Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «бизнес-модель»


Изменение бизнес-моделей в условиях цифровой трансформации мировой экономики

DOI: 10.33917/es-1.175.2021.64-69

Технологические достижения привели к быстрому снижению удельной стоимости обработки данных, что явилось стимулом значительного увеличения использования цифровой информации, которой можно манипулировать с высокой скоростью и низкими предельными издержками. Это изменение облегчило использование и интеграцию цифровых продуктов и транcакций, что обусловило постоянную структурную трансформацию экономики. Цифровые технологии все больше стирают границы между жизнью людей и информационными технологиями, что требует разработки системного подхода к инновационным бизнес-моделям, а пока общая концепция и единая методика системной разработки цифровых бизнес-моделей отсутствует. В настоящей статье обобщены основные подходы к анализу изменений бизнес-моделей под воздействием цифровой трансформации. Последняя привела как к модификации глобальных цепочек создания стоимости, так и к развитию нового типа глобальных цифровых платформ, функционирующих на базе новой системы конкурентных преимуществ

Источники:

1. Tax Challenges Arising from Digitalisation — Interim Report 2018: Inclusive Framework on BEPS, OECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project. Paris: ОECD Publishing, 2018. P. 12.

2. Кириллов В.Н. Роль инновационных факторов в повышении конкурентоспособности российских предприятий // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 6. С. 67–68.

3. Brousseau E., Pénard T. The Economics of Digital Business Models: A Framework for Analyzing the Economics of Platforms // Review of Network Economics. Vol. 6. Issue 2. P. 82.

4. Casalini F., González J.L., Moïsé E. Approaches to market openness in the digital age // OECD Trade Policy Papers. No. 219. Paris: OECD Publishing, 2019. P. 2.

5. OECD market openness principles [Электронный ресурс] // OECD Innovation Policy Platform. 2010. URL: http://www.oecd.org/innovation/policyplatform/48137680.pdf.

6. Romalis J. Market access, Openness and Growth // NBER Working Paper. 2007. No. w13048.

7. Osterwalder A., Pigneur Y. Business model generation: a handbook for visionaries, game changers, and challengers. Wiley, Hoboken, NJ, 2010. 282 p.

Об архитектуре как системном подходе к развитию предприятия при цифровой трансформации бизнеса

DOI: 10.33917/es-7.165.2019.106-117

В статье архитектура предприятия характеризуется как «система систем», охватывающая бизнес-стратегию компании, IT-архитектуру и IT-стратегию и представляющая собой некую многомерную систему взаимосвязей и взаимодействий, управляемых архитектурным процессом и обеспечивающих в совокупности реализацию стратегических целей компании. Показано, что в условиях цифровой трансформации скорость технических и структурных изменений предприятий должна быть крайне высока, иначе организации не смогут осуществить свои стратегии и трансформировать свою структуру и новые конкуренты получат шанс на завоевание определенных позиций. Особого внимания в цифровой среде заслуживают процессы технологических изменений, которые требуют новых организационных возможностей. Раскрыт подход к развитию инновационной бизнес-модели как целенаправленной системы организационных изменений, основанной не столько на инновационных продуктах или процессах, сколько на системном технологическом базисе, характерном для высокотехнологичных предприятий. Показано, что роль и место стратегии в деятельности цифрового предприятия в отличие от предприятий, действующих на технологиях третьего и четвертого поколений, существенно изменяется в силу иной организационной структуры современных компаний, где стратегия неразрывно связана с архитектурой. В этих условиях стратегия выступает как инструмент развития предприятия и реализации его целей. Раскрытие системной концепции АП в целом и является целью настоящей статьи

Источники:

1. Блуммарт Т., Брук С., ван ден. Четвертая промышленная революция и бизнес: Как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. 204 с.

2. Эванс В. Ключевые стратегические инструменты. 88 инструментов, которые должен знать каждый менеджер / Пер. с англ. В.Н. Егорова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 456 с.

3. Пименов В.В., Кудрявцев Г.И. «Архитектура предприятия» — понятийный аппарат: практика использования и перспективы развития в современных условиях // Экономические стратегии. 2017. № 4. С. 146–163.

4. Кудрявцев Д.В., Арзуманян М.Ю. Архитектура предприятия: переход от проектирования IT-инфраструктуры к трансформации бизнеса» // Российский журнал менедж мента —Russian Management Journal. 2017. № 2. С. 193–224.

