Анализ использования средств Фонда национального благосостояния Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-6.95.2020.94-99

В нестабильных условиях резкого снижения мировых цен на нефть, связанных сокращением спроса на их потребление (в основном из-за КОВИД-19) исследования по формированию, распределению и оценке эффективности использования средств суверенных фондов национального благосостояния государств являются своевременными и актуальными. В статье проведена ​​сравнительная оценка подходов различных государств по использованию средств их суверенных фондов национального благосостояния, проведен анализ источников размещения средств Фонда национального благосостояния РФ за 2015-2019 гг., предложен метод оценки экономической эффективности использования средств Фонда национального благосостояния РФ, основанный на сравнительной оценке уровня его доходности с уровнем доходности зарубежных суверенных фондов.

Источники:

 

1. Курочкина А.С, Клейстер Д.Ю. Фонд национального благосостояния РФ //Научный электронный журнал «Меридиан». 2020. № 2(36). С. 1-9.

2.    Моргунов Е.В. Фонд будущих поколений: сущность и содержание (на примере постоянного фонда Аляски). Тезисы доклада //Вестник ГУУ, Серия «Институциональная экономика». 2002. №3. С.179-186.

3.    Навой А.В., Шалунова Л.И. Резервный фонд и фонд национального благосостояния России в международной системе суверенных фондов //Деньги и кредит. 2014. № 2. С. 26–33.

4.    Назаров В. Спорное благосостояние: во что вкладывать свободные средства ФНБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/opinions/economics/22/08/2019/5d5d2d4d9a79471d5b90bae3?from=materials_on_subject (дата обращения: 20.05.2020).

5.    Панова Г.С. Суверенные фонды Российской Федерации: вопросы формирования, размещения и использования //Вестник финансовой академии. 2008. № 2(46). С. 43-56.

Идеология Римского клуба в комплексе ослабления экономической безопасности и суверенитета России

DOI: 10.33917/mic-6.95.2020.87-93

Идеи Римского клуба как важное основание финансовой, экономической, политической и правовой практики буржуазных элит на мировом уровне в виде реализации мизантропических неомальтузианских концепций в современном мире исследуются в контексте их реализации в постсоветской России; обосновывается ключевая роль идеологии и практики Римского клуба в деятельности российских либеральных элит, в разрушении советского строя, в характере динамики постсоветской России; обосновывается необходимость резкой активизации научных исследований в интересах народов и стран, альтернативных проектным разработкам Римского клуба, как ключевое основание для восстановления экономической безопасности России, ее финансово-экономического суверенитета и разработки проекта будущего мироустройства на основе принципов народной демократии.

Источники:

1. Катасонов В. Деиндустриализация в «научной» упаковке. К юбилею Римского клуба. 15.09.2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tsargrad.tv/articles/de-industrializacija-v-nauchnoj-upakovke-k-jubileju-rimskogo-kluba_158069 (дата обращения: 12.10.2020).

2. Доронин А.И. Бизнес-разведка. 5-е изд-е. М.: Ось-89, 2011.

3. Курносов Ю.В. Аналитика как интеллектуальное оружие. М.: Автор, 2012.

4. Глазьев С.Ю. Концептуальные предложения по практической реализации идеи Большого евразийского партнерства. М., 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasian-sp.ru/wp-content/uploads/2018/10/glazievsu.pdf (дата обращения: 12.10.2020).

5. Селиванов А.И., Старовойтов В.Г., Трошин Д.В. Исследования экономической безопасности России в контексте развития Африки// Экономическая наука современной России. 2019. №4. С.112-125.

Проблемы инвестирования системы здравоохранения

DOI: 10.33917/mic-6.95.2020.78-86

В статье акцентируется внимание на недостатках ресурсного и финансового обеспечения сферы здравоохранения. Показана важность роста объемов социальных инвестиций в здравоохранение РФ. Проанализирована действующая модель инвестирования здравоохранения. Сформулированы основные проблемы инвестирования системы здравоохранения. Предложены направления ее совершенствования и модификации.

