Страница автора: Райков Александр Николаевич

Райков Александр Николаевич — доктор технических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Все публикации ИзданияСтатьи



Информационные системы управления в чрезвычайных ситуациях

Номер 2. Ставка на прорыв
Информационные системы управления в чрезвычайных ситуациях

Проанализированы возможности формирования интеллектуальной цифровой инфраструктуры управления экономикой страны в особых условиях: глобальных бедствий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. Оценен опыт создания больших информационных систем управления экономикой страны в особый период. Предложен конвергентный подход к созданию требуемой системы для поддержки управления. Показано, что в указанных условиях высокую эффективность управления можно обеспечить на основе специальной поддержки процессов самоорганизации и антиколлапсной самонастраивающейся интеграции сегментов информационных систем и интеллектуальных сервисов, адаптируемых к условиям известного, предсказуемого и неизвестного характера. При этом интеграция сетевых инфраструктур предполагает распределенную обработку и хранение данных на основе взаимодействия и объединения различных сетевых сред, что позволяет обеспечить недостижимую ранее надежность, устойчивость и восстанавливаемость управления экономикой.

Ловушки для искусственного интеллекта

Номер 6. Прогнозы и итоги
Ловушки для искусственного интеллекта

Путь развития искусственного интеллекта в XXI в. в контексте становления новых технологических укладов и постнеклассической парадигмы управления можно спрогнозировать с учетом анализа его многоликой и тернистой исторической ретроспективы. Этот путь, естественно, не гарантирован от неожиданных ловушек. Вместе с тем их можно избежать, найдя новые решения в малознакомых пространствах для моделирования, взяв за основу иные подходы к решению сложных задач и семантической интерпретации данных, синтезировав под эти новации пока еще неведомые на Земле материалы для компьютерной памяти и процессоров.

Интеллектуальные технологии организации финансового мониторинга и контроля при реализации госзакупок

Номер 1. Теодицея будущего
Интеллектуальные технологии организации финансового мониторинга и контроля при реализации госзакупок

В статье рассматривается интеллектуальная информационно-аналитическая технология, реализуемая в процессах госзакупок и в системах бюджетной поддержки экономики (субсидии, государственные гарантии, бюджетные инвестиции) и основанная на возможностях семантического анализа электронного контента при размещении и выполнении госзаказа и подключения средств коллективного интеллекта. Анализ включает сопоставление индивидуальных данных компаний, участвующих в кооперации при выполнении госконтрактов через электронные торговые площадки (ЭТП), с динамикой трансакций движения финансовых средств. При этом используется механизм управления знаниями, основанный на ретроспективе выполнения аналогичных госконтрактов, и сетевой экспертизы. При анализе выделяются показатели, характеризующие цепочки связей в отношении движения финансовых средств, осуществляется финансовый аудит и мониторинг. Аналитические сервисы интегрируются с мониторинговыми сервисами, реализуемыми коммерческими банками, которые осуществляют сопровождение контракта, и Росфинмониторингом. Рассматриваемая интеллектуальная технология предлагается как составная часть технологий снижения рисков, связанных с нецелевым и неэффективным использованием бюджетных средств, особенно в сфере исполнения заданий государственного оборонного заказа.

Формирование общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС: фундамент союзного островка стабильности в бушующем мировом океане глобальных спекуляций

Номер 5-6. Пять сценариев на век
Формирование общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС: фундамент союзного островка стабильности в бушующем мировом океане глобальных спекуляций

Обвальное падение цен на мировых рынках нефти во второй половине 2014 г. нанесло экономике России значительный ущерб. Стало ясно, что необходимо что-то делать. В статье сформулированы основные направления и организационная модель формирования системы рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Фактически с учетом важности поступлений в бюджет и корпоративных доходов от продаж нефти и нефтепродуктов (включая взаимосвязь с курсами национальных валют) речь идет об обеспечении через совместное регулирование союзных нефтяных рынков государствами — членами ЕАЭС национальной безопасности дружественных стран. Система рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС (а в перспективе общий рынок нефти и нефтепродуктов ЕАЭС) — это не только механизм управления оборотом какой-то товарной массы, но одновременно инструмент поддержания курса национальной валюты, объемов золотовалютных резервов, реализации социальных программ, а значит, залог социально-политической устойчивости.

Стратегическое конструирование мировых товарных рынков: уроки обрушения цен на нефть для России

Номер 2. Инерция либеральной лени
Стратегическое конструирование мировых товарных рынков: уроки обрушения цен на нефть для России

Операционным результатом стратегии, реализуемой политико-экономическими кланами США, которые привели к власти нынешнего президента Барака Обаму и контролируют большинство современных политических лидеров европейских стран, влияют на будущее мировой экономики и экономики России в 2015–2016 гг., является манипулятивное оперирование мировыми ценами на нефть. Такая стратегия призвана сформировать новый экономический и политический расклад сил на мировой арене через попытку изъять накопленные финансово-экономические ресурсы ряда нефтеэкспортирующих стран и сфокусировать кратко- и среднесрочный тренд стимулирования антикризисного развития экономик развитых стран Запада, опирающихся на усиление эксплуатации природных и индустриальных ресурсов, прежде всего России, на неэквивалентной экономической компенсации за поставляемые энергетические ресурсы. Одновременно имеет место попытка «расшатать» не нравящиеся Западу политические режимы, включая Россию. Из сложившейся ситуации России необходимо сделать адекватные выводы для политики поддержания национального экономического суверенитета в ХХI в.

Ситуационный центр для управления космической промышленностью

Номер 5. Космос как НАКАЗание
Ситуационный центр для управления космической промышленностью

Важность задач, решаемых в российской космической промышленности, обусловливает применение самого современного инструментария управления. Отраслевой ситуационный центр позволяет обеспечить высокий уровень конкурентоспособности космической промышленности, устойчивость развития и целостный охват проблемных ситуаций при принятии командных решений. В работе рассматриваются его отличительные особенности в системе распределенных ситуационных центров.

Когнитивное программирование

Номер 4. Зачем это нужно?
Когнитивное программирование

Построение будущего характеризуется умопостижением пути, обратным способом решения управленческих задач, весомостью учета скрытых факторов, неустойчивостью и плохой сходимостью процессов продвижения к целям. В настоящей работе предлагается когнитивный механизм поддержки планирования будущего с обеспечением его семантической интерпретации и сохранением целостности. Это обеспечивает ускорение и повышение качества прогнозов, планирования и действия.

Вихри глобальных рисков и стратегия развития России. О стратегических направлениях развития IT-индустрии в России

Номер 3. Чаяние Света

9 декабря 2010 года в Российской академии наук прошла десятая юбилейная сессия Глобального стратегического форума на тему «Вихри глобальных рисков и стратегия развития России». В ходе второго блока Форума лидеры российского IT-сектора представили доклад «О стратегических направлениях развития IT-индустрии в России», подготовленный рабочей группой в рамках Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) при участии Института экономических стратегий.