Schiller J. A model for central bank digital currencies: Do CBDCs disrupt the financial sector? // SSRN Electronic Journal. 2020.

3. Schilling L. Risks Involved with CBDCs: On Cash, Privacy, and Information Centralization [Электронный ресурс]. 2019. URL: https:// papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=3479035

4. Tercero-Lucas D. Central Bank Digital Currencies and Financial Stability in a Modern Monetary System. 2022.

5. Davoodalhosseini S. Central Bank Digital Currency and Monetary Policy // Journal of Economic Dynamics and Control. 2021. 142. 104150. 10.1016/j.jedc.2021.104150

6. Náñez A., Jorge-Vázquez J., Forradellas R. Central Banks Digital Currency: Detection of Optimal Countries for the Implementation of a CBDC and the Implication for Payment Industry Open Innovation // Journal of Open Innovation Technology Market and Complexity. 2021. 7. 10.3390/joitmc7010072

Цифровой двойник предприятия: карты бизнес-способностей и искусственный интеллект в управлении многоотраслевыми экосистемами

DOI: 10.33917/es-3.201.2025.98-101

Рассматривается концепция цифрового двойника предприятия (Enterprise Digital Twin, EDT) как организационно- управленческого механизма на основе бизнес-способностей. Бизнес-способность — это целостная система для выполнения определенного вида деятельности, поведение которой стратегически предопределено уникально и однозначно в масштабах экосистемы, а реализация вариативна, включая процессы, организацию и все виды ресурсов. Предложена методология формирования карты бизнес-способностей с использованием федеративного подхода к интеграции данных и технологий искусственного интеллекта (AI), что обеспечивает высокую адаптивность и прозрачность экосистем. На основе теоретического анализа и апробации в реальных компаниях показана практическая значимость EDT для вертикальной и горизонтальной интеграции корпораций и, соответственно, управления многоотраслевыми экосистемами.

Источники: 

1. Grieves M. Digital Twin: Manufacturing Excellence through Virtual Factory Replication. 2014.

2. Tao F., Zhang H., Liu A., Nee A.Y.C. Digital Twin in Industry: State-of-the-Art. 2019.

3. Ulrich D., Smallwood N. Capitalizing on Capabilities // Harvard Business Review. 2004.

4. Ross J.W., Weill P., Robertson D. Enterprise Architecture as Strategy: Creating a Foundation for Business Execution. 2006.

5. Kairouz P., McMahan H.B., Avent B., Bellet A., Bennis M., Bhagoji A.N., et al. Advances and Open Problems in Federated Learning, 2021.

Процедурно-правовые аспекты выборной кампании РАН: критерии вклада в науку

DOI: 10.33917/es-3.201.2025.110-115

Автор продолжает рассматривать процедурные аспекты выборной кампании РАН — 2025. В представленной статье на первый план выносится соблюдение организаторами выборов демократических процедур и конституционного принципа равноправия кандидатов в члены РАН. Для оценки ценности претендента предлагаются критерии, связанные с его вкладом в науку.

Источники: 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32.

2. Постановление Конституционного суда РФ от 22 июля 2002 г. № 14-П // Вестник Конституционного суда РФ. 2002. № 6.

3. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2014 г. № 589 «Об утверждении устава федерального государственного бюд­жетного учреждения «Российская академия наук» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 27.

4. Выборы-2025 [Электронный ресурс]. Российская академия наук. URL: https://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=10609fec-c5ec-44b2-aa4a-7a8a689f2c6e

5. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раз­дела I части первой Гражданского кодекса Российской Федера­ции» // Бюллетень Верховного суда РФ. 2015. № 8.

6. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О не­коммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3.

7. Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодатель­ные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 39.

8. Постановление Конституционного суда РФ от 29 января 2018 г. № 5-П // Вестник Конституционного суда РФ. 2018. № 3.

9. Сухарев О.С. Лучше меньше да хуже. О выборах и проблемах РАН — 2025 [Электронный ресурс]. YouTube. URL: https://www. youtube.com/watch?v=OytrdEvL_iQ

Мониторинг экономического состояния машиностроительной отрасли России

DOI: 10.33917/es-3.201.2025.122-127

Объектом исследования в данной научной статье является наиболее значимая, технологически развитая отрасль промышленности, находящаяся в сфере деятельности Министерства промышленности и торговли России, а именно машиностроение. Цель написания статьи состоит в системном анализе проблемы обеспечения импортозамещения, технологического обновления и устойчивого функционирования важнейшей отрасли промышленности, а также в том, чтобы определить основные направления ее дальнейшего развития для достижения технологического суверенитета нашей страны в условиях ведения гибридной санкционной войны, объявленной США и недружественными странами. В результате выполнения всестороннего анализа рассмотрены стратегические проблемы и перспективы развития машиностроения как тренда развития отрасли промышленности и экономики РФ в целом.

Источники: 

1. Программа «Цифровая экономика Российской Федера­ции» (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июня 2017 г. № 1632-р [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/ media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7 M0.pdf

2. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 29 февраля 2024 г. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50431

3. Петербургский международный экономический форум. Санкт-Петербург, 4–8 июня 2024 г. [Электронный ресурс]. РИА Новости. URL: https://rio.ru/20240608/putin-2893212072.html

4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ file/d7f5f5dea44bda4c30d42aac04cc1fca/prognoz_socialno_ ekonom_razvitiya_rf_2022-2024.pdf

5. Постановление Правительства Российской Федера­ции от 15 июня 2023 г. № 988 «О внесении изменений в по­становление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 г. № 378» [Электронный ресурс]. Официальное опубли­кование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ document/0001202306150033