Источники:

1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ. [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 29.10.2020).

2. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 г. N 224-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 29.10.2020).

3. Габуева Л.А. Основные подходы к развитию государственно-частного партнерства в региональных программах здравоохранения. / Л.А. Габуева, В.В. Алмазов //Здравоохранение. 2014. № 7. С. 15-17.

4. Ерохина Т.В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации //Текст подготовлен для системы Консультант Плюс, 2008.

5. Кюрджиев      С.П.     Возможные варианты модернизации экономической        модели здравоохранения в РФ / С.П. Кюрджиев, Ф.С. Бова // Наука и образование; хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление; Южно-Российский Институт – филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. 2011. Вып. №9. С. 87 – 92.

6. Позднякова СВ, Какушкина М.А. О развитии государственно-частного партнерства в здравоохранении. Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации  «Российский союз молодых ученых» (Тамбов). 2016. № 5. С. 183-195.

Экономика и инновации: диалектика взаимозависимости

DOI: 10.33917/mic-6.95.2020.62-77

В статье предпринята попытка анализа воздействия общеэкономической ситуации в народном хозяйстве России на инновационное развитие промышленности. Показано влияние инноваций на развитие промышленного производства. Даны этапы инновационного развития в современной России. Рассмотрены причины, сдерживающие инновационную деятельность. Проанализирована роль государства в стимулировании инноваций. Отмечено наличие частной и бюджетной составляющих как качественного отличия современной российской экономики. Сделан вывод о необходимости совершенствования системы организации управления инновационными процессами.

Источники:

1. Климова Л.А. Инновационное развитие предприятия: [монография]. Могилев: Белорус.- Рос. ун-т, 2017.  215 с.

2. Горемыкин В.А., Бронникова Т.С. Основные направления инновационного развития промышленности. М.: Русайнс, 2020. 288 с.

3. Ефимычев Ю.И., Трофимов О.В. Концептуальные основы стратегии инновационного развития промышленных предприятий: Монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2010. 273 с.

4. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004. 444 с.

5. Комков Н.И. Инновационная экономика: энциклопедический словарь-справочник /Комков Н. И., Селин В. С., Цукерман В. А.; Российская акад. наук, Ин-т народнохозяйственного прогнозирования; науч. рук.: В. В. Ивантер, В. И. Суслов. М.: МАКС Пресс, 2012. 542 с.

6. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2009. 432 с.

7. Фролов И.Э. Инновации как процесс движения капитала и ключевой фактор модернизации экономики России // Финансы и кредит. 2013. № 7 (535). с. 18-30.

8. Freeman C. Technology Policy and Economic Performance: Lessons from Japan. London, Pinter Publishers, 1987.

9. Lundvall B.A. Product Innovation and UserProducer Interaction. Aalborg University Press, 1985.

Перспективы межтопливной конкуренции для производства тепловой энергии в арктических районах Республики Саха (Якутия)

DOI: 10.33917/mic-6.95.2020.56-61

Надежное и бесперебойное обеспечение энергоресурсами арктических территорий Российской Федерации в экстремально суровых климатических условиях Севера является первостепенной государственной задачей органов государственной власти каждого уровня. Поэтому необходим анализ факторов, определяющих приоритетный спрос на энергоресурсы, которые имеют наибольшую эффективность их использования. В результате проведенного анализа использования традиционных видов первичных энергоресурсов таких, как уголь, сырая нефть, дизельное топливо и газовый конденсат на предприятиях электро- и теплоэнергетики арктических районов Республики Саха (Якутия) выявлена межтопливная конкурентоспособность. Проведены расчеты энергетической и экологической эффективности использования альтернативного топлива – сжиженного природного газа (СПГ) вместо сложившихся традиционных видов топлива для котельных арктических районов республики. Предложены методы оценки энергетической и экологической оценки эффективности замещения традиционных видов топлива сжиженным природным газом для производства тепловой энергии на предприятиях теплоэнергетики в арктических районах Республики Саха (Якутия), которые универсальны для применения в каждом регионе с локальным теплоснабжением ее территорий.