5. Кудрявцев Г.И., Пименов В.В. Диверсификация промышленности на основе ключевых компетенций предприятий ОПК: Сб. докладов Третьей конференции «Экономический потенциал промышленности на службе оборонно-промышленного комплекса». 24–25 октября 2017 г., Москва. М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2017.

6. Михненко П.А. Теория организации: Учеб. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. 336 с.

7. Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «Янь» информационных технологий предприятия. М.: Интернет-университет информационных технологий, 2013. С. 140.

8. Цифровой бизнес: Учеб. / Под науч. ред. О.В. Китовой. М.: ИНФРА-М, 2018. 418 с.

9. Управление изменениями: Хрестоматия. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. Г.В. Широковой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. 496 с.

10. Кожевина О.В. Управление изменениями: Учеб. пособие. М.: ИНФРА, 2013. 286 с.

11. Ханнан М.Т., Фриман Дж. Структурная инерция и организационные изменения // Управление изменениями: Хрестоматия. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. Г.В. Широковой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб., 2010. С. 2–37.

12. Барнетт У.П., Кэрролл Г.Р. Моделирование внутриорганизационных изменений // Управление изменениями: Хрестоматия. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. Г.В. Широковой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб., 2010. С. 38–63.

13. Beer S. Brain of the Firm [Электронный ресурс] // Псевдология. URL: http://www.pseudology.org/Reklama/Beer_S_Mozg_firmy2.pdf.

14. Гассман О. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов / Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2017. 432 с.

15. Квинт В. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М.: Бизнес-Атлас, 2012. С. 626.

16. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учеб. М.: Гардарики, 2002. 296 с.

17. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. проф. А.П. Градова. СПб.: Специальная литература, 2003.

18. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008. С. 341.

19. Перерва А., Еранов С., Иванов В., Сергеев С. Путь IT-менеджера. Управление проектной средой и IT-проектами. СПб.: Питер, 2016. 320 с.

 

Бизнес-моделирование как технология создания новой деятельности

Номер 5. Бессменное поколение
Бизнес-моделирование как технология создания новой деятельности

В статье проанализированы основные разновидности подходов к процессу бизнес-моделирования и их принципиальные отличия друг от друга. Описаны ситуации, в которых на практике оказались востребованы разработки по этой тематике, такие как привлечение финансового капитала и создание новой деятельности. В частности, изложена взаимосвязь возникновения потребности в бизнес-моделировании с этапами возникновения и развития рынка той или иной продукции.

Концепция организации новой индустриальной платформы

Номер 3. Без пользы, или Невидимая угроза
Концепция организации новой индустриальной платформы

В статье рассматривается одно из возможных направлений проектирования и производства сложной высокотехнологичной продукции за счет реализации концепции создания единой цифровой индустриальной платформы. Становление и развитие парадигмы новой цифровой экономики в России активно обсуждается на всех уровнях государственного управления, способствует глобальному вовлечению большого количества заинтересованных участников, появлению все новых стратегических решений, которые находят свое воплощение в различных формах — от государственных программ до успешных бизнес-моделей на уровне отдельных организаций. Материалы статьи отражают содержание и перспективы развития отраслевых и межотраслевых взаимоотношений на примере реализации программы создания перспективного широкофюзеляжного ближнемагистрального самолета «Фрегат Экоджет».

Разработка прорывных стратегических решений в условиях кризисных изменений внешней среды: логика и алгоритмы

Номер 1. Долгоиграющий выбор
Разработка прорывных стратегических решений в условиях кризисных изменений внешней среды: логика и алгоритмы

Настоящая статья посвящена осмыслению подходов и методов принятия стратегических решений в ситуации нарастания нестабильности внешних условий. Предложен алгоритм разработки прорывных стратегических решений, основанный на диагностике проблемной ситуации, выявлении системных противоречий, разрешение которых позволяет выходить на прорывные стратегические решения и формировать новые бизнес-модели. Показаны методы и типовые приемы поиска таких решений.

Бизнес-модель: история термина и разновидности его понимания

Номер 6. Прогнозы и итоги
Бизнес-модель: история термина и разновидности его понимания

В статье восстановлена история возникновения и развития понятия «бизнес-модель», начиная с 50-х годов прошлого века. Отдельно представлена классификация сформировавшихся на сегодня представлений о термине «бизнес-модель» среди зарубежных теоретиков менеджмента. На основе анализа разновидностей понимания этого термина сформулировано определение, которое передает его принципиальный смысл.