Россия | Институт экономических стратегий

Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Россия»


Криптовалюты, рынки и институты

Номер 1. Горизонт событий
Криптовалюты, рынки и институты

Криптовалюты становятся одним из ключевых факторов конкурентоспособности крупных игроков на национальных и мировых валютно-финансовых рынках. Биткоин фактически уже стал одной из мировых валют. Представления государственных регуляторов о децентрализованности и автономности криптовалют создают все большие риски валютно-финансовых коллапсов вследствие манипулятивных игр и валютных атак международных спекулятивных групп. Реальные бенефициары волатильности криптовалют, как правило, остаются за пределами зоны наблюдаемости мирового сообщества. Тенденции развития криптовалют как все более важного элемента мировых валютно-финансовых рынков определили для нашей страны необходимость сформировать механизм планирования и координирования денежно-кредитной и валютной политики государств — членов ЕАЭС с согласованным курсом единой электронной валюты, сроком и условиями (зонами и т.п.) обращения с использованием принципов формирования прозрачной и унифицированной организационной структуры финансовых институтов и рынков в рамках ЕАЭС.

Трансазийский геопроект транспортного конкурентного преимущества России на море и на суше

Номер 1. Горизонт событий
Трансазийский геопроект транспортного конкурентного преимущества России на море и на суше

Трансазийский геопроект транспортного превосходства России на море и на суше предлагается рассматривать как глобальное противодействие России угрозам адекватно времени и пространству. Его деловое содержание целеориентировано на преобразование Евразии «мягкой силой»: строительством объектов, которые позволят улучшить качество жизни населения России и сотрудничающих с ней стран. В статье сформулированы подходы к организации «генеральной уборки» территории сотрудничества исторически дружественных стран Срединной Евразии. Суть благоустройства территории между Карским морем и Персидским заливом инновационной транспортной инфраструктурой заключается в обеспечении преимущества России на море и на континенте, расширении экономического пространства. Это открывает стабильный источник обретения масштабных выгод и преимуществ россиян и страны в целом на долгие годы. Без Трансазийского коридора развития процветание ЕАЭС, ШОС и БРИКС будет неполноценным.

Перспективы формирования Большого евразийского партнерства: интересы России и других стран — членов Евразийского экономического союза

Номер 8. Новогодние силы
Перспективы формирования Большого евразийского партнерства: интересы России и других стран — членов Евразийского экономического союза

В статье рассмотрены актуальные экономические интересы России и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в процессе формирования Большого евразийского партнерства (БЕП) в условиях современных вызовов. Предложен подход к реализации этих интересов на основе анализа выгод и рисков.

Формирование российского кластера транспортно-транзитных и топливно-энергетических коридоров Евразии, интегрированного с китайским Экономическим поясом Шелкового пути

Номер 8. Новогодние силы
Формирование российского кластера транспортно-транзитных и топливно-энергетических коридоров Евразии, интегрированного с китайским Экономическим поясом Шелкового пути

Статья посвящена формированию российского кластера транспортно-транзитных и топливно-энергетических коридоров Евразии как российского встречного партнерского проекта, интегрированного с китайским Экономическим поясом Шелкового пути. Обоснована необходимость создания Евразийского распределенного мегахаба, ориентированного на консолидированное управление для использования транспортно-транзитной и топливно-энергетической инфраструктуры России и других государств — участников ЕАЭС, комбинированно сопряженной с аналогичной китайской инфраструктурой. Технологической базой такого проекта является инфраструктура производства и транспортировки топливно-энергетических, сырьевых, продовольственных и иных ресурсов и оказания логистических и других услуг в структуре инфраструктурно-транспортных направлений (коридоров) «Китай — Россия — Европа» и «Россия — Китай — Азия». Предлагается смена бизнес-позиционирования России при взаимодействии с Китаем для ее встраивания как ключевого оператора в структуру оказания транспортно-транзитных услуг и поставок топливно-энергетических ресурсов в Европе и Азии. На этой основе возможно формирование механизмов как координации торговли продукцией и ресурсами, так и согласования в обоюдных интересах между Россией и Китаем различных технологических, экономических, информационных и иных аспектов, обеспечивающих синхронизацию процессов оказания транспортно-транзитных услуг и энергоснабжения потребителей в различных территориальных зонах национальных экономик стран Европы и Азии.