Источники:

1.Гаркушина С.В. Оценка эффективности использования альтернативных видов моторного топлива на транспорте в регионе //Вестник ВолГУ. Серия 3. Экономика. Экология.­ 2008.­ № 1. (12)­ С. 138­-142. 

2. Каравайков В.М., Гаркушина С.В. Комплексная оценка эколого-экономической эффективности использования альтернативного моторного топлива в регионе// Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 3. (96). С. 9-14.

Расчеты в национальных валютах между Китаем и Россией в постпандемийную эпоху: современное состояние, вызовы и перспективы. Часть I

DOI: 10.33917/es-8.174.2020.6-15

Статья посвящена актуальным вопросам дедолларизации в рамках глобального и межстранового сотрудничества (на примере китайско-российских отношений). Основная цель исследования — выявление вызовов и угроз для использования юаня и рубля во взаимных и международных расчетах, а также разработка инструментов и механизмов стимулирования процессов дедолларизации в Евразийском регионе и в мире в целом. Во-первых, в статье определяются ключевые негативные факторы, влияющие на развитие финансово-экономической системы и усиливающие турбулентность внутри нее. Во-вторых, анализируется история расчетов в национальных валютах между Китаем и Россией и выделяются ее этапы. В-третьих,  выявляются процессы, препятствующие успешному развитию дедолларизации (данные задачи решаются в первой части работы). Наконец, предлагаются практические рекомендации по интенсификации расчетов в национальных валютах КНР и РФ и содействию в построении нового мирового экономического порядка (часть вторая).

Источники:

 

1. Кузнецов А.В. Наднациональное валютное регулирование: теоретические и практические подходы // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. Вып. 4. С. 193.

2. 孙少岩、马玥竹:《浅析中俄跨境人民币结算》,《吉林金融研究》,2014年第12期,第50-51页。

3. 黄琨:《边境贸易中结算问题研究——以中俄边境贸易中的结算问题为例》,《现代商贸工业》,2008年第5期,第191页。

4. Соглашение между Центральным банком Российской Федерации и Народным банком Китая о межбанковских расчетах в торговле в приграничных районах (заключено в г. Шанхае 22 августа 2002 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=47054#09166608939314935.

5. 李中海:《卢布国际化战略评析 一兼论中俄贸易本币结算宰》,《俄罗斯研究》,2011年第4期,第100页。

Влияние торговой войны между США и Китаем на внешнеэкономическую деятельность ЕАЭС. Промежуточные итоги и перспективы

DOI: 10.33917/es-8.174.2020.16-25

В статье анализируются причины торговой войны между США и Китаем, в частности рассматриваются проблемы дальнейшей глобализации мировых экономических отношений, разнонаправленные векторы развития двух государств в последние десятилетия, а также диспропорции торгового баланса. Дается статистическая оценка результатов торговой войны, выраженная в изменениях структуры торговых отношений США и Китая, а также динамика их импорта из стран ЕАЭС. На основе статистических данных делается вывод об экономических перспективах ЕАЭС компенсировать отдельные выпадающие в ходе торговой войны продуктовые группы на китайском и американском рынках, а также даются общие рекомендации по выстраиванию внешнеэкономической стратегии ЕАЭС с учетом текущих глобальных изменений

Источники:

 

1. Олейников А.А. Политическая экономия национального хозяйства / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской

цивилизации, 2010. 1184 с.

2. База данных Всемирной торговой организации (WTO) [Электронный ресурс] // WTO Data. URL: https://data.wto.org.

3. ВТО спрогнозировала падение объема мировой торговли в 2020 году на уровне до 32% [Электронный ресурс] // Интерфакс. 2020. 8 апреля. URL: https://www.interfax.ru/business/703188.

