Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Ноосфера»


Энергетика процесса сапиентации

Номер 7. Связанное пространство
Энергетика процесса сапиентации

Изучена возможность учета фактора разумности человека в анализе глобальных проблем демографии и энергетики. Для этого использованы аналоги химической кинетики и представление о сообществах людей как об открытой термодинамической системе. Демографию сапиентации подразделили на две условные энергетические зоны — северную и южную, различающиеся климатическими и геофизическими условиями. Процесс сапиентации формализовали, соотнеся число творческих и образованных людей с количеством внешней энергии, преобразуемой ими в новую ценную информацию. Кинетику сапиентации смоделировали, дополнив формализм акта рождения человека этапом его обучения, требующим привлечения не менее одного учителя из числа образованных людей. Кинетическое уравнение второго порядка, описывающее рост равночисленной популяции мужчин и женщин репродуктивного возраста, преобразовали в уравнение третьего и выше порядков. Стационарное решение этих уравнений определяет оптимальную демографию для устойчивого ноосферного развития популяци в соответствии с ее индексом образования. Предложены реальные и перспективные пути решения демографической и энергетической проблем.

Новая экономическая реальность: онтос и гнозис (философические реминисценции)

Номер 4. Памятник до неба
Новая экономическая реальность: онтос и гнозис (философические реминисценции)

Приводится оригинальная трактовка экономики вообще и новой, характерной для современности, экономической реальности, чреватой большими переменами вплоть до трансгрессии экономики в постэкономику, или техномику. Экономика рассматривается как стоимостный (оденеженный) феномен деятельного сознания, в сфере которого она и реализуется, принимая особую цифровую (денежную) выраженность. В основе экономической организации лежит творящий хаос, из которого постоянно рождается благодаря действию синергетического аттрактора — сознания — некий экономический порядок — хаосмос, преодолевающий изначальный хаос и не доходящий до устойчивого — космического образа — порядка. Экономика хронически переменчива как в сторону роста и развития, так и в сторону упадка и стагнации. Негэнтропия здесь сочетается с энтропией, в чем как раз и выражается апокалиптика экономики. Кризис — нормальная для экономики аномалия. Всеобщая экономическая самоорганизация, или самоуправление, непременно дополняется волевой селективной организацией, или управлением (разнообразным дирижизмом). В целом организация экономики не только многообразна, но и заметно масштабнее собственно экономики — она обязательно дополняется внешней относительно собственно экономики организацией, по сути и по преимуществу как раз неэкономической (институциональной, правовой, государственной, политической). Управленческая экология экономики предполагает учет дирижизмом важности экономического самоуправления: управлять экономикой можно, но на базе и в ходе ее самоуправления, непременно сочетающегося с экономической свободой. Тотальное внедрение технических счетно-аналитико-решающих устройств в экономические процессы создает возможность не только роста управленческой эффективности в экономике, но и замены собственно экономической организации (хомосоциально-стоимостной) неэкономической организацией — технотронной, а самой экономики — техномикой. Отсюда и вероятность трансгрессивной революции в экономике, а затем и в обществе. В настоящее же время экономика, переживающая всеобщий качественно-организационный кризис, готовится трансформироваться из моноцентроглобальной в полицентроинтеграционную с завершением доминирования в мировой экономике доллара, Уолл-стрит, США, Запада.

О материалистической концепции механизма открытий. Внутри и вне мозга

Номер 8. Репертуар властвования
О материалистической концепции механизма открытий. Внутри и вне мозга

Модель открытий, содержащая информацию из будущего, противоречит «стреле времени», если система открыта, или невозможности самопроизвольного понижения в ней энтропии, если она закрыта (замкнута). Лучшие представители науки, отстаивающие материалистическую концепцию творчества, упираются в барьер, по другую сторону которого их уже ждут религиозные философы.