Forming the Russian Cluster of Transport-Transit and Fuel-Energy Corridors of Eurasia, Integrated with the Chinese Economic Belt of the Silk Road

Трансформация механизмов управления ТЭК России для снижения рисков и угроз: Кремль-2018 в условиях сложной экономической реальности

Номер 6. Обаяние недосягаемых вершин
Трансформация механизмов управления ТЭК России для снижения рисков и угроз: Кремль-2018 в условиях сложной экономической реальности

Целью статьи является обоснование направлений трансформации механизмов управления ТЭК России для устранения рисков и угроз национальным экономическим интересам нашей страны, проявившихся в период падения цен на нефть и введения антироссийских экономических и политических санкций. Предлагаются подходы к обоснованию путей защиты экономических интересов России в отношении ТЭК России, включая концентрацию в руках государства управления экспортными потоками топливно-энергетических ресурсов (такими как направления поставок, объемы добычи, транспортировка, а также определение условий расчетов; межкорпоративная координация мер по развитию, реконструкции и модернизации топливно-энергетической инфраструктуры; формирование качественно новой инфраструктуры оптовых и розничных рынков топливно-энергетических ресурсов (ТЭР); переход к компоновке за рубежом механизма энергоузлового управления в отношении поставок и транспортировки российских ТЭР; уточнение мер координации и работы центров прибыли, корпоративных финансовых центров, центров концентрации владения имущественными и финансовыми активами и управления ими в отношении крупных энергетических корпораций России, в том числе их ДЗО за рубежом и др. Рассматриваемая технология предлагается как составная часть технологий управления отраслями российской экономики применительно к возможным экономическим флуктуациям мировой экономики в условиях существенных перемен, связанных с новыми политическими реалиями в США, ЕС и пр.

Азиатское энергокольцо — формирование на основе единой энергосистемы России объединенного энергоинфраструктурного каркаса для кластера ключевых стран Восточной Азии

Номер 5. Цифровая ажиотация
Азиатское энергокольцо — формирование на основе единой энергосистемы России объединенного энергоинфраструктурного каркаса для кластера ключевых стран Восточной Азии

Азиатское энергокольцо — объединение энергосистем России, Южной Кореи, Китая и Японии — позволяет осуществить российский энергоинфраструктурный прорыв в механизм перераспределения мировой добавленной стоимости на базе российского формата развития восточно-азиатской энергосистемы ХХI в. Технологической основой синхронизации энергоснабжения в рамках Азиатского энергокольца является опыт СССР и России по формированию и функционированию сверхбольших энергосистем — путь от Единой энергосистемы России (ЕЭС России) к Единой энергосистеме Восточной Азии. В рамках Азиатского энергокольца Россия становится стратегическим энергогарантом — гарантом поставок пакета российских топливно-энергетических ресурсов (электроэнергии и других ТЭР: нефти, газа, угля и пр.), обеспечивающим базовые энергофакторы конкурентоспособности товаропроизводителей кластера ключевых стран Восточной Азии в условиях глобальной финансовой турбулентности и попыток атлантического манипулирования мировыми рынками. Авторами предлагается формирование на основе Азиатского энергокольца нового международного странового кластера, аналогичного БРИКС или ШОС, на базе согласования экономико-энергетических параметров сотрудничества России, Южной Кореи, Китая, Японии — РЮККЯ.

Международные энергохабы: новая стратегическая модель интеграции российских энергокомпаний в мировую экономику

Номер 4. Памятник до неба
Международные энергохабы: новая стратегическая модель интеграции российских энергокомпаний в мировую экономику

Одной из важнейших целей политических и экономических санкций, применяемых к России в посткрымский период, является попытка перехвата западными геостратегическими игроками товарных и финансовых потоков между Россией и странами-импортерами энергосырьевых ресурсов российского или транзитного происхождения. Эти потоки лежат в основе экономического, политического и социального благополучия России. В условиях крайне серьезного изменения внешнеэкономических условий деятельности российских энергосырьевых компаний необходима срочная выработка новой стратегии их интеграции в мировую экономику. Такая стратегия должна опираться на организационную модель пространственно-потоковой компоновки и взаимодействия российских энергокомпаний, которую наиболее эффективно можно было бы реализовать на основе концепции формирования за рубежом энергетических хабов как своего рода энергоинфраструктурных узлов, объединяющих различные бизнес-профили деятельности российских экономических агентов.

Восстановление экономики Сирии: формирование российского инфраструктурного ядра в ближневосточном узле мировых стратегических проектов

Номер 1. Долгоиграющий выбор
Восстановление экономики Сирии: формирование российского инфраструктурного ядра в ближневосточном узле мировых стратегических проектов

Российская стратегия по оказанию содействия законному руководству Сирии в борьбе с террористическими формированиями продемонстрировала наступление качественно нового этапа: не только США, но и Россия теперь может восстанавливать закон и порядок в наиболее важных регионах мира. Следующим этапом возвращения роли и признанного статуса великой державы для России является организация успешного восстановления разрушенной террористической войной экономики Сирии в условиях критической ограниченности сирийских национальных ресурсов на эти цели. Для этого необходима разработка и реализация российского аналога плана Маршалла. Предлагается концентрация российской экономической помощи и инвестиций на наиболее перспективных для российских и сирийских интересов направлениях развития сирийской инфраструктуры с ключевым положением объектов, восстановленных или созданных с российским участием. Базовый императив здесь — отработка в Сирии новой модели реализации российских возможностей в ключевых секторах (узлах) осуществления мировых стратегических проектов как нового формата развития Ближнего Востока.

Большое евразийское партнерство: проект, встречный Транстихоокеанскому партнерству

Номер 6. Прогнозы и итоги
Большое евразийское партнерство: проект, встречный Транстихоокеанскому партнерству

В условиях, когда США реализуют глобальный геоэкономический проект (Транстихоокеанское партнерство и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство), призванный коренным образом переформатировать зоны стратегического влияния в мировой экономике, необходима новая управленческая модель, встречный российский проект (Большое евразийское партнерство) с опорой на топливно-энергетическую и транспортно-логистическую инфраструктуру на базе сотрудничества государств — участников ЕАЭС. Большое евразийское партнерство должно быть нацелено на глобализационно-стратегическую трансформацию постсоветской экономической интеграции и сотрудничества для расширения сфер извлечения прибыли и наращивания добавленной стоимости, получаемой компаниями ЕАЭС на доступных рынках стран Европы и Азии.

Изменение стратегии оперирования долларом: запуск США нового кредитно-инвестиционного цикла во взаимосвязи с валютными войнами

Номер 3. Вопрос о таргетах
Изменение стратегии оперирования долларом: запуск США нового кредитно-инвестиционного цикла во взаимосвязи с валютными войнами

Одним из наиболее важных конкурентных преимуществ США является умение проводить многоходовые стратегические финансовые операции, позволяющие экспортировать возникающие кризисные явления за пределы американской экономики, обеспечивая устойчивость собственного развития. Основой этих операций являются организационные механизмы финансово-экономического балансирования экономики США. С их помощью реализуется логическая цепочка глобальных управленческих итераций «формирование денежной массы в валюте долларов США» → «манипулирование объемами и направлениями финансовых потоков в форме реальных долларов (наличные и безналичные) и в форме производных финансовых инструментов (деривативы и пр.)» → «возможность переведения Соединенными Штатами мировых кризисов в формат поэтапных стратегических финансовых операций в американских интересах».