4. База данных Международного торгового центра (ITC)

[Электронный ресурс] // Trade Map. URL: https://www.trademap.org/

5. База данных Всемирного банка [Электронный ресурс] // World Bank Open Data. URL: https://data.worldbank.org.

6. Трамп подписал указы по защите производителей и возврату рабочих мест [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2017. 31 марта. URL: https://ria.ru/20170331/1491248426.html.

7. Виноградов А.О., Заклепенко А.Ю., Сафронова Е.И. США, Китай и ВТО: последствия американо-китайского торгового конфликта для мировой торговли // Китай в мировой и региональной политике (История и современность) / Отв. ред. сост. Е.И. Сафронова. М.: РАН, Ин-т Дальнего Востока, 2019. 416 с.

Социальные сети, их базовые факторы, а также роль в обществе и государстве в условиях цифровой трансформации

DOI: 10.33917/es-8.174.2020.26-35

Общество исторически связано с государством, которое играет роль института власти и управления. Главная задача государства — жизнеобеспечение, выживание, развитие общества и  суверенитет страны. Основным механизмом, который государство использует для реализации указанных функций, являются естественные социальные сети. Они пронизывают каждую ячейку общества, все элементы страны и ее территорию. При этом они могут иметь центр управления или действовать по принципу самоорганизации (сетецентризм). Сеть — это универсальная природная технология со статусом категории в науке. В работе описаны пять базовых факторов любой социальной сети, в частности государственной, а также то, что отличает соцсеть от других организационных моделей общества. Соцсети государства опираются на коммуникационные, транспортные и прочие сети страны, являясь механизмом реализации единой стратегии и плана. Однако появление других сильных сетевых центров конкуренции государственной власти с неизбежностью приводит к проблемам — социальным конфликтам и даже катастрофам в обществе по причине разрушения существующих социальных институтов. В работе указаны основные ловушки с использованием альтернативных соцсетей, разрушающих основы государства и других социальных институтов, что приводит к потере суверенитета, а то и к полному развалу страны.

Источники:

1. McCarthy C. Facebook: One Social Graph to Rule Them All?

CBS Interactive Inc., 2010.

2. Кристакис Н., Фаулер Дж. Связанные одной сетью: как на нас влияют люди, которых мы никогда не видели. М.: Юнайтед Пресс, 2011. 361 с.

3. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 304 с.

4. Семенов Ю.И. Введение во всемирную историю. Вып. 2. История первобытного общества. М.: МФТИ, 1998. 192 с.

Институциональные барьеры внедрения инноваций при реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

DOI: 10.33917/es-8.174.2020.36-43

Исследование институциональной среды позволяет в эпоху высокой неопределенности выявить закономерности, препятствующие изменениям, проведение которых в настоящий момент определяет не только показатели эффективности, но и является залогом выживания. На основе анализа текущего состояния развития цифровой экономики в РФ с учетом событий первой половины 2020 г., а также подходов к организации и показателей выполнения национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» выдвинуты предположения относительно основных составляющих институциональной среды цифровой трансформации. Были сопоставлены институциональные барьеры, препятствующие экономическому росту в результате повышения информатизации процессов. Основной причиной образования институциональных барьеров считается низкая скорость реагирования, запаздывание преобразования институциональной среды относительно уклада, обеспечивающего достижения максимального положительного эффекта использования цифровых технологий

Источники:

1. Число перешедших на «удаленку» россиян выросло почти в пять раз [Электроннный ресурс] // РКБ. 2020. 14 апреля. URL: https://www.rbc.ru/society/14/04/2020/5e94bb939a7947d83b0436cd.

2. Цифровая Россия: новая реальность [Электронный ресурс] // McKinsey & Company. 2017. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/locations/europe%20and%20middle%20east/russia/our%20insights/digital%20russia/digitalrussia-report.ashx.

3. Цифровая активность предприятий обрабатывающей промышленности в 2019 г. [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. 2020. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/333003484.

4. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Цифровая экономика: 2020: Краткий статистич. сб., Